СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Невербальные средства общения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентания на тему "Невербальные средства общения"

Просмотр содержимого документа
«Невербальные средства общения»

Невербальные способы общения в педагогическом процессе Выполнила: Болдырева Н.И.

Невербальные способы общения в педагогическом процессе

Выполнила: Болдырева Н.И.

Невербальное общение - это «язык жестов», такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.  При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).   Невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

Невербальное общение - это «язык жестов», такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). Невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

Невербальная коммуника​ция осуществляется в процессе речевого об​щения параллельно с вербаль​ной и является важнейшим средством обще​ния и взаимопони​мания людей (И.Н. Горелов, Г.В. Колшанский, В.П. Морозов, К.Ф. Седов, В.А. Лабун​ская и др.).  Человек говорит всем своим существом. Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербаль​ных средств переда​ется и получается лишь 20-40% информации. Осталь​ная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств.

Невербальная коммуника​ция осуществляется в процессе речевого об​щения параллельно с вербаль​ной и является важнейшим средством обще​ния и взаимопони​мания людей (И.Н. Горелов, Г.В. Колшанский, В.П. Морозов, К.Ф. Седов, В.А. Лабун​ская и др.). Человек говорит всем своим существом. Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербаль​ных средств переда​ется и получается лишь 20-40% информации. Осталь​ная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств.

Значение невербальных средств коммуникации чрезвычайно велико в создании образа го​ворящего, отраже​нии переживаемых им эмоций и чувств. В общении 80% успеха обеспечивает хорошо развитая психо​логическая наблюдательность, ко​торая позволяет ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности и намерениях собе​седника, причем, источ​ником информации могут служить: внешность партнера по общению, его речь, поступки и особенно невербальное поведение (мимика, панто​мимика, интонации, направление взгляда, походка и т. д.).

Значение невербальных средств коммуникации чрезвычайно велико в создании образа го​ворящего, отраже​нии переживаемых им эмоций и чувств. В общении 80% успеха обеспечивает хорошо развитая психо​логическая наблюдательность, ко​торая позволяет ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности и намерениях собе​седника, причем, источ​ником информации могут служить: внешность партнера по общению, его речь, поступки и особенно невербальное поведение (мимика, панто​мимика, интонации, направление взгляда, походка и т. д.).

Невербальные средства общения облег​чают взаимное приспособление друг к другу и соз​дают возмож​ность координировать совместные дейст​вия. Способность выражения невербаль​ными средст​вами своих намерений, чувств и состояний зави​сит от культуры человека.  Н.И. Шевандрин выделяет следующие виды невербальных средств общения:

Невербальные средства общения облег​чают взаимное приспособление друг к другу и соз​дают возмож​ность координировать совместные дейст​вия. Способность выражения невербаль​ными средст​вами своих намерений, чувств и состояний зави​сит от культуры человека. Н.И. Шевандрин выделяет следующие виды невербальных средств общения:

1. Визуальные:  а) кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка; выраже​ние лица, глаз; позы, осанка, положение головы; направление взгляда, визуаль​ные контакты; кожные ре​акции (покраснение, побледне​ние, вспотение и др.);  б) проксемика (пространственная и временная организа​ция общения): расстояние до собе​седника, угол поворо​та к нему, простран​ство общения;  в) вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей тело​сложения (признаки пола, возраста, расы);  г) средства преобразования природного телосложения: одежда, при​ческа, косметика, очки, украшения, усы, борода, мелкие пред​меты в руках.

1. Визуальные: а) кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка; выраже​ние лица, глаз; позы, осанка, положение головы; направление взгляда, визуаль​ные контакты; кожные ре​акции (покраснение, побледне​ние, вспотение и др.); б) проксемика (пространственная и временная организа​ция общения): расстояние до собе​седника, угол поворо​та к нему, простран​ство общения; в) вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей тело​сложения (признаки пола, возраста, расы); г) средства преобразования природного телосложения: одежда, при​ческа, косметика, очки, украшения, усы, борода, мелкие пред​меты в руках.

2. Акустические:  а) паралингвистические (качество голоса, его диапазон, то​нальность): громкость, тембр, ритм, высота звука;  б) экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздо​хи, хлопанье.

2. Акустические: а) паралингвистические (качество голоса, его диапазон, то​нальность): громкость, тембр, ритм, высота звука; б) экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздо​хи, хлопанье.

3 . Тактильные (такесика): прикосновения, объятие, по​целуй.

3 . Тактильные (такесика): прикосновения, объятие, по​целуй.

4 . Ольфакторные: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека.

4 . Ольфакторные: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека.

Основными задачами невербального общения являются следующие:  создание и поддержка психологического контакта,  регу​ляция про​цесса об​щения;  придание новых смысловых оттенков словесному тек​сту, правиль​ное толкование слов;  выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации .

Основными задачами невербального общения являются следующие: создание и поддержка психологического контакта, регу​ляция про​цесса об​щения; придание новых смысловых оттенков словесному тек​сту, правиль​ное толкование слов; выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации .

Невербальные движе​ния, как отмечает В.А. Лабунская, по-разному соотно​сятся с речью:  1) выра​жают то же самое, что и речь;  2) предвосхищают значения, пере​данные ре​чью;  3) выражают значения, противоречащие содержанию речи;  4) могут за​полнять или объ​яснять периоды молчания, указывая на намере​ния говоря​щего продолжить свою реплику, на поиски подходящего слова;  5) могут за​менять отдельные слова или фразу;  6) могут регулиро​вать поток речи, акцен​тировать ту или иную часть вербального общения

Невербальные движе​ния, как отмечает В.А. Лабунская, по-разному соотно​сятся с речью: 1) выра​жают то же самое, что и речь; 2) предвосхищают значения, пере​данные ре​чью; 3) выражают значения, противоречащие содержанию речи; 4) могут за​полнять или объ​яснять периоды молчания, указывая на намере​ния говоря​щего продолжить свою реплику, на поиски подходящего слова; 5) могут за​менять отдельные слова или фразу; 6) могут регулиро​вать поток речи, акцен​тировать ту или иную часть вербального общения

Когда говорят о невербальной коммуникации, то, прежде всего, подра​зумевают дополни​тельную информацию о человеке, кото​рую дает нам внеш​ний вид и выразительные движения челове​ка. Эта оптико-кине​тиче​ская система предстает как вос​принимаемые нами движения различных частей тела (рук – жестикуля​ция; тела – пантомимика; лица – мимика).

Когда говорят о невербальной коммуникации, то, прежде всего, подра​зумевают дополни​тельную информацию о человеке, кото​рую дает нам внеш​ний вид и выразительные движения челове​ка. Эта оптико-кине​тиче​ская система предстает как вос​принимаемые нами движения различных частей тела (рук – жестикуля​ция; тела – пантомимика; лица – мимика).

Мимика – совокупность движений лица человека, выра​жающая его со​стояние, чувства и настроения или отношение к тому, что он восприни​мает (представляет, припоминает и т. п.), является наиболее изученным компонен​том невербаль​ной коммуникации. Шестью универ​саль​ными эмоциями (ра​дость, гнев, удивле​ние, отвращение, страх, грусть) далеко не исчерпывается все богатство мимики, которая является соци​ально обуслов​ленной, нацио​нально специфичной (в литературе отмечается более 20000 выражений лица).

Мимика – совокупность движений лица человека, выра​жающая его со​стояние, чувства и настроения или отношение к тому, что он восприни​мает (представляет, припоминает и т. п.), является наиболее изученным компонен​том невербаль​ной коммуникации. Шестью универ​саль​ными эмоциями (ра​дость, гнев, удивле​ние, отвращение, страх, грусть) далеко не исчерпывается все богатство мимики, которая является соци​ально обуслов​ленной, нацио​нально специфичной (в литературе отмечается более 20000 выражений лица).

Визуальное общение. Глаза – ключевой элемент невербальной ком​му​никации. Общение между людьми начинается с об​щения их глаз. Взгляды могут быть очень красноречивыми и выражать самые различные чувства и состояния. Когда мы смотрим на говорящего, это не только подчеркивает за​интересованность собеседником, но и помо​гает сосредоточить​ся и понять то, что нам говорят. Люди смот​рят друг на друга от 30 до 60% от всего времени беседы, при этом говоря​щий и слу​шающий то смотрят друг на друга, то от​ворачиваются, чувствуя, что по​стоян​ный взгляд может помешать собесед​нику. Американские психологи отмеча​ют, что собеседники смотрят неот​рывно друг на друга, прямо в глаза, не более 10 секунд. Чем ближе находится со​бе​седник, тем мень​ше нужно смотреть ему в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чув​ства.

Визуальное общение. Глаза – ключевой элемент невербальной ком​му​никации. Общение между людьми начинается с об​щения их глаз. Взгляды могут быть очень красноречивыми и выражать самые различные чувства и состояния. Когда мы смотрим на говорящего, это не только подчеркивает за​интересованность собеседником, но и помо​гает сосредоточить​ся и понять то, что нам говорят. Люди смот​рят друг на друга от 30 до 60% от всего времени беседы, при этом говоря​щий и слу​шающий то смотрят друг на друга, то от​ворачиваются, чувствуя, что по​стоян​ный взгляд может помешать собесед​нику. Американские психологи отмеча​ют, что собеседники смотрят неот​рывно друг на друга, прямо в глаза, не более 10 секунд. Чем ближе находится со​бе​седник, тем мень​ше нужно смотреть ему в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чув​ства.

Жесты – это воспроизводимые значимые движения рук и головы, по​зы, рассчи​танные на восприятие реципиентов, предназначенные для пере​дачи эмоциональ​ной и интеллектуальной информации, имеющие соци​ально-фик​сированную форму. В «языке» жестов, употребляемом в повсе​дневном обще​нии людей, можно выделить два типа жестовых систем. Первую систему об​разуют жесты-знаки, т.е. преднамеренно воспроизво​димые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо вос​приятие и пред​назначенные для передачи информации. Вторая система включает жесты-сигналы, кото​рые непро​извольны, неосознанны и не рас​считаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного на​блюдателя).  Выбор жеста обу​словлен личност​ными особенностями, отношениями ме​жду партнерами по общению, си​туацией общения.

Жесты – это воспроизводимые значимые движения рук и головы, по​зы, рассчи​танные на восприятие реципиентов, предназначенные для пере​дачи эмоциональ​ной и интеллектуальной информации, имеющие соци​ально-фик​сированную форму. В «языке» жестов, употребляемом в повсе​дневном обще​нии людей, можно выделить два типа жестовых систем. Первую систему об​разуют жесты-знаки, т.е. преднамеренно воспроизво​димые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо вос​приятие и пред​назначенные для передачи информации. Вторая система включает жесты-сигналы, кото​рые непро​извольны, неосознанны и не рас​считаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного на​блюдателя). Выбор жеста обу​словлен личност​ными особенностями, отношениями ме​жду партнерами по общению, си​туацией общения.

Жесты могут рассказать о национальности, характе​ре, о темпераменте, об отношении к партнеру, об эмоциональ​ном состоянии че​ловека. Необходимо учитывать сочетание жес​тов и движений тела, кон​текст ситуации общения для правильного прочтения невербального сооб​щения. Особенность невербального поведения в том, что его прояв​ление обусловлено импульсами нашего подсознания, и невозмож​ность их подде​лать позволяет нам доверять этому языку больше, чем вер​бальному обще​нию (А. Пиз).

Жесты могут рассказать о национальности, характе​ре, о темпераменте, об отношении к партнеру, об эмоциональ​ном состоянии че​ловека. Необходимо учитывать сочетание жес​тов и движений тела, кон​текст ситуации общения для правильного прочтения невербального сооб​щения. Особенность невербального поведения в том, что его прояв​ление обусловлено импульсами нашего подсознания, и невозмож​ность их подде​лать позволяет нам доверять этому языку больше, чем вер​бальному обще​нию (А. Пиз).

Пантомимика – совокупность выразительных движений тела, сопро​во​ждающих речь и эмоции (осанка и поза, движения тела, которые играют важ​ную роль в облике человека). Люди с бедной пантомимикой не в со​стоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, воспри​нять невер​бальную информацию собеседника, что затрудняет процесс ком​муника​ции.

Пантомимика – совокупность выразительных движений тела, сопро​во​ждающих речь и эмоции (осанка и поза, движения тела, которые играют важ​ную роль в облике человека). Люди с бедной пантомимикой не в со​стоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, воспри​нять невер​бальную информацию собеседника, что затрудняет процесс ком​муника​ции.

Пространство также важно для организации общения. Хотя нас никто не учит тому, на​сколько можно приближаться к другому человеку, мы под​созна​тельно знаем, на каком расстоя​нии удобнее говорить с близким другом, а на каком — с подозрительным незнакомцем.

Пространство также важно для организации общения. Хотя нас никто не учит тому, на​сколько можно приближаться к другому человеку, мы под​созна​тельно знаем, на каком расстоя​нии удобнее говорить с близким другом, а на каком — с подозрительным незнакомцем.

Нормами пространственной и временной организации обще​ния зани​ма​ется наука про​ксемика, которую ее автор Э. Холл назвал «пространст​венной психологией». Э. Холл предло​жил 4 категории пространственной коммуни​кации, четыре четких пространственных зоны, которые как кон​центриче​ские круги на воде окружают друг друга.  1. Интимная зона (от 15 до 45 см). Из всех зон эта самая главная, по​скольку именно ее че​ловек охраняет так, будто это его собственность. Раз​решается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, влюблен​ные, близкие друзья и родственники.

Нормами пространственной и временной организации обще​ния зани​ма​ется наука про​ксемика, которую ее автор Э. Холл назвал «пространст​венной психологией». Э. Холл предло​жил 4 категории пространственной коммуни​кации, четыре четких пространственных зоны, которые как кон​центриче​ские круги на воде окружают друг друга. 1. Интимная зона (от 15 до 45 см). Из всех зон эта самая главная, по​скольку именно ее че​ловек охраняет так, будто это его собственность. Раз​решается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, влюблен​ные, близкие друзья и родственники.

2 . Личная зона (от 45 до 120 см). Данное расстояние исполь​зуется при обыденном обще​нии со знакомыми людьми. Эта дистанция обыч​но разде​ляет нас, когда мы находимся на прие​мах, офици​альных вечерах и друже​ских вечеринках.

2 . Личная зона (от 45 до 120 см). Данное расстояние исполь​зуется при обыденном обще​нии со знакомыми людьми. Эта дистанция обыч​но разде​ляет нас, когда мы находимся на прие​мах, офици​альных вечерах и друже​ских вечеринках.

3 . Социальная зона (от 120 до 400 см). На таком расстоя​нии мы обща​емся при официаль​ных встречах с посторон​ними людьми, то есть такое рас​стояние при​нято при общении с людьми, которых мы не очень хоро​шо знаем.

3 . Социальная зона (от 120 до 400 см). На таком расстоя​нии мы обща​емся при официаль​ных встречах с посторон​ними людьми, то есть такое рас​стояние при​нято при общении с людьми, которых мы не очень хоро​шо знаем.

4. Общественная, или публичная, зона (более 4 м). При об​щении с боль​шими группами людей и лектору, и слуша​телям будет удобнее пере​давать и воспринимать инфор​мацию на та​ком удалении друг от друга.

4. Общественная, или публичная, зона (более 4 м). При об​щении с боль​шими группами людей и лектору, и слуша​телям будет удобнее пере​давать и воспринимать инфор​мацию на та​ком удалении друг от друга.

В процессе педагогического общения доминирует роль языка как по​ли​функциональной знаковой системы по сравнению с невербальными сис​те​мами. Семантика слова, значение грамматических кате​горий языка вне​лич​ностны, но в речи одни и те же языковые единицы могут быть воспри​няты слушающим по-раз​ному – в зависимости от инто​нации говорящего, от доб​рой (или насмешливой) улыбки, от не​ожиданного жеста. Это обус​ловлено тем, что восприятие слова-знака (единицы языка) обо​га​щается одновремен​ным комплексным вос​приятием знаков другой сис​темы – невербальной.  Умение «декодировать» невербальную информацию – важное условие эффективности общения и особое умение, профессио​нально необходимое для учителя.

В процессе педагогического общения доминирует роль языка как по​ли​функциональной знаковой системы по сравнению с невербальными сис​те​мами. Семантика слова, значение грамматических кате​горий языка вне​лич​ностны, но в речи одни и те же языковые единицы могут быть воспри​няты слушающим по-раз​ному – в зависимости от инто​нации говорящего, от доб​рой (или насмешливой) улыбки, от не​ожиданного жеста. Это обус​ловлено тем, что восприятие слова-знака (единицы языка) обо​га​щается одновремен​ным комплексным вос​приятием знаков другой сис​темы – невербальной. Умение «декодировать» невербальную информацию – важное условие эффективности общения и особое умение, профессио​нально необходимое для учителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!