Невербальные способы общения в педагогическом процессе
Выполнила: Болдырева Н.И.
Невербальное общение - это «язык жестов», такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). Невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.
Невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и является важнейшим средством общения и взаимопонимания людей (И.Н. Горелов, Г.В. Колшанский, В.П. Морозов, К.Ф. Седов, В.А. Лабунская и др.). Человек говорит всем своим существом. Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств передается и получается лишь 20-40% информации. Остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств.
Значение невербальных средств коммуникации чрезвычайно велико в создании образа говорящего, отражении переживаемых им эмоций и чувств. В общении 80% успеха обеспечивает хорошо развитая психологическая наблюдательность, которая позволяет ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности и намерениях собеседника, причем, источником информации могут служить: внешность партнера по общению, его речь, поступки и особенно невербальное поведение (мимика, пантомимика, интонации, направление взгляда, походка и т. д.).
Невербальные средства общения облегчают взаимное приспособление друг к другу и создают возможность координировать совместные действия. Способность выражения невербальными средствами своих намерений, чувств и состояний зависит от культуры человека. Н.И. Шевандрин выделяет следующие виды невербальных средств общения:
1. Визуальные: а) кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка; выражение лица, глаз; позы, осанка, положение головы; направление взгляда, визуальные контакты; кожные реакции (покраснение, побледнение, вспотение и др.); б) проксемика (пространственная и временная организация общения): расстояние до собеседника, угол поворота к нему, пространство общения; в) вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); г) средства преобразования природного телосложения: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, усы, борода, мелкие предметы в руках.
2. Акустические: а) паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука; б) экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздохи, хлопанье.
3 . Тактильные (такесика): прикосновения, объятие, поцелуй.
4 . Ольфакторные: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека.
Основными задачами невербального общения являются следующие: создание и поддержка психологического контакта, регуляция процесса общения; придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов; выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации .
Невербальные движения, как отмечает В.А. Лабунская, по-разному соотносятся с речью: 1) выражают то же самое, что и речь; 2) предвосхищают значения, переданные речью; 3) выражают значения, противоречащие содержанию речи; 4) могут заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерения говорящего продолжить свою реплику, на поиски подходящего слова; 5) могут заменять отдельные слова или фразу; 6) могут регулировать поток речи, акцентировать ту или иную часть вербального общения
Когда говорят о невербальной коммуникации, то, прежде всего, подразумевают дополнительную информацию о человеке, которую дает нам внешний вид и выразительные движения человека. Эта оптико-кинетическая система предстает как воспринимаемые нами движения различных частей тела (рук – жестикуляция; тела – пантомимика; лица – мимика).
Мимика – совокупность движений лица человека, выражающая его состояние, чувства и настроения или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, припоминает и т. п.), является наиболее изученным компонентом невербальной коммуникации. Шестью универсальными эмоциями (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть) далеко не исчерпывается все богатство мимики, которая является социально обусловленной, национально специфичной (в литературе отмечается более 20000 выражений лица).
Визуальное общение. Глаза – ключевой элемент невербальной коммуникации. Общение между людьми начинается с общения их глаз. Взгляды могут быть очень красноречивыми и выражать самые различные чувства и состояния. Когда мы смотрим на говорящего, это не только подчеркивает заинтересованность собеседником, но и помогает сосредоточиться и понять то, что нам говорят. Люди смотрят друг на друга от 30 до 60% от всего времени беседы, при этом говорящий и слушающий то смотрят друг на друга, то отворачиваются, чувствуя, что постоянный взгляд может помешать собеседнику. Американские психологи отмечают, что собеседники смотрят неотрывно друг на друга, прямо в глаза, не более 10 секунд. Чем ближе находится собеседник, тем меньше нужно смотреть ему в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чувства.
Жесты – это воспроизводимые значимые движения рук и головы, позы, рассчитанные на восприятие реципиентов, предназначенные для передачи эмоциональной и интеллектуальной информации, имеющие социально-фиксированную форму. В «языке» жестов, употребляемом в повседневном общении людей, можно выделить два типа жестовых систем. Первую систему образуют жесты-знаки, т.е. преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации. Вторая система включает жесты-сигналы, которые непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя). Выбор жеста обусловлен личностными особенностями, отношениями между партнерами по общению, ситуацией общения.
Жесты могут рассказать о национальности, характере, о темпераменте, об отношении к партнеру, об эмоциональном состоянии человека. Необходимо учитывать сочетание жестов и движений тела, контекст ситуации общения для правильного прочтения невербального сообщения. Особенность невербального поведения в том, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и невозможность их подделать позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному общению (А. Пиз).
Пантомимика – совокупность выразительных движений тела, сопровождающих речь и эмоции (осанка и поза, движения тела, которые играют важную роль в облике человека). Люди с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, воспринять невербальную информацию собеседника, что затрудняет процесс коммуникации.
Пространство также важно для организации общения. Хотя нас никто не учит тому, насколько можно приближаться к другому человеку, мы подсознательно знаем, на каком расстоянии удобнее говорить с близким другом, а на каком — с подозрительным незнакомцем.
Нормами пространственной и временной организации общения занимается наука проксемика, которую ее автор Э. Холл назвал «пространственной психологией». Э. Холл предложил 4 категории пространственной коммуникации, четыре четких пространственных зоны, которые как концентрические круги на воде окружают друг друга. 1. Интимная зона (от 15 до 45 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники.
2 . Личная зона (от 45 до 120 см). Данное расстояние используется при обыденном общении со знакомыми людьми. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
3 . Социальная зона (от 120 до 400 см). На таком расстоянии мы общаемся при официальных встречах с посторонними людьми, то есть такое расстояние принято при общении с людьми, которых мы не очень хорошо знаем.
4. Общественная, или публичная, зона (более 4 м). При общении с большими группами людей и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении друг от друга.
В процессе педагогического общения доминирует роль языка как полифункциональной знаковой системы по сравнению с невербальными системами. Семантика слова, значение грамматических категорий языка внеличностны, но в речи одни и те же языковые единицы могут быть восприняты слушающим по-разному – в зависимости от интонации говорящего, от доброй (или насмешливой) улыбки, от неожиданного жеста. Это обусловлено тем, что восприятие слова-знака (единицы языка) обогащается одновременным комплексным восприятием знаков другой системы – невербальной. Умение «декодировать» невербальную информацию – важное условие эффективности общения и особое умение, профессионально необходимое для учителя.