Русский язык. Урок развития речи в 10-м классе.
Тема: Невербальные средства общения. Диалоги на воображение.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: объяснить учащимся значение невербальных средств общения;
ознакомить с особенностями невербальных форм речевого общения;
развивать эмоциональность и творческое воображение школьников;
поддерживать интерес к русскому языку и литературе;
воспитывать культуру речи и эстетический вкус.
Оборудование: электронная презентация; раздаточный материал (карточки с иллюстрациями и карточки с теорией); листы белой бумаги; цветные карандаши, краски, фломастеры.
Литература: Синельникова Л., Чумак А. Сказки и разное другое для детей от 7 до 70.; интернет ресурсы.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Объявление темы и целей урока. |
1. Беседа с учащимися. |
- Тема нашего урока: «Невербальные средства общения». Какое слово вам непонятно? Слайд 1 - Что значит невербальные, а существуют ли вербальные средства общения? | - Это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. |
2. Словарная работа. |
- Вербальный (от лат. verbalis – словесный), а невербальный – без слов. Слайд 2 | |
3. Вывод. |
- Таким образом сегодня на уроке мы с вами поговорим о мимике и эмоциях, которые испытывает человек, оденем наши эмоции в костюмы, нарисуем эмоции, придумаем музыку и многое другое, даже сами нарисуем наиболее распространенные эмоции человека. Но обо всем по порядку. | |
II. Мотивация учебной деятельности школьников. |
1. Слово учителя. |
- Научиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Психологами установлено, что от 60 до 80 % информации человек получает за счет невербальных (неречевых) средств общения. | |
III. Изучение учащимися нового материала. Диалоги на воображение. |
1. Слово учителя. |
- Жесты, мимика, выражение глаз, поза, движение тела – невербальные средства общения. Их изучает кинесика (от греч. kinesis – движение). Особое внимание кинесика уделяет жестам и мимике. | |
2. Работа в группах. |
а) Работа с раздаточным материалом. |
- Составить схему «Жесты: функции и назначение», используя раздаточный материал. Приложение 1 | Приложение 2 |
б) Слово учителя. |
- Жесты связаны с мимикой (от греч. mimikos – подражательный). Мимика – это значимые движения мышц лица. Эти движения выражают внутреннее душевное состояние, т.е. наши эмоции. Слайд 3 - Эмоции имеют свои средства выразительности. Я вам предлагаю раскрыть эмоции, используя сенсорные возможности и способности мозга человека. Для продуктивной работы вам предлагается набор наглядности. | |
в) Беседа с учащимися. |
- Рассмотрите фотографии. Прокомментируйте мимику. Какие эмоции испытывают люди дети? Слайд 4 - Рассмотрите изображения героев мультфильмов. Прокомментируйте мимику. Слайд 5 - Что это за эмоция? Прокомментируйте мимику. Что помогло нам отличить оттенки этой эмоции? Слайд 6 Приложение 3 - Дальше мы будем работать с тремя эмоциями: злость, грусть, радость. Слайд 7 | - Жесты и мимика – невербальные средства общения. Отрывок 1 – злость. Отрывок 2 – грусть Отрывок 3 - радость |
г) Цвет эмоции. |
- Представьте, какого цвета может быть каждая эмоция? | - Злость – это черный, черный цвет с полосками ярко-красного цвета, которые похожи на молнию. - Грусть – это однотонный серый цвет. - Радость – это лимонно-желтый цвет, с вкраплениями оранжевого, ярко-красного цветов. Слайд 8 |
д) Костюм для эмоции. |
- Представьте себя модельером. В какой костюм вы бы одели каждую эмоцию? Выберите из предложенных. Слайд 9 - Почему вы сделали такой выбор? | - Когда человек злой, то все вокруг него становится черным, мрачным; ему хочется закрыться от всех. - Если человеку грустно, то у него только одно желание – стать почти невидимым, незаметным. - Когда человеку радостно, то ему хочется поделиться своей радостью с другими людьми, хочется одеваться ярко, празднично. Слайд 10 |
е) Пейзаж. |
- А сейчас представьте на минуточку себя художником-пейзажистом. Что бы это были за пейзажи? Из предложенных пейзажей выберите тот, который иллюстрирует злость, грусть, радость… Слайд 11 - Почему вы сделали именно такой выбор? | - Злость разрушает все на своем пути. - Когда грустно, постоянно хочется плакать, хочется, чтоб тебя жалели. - Солнце, чистый воздух, море – вот она радость, вот оно счастье. Слайд 12 |
ж) Рисунок-ассоциация. |
- Если бы вам нужно было нарисовать эти эмоции, с кем или с чем бы они ассоциировались? - Давайте сейчас попробуем нарисовать рисунки – ассоциации. | Слайд 13 |
з) Музыка. |
- Представим себя композитором. Если бы вам нужно было бы с помощью музыки передать эти эмоции, что это была бы за музыка? | - Злость – громкие, тревожные, резкие и не очень приятные звуки. - Грусть – спокойная, тихая, напоминающая шум дождя музыка. - Радость – быстрая, веселая музыка, музыка, которая заставляет улыбаться с первых аккордов. Слайд 14 |
и) Словесное описание. |
- Как словами можно выразить эти эмоции? - А веселье, оно какое? - Оно такое танцующее, с тоненькими ножками и подмаргивает. - А усталость? - Она пощипывает и лезет прямо в горлышко, так что и дышать трудно. И стоит там, пока ты не пожалеешь. | Злость – а злость, она какая? - это такой хищный разъяренный зверь, который не смог поймать свою добычу. Грусть – а грусть? - она такая маленькая плакса с тоненьким, дрожащим голоском. Радость – а радость? - это разноцветные, яркие фейерверки, освещающие все вокруг. Слайд 15 |
IV. Подведение итогов. |
1. Беседа с учащимися. |
- Вспомните памятники на улицах города. С какими жестами запечатлены скульптурные изображения известных людей и как эти жесты их характеризуют? - В художественной литературе писатели, изображая героев, передавая их беседы, споры, описывают жесты, которыми сопровождается их речь. Жест героя – немаловажная деталь в его характеристике. - К каким видам жестов вы чаще всего прибегаете? - Почему невербальное общение несет в себе больше информации, чем слова? | Слайд 16 - покаяние; покой; целеустремленность; радость от того, что занимаешься любимым и почетным делом. - Чаще всего мы используем указательные и эмоциональные жесты. - Это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. |
V. Домашнее задание. |
1. Подобрать музыкальные произведения, иллюстрирующие данные эмоции. – для учеников, посещающих музыкальную школу. 2. Выписать из художественного произведения примеры, где герой жестикулирует. – для членов редакции школьной газеты «Мы такие…» 3. . Охарактеризовать самые популярные, на ваш взгляд, жесты, к какому виду они относятся? – для участников школьной команды КВН. | Слайд 17 |
Приложение 1
Лекционный материал
Невербальные средства общения представляют собой язык разнообразных несловесных знаков. С помощью несловесных средств выражаются внутренние психические состояния человека, процессы, отношения, оценки. Невербальная речь, как и вербальная, нацелена на диалог. При разговоре человек невольно следит за поведением собеседника. Глаза, наклон головы, выражение лица помогают понять, участвует он в разговоре или нет, как воспринимает беседу. Вот человек отрицательно качает головой и разводит руками: «Здесь я бессилен. Ничем помочь не могу». Он ничего не произнес, но свое отношение он высказал невербально.
Жесты, мимика, выражение глаз, поза, движение тела – невербальные средства общения.
Жесты выполняют в речи различные функции, в соответствии с которыми они делятся на: эмоциональные (всплеснуть руками); изобразительные (показать размер иди форму предмета); указательные (указать направление, конкретный предмет); регулирующие (призвать к молчанию, попросить говорить громче); жесты-символы (рукопожатие).
Жесты коммуникативны. Они направлены на то, чтобы выразить себя, свои эмоции, в них отражается векторность речи.
По назначению различают жесты обыденные. Непременные в общении, символические (военные отдают друг другу честь), ритуальные (в церковном отряде). Жесты должны быть уместными, их смысл должен быть понятен адресату, они должны быть выразительными, не должны быть пустыми, подобно словам-паразитам.
При жестикуляции необходимо оценивать ситуацию общения, чтобы смысл невербальных сигналов не противоречил смыслу словесной речи; нужно избегать жестов, которые могут восприниматься как помехи в общении; не перегружать свою речь жестами; помнить, что однообразные жесты утомляют.
Приложение 2
Приложение 3
1) Кровь моя закипела.
— А почему ты об ней такого мнения? — спросил я, с трудом удерживая свое негодование.
— А потому, — отвечал он с адской усмешкою,— что знаю по опыту ее нрав и обычай.
— Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым бесстыдным образом.
Швабрин переменился в лице.
— Это тебе так не пройдет, — сказал он, стиснув мне руку. — Вы мне дадите сатисфакцию.
— Изволь; когда хочешь! — отвечал я, обрадовавшись. В эту минуту я готов был растерзать его.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
2) Степан Аркадьич мог быть спокоен, когда он думал о жене, мог надеяться, что все образуется, по выражению Матвея, и мог спокойно читать газету и пить кофе; но когда он увидал ее измученное, страдальческое лицо, услыхал этот звук голоса, покорный и отчаянный, ему захватило дыхание, что-то подступило к горлу, и глаза его заблестели слезами.
— Боже мой, что я сделал! Долли! Ради Бога!.. Ведь... — он не мог продолжать, рыдание остановилось у него в горле.
Л.Н.Толстой «Анна Каренина»
3) Девочка, любимица отца, вбежала смело, обняла его и, смеясь, повисла у него на шее, как всегда, радуясь на знакомый запах духов, распространявшийся от его бакенбард. Поцеловав его, наконец, в покрасневшее от наклоненного положения и сияющее нежностью лицо, девочка разняла руки и хотела бежать назад; но отец удержал ее.
Л.Н.Толстой «Анна Каренина»
Слайды
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17