СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 2.1. Основные единицы речевого общения Вербальные и невербальные средства общения. Мимика. Жестикуляция. Механические, ритмические, указательные, изобразительные, эмоциональные и символические жесты.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка дает понятие о вербальных и невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни; показывает с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания; помогает развивать интеллектуальные, коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе межличностного общения.

Просмотр содержимого документа
«Тема 2.1. Основные единицы речевого общения Вербальные и невербальные средства общения. Мимика. Жестикуляция. Механические, ритмические, указательные, изобразительные, эмоциональные и символические жесты.»

Тема. Раздел 2. Речевое общение

Тема 2.1. Основные единицы речевого общения

Вербальные и невербальные средства общения. Мимика. Жестикуляция. Механические, ритмические, указательные, изобразительные, эмоциональные и символические жесты.

Цель: дать понятие о вербальных и невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни; показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания; развивать интеллектуальные, коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе межличностного общения.

Задачи урока:

1. Усвоение обучающимися новых теоретических знаний и практических умений позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

2. Воспитание у обучающихся доброжелательности, искренности в общении с окружающими.

3. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти обучающихся.


Тип урока. Урок-усвоение новых знаний

Межпредметные связи. Риторика, психология.

Формы деятельности. Фронтальная, групповая.

Оборудование: проектор, презентация по теме, плакаты с изображением различных жестов, мимикой, карточки с ситуативными заданиями.


«Каждое движение души имеет свое естественное

выражение в голосе, жесте, мимике» (Цицерон).


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Оглашение темы, целей и задач урока.


III. Изучение новой темы.

1. Слово преподавателя. Урок начинается с показа маленькой сценки.

Обучающаяся готовится к дискотеке. Она достает из шкафа платье, примеряет перед зеркалом, кладет на стол, включает утюг, гладит, и нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье.

Трясет пальцем, платье тлеет. Девочка хватает утюг, ставит его, берет платье, плача, уходит.

- Что вы поняли из этой сценки? Как вы об этом догадались, ведь девочка не произнесла ни одного слова?


- Оказывается, многое можно передать не произнося ни слова, используя только мимику и жесты.

Словарная работа.

Мимика - это движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

Жесты - это движение рукой или другое телодвижение, что- то обозначающее или сопровождающее речь.


Речевая деятельность включает себе вербальные и невербальные средства общения. Вербальное общение осуществляется в устной и письменной, монологической и диалогической, внешней и внутренней речи. В структуру невербальных средств общей включены:

1. Кинетическая система: характерные позы, жесты и движения.

2. Организация пространства и времени общения.

3. Визуальный контакт.

Итак, жесты и мимика тесно связаны со словом, но они предупреждают слово. Жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движения нашей души, как говорил Цицерон.

«Из истории языка жестов и мимики»


Жестикуляция играет разную роль в речевом общении разных народов. На протяжении часового разговора, например, мексиканцы использует жестикуляцию 180 раз, француз - 120 раз, итальянец - 80 раз, финны - всего один раз.

У итальянцев приняты жесты, совсем неизвестные многим другим народам: руки над головой обозначают недоуменно - возмущенный вопрос: что вы хотите? Движение вытянутого большого пальца ко рту, значит «здоров», почти под подбородок «а мне плевать на это»

У американских индейцев очень выразительные жесты, связанны обозначением жизненно важных для них ситуаций: удар кулаком ладони означает выстрел, два пальца изображают идущего человека, четыре - бегущую лошадь. Если индеец хочет показать, что один человек следит за другим, он поднимает на уровень своих глаз руку, ладонью себе, с большим пальцем, поднятым кверху.

Японцы, говоря о себе, показывают не на грудь (как русские), а нос. Китайцы хлопают руками от горя или разочарования, а от радости царапают себе щеки и уши.

Высунутый язык для европейца - это знак поддразнивания, а Древнем Китае он означал угрозу, а в Индии - гнев, у народов майя - мудрость.

Для выражения смысла « сыт по горло» чем-нибудь русский проводит ладонью по горло, тогда француз тоже проводит ладонью, на уровне губ или чуть выше.


- А теперь, давайте посмотрим приветствие жестом у разных народов. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен всем. Так здороваются русские, англичане, американцы. Китаец в прежние времена, встречая друга пожимал руку самому себе. Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Французы целуют друг друга в щеку. Самоанцы обнюхивают друг друга. А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу кулаком по голове и плечами.


2. Ситуативные задачи.

Теперь, давайте решим несколько ситуативных задач. С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций (работа ведется по рядам).

1 ряд: Идя на учебу, вы видите своих друзей, которые идут на каток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую вы, чтобы отказаться?

2 ряд: Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете маме или папе, что получили оценку «5». С помощью какого жеста сообщите эту радость?

3 ряд: «На уроке». Преподаватель молча указывает обучающемуся, записывающемуся на доске на ошибку. Обучающийся сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты они использует?

1 ряд: За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете?

2 ряд: «В походе». Представьте такое: вы в походе у костра. Один парень пошел за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего- то испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?

3 ряд: «На рыбалке». Рыба только начала клевать и в этот момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел?


Вывод: Значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Только сейчас мы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы. Такой театр есть в Москве, и там мы не услышим во время представления ни слова. Однако, зрители с удовольствием посещают его.


3. Работа с иллюстративным материалом. Что данные жесты обозначают?

Высунуть язык - жест-дразнилка

Стукнуть по лбу - жест-воспоминание

Грозить кулаком - жест-угроза

Поднять брови - жест-удивление

Обхватить голову руками – жест - испуг


Существует даже этикет жеста. Русский писатель А.И. Куприн говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере.

Например, подать два кольца - это высокомерное приветствие, протянуть руку «лодочкой»- человек смущен, долго жать руку - дружеский интерес к тебе.

Но запомните: чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.


4. Инсценировка ситуаций встреч и прощания. Описывая ситуацию, нужно разыгрывать ее, используя нужные жесты и мимику.

1 ситуация. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?

2 ситуация. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

3 ситуация. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?


- А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми? Хочу напомнить вам прекрасные слова В. Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначена для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот- поглощать пищу,- все нужно самому себе, кроме улыбки- улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, мы бы никогда даже и не увидели бы. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это, ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет. Чтобы этого не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь».


 Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Общение бывает вербальным, т.е. речевым, и невербальным – неречевым.  

Функции вербального общения:

1. Обмен информацией между людьми.

2. Организация взаимодействия между людьми.

3. Восприятие друг друга партнерами по общению.


Стратегия вообще - это крупномасштабное действие. В стратегии вербального общения выделяют:

1. Открытое - закрытое

2. Монологическое - диалогическое

3. Ролевое – личностное

Открытое общение - это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека.

Закрытое общение - это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправданно в конфликтных ситуациях.

Монологическое общение - речь человека в форме монолога. Диалогическое общение - речь двух и более людей.

Ролевое общение - общение людей, исходящее из их социальной роли. Личностное общение - общение по душам.


5. Беседа с обучающимися.

К какой стратегии общения будет относиться:

а) разговор двух подруг (диалогическое, личностное, открытое)

б) общение начальника и подчиненного (диалогическое, ролевое, открытое/закрытое)

в) рассказ артиста со сцены своей автобиографии (монологическое, ролевое, открытое)?


Тактики общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знание правил общения.

Позиции общения:

1. доброжелательная позиция принятия собеседника

2. нейтральная

3. враждебная

4. доминирование (общение “сверху”)

5. общение на равных

6. подчинение (общение “снизу”).


Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации 38%, неречевое взаимодействие - 53%. Т.е. более всего информации при общении исходит от невербального канала, неречевого. Так, например, большое значение при общении людей друг с другом, имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения.

Выделяют интимную зону (15 - 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона.

Личная зона (45 – 120 см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.

Социальная зона (120 - 400 см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге и т.п.


6. Игра «Австралийские аборигены»

Текст: В далекой – далекой Австралии у древних племен аборигенов существует такой обычай. Когда кто-то из соплеменников собирается в дальнюю дорогу, он завязывает нитью на веточке эвкалипта несколько узелков, а утром, на восходе Солнца, отправляется в путь. Эта веточка эвкалипта должна привести путника обратно домой живым и невредимым. Таково назначение узелков на эвкалиптовой веточке у древних племен аборигенов.


7. Игра «Пантомима».

Задание:

Изобразите:

1. Счастье ребенка, заполучившего долгожданный подарок.

2. Страх человека, стоящего перед кабинетом зубного врача.

3. Ужас человека, стоящего на краю пропасти.

4. Радость профессора, заполучившего Нобелевскую премию.


Выделяют следующие группы жестов, которые предоставляют деловым партнерам самую разнообразную информацию.

Жесты уверенности

- кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;

- кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят;

- во время передачи информации локти не прижаты к туловищу;

- руки в карманах, большие пальцы снаружи;

- одна рука обхватывает другую в области ладони


Жесты неуверенности, раздражения

- прижатые вплотную к бокам локти;

- ёрзание в кресле;

- одной рукой человек поправляет пуговицу или запонку на рукаве другой, браслет часов или манжет;

- человек двумя руками держит букет цветов, чашку с чаем, сумочку (женщины);

- потирание уха

Жесты, выражающие агрессивность

- тесно сплетенные пальцы рук, особенно если руки находятся на коленях;

- поза на стуле «верхом»;

- руки в карманах, большие пальцы снаружи: у мужчин – амбициозность, у женщин - агрессивность


Жесты несогласия

- боковой взгляд – жест недоверия (в случае, когда взгляд отводится и возвращается вновь, подобное движение воспринимается партнером как жест несогласия);

- прикосновение к носу или легкое потирание его – чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов;

- ноги у сидящего направлены к выходу – желание уйти; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону


Жесты, относящиеся к оценке получаемой информации

- рука у щеки;

- один палец отставлен, остальные под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);

- почесывание подбородка (в конфликтных дискуссиях в сочетании со взглядом искоса связано с обдумыванием следующего хода в диалоге);

- почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение);

- манипуляции с очками;

- рука поглаживает шею – недовольство, отрицание, гнев


Жесты, проявляющие некоторые черты характера и отношение к ситуации

- Партнер во время разговора стремится опереться или прислониться к чему-нибудь

- Нуждается в поддержке, ситуация для него непонятна, не может найти нужный ответ

- Человек стоя опирается руками о стол, стул и пр.

- Ощущает неполный контакт

- Руки в карманах, за спиной либо скрещены на груди


Ладони рук в поле зрения партнера по общению

- Человек открыт для общения

- Лицо чуть наклонено вбок и опирается на ладонь или кулак


Внутренний монолог, скука

- Указательный палец касается носа, остальные прикрывают рот

- Подозрительность, скрытность, недоверие

- Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание руками)


Негативно подавленное отношение к ситуации

- Скрещенные руки и ноги у сидящего человека

- Нежелание вступать в контакт, демонстративность

- Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол)

- Властность, психологическое давление на партнера

- Закладывание рук за голову


Мимика представляет собой все изменения выражение лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет получать обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Ведь человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выражения. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собеседнику или снисхождение к нему, свое хорошее настроение или притворство по отношению к партнеру, а также просто показать хорошее воспитание.

Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более выразительной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации. Так, мы можем несколько преувеличить нашу радость при получении подарка или представить себя более огорченным, чтобы наказать ребенка. Однако различные формы проявления человеческих эмоций нередко имеют специфический характер: например, смех во всех западных странах ассоциируется с шуткой и радостью. В Японии смех является признаком смущения и неуверенности, и поэтому иногда возникают ситуации непонимания, когда европеец сердится, а японский партнер, смущаясь, улыбается. Если европеец не знает такой особенности японской культуры, то его гнев увеличивается, так как он думает, что над ним смеются.

Если говорящий время от времени потирает кончик носа, дергает себя за ухо, поправляет галстук, вертит пуговицу, т.е. повторяет какие-то механические жесты, они отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи - то, что обычно предает интонация. Речь наша часто бывает эмоциональной.

Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.

Указательные жесты требуется для выделения какого-то предмета из ряда однородных: показывает место - рядом, наверху, под ним, там; подчеркивает порядок следования - по очереди, через одного. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.


Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров.

- Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Так, он хочет узнать, который час.

- Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию».

Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить».


К изобразительным жестам относятся жесты, которые как бы изображают предмет (наглядно, показывая его).

Изобразительные жесты появляются в случаях:

- если не хватает слов, чтобы полностью предать описание предмета, состояние человека;

- если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

- если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Вспомним передачу КВН. Ведущий Александр Масляков представляет членов жюри. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале и делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветственно машет рукой. Такие жесты условны, и называются они символическими.

Если изобразительный жест связан с конкретными признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию, предвкушение приятного.

Так для русских знаком согласия служит покачивание головой вперед-назад, а для болгар - влево - вправо.


Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Мы возьмем предложение - Меня это не касается. При слове меня используется указательный жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается тоже указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх), сочетание не касается - символическим жестом (покачивание рукой из стороны в сторону).

Жесты, как и слова, бывают сильно экспрессивными, придают речи грубоватый, просторечный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, - «высшая оценка чего-либо»; кручение пальцев около виска - «из ума выжил», «разума лишился».

В последнее время ученые-лингвисты ввели термин «звуковой жест». Звуковой жест-элемент устной речи, назначение которого похоже на назначение обычного жеста. Например: Я уезжаю… Ту - ту… Звуковой жест ту-ту первоначально имитировал гудок паровоза, но затем приобрел обобщенное значение и стал знаком поездки независимо от вида транспорта.

Звуковой жест нередко сопровождается жестом в прямом смысле. Например, выражая укор, произносят Ай-ай-ай! и одновременно с этим качают головой. Призывом к молчанию служит звуковой жест Тсс! или собственно жест - прижатый к губам палец, а чаще и то, и другое одновременно.

Основные коммуникационные жесты и их происхождение

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд.

Рис. 1. Пожимание плечами.

Рис. 2. "Все в порядке".


Кивание головой во многих странах обозначает "да" или утверждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытнообщинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.



Жесты рук и кистей рук

Потирание ладоней. С помощью потирания ладоней, люди невербально передают свои положительные эмоции. Скорость, с которой выполняется этот жест, сигнализирует о том человеке, который предполагает получить положительные результаты в данной ситуации.

Потирание большого пальца об указательный. Потирание большого пальца об указательный, или о кончики других пальцев обычно применяется для обозначения денег и ожидания поступления денег в качестве оплаты. В разговоре между друзьями этот жест может использоваться человеком, одалживающим деньги: «Одолжи мне денег». Но этого жеста нужно избегать обслуживающему персоналу при работе с клиентами.

Сцепленные пальцы рук. С первого взгляда это может показаться доверительным жестом, поскольку, когда люди прибегают к нему, они улыбаются и чувствуют себя счастливыми. Однако, исследования, проведенные по изучению жеста сцепленных пальцев рук, говорят о том, что этот жест обозначает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук согнуты на уровне лица, руки лежат на столе (среднее положение сцепленных рук), на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении (нижнее положение сцепленных рук). Существует зависимость между положением рук и силой негативного чувства, испытываемого человеком (чем выше руки, тем сложнее происходит контакт).

Шпилеобразное положение рук. Этим жестом часто пользуются уверенные в себе люди, лица, занимающие руководящие должности, или люди с ограниченной жестикуляцией. Используя этот жест, они передают свою самоуверенность. Этот жест имеет два варианта: Руки шпилем вверх, руки шпилем вниз. Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение или излагает свои идеи. Второе положение используется тогда, когда человек не говорит, а слушает.

Когда при положении рук шпилем вверх у говорящего голова откинута назад, у него появляется налет самодовольства и высокомерия.

Закладывание рук за спину. Этот жест характерен для королевских династий многих стран. В обыденной жизни этот жест используется полицейским на дежурстве, директором школы и людьми на ответственных должностях. Потому это считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открывать свои ранимые области тела, такие как желудок, сердце, горло.

Жест «руки в замок за спиной» отличается от жеста «закладывание рук за спину с захватом запястья», который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. В этом случае одна рука захватывает запястье так крепко, как будто она пытается удержать ее от нанесения удара. Интересно, что чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине.

Акцентирование большого пальца

Большие пальцы рук обозначают силу характера и его личности, и невербалика с использованием больших пальцев рук это подтверждает.

Выставление больших пальцев рук говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Однако этот жест нужно рассматривать в совокупности с другими жестами. Открытые большие пальцы являются положительным сигналом. Часто жест присутствует в позе сурового начальника в обществе со своими подчиненными.

Люди, носящие новую привлекательную одежду, чаще используют этот жест, чем люди, одетые в устаревшую несовременную одежду.

Большие пальцы рук очень часто выглядывают из карманов человека, иногда даже из задних карманов брюк, чтобы скрыть доминантность человека в данной ситуации. Женщины также прибегают к этому жесту. Кроме того, любители этого жеста часто встают на цыпочки, чтобы стать повыше ростом.

Другой популярный жест - скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами рук. Этот жест передает двойной сигнал - первый о негативном или оборонном отношении (скрещенные руки) плюс чувство превосходства (выраженное большими пальцами рук). Жест с акцентированием больших пальцев используется также для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают большим пальцем.

Совокупность жестов

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей - перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды - в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме "предложений" и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Жест "пожимание плечами" является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи, поднятые брови.

В заключении хочется сказать, что трудно подражать и подделывать язык тела в течение долгого периода времени, но полезно научиться использовать положительные, открытые жесты для успешного общения с другими людьми и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску. Это позволит чувствовать себя более уютно в обществе людей и сделает вас более привлекательным для них.


IV. Закрепление нового материала.

1. Практическая работа.

У нас десять пальцев, и каждый палец сгибается в трех местах. Да, кроме того, рука подвижна в запястье. А если двигать к тому же локтем и предплечьем, то можно придать руке и пальцам еще больше разных положений. Один специалист подсчитал, сколько различных движений и положений доступно рукам. Он утверждает, что их 700 000!






 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!