СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентции у младших шольников. часть 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетенцию. Главное место в перечне компетенций занимает читательская компетентность.

Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего образования, мы увидим, что читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.

Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, низкий уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики, употребление ненормативной лексики.

Учитель и родители озадачены вопросом. Как же учить чтению, что бы дети полюбили книги? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

Перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя. Умение читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни, деятельности.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • развитие потребности в самостоятельном, инициативном чтении посредствам использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
  • развитие читательской компетентности через организацию и проведение урока литературного чтения, творческих игр, занятий с элементами театрализации;
  • стимулирование творчества детей.

Всё это в совокупности позволит выпускнику начальной школы научиться:

  • осознанно, правильно, выразительно читать;
  • извлекать из текстов полезную и интересную информацию;
  • самостоятельно выбирать книги для чтения;
  • работать с разными источниками информации (словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе на электронных носителях);
  • работать с устными и письменными текстами;
  • составлять план письменного текса и создавать письменный текст;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы.

Первый этап приобщения детей к чтению направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. В результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

Под навыком чтения подразумевают:

  • умение правильно прочитывать слова;
  • понимать смысл текста;
  • выразительно читать;
  • выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

Предлагаем ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, и способные обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.

Этапы формирования читательских интересов:

6 – 7 лет, интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8 – 9 лет, учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9 – 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Основная цель работы в направлении формирования читательской компетентности.

Научить:

  • осознанно, правильно, выразительно читать;
  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  • самостоятельно выбирать книги для чтения;
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
  • самостоятельно выбирать книги для чтения.

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников.

Этапы читательской подготовки.

Класс

Виды уроков чтения

Подготовительный.

1 класс

Обучение грамоте и занятия внеклассным чтением

Начальный.

2 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Основной.

3 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Заключительный.

4 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Этапы формирования читательской компетентности.

Этап

Круг чтения

Правила и приёмы самостоятельной читательской деятельности

Виды библиотечно-библиографической помощи

Основные понятия

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

- детская художественная книга объемом 8 – 30 страниц в типовом оформлении;

- равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве;

- произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1 – 2 страницы.

- восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя;

- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух;

- освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;

- узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей.

- книжная выставка

- рекомендательный плакат

- рисунок; (иллюстрация),

- обложка,

- надписи,

- страницы,

- заглавие (книги, произведения),

- фамилия автора;

-понятия, которые будут углубляться: - книга-произведение, книга-сборник,

- темы чтения,

- книжная выставка.

НАЧАЛЬНЫЙ

- детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением;

- дифференциация тематики чтения по жанрам;

- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;

- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.

ориентировка в книге и в группе книг (2–4) до чтения

- усложненный рекомендательный плакат;

- книжная выставка – авторская и тематическая;

- картотека обложек.

- название книги (заглавие, фамилия автора);

- переплет, корешок; - оглавление (содержание);

понятия, которые будут углубляться:

- сборник – авторский и тематический,

- темы чтения,

- картотека, карточка (на книгу).

ОСНОВНОЙ

- русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);

-детский журнал, газета (по выбору учителя);

вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран.

- ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью;

- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;

- освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы.

- рекомендательный список;

- тематическая картотека.

- тема чтения,

- книга, соответствующая теме,

- книга, соответствующая личным возможностям,

- титульный лист,

- предисловие,

- послесловие,

- прикнижная аннотация.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

- русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;

- детская периодическая печать;

- вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой (о Великой Отечественной войне, о героях, о замечательных людях), приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах.

- ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;

- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;

- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;

- освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги.

- печатный рекомендательный указатель книг;

- каталог.

- возможные цели чтения;

- доступный круг чтения;

- основные и дополнительные источники при самостоятельном чтении;

- периодическая печать;

- описание книги на карточке, авторская и тематическая картотека.

08.01.2019 11:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!