СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная роль языка в обществе. Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике. Невербальные средства общения. Виды жестов. Учет жестов как необходимое условие речевого общения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная роль языка в обществе. Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике. Невербальные средства общения. Виды жестов. Учет жестов как необходимое условие речевого общения.

Просмотр содержимого документа
«Социальная роль языка в обществе. Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике. Невербальные средства общения. Виды жестов. Учет жестов как необходимое условие речевого общения.»


Урок № 10. Социальная роль языка в обществе. Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике. Невербальные средства общения. Виды жестов. Учет жестов как необходимое условие речевого общения.

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, и культуре общения, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

 формировать навыки речевого общения.

воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к изучению языков.

Планируемые результаты

Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации.

Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.


Метапредметные:

Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Личностные: Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова [и др.] – М. : Мнемозина, 2019*; информационная справка по теме урока, презентация.

Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону, через интернет, устно и письменно. С помощью слов и без них. С современниками и…благодаря книге, например, с авторами давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций. Получается, что наша жизнь без общения немыслима! Очень точно выразил сущность общения академик Д.С. Лихачёв:
«Общаясь, люди создают друг друга»
- Как вы объясните эти слова? (люди влияют друг на друга и необходимы друг другу для создания индивидуальности и развития каждого)
Получается, что общение – основной элемент культуры.
В современной науке есть огромное количество определений слову общение (их более сотни) все учёные сошлись на мнении, что общение – это деятельность.* Наш урок будет посвящён виду общения, которое исторически возникло раньше словесного.

- Какую цель мы перед собой поставим?

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

Осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.

3. Актуализация знаний.

1.Как вы думаете, что такое общение?(совместная деятельность, обмен информацией, эмоциональный контакт)

2.Какое общение может быть?(деловое, личностное)

3.Для чего мы общаемся?


Работа в группах.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Лекция.«Общение».

-Как вы думаете, какие средства вербальные или невербальные несут основное содержание информации при общении?
Эксперимент.
- Я сейчас дважды произнесу одну и ту же фразу «Добрый день. Я рада вас видеть»
Первый раз фраза произносится в сопровождении противоположных смыслу фразы невербальных проявлениях ( тело отвёрнуто от зрителей на 2/3, мимически и интонационно выражается неприязнь, поза закрытая)
Второй – с сопутствующими по смыслу невербальными проявлениями: поза открытая, улыбка, подача корпуса вперёд, интонация радостная)
- В каком случае вы поверили, что я рада вас видеть?
( Вербальная составляющая осталась неизменной, а смысл фразы изменился)
Значит, невербальные средства общения несут основное содержание информации!
Учёные доказали, что передача информации происходит за счёт того, что говорим (вербалика) на 7%, как говорим (громкость голоса, интонация) на 38 %, «язык тела» - остальные неверб. средства на 55%
- Что это значит? (93% того, что люди выражают друг другу не связано с речью!)
- Психологи установили, что язык тела выражает то, что мы не хотим или не можем сказать. Он более искренен, чем те слова, что мы говорим друг другу. Мы думаем, что, если мы молчим, мы ничего не говорим, но это не так.
- Про меня говорят, что я человек эмоциональный, у меня «всё на лице написано». Что со мной не так? Объясните значение фразеологизма. ( Я не умею контролировать свои эмоции)

- Людям какой профессии очень важно изучать язык невербального общения. Потому что от этого зависит, состоится он в ней или нет? (сыщики, адвокаты, учителя, психологи и актёры!)

Внимательно слушают. Записывают в тетрадь.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

Я предлагаю вам представить, что вы занимаетесь в театральной студии.
- «Язык тела» что приходит на ум? Тело передаёт информацию, рассказывает историю? (Танец)
- Танец – универсальный язык, при помощи которого можно передавать наши эмоции, причём чаще всего, лучше, чем словами. Сейчас мы увидим одну историю.
https://vk.com/video-70824244_169430369
Задание для групп: определить, какие средства невербального общения использованы, о чём рассказал вам танец? Не бойтесь интерпретировать, здесь не будет неправильных ответов, это ваше видение.

Обсуждение в группах, выступление групп.

Просмотр видеозаписи с исполнением танца.


Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

6. Первичное закрепление

Выполнение упражнений для совершенствования невербальных способов общения
1 группа. Воспроизведите характерные для той или иной ситуации жесты, походку, позу
« Войти другим человеком»
* как неопытный учитель
* как старенький профессор
*как учитель – мастер
* как артист балета
* как солдат
* как инопланетянин

2 группа. Воспроизведите характерные для той или иной ситуации жесты, походку, позу
* идёте по лесу, где много комаров
* по узкой тропинке
* по болоту
*по битому стеклу
* по шаткому мостику
* по канату
3 группа. «Говорящие руки»

Выполняют задание.

Каждой группе выдаются карточки с заданиями, на подготовку заданий отводится 3 – 5 минут. Затем каждая группа показывает результат

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

П.2 упр.23

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Вот и подошёл к концу наш урок. Мне было приятно и интересно с вами работать. А пока предлагаю сделать ещё один снимок, только теперь предлагаю оценить наш урок, только с помощью невербальных способов общения. (Учитель фотографирует.)

Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!