СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентции у младших шольников. часть 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной этап.

Этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

На основном этапе учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а также сосредотачивает внимание детей на умении вчитываться в текст произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует привычку читать способом изучающего чтения. Цель самостоятельного чтения детям пока предлагает учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. В процессе этой работы дети опираются на все знания, умения, навыки по чтению, приобретённые к моменту деятельности и закрепляют их.

Развитие читательской памяти и кругозора позволит детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.

Заключительный этап.

На заключительном этапе у учащихся формируются основы самообразования – самостоятельный в соответствии с индивидуальным интересом выбор книг по заданной теме или по собственной потребности в различных областях знаний. Чтение из цели превращается в средство решения образовательных и личностных задач ребенка (проведение исследования, подготовка проекта, помощь школьной библиотеке, проведение занятий с малышами, участие в конкурсах и др.). Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного читателя.

С первых дней пребывания ребенка в школе, т. е. в период обучения грамоте, учитель должен в увлекательной форме организовать отработку навыков осмысленного и выразительного чтения. Качественным источником совершенствования процесса обучения чтения является игра.

Но для того, чтобы учитель мог применять игры успешно, он должен хорошо знать, что каждая игра, даже дидактическая, имеет свою логику. Она развертывается в условной, воображаемой ситуации для развития игрового сюжета.

Именно те ученики, которые были наименее склонны к серьезной и систематической тренировке в технике чтения смогут преодолеть первые технические трудности чтения через игру. Игра расширяет кругозор детей, способствует развитию правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения; способствует совершенствованию способа чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами).

Игра «Слог и слово» направлена на закрепление речевых навыков и значительно расширяет диапазон фонематического восприятия и навыков чтения.

Слог и слово.

Н

ОН-ОНА-ОНИ

НОС-НОТЫ-НОРА

С

СОН-СЫН-СОСНА

ОСИ-ОСЫ-ОСА

К

КОТ-КИТ-КИНО

СОК-МАК-ОКНО

Т

ТУК-ТИК-ТАК-ТОМАТ

РОТ-КИТ-КАНАТ

Л

ЛАК-ЛИС-ЛОВ

БАЛ-ВЫЛ-ВОЛ

Р

РОТ-РАК-РОГ-РИС

СОР-ТУР-ТИР-СЫР

В

ВОЛ-ВАТА-ВИД-ВОДА

ЛОВ-СЛИВ-ОВАЛ-ТРАВА

П

ПОЛ-ПЕНА-ПАРК-ПИЛА

ЛАПА-ЛУПА-КЛОП-КРУПА

Х

ХОР-ХЕК-ХАТА-ХЛЕБ

ЗАПАХ-ВОРОХ-ЭХО-СМЕХ

Щ

ЩИТ-ЩЕПКА-ЩЁТКА-ЩЕЛЬ

ЛЕЩ-ОВОЩ-ЯЩИК-ВЕЩЬ

ЩУКА-Я-ЩЕ-РИ-ЦА-ЩИ

М

МОЛ-МЕЛ-МУЛ-МАЛ

ЛОМ-ДЫМ-УМ-НАЛИМ

З

ЗОНТ-ЗЕБРА-ЗУБ-ЗИМА

РОЗА-ВАЗА-ЗОВ-ЛОЗА

Б

БАК-БЫК-БЕГ-БИНТ

ЛОБ-ХЛЕБ-БОБ-КРАБ

Д

ДАР-ДУБ-ДЕЛО-ДОМ

РОД-ПЛОД-ПЛЕД-ЛАД

Г

ГОД-ГИД-ГУЛ-ГОРОХ

ДОГ-МАГ-ЛУГ-ПОРОГ

Ч

ЧАС-ЧИЖ-ЧАН-ЧУМ

МЯЧ-СЫЧ-ВРАЧ-ЛУЧ

Ш

ШАР-ШИНА-ШУБА-ШОРОХ

ШИШКА-ЧАША-НОША-КАША

Ж

ЖУК-ЖАЛО-ЖИЛЫ-ЖИР

УЖ-ЛЫЖИ-ЛУЖИ-ЧИЖ

Ц

ЦАРЬ-ЦЕХ-ЦИРК-ЦЕНА

ЗАЯЦ-ПЕРЕЦ-ЦЕПЬ-ОВЦА

Ф

ФАРА-ФУРА-ФЕН-ФИЛЕ

КОФЕ-РИФЫ-ЛИФТ-КАФЕ

Для отработки навыка чёткого произношения слов читаются чистоговорки, сначала читают медленно, потом быстро.

Б

Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба!

В

Ви-ви-ви, ви-ви- Только много их не рви!

Из окошка видит Вова:

Подошла к пруду корова.

И нахмурил брови Вова,

Глаз не сводит он с пруда:

Выпьет воду всю корова-

Где купаться мне тогда?

Г

Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?

Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.

Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу и я тоже не могу.

Га-га-га, га-га-га где же оба пирога?

*

Ги-ги-ги, ги-ги-ги испекли мы пироги.

Д

Да-да-да,да-да-да- не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду,ду-ду-ду- Все равно туда пойду.

Ди-ди-ди,ди-ди-ди-Ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да,да-да-да-Ой! Холодная вода!

Де-де-де,де-де-де-Вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды,ды-ды-ды- Только слышно из воды.

Л

Ля-ля-ля,ля-ля-ля но от них в пуху земля.

Ля-ля-ля,ля-ля-ля все мы любим тополя.

Лю-лю-лю,лю-лю-лю тополя и я люблю.

*

Ли-ли-ли,ли-ли-ли тополя видны вдали.

Ле-ле-ле,ле-ле-ле много их у нас в селе.

Ле-ле-ле,ле-ле-ле веселей от них в селе.

*

Лы-лы-лы-,лы-лы-лы забивали мы голы.

Лу-лу-лу,лу-лу-лу возле окон на полу.

Ла-ла-ла,ла-ла-ла не заметили стекла.

Лу-лу-лу,лу-лу-лу мы не били по стеклу.

ла-ла-ла,ла-ла-ла только нет в окне стекла.

М

Ме-ме-ме – конец зиме.

Ми-ми-ми – пальто сними.

Му-му-му- пальто сниму.

Мо-мо-мо – емэскимо.

Ам-ам-ам – тебе не дам.

Н

Но-но-но – светит солнышко в окно.

Он-Он-Он – вот такой купил батон.

З-С

За-за-за –уходи скорей гроза.

Са-са-са – после дождика роса.

Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

Су-су-су – Кате вымоли косу.

Р

Ра-ра-ра,ра-ра-ра во дворе у нас гора.

Ру-ру-ру,ру-ру-ру собирайте детвору.

Ры-ры-ры,ры-ры-ры- покатаемся с горы.

Ра-ра-ра,ра-ра-ра очень рада детвора.

Ж

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

В зоопарк пришли к моржу

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Испугались мы моржа.

Же-же-же, же-же-же

Сидят птички на морже.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Ближе подошли к моржу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Повернулись к нам моржи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Рыбку бросили моржу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Очень мирные моржи.

З

зи-зи-зи,зи-зи-зи - обезьянку привези!

зя-зя-зя,зя-зя-зя обезьянам здесь нельзя.

зи-зи-зи,зи-зи-зи раз нельзя-не привози.

*

За-за-за,за-за-за здесь привязана коза.

Зы-зы-зы,зы-зы-зы мало травки у козы.

Зу-зу-зу,зу-зу-зу отвязали мы козу.

За-за-за-,за-за-за залезает в сад коза.

Зу-зу-зу,зу-зу-зу привязали мы козу.

К

Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока,

Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко.

Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке.

Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки!

Ку-ку-ку,ку-ку-ку вот подмога рыбаку.

Ко-ко-ко-,ко-ко-ко рыба ловится легко.

Ка-ка-ка,ка-ка-ка есть улов у рыбака.

Т

Та-та-та – у нас дома чистота.

Ти-ти-ти – кашу съели всю почти.

Ф

Фу-фу-фу – вот купили мы софу.

Аф-аф-аф – а ещё купили шкаф.

Х

Хи-хи-хи – сочиняем мы стихи.

Ха-ха-ха – где же рифмы у стиха?

Ц

Це-це-це – царь с царицей во дворце.

Ец-ец-ец – шла принцесса под венец.

Щ

Ощ-ощ-ощ – мы готовим вкусный борщ.

Ща-ща-ща – все отведают борща.

Щё-щё-щё – вкуснотища! Мне ещё!

Также на уроках обучения грамоте в игровой форме, можно использовать следующие упражнения:

  • чтение слов, начинающихся с указанной буквы. (со слога.);
  • чтение слов, начинающихся с большой буквы;
  • чтение слов-названий животных (деревьев, овощей, мебели, транспорта);
  • прочитать первое (последнее слова в предложении);
  • прочитать двух (трёх-, четырёх-) сложные слова;
  • прочитать слова в предложении, которые надо прочитать громко (тихо), быстро (медленно);
  • прочитать предложения с восклицательным (вопросительным) знаком;
  • «подписать» предложением иллюстрацию на странице букваря;
  • прочитать ответ на вопрос;
  • прочитать слова определённого героя;
  • прочитать отрывок, который можно произнести радостно (весело, печально, строго, с мольбой и т. д.).

Нужно обращать внимание на другой тип вопроса, тоже принципиально важного - «Найди слово «осень», «Найди предложение «А там Нина и Вика».

Задания этого типа направляют на главную сущность чтения - соотношение звукового образа слова с его графическим образом, на целостное восприятие оптического образа слова.

Когда ученику даётся задание «Прочитай первое слово», он часто за буквами не видит слова и читает, как может: умеет, например, читать по слогам и читает по слогам. Навык чтения словами формируется медленно. Для того, чтобы читать со скоростью, с какой мы говорим, большинство слов в тексте должно быстро опознаваться, а не собираться по слогам, синтезироваться. Для чтения важно накапливание зрительных образов слов, опознание их «в лицо», связь звукового образа с графической длинной слова с выступающими над строкою и под строкою элементами букв и др.

В каждом классе постепенно задания усложняются:

  1. Чтение текста с целью деления на части и составления плана.
  2. Чтение по готовому плану.
  3. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
  4. Чтение цепочкой по предложению.
  5. Чтение цепочкой по абзацу.
  6. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  7. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  8. Чтение самого красивого места в тексте.
  9. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).
  10. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста и т. д.

Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой громко речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемое как умственное действие.

Рассмотрим два уровня восприятия художественного произведения, характерных для учащихся I -II классов и III - IV классов.

Учащиеся I - II классов не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»; читатель шести – восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения.

Обучение выразительному чтению младших школьников подразделяется на три этапа.

Первый этап работы над выразительным чтением — это подготовка слушателя к восприятию произведения. Готовясь к выразительному чтению, учитель стремится глубоко и ясно представить изображаемую жизнь, нужно понимать каждое слово, каждое выражение в тексте.

Второй - первое знакомство с произведением, которое в школе обычно осуществляется путем выразительного чтения произведения учителем.

Третий - чтение текста про себя.

Для совершенствования выразительной речи младшего школьника необходимым является формирование комплекса речевых умений.

01.02.2019 15:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!