СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентции у младших шольников. часть 4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведу пример нескольких упражнений над выразительностью речи.

Упражнение 1.

Медленно-медленно-быстро.

Первый раз прочитайте скороговорку медленно, второй раз – быстрее, третий раз – очень быстро.

Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

Упражнение 2.

Тихо-громко.

Первый раз прочитайте стишок тихо, второй раз громче, третий раз очень громко.

Гусь гнездо своё чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

Упражнение 3.

Читаем с разной интонацией.

Сообщая новость

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Удивлённо

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

Все эти упражнения направлены на развитие умений и навыков использования в процессе чтения разнообразных средств выразительности, отражающих смысл текста и его эмоциональную окраску.

Средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются в упражнениях по технике речи. Сюда входят упражнения на дыхание, отработку дикции и владение голосом.

Например:

Чтобы научиться читать выразительно, необходимо правильно дышать.

«Покатился карандаш».

Присядь на корточки около стола, положи перед собой карандаш и подуй на него так, чтобы он покатился.

«На одном вдохе».

На одном вдохе прочитай гласные.

И → Э → А → О → У →Ы

К каждому гласному звуку прибавь любой согласный звук и прочитай на одном выдохе.

Упражнения сначала выполняются под руководством учителя, а затем можно предложить учащимся выполнять их самостоятельно.

Учащиеся III - IV классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Воображение этих учащихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. У учащихся, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание автору, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора.

Для обогащения субъективного опыта учащегося применяются следующие приёмы анализа литературного произведения.

· Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный).

· Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Для реализации этих приёмов следует применить технологию деятельностного метода, которая позволяет на уроках по разным учебным дисциплинам включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий.

· Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера. Восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации. Критическое осмысление текстов.

· Рассказ от имени героев (речевое развитие).

· Работа с иллюстрациями к произведению.

· Театрализация.

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения я применяю задания следующих видов:

· Комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки)

· Литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности): знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях

· Тесты по изученному произведению, теме, разделу

· Тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного

· Диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности

· Комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия)

· Итоговые тесты (вид комплексной разноуровневой контрольной работы) · Контрольные работы для проверки умений работать с книгой

«Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение».

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

08.02.2019 14:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!