СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентции у младших шольников. часть 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовительный этап.

Это этап обучения детей читательской азбуке. На нём дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

Формирование интереса к чтению книг идет во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

  1. Речевая разминка (чистоговорки, скороговорки).
  2. Анаграммы (методика развития техники чтения по системе В. Б. Эдигей).
  3. Жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе И. Т. Федоренко.
  4. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

  • «Цепочки слов»,
  • «Слог и слово»,
  • «Кто больше?»,
  • «Задом наперёд»;
  • «Подскажи словечко».

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:

  • наглядные пособия;
  • демонстрационные картины;
  • учебные таблицы,
  • иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
  • книги;
  • электронные презентации.

Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму:

  • показ учащимся книги, которую предстоит читать;
  • подготовка детей к восприятию избранного произведения;
  • чтение учителем этого произведения вслух;
  • рекомендации к самостоятельной работе дома.

На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей.

В ходе бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.

На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависит от взрослого читателя.

Начальный этап.

Второй этап формирования читательской компетентности посвящён активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности.

На каждом занятии начального этапа в качестве учебного материала выступает не одна, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении.

Структура занятия меняется, т.к. выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг, и тренироваться в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги. Структура занятия на начальном этапе включает две части.

Первая часть:

1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин). На этом этапе используются следующие упражнения:

- определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить;

- ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам;

- ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.

2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин).

3. Беседа – рассуждение о прочитанном.

Вторая часть:

1. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин).

2. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10-12 мин).

3. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7-10 мин).

4. Рекомендация к внеурочной деятельности с книгами на текущую неделю (1-2 мин.)

Части урока можно менять местами.

Особое внимание следует уделить развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что в возрасте 8-9 лет ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.

Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников станут зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко

26.01.2019 16:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!