СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Невербальные средства общения в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа-Лауреат городской научно-практической конференции в г.Новосибирске. Мы провели исследование невербальных средств общения героев романа.Дана психологическая характеристика невербальных средств общения.

Просмотр содержимого документа
«Литература_Шульгина_186_Тезисы»

Тезисы к исследовательской работе ученицы 11 Б класса МБОУ СОШ №186 Шульгиной Екатерины «Невербальные средства общения в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цель нашего исследования- выявить роль описания невербальных элементов в раскрытии характеров и внутреннего мира главных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», определить лексические средства, которые использует автор для описания невербального общения персонажей.

Начиная работу, мы поставили перед собой следующие задачи:

- изучить научную литературу по данной теме;

-классифицировать невербальные средства общения;

-проанализировать невербальные средства общения главных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Объект исследования - художественный текст романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Предмет исследования - языковое выражение невербальных элементов в художественном тексте.

Данная работа поможет читателям разобраться в мотивах поведения персонажей романа «Отцы и дети» и других произведениях И. С. Тургенева, а также по-другому осмыслить творчество писателя. В этом мы видим актуальность нашей работы.

Результаты данной работы могут быть использованы на уроках углубленного изучения литературы для более глубокого анализа произведений, а также помогут познать азы психологии, понимать характеры людей и их поступки. Безусловно, в современном мире нам легче будет адаптироваться в различных коммуникативных ситуациях. В этом мы видим практическую значимость данной работы.

В ходе исследования мы дали краткую классификацию невербальных элементов общения, выделив 3 составляющие: жесты, мимику, голос или интонацию.

Опираясь на работу О. С. Сергеевой: «Язык жестов. Как читать мысли без слов? 49 простых правил» представили психологическую характеристику некоторым сигналам языка жестов.

Анализируя художественный текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы постарались выделить лексические средства, которые использует автор для описания элементов невербального общения главных героев, и определить их значение, что помогло нам выявить их роль в раскрытии внутреннего мира персонажей. Результаты представлены в таблице.


Выводы: невербальные компоненты, включаясь в коммуникативный процесс, делают его более убедительным, достоверным, наглядным и выразительным. Писатели используют их как средство характеристики героев. Следовательно, изучение невербальных средств общения очень важно для полного анализа литературного художественного произведения.

Проведенное исследование в области невербальной коммуникации на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» подтверждает важность и необходимость изучения аспектов человеческого поведения, связанных с функцией коммуникации.

Перспективы: анализ других невербальных средств общения героев романа, которые были представлены в начале работы; сопоставление вербальных и невербальных средств общения, так как их взаимодействие является сложным процессом.










Просмотр содержимого документа
«Литература_Шульгина_186_Текст»



Содержание.

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Краткая классификация невербальных элементов общения….4

Глава 2. Психологическая характеристика языка жестов……………....8

Глава 3. Исследование невербальных элементов общения в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………..27

Список литературы……………………………………………………….28







































































Введение.

В последнее время большой интерес исследователей вызывает явление невербальной коммуникации (жесты, мимика, позы, голос). Она привлекает внимание специалистов в разных областях знаний: психологии, культурологи, социологии и лингвистики. И такой интерес не случаен.

Лингвисты рассматривают её наряду с естественным языком как одну из самых мощных знаковых систем. Более того, многие исследователи считают, что зрительно человек воспринимает значительно больше информации, чем на слух. Большая часть информации (до 75%) передается благодаря невербальному коду. Он менее контролируем сознанием, по сравнению с вербальным, потому он и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному каналу, то истинной считается информация, полученная благодаря невербальному каналу, так как он обусловлен подсознанием.

«Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», - писал Цицерон. По словам Аллана и Барбары Пиз (психологов), « слова используются человеком в основном для передачи информации, тогда как язык телодвижений помогает передать межличностные отношения. В некоторых случаях язык телодвижений эффективно заменяет вербальные сообщения».

В отличие от устной коммуникации, в литературном художественном произведении главной знаковой системой выступает естественный язык. С помощью него можно выразить любые мысли и чувства, передать своё отношение к людям и целому миру. В этом смысле язык является универсальной знаковой системой.

В художественном произведении жесты, позы, мимика помогают автору описать мысли, чувства и переживания персонажа. Язык телодвижений героя является внешним отражением его эмоционального состояния. Каждый жест или движение является ключом к чувствам, которые испытывает персонаж в определенный момент. Следовательно, описание невербальных элементов необходимо автору для создания единого образа персонажа.

Для того чтобы понять значение тех или иных невербальных средств общения героев художественного произведения, мы обратились к работам известных психологов: «Язык жестов. Как читать мысли без слов? 49 простых правил» О.С. Сергеевой и «Язык телодвижений(как читать мысли по жестам)» А. Пиз.

Языку жестов и мимики литературных героев уделяется недостаточно внимания на уроках литературы и в литературоведческих работах. Данная работа поможет читателям разобраться в мотивах поведения персонажей романа «Отцы и дети» и других произведений И. С. Тургенева, а также по-другому осмыслить творчество писателя. В этом мы видим актуальность нашей работы.

Результаты данной работы могут быть использованы на уроках углубленного изучения литературы для более глубокого анализа произведений, а также помогут познать азы психологии, понимать характеры людей и их поступки. Безусловно, в современном мире нам легче будет адаптироваться в различных коммуникативных ситуациях. В этом мы видим практическую значимость данной работы.

Цель нашего исследования- выявить роль описания невербальных элементов в раскрытии характеров и внутреннего мира главных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»,определить лексические средства которые использует автор для описания невербального общения персонажей.

Начиная работу, мы поставили перед собой следующие задачи:

- изучить научную литературу по данной теме;

-классифицировать невербальные средства общения;

-проанализировать невербальные средства общения главных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»;

Объект исследования - художественный текст романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Предмет исследования - языковое выражение невербальных элементов в художественном тексте.

В ходе выполнения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

-анализ литературы по теме исследования;

-анализ языковых средств в художественном тексте;

-описание невербальных средств общения в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

В начале работы нами была выдвинута следующая гипотеза: знание языка мимики и жестов облегчает общение между людьми, а при чтении художественных произведений помогает глубже понять характеры героев.



Глава 1.Краткая классификация невербальных элементов общения.

Общение – это сложный социально-психологический процесс достижения взаимопонимания между людьми. Основными его инструментами являются вербальные и невербальные средства общения.





Вербальное (от лат.- «устный, словесный») общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Невербальное общение, более известное как язык жестов и поз, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и так далее.

За последние двадцать и особенно последние десять лет была проведена масса разноплановых исследований в области невербальной коммуникации. Появился целый ряд самостоятельных направлений научного поиска, например:

кинесика (от др. греч. κίνησις – движение) изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), "вокальная мимика" (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний;

просодика (от греч. prosodia - ударение, припев)- это интонационно-выразительная окраска речи;

экстралингвистика (от англ. linguistics, exterior- языкознание, внешний)- лингвистика, изучающая аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека;

такесика (от англ. tacesics) -невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.), а также область психологии, занимающаяся его изучением;

проксемика (от англ. proximity — близость)- это научная дисциплина, которая занимается проблемами организации и использования человеком пространства, т.е. территориальным поведением человека.













В нашем исследовании мы выделим 3 составляющие невербального общения: жесты, мимику, голос или интонацию.

Мимика (от греч. μιμιχοζ — подражатель) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» (Л. М. Сухаребский, 1966). Выражение лица ( глаз, бровей, губ)- один из главных показателей чувств. Глаза помогают установить визуальный контакт. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника из вежливости. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела. Брови очень подвижны: человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице. Такие движения могут иметь разное значение: стремление обратить на себя внимание, выражение удивления, мимика, сопровождающая вопрос, выражение недовольства и др.

Помимо мимики при разговоре люди невольно жестикулируют. Мы даже не представляем, как много разнообразных жестов производит человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь.

Жесты (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом. Жест может сказать о многом: он может характеризовать адресата, производящего жест, со стороны национальных, территориальных, собственно социальных особенностей. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты».

В различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет:

« Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Как видно из цитаты, А. Ф. Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет её, в сочетании со словами усиливает её эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время он отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление.

Интонация( от лат. intonare- громко произносить)- ритмико-мелодиская сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтасических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными элемнтами интонации являются:

  1. Мелодика речи, осуществляемая повышением или понижением голоса во фразе;

  2. ритм речи, то есть чередование ударных, безударных, долгих и кратких слогов;

  3. интенсивность речи, то есть сила и слабость произношения;

  4. темп речи, то есть скорость или медленность произношения речи во времени и паузы между речевыми отрезками;

  5. тембр речи, то есть звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экпрессивные оттенки;

  6. фразовое и логическое ударение, служащее средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного.



Глава 2. Психологическая характеристика языка жестов.

Возникает вопрос: как же быть, если подавляющее большинство людей забыло или даже не знало о столь развитом языке жестов? Как они поймут значение тех или иных невербальных сигналов? Чтение невербальной символики – это целая наука, которой нужно учиться всю жизнь. Ведь жесты, мимика, поза у каждого человека индивидуальны. В нашем исследовании, опираясь на книгу психолога Оксаны Сергеевой «Язык жестов. Как читать мысли без слов? 49 простых правил», мы представим характеристику некоторым сигналам, которые ученые сумели расшифровать, тем универсальным знакам, которые мы используем для выражения своих эмоций, чувств, мыслей.


Жесты из категории «Мне интересно».

Заинтересованный человек, как правило, достаточно скуп на жесты. Человек, испытывающий интерес к происходящему, всем своим существом стремится приблизиться к источнику информации. Можно заметить наклон корпуса в сторону говорящего: слушатель стремится быть ближе к нему. Бывает, человек так увлекается происходящим, что просто перестает контролировать свое тело. Он может забыть закрыть рот или широко раскрыть глаза – это мимические признаки, которые говорят о том, что человек удивлен, изумлен, находится в максимально заинтересованном состоянии.

Категория «Я задумался».

Для человека, который задумался , отвлекся от беседы, характерны следующие жесты: руки у лба в различных позициях, человек может потирать виски, почесывать затылок. У подобного рода жестов есть еще одно предназначение: человек, таким образом, пытается повысить эффективность работы головного мозга, настраивает свой «мыслительный аппарат» на решение трудной задачи. Отсюда всевозможные поглаживания и почесывания. Для человека, который находится далеко-далеко – в своих мечтах и фантазиях, характерен так называемый «взгляд в никуда»: отсутствующий, не сфокусированный. Если человек опирается на правую руку или потирает правый висок, значит в данный момент человек занят анализом, его занимают вопросы, требующие детальных вычислений. Взгляд человека в этом случае может быть сосредоточен, сфокусирован на одной точке. Если человек опирается на левую руку, значит, он, скорее всего философствует, фантазирует, его размышления лишены четкости, конкретности и не требуют анализа. Взгляд не сфокусирован на одной точке, а напротив, расплывчатый, направлен в никуда.

Категория «Я вас уважаю».

Человек, относящийся к вам с уважением, подает руку первым или одновременно с вами. Он не пытается сразу же убрать руку: уважительное рукопожатие должно быть длительным. Рука должна быть вытянутой, ни в коем случае не согнутой в локте. Таким образом, человек не должен доставлять вам неудобства, не должен заставлять вас тянуться. Скорее наоборот, он пытается создать максимально комфортные для вас условия. Наклон головы – жест уважения. Обратите внимание на то, как человек наклоняет голову.

Категория «Я сомневаюсь».

Если человек сомневается в приводимых вами аргументах, он пытается не смотреть вам в глаза. Его взгляд может блуждать по комнате, он может смотреть в окно, пытаться абстрагироваться от ваших доводов и самостоятельно обдумывать плюсы и минусы вашего предложения. Еще более опасное направление взгляда – в сторону выхода. Это означает, что он склоняется к отрицательному ответу и намерен в ближайшее время уйти. Для сомневающегося человека характерны жесты перебирания, перетирания, почесывания – повторяющиеся, монотонные.

Категория «Я настороже».

Если человек скрестил руки на груди, при этом направил кончики пальцев в разные стороны, обратил вытянутую руку и ладонь к вам, то это сигнализирует о том, что вы должны остановиться. Для настороженного человека характерен особенный взгляд: он смотрит на вас в упор, следит за каждым вашим жестом, движением с единственной целью – не пропустить тот момент, когда у вас в руках появится «нож».

Категория «Я настроен на компромисс».

Если ваш оппонент говорит, что совершенно не согласен с вами, считает ваши слова абсурдными, но сам в этот момент кивает головой вверх-вниз, это говорит о том, что он готов принять вашу точку зрения и лишь набивает себе цену, старясь добиться более выгодных условий для себя. Отсутствие жестов – это тоже жест. Если мы не находим у человека каких-либо отрицательных жестов, к примеру, скрещенных рук и ног, он вполне комфортно чувствует себя, общаясь с вами на близком расстоянии, с легкостью впускает вас в свое личное пространство, это говорит о том, что человек принимает вашу точку зрения.

Категория «Я склонен к доверительным отношениям».

Жесты человека, который склонен к доверительным отношениям, направлены в сторону собеседника. Любой невербальный сигнал, будь то перечисляющий жест, его поза, развернутые в вашу сторону носки его ботинок, он направит в вашу сторону. Все это признаки того, что вы наладили с ним контакт, который может принести в дальнейшем свои плоды. Мимика человека, который проникся к вам доверием, очень благодушна. Человек, настроенный доверительно, будет часто вам улыбаться, более того, открыто смеяться, не сдерживая свои эмоции, так как вы ему нравитесь и ему нечего смущаться в вашей компании. Человек, который проникся к вам доверием, может копировать ваши жесты.

Категория «Я защищаюсь».

Один из самых распространенных и ярких способов защиты – скрещенные на груди руки. Этот сигнал может свидетельствовать о том, что человек не хочет идти на контакт, что ему неловко, что он хочет защититься от вас. К этой категории относится жест ноги крест-накрест – человек как бы теряет ощущение опоры под ногами. Характерная поза защиты – прямое тело, корпус несколько наклонен вперед, голова опущена, лоб направлен на собеседника, глаза опущены. Человек пытается принять удар лбом, защититься от ваших слов. Такая поза помогает отразить негатив. Находясь в ситуации потенциального нападения, человек пытается закрыть самую больную область. Мужчины используют позу «футболист в стенке» – закрывают паховую область, тем самым защищаются от возможных нападок. Чувствительные люди, которые все воспринимают близко к сердцу, стараются прикрыть грудную клетку в области сердца, либо скрестив руки на груди, либо закрыв сердце ладонью левой руки.

Категория «Мне неловко».

Как только человек почувствовал, что ему стыдно, он тут же попытается отвлечь ваше внимание от своей персоны, чтобы вы не заметили явных признаков стыда, к примеру, покраснения лица или учащения пульса. Он хочет выиграть время, чтобы прийти в норму, скрыть непроизвольные, неконтролируемые реакции своего организма. Ваш собеседник может внезапно схватить какой-то предмет, резко встать, поменять положение, допустим, попытаться накинуть пиджак, который до этого преспокойно висел на стуле. В момент ощущения стыда человек прерывает зрительный контакт, опускает вниз глаза, его взгляд застывает на каком-либо предмете. Его жесты, движения становятся суетливыми.

Категория «Я вам не верю».

Самыми распространенными жестами, обозначающими недоверие, являются жесты защиты – это скрещенные руки, ноги. Человек говорит, что он не желает воспринимать информацию, которая поступает от вас. Человек может манипулировать ушами – в символическом смысле снимает лапшу, которую вы ему вешаете. Человек может почесывать губы, рот, уши. Еще один жест недоверия – отрицательное покачивание головой: даже если он соглашается с вами, поддерживает вашу точку зрения на вербальном уровне, у него на уме что-то другое. Мимика тоже выдает скепсис вашего собеседника. На лице написано недоверие, человек прячет глаза. Он может улыбаться скептически или попросту ухмыляться: один уголок рта поднят вверх, второй –опущен. Такая улыбка свидетельствует о том, что вам не верят. То, что вы ему говорите, кажется ему смешным.

Категория «Мне страшно».

Невербальные знаки страха – особая категория. Они объединяются тем, что человек в ситуации страха не способен контролировать свое тело, не властен над ним. Он может совершенно беспричинно вздрогнуть, услышав громкий голос, или подпрыгнуть, если вы тихо подойдете и одернете его сзади – это говорит о том, что человек напряжен и, возможно, чего-то боится. Человек, испытывая страх, может начать насвистывать, напевать мелодию или петь в голос.

Категория «Я нервничаю».

Жесты, характерные для человека, который сильно нервничает, как правило, следующие: перебирание посторонних предметов, всевозможные почесывания, поглаживания. Причем очень часто человек меняет один жест на другой, пытаясь скрыть свою нервозность. Но именно такая быстрая смена невербальных сигналов, многообразие жестов и выдает состояние нервозности. Если вы заметили, что ваш собеседник постоянно чешет руки, лицо, это может означать, что он сильно нервничает. Человек в состоянии нервозности не может концентрировать взгляд на одном предмете долгое время, он постоянно оглядывается по сторонам, оценивая ситуацию, осматривается вокруг, разглядывает окружающих, его взгляд блуждает по пространству, не может найти себе приют. Еще один яркий сигнал нервозности – нервный тик – непроизвольная реакция тела. Мимика выдает нервничающего человека: его лицо почти всегда искажен некой гримасой, а в состоянии стресса характерна смена мимических выражений.

Категория «Я счастлив».

Жесты, которые он использует, всегда открытые. Он готов идти на контакт, ищет общения с людьми. Человек не может в одиночестве нести ношу собственного счастья. Совершенно точно можно догадаться, что человек счастлив, по особому, излучающему сияние, взгляду. Человек словно пытается охватить этим взглядом весь мир, всех людей, сказать без слов: «Посмотрите на меня. Я счастлив. Найдется ли среди вас человек, который более счастлив, чем я». Счастливый человек всегда смотрит в глаза, готов поделиться своим счастьем, уверен в себе. Очень часто человек, настроенный на позитив, нарушает личное пространство своего собеседника. Он использует личные, интимные, способы приветствия – объятия, поцелуй.

Категория «Я уверен в своей правоте».

Для уверенного в себе человека характерны яркие, непосредственные жесты. Вы заметили, что ваш собеседник часто держит руки в области груди, но не скрещивает их – это свидетельство его уверенности, ощущения своего превосходства. Признаком такой уверенности может служить жест сложенных «домиком» рук. У такого человека вы никогда не заметите нервозности в жестах. Если человек, уверенный в себе, использует перечисляющий жест, то он, как правило, обращен к публике, собеседнику. Характерный жест самоуверенности – закладывание рук за голову. Некоторые люди считают его неприличным. Он не только позволяет полностью открыть область груди за счет максимального разведения рук, но и обнажает область подмышек, которая считается достаточно интимной. Лучше не использовать такой жест. Данный тип уверенности сродни заносчивости. Уверенный человек всегда опрятно одевается, но он очень редко позволяет себе излишества. Вычурности – рюши, банты и ленточки– в их гардеробе скорее исключение.

Категория «Я угнетен».

Человек, который угнетен, старается отгородить себя от всего мира, защититься от окружающих, использует для этого жесты защиты: может скрестить руки на груди, закрыть руками лицо, либо его голова опущена и опирается на руку. Голова от обилия негативных эмоций становится очень тяжелой, поэтому человек стремится всячески ее поддерживать: она может покоиться на ладонях, может быть просто наклонена набок или опущена вниз. Мимика угнетенного человека весьма красноречиво свидетельствует о его состоянии: уголки рта опущены вниз, веки полуопущены, ему тяжело двигаться, даже разговаривает он крайне неохотно.

Категория «Мне скучно».

Скучающий, бесстрастный взгляд, апатичная поза, вытянутое лицо, опустившаяся челюсть, чуть опущенные веки – все это признаки скуки. Если человеку скучно, он старается принять наиболее удобную для него позу, постепенно найти какую-то опору, он расслаблен, невнимателен к вашим словам. Если ваш собеседник сидит, то свидетельством того, что ему скучно, будет его «растекание» по столу. Поза – это показатель уровня внимания. Человек в расслабленной позе неспособен воспринимать информацию.

Вот несколько жестов, применяемых нами каждый день (и также встречающихся в исследуемом мной произведении) и их толкование:

1) Правая рука ложится ладонью на левое плечо собеседника-согласие и уважение;

2) Сильное сжатие перстов (рукопожатие)- унижение другого человека;

3) Левая рука на запястье правой: спокойствие, сосредоточенность, внимательность и полный контроль над происходящим вокруг;

4) Поза «Ферт» (руки в боки) - недовольство, высокомерие;

5) Человек охватывает правой ладонью свою шею - трудность в принятии решения;

6) Правая рука ладонью на сердце - чистые помыслы, открытость честность;

7) Вытянутая правая рука с кулаком и поднятым вверх большим пальцем - бытие во всех положительных проявлениях (жизнь, счастье, удача);

8) Соединение правой ладони с челом - размышление, раздумье; если при этом человек смотрит сквозь разведенные пальцы - хитрость, видимость раздумья;

9) Направление одного указательного перста в сторону какого-либо живого объекта - агрессия с целью уничтожения (этот жест на Руси считался запрещенным по отношению к родичу или общиннику, допускался лишь по отношению к врагу.

10)Поднятые к небесам два перста (указательный и средний) при согнутом локте - подтверждение своих слов и действий (слово верности)

Данная характеристика помогла нам понять значение невербальных элементов общения главных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».



Глава 3. Исследование невербальных элементов общения в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».


В художественном тексте невербальные средства играют достаточно важную эмоционально-экспрессивную роль как создатели образной панорамы происходящего. Именно благодаря определенным выразительным жестам, гримасам или действиям, в представлении читателя рисуется яркая, запоминающаяся картина поведения персонажей в процессе коммуникативного акта.


И. С. Тургенев справедливо считается лучшим стилистом русской прозы XIX века и тончайшим психологом. Он всегда рисовал своих героев спокойными и благородными в выражении чувств. Если же герой суетится, излишне жестикулирует (наподобие Ситникова в романе «Отцы и дети»), значит, автор его презирает и стремится полностью дискредитировать.


Анализируя художественный текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы постарались выделить лексические средства, которые использует автор для описания элементов невербального общения главных героев, и определить их значение, что помогло нам выявить их роль в раскрытии характеров и поведения персонажей.

Жесты, мимика, голос главных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».


Евгений Васильевич Базаров.

Жесты:

«заметил, потягиваясь Базаров» - уверенность в себе, развязность (глава IV)

«ответил с коротким зевком Базаров» - защита, самоуверенность, скука, неуважение (главаVI)

«громко зевнул, встал и , не попрощавшись с хозяйкой, вышел вон вместе с Аркадием»-пренебрежение, скука, превосходство (глава XIII)

«Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении её лица проявлялось что-то особенное, что может быть.… Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»- сомнения, неуверенность, злость, борьба с возникающими чувствами (глава XVII)

«его руки дрожали»- волнение, беспокойство, нервничает (когда Базаров открывал окно в комнате Одинцовой) (глава XVII)

«Он прошелся по комнате, потом вдруг приблизился к ней, торопливо сказал «прощайте», стиснул ей руку так, что она чуть не воскликнула, и вышел вон»- беспокойство, неловкость, смущение, любовь, нервничает (глава XVII)

( когда Одинцова пыталась отрицать то, что она аристократка) «Базаров покачал головой» - уверенность в своей правоте, «я не верю»(глава XVII)

«… а Базаров уперся лбом в стекло окна»- досада, защита (глава XVIII)

«Он задыхался; все тело его видимо трепетало» - внутренняя борьба со своими чувствами (глава XVIII)

«он быстро обернулся, бросил на неё пожирающий взор - и, схватив её обе руки, внезапно привлек её к себе на грудь»- решительность, страсть (глава XVIII)

«он рванулся к ней» - уверенность, страсть (глава XVIII)

«…подумал он, и, развалясь в кресле не хуже Ситникова»- защита, развязность (глава XV)

«Базаров продолжал сидеть неподвижно» - настороженность, страх, защита (глава XVII)

«Базаров стоял к ней (Одинцовой) спиной»(признание Базарова в любви )- страх, смущение, неловкость (глава XVIII)

«Он приблизился к ней, но и тут не поднял глаза» - неуверенность, страх (глава XIX)

«Базаров начал зевать» (при разговоре его отца про природу)- пренебрежение, скука (глава XX)

«Прощаясь с матерью, он поцеловал её в лоб» -любовь (глава XX)

«промолвил он наконец, закидывая руки за голову»- расслабленность, развязность (глава XXI)

«Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы»- настороженность, агрессия, защита (глава XXI)

«..присел на край стола и скрестил руки» - защита, самоуверенность

«Базаров почесал у себя в затылке» - задумчивость (глава XXVI)

«странная усталость замечалась во всех его телодвижениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась»- уныние, одиночество (после испытания любовью) (глава XXVII)

Мимика:

«оно (лицо) оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»-самоуверенность, спокойствие (глава II)

«Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку» - скрытность, уважение (глава II)

«лицо его приняло какой-то медный и грубый цвет»- раздражение, злость (глава X)

«холодная усмешка скривила губы Базарова»- презрение, самоуверенность

(при виде Кукшиной ) «Базаров поморщился»- недовольство, недоверие, неприязнь (глава XIII)

(в доме у Одинцовой в первый раз) «Аркадий заметил, что приятель его покраснел»-смущение, неловкость, нервничает, беспокойство (глава XV)

«Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: « Верь мне или не верь, это мне все едино!»- защита, неуверенность в себе, «равнодушие» (глава XVI)

«В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоговела, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте»- тревога, сомнения, защита от проявление чувств, неприемлемых для нигилиста (глава XVII)

«Базаров исподлобья взглянул на неё»- защита, недоверие (глава XVII)

«Базаров закусил губы и вышел»- разочарование, смущение (глава XVIII)

(при виде Одинцовой) «он как будто сконфузился»- неловкость, смущение, недоверие, настороженность (глава XV)

Голос:

«с невыразимым спокойствием повторил Базаров» - спокойствие, уверенность в своей правоте (глава X)

«с надменной гордостию отвечал Базаров» - самоуверенность, превосходство (глава X)

«произнес сквозь зубы Базаров»-раздражение, гнев (глава X)

«повторял Базаров, на этот раз с особенною дерзостью»- самоуверенность, превосходство, раздражение (глава X)

«флегматически заметил Базаров»-безразличие, надменность (глава X)

«холодная усмешка скривила губы Базарова»- презрение (глава X)

«хладнокровно заметил Базаров»- категоричность (глава XII)

«небрежно перебил Базаров»- пренебрежение, превосходство, самоуверенность (глава XV)

«заговорил преувеличенно развязно»- смущение, защита (глава XV)

«Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй!»»(Аркадию после прогулки с Одинцовой)- неловкость, смущение, нежелание показать чувства, растерянность (глава XVI)

«промолвил он преувеличенно резко»-защита, уверенность в своих словах (глава XVII)

«повторил угрюмо Базаров»-недоверие, злость (глава XIX)

«произнес сквозь зубы Базаров»-нежелание говорить, злость (глава XIX)

«Он приблизился к ней, но и тут не поднял глаз и глухо промолвил…»- разочарование, смущение (глава XIX)



Н.П. Кирсанов

Жесты:

«он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом»-задумался, ожидание (глава I)

«закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками» - Счастье, радость(главаI)

«раза два ударил рукою по воротнику сыновьей шинели» - радость от встречи (глава II)

«крепко стиснул его (Базарова) обнаженную красную руку» - уважение («я вас уважаю») (глава II)

«говорил Николай Петрович, потрагивая Аркадия то по плечу, то по колену» -радость, любовь (глава III)

«прибавил Николай Петрович, потирая лоб и брови, что у него всегда служило признаком внутреннего смущения» - смущение, « я нервничаю» (глава III)

«глянул из-под пальцев рук, которою он продолжал тереть себе лоб» - смущение, нервничает (глава III)

«Николай Петрович слегка отвернулся» - неловкость (глава V)

«вместо ответа Николай Петрович обнял его (брата)»-любовь, понимание (глава VII)

«потер себе лоб» - неуверенность, нервничает (глава III)

«Он в течении всего спора сидел как на угольях»- нервничал (глава X)

«Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу»-сожаление, уныние, угнетение (глава XI)

«Он поднялся и хотел возвратиться домой; но размягченное сердце не могло успокоиться в его груди, и он стал медленно ходить по саду, то задумчиво глядя себе под ноги, то поднимая глаза к небу»- задумчивость, неуверенность, нервничает, угнетение (глава XI)

«он воскликнул, заболтал ногами и подпрыгнул на диване, когда Фенечка вбежала к нему с сияющими глазами и объявила о приезде «молодых господ»- радость (глава XXII)

«Николай Петрович отступил на шаг и всплеснул руками»- удивление, радость (когда П.П. дал ему благословление на женитьбу с Фенечкой) (глава XXIV)

Мимика:

«твердил, умиленно улыбаясь, Николай Петрович» (глава II)

«…а с лица не сходила краска, и сердце билось»- смущение, нервничает (глава V)

Голос:

«повторил с унылым вздохом Николай Петрович»- уныние, угнетение (глава X)



Аркадий Кирсанов

Жесты:

«повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку» -радость, любовь (главаIII)

«Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что опять его обнял» -радость (глава III)

«Аркадий бросился ему(отцу) на шею»-радость, любовь (глава V)

«…Аркадий крепко стиснул ему(Базарову) руку и долго ничего не говорил»-благодарность, уважение, дружелюбный настрой (глава XIX)

«Аркадий наклонился»(при встрече с родителями Базарова)-уважение (глава XX)

«Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, когда при первых звуках мазурки, он усаживался возле своей дамы и, готовясь вступить в разговор, только проводил рукой по волосам и не находил ни единого слова»-смущение, неуверенность, неловкость (глава XIV)

«он встал и быстро удалился, как бы испугавшись слов, сорвавшихся у него с языка»(после признание Кати в любви)- страх, смущение, защита (глава XXVI)

«проговорил он дрожащим голосом и стиснув руки»(признаваясь Катя в любви)-страх, желание получить положительный ответ, неловкость (глава XXIV)

«он схватил её большие, прекрасные руки и задыхаясь от от восторга, прижал их к своему сердцу»- радость, восторг, любовь (глава XXVI)

Мимика:

«Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк»-сомнения (я сомневаюсь») (глава III)

«Аркадий ласково улыбнулся» (отцу) - любовь (глава III)

«Аркадий опустил глаза» - неловкость, смущение (глава V)

«дружелюбно ей улыбался» - дружелюбие (глава V)

«… Аркадий весь вспыхнул и засверкал глазами»- злость, готовность постоять за себя (глава X)

«не спускал с неё (Одинцовой) взгляд» - восхищение (глава XIV)





П.П.Кирсанов

Жесты:

«Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями… и подал её племяннику»- доверие, радость (глава IV)

( при знакомстве с Базаровым) «Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман»- недоверие, защита, самоуверенность (глава IV)

«заговорил он, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зубы»- самоуверенность, превосходство (глава IV)

«Павел Петрович постучал ногтями по столу» - нервничает, недоволен (глава IV)

«Павел Петрович взмахнул руками»-удивление, возмущение (глава X)

«Павел Петрович улыбнулся и , положив руку на плечо брату, заставил его снова сесть»-дружелюбие, согласие (глава X)

«сам Павел Петрович почувствовал некоторое приятное волнение и снисходительно улыбался, потрясая руки возвратившихся странников»- радость (глава XXII)

«произнес Павел Петрович, закидывая стан и закидывая голову назад» - защита, самоуверенность, превосходство (глава VI)

«Павел Петрович показался, слегка поклонился и, проговорив с какой-то злобной унылостью: «вы здесь»,- удалился» - презрение, защита, злость (глава XXIII)

«Узнав об отъезде Базарова, Павел Петрович пожелал его(Базарова) видеть и пожал ему руку»- признание, желание «повеликодушничать» (глава XXIV)

«…подергал свои усы» - нервничал, сосредоточенность (глава XXIV)

«облобызался со всеми» (отправляясь за границу)- дружелюбие, радость за близких, любовь к близким (глава XXVIII)

Мимика:

«Павел Петрович строго нахмурил брови» - осуждение (глава V)

«… и словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови» - удивление, неуважение (глава VI)

«Павел Петрович слегка побледнел» - раздражение, нервничает (глава VI)

(когда входит Фенечка) «Павел Петрович торопливо обернулся и нахмурился» - недоверие, «я настороже» (глава VIII)

(в споре с Базаровым) «начал Павел Петрович, и губы его задрожали»-раздражение, агрессия (глава X)

«Павел Петрович уставился на него ( на Базарова)»- возмущение, удивление (глава X)

«Павел Петрович слегка прищурился»- презрение, недоверие (глава X)

«отвечает с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядела на него в это мгновение»-превосходство, самоуверенность (глава X)

«Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах ничего не отразилось» - задумчивость, безразличие (глава XI)

«глаза Павла Петровича засверкали» (когда он вызывал Базарова на дуэль) - злость, агрессия (глава XXIV)

«Павел Петрович старался не глядеть на Базарова»(после дуэли)- стыдливость, недоверие (глава XXIV)

Голос:

«промолвил он странно спокойным голосом»-спокойствие, уверенность в своей правоте (глава X)

«отвечал он басом» - превосходство, уверенность в своей правоте (глава X)



Одинцова А.С.

Мимика:

«спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою»- спокойствие, достоинство (глава XIV)

«лицо её приняло радушное выражение, когда она услышала фамилию Аркадия»- доверие (глава XIV)

«Снисходительно улыбнулась»- достоинство, превосходство (глава XIV)

«посмотрела на Аркадия не то чтобы свысока, а так, как замужние сестры смотрят на очень молоденьких братьев»-превосходство, покровительство (глава XIV)

«Одинцова не спускала с него(Базарова) своих ясных глаз»- проницательность, заинтересованность в его поведении и в нем(Базарове) самом (глава XV)

«оно (лицо) сохраняло одно и то же выражение, приветливое, тонкое; её прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным»- отрешенность, спокойствие (глава XV)

«Она побледнела, словно её что в сердце кольнуло» (когда Базаров сообщил о своем отъезде) - беспокойство (глава XVII)

«Её глаза встретились с глазами Базарова, и она чуть-чуть покраснела»- смущение, неуверенность, неловкость (глава XVII)

«Одинцова бросила косвенный взгляд на Базарова» - неловкость, страх, нервы (глава XVIII)

«Она задумывалась и краснела, вспоминая почти зверское лицо Базарова, когда он бросился к ней»- смущение, беспокойство (глава XVIII)

«Анна Сергеевна глубоко вздохнула, как человек, только что взобравшийся на высокую гору, и лицо её оживилось улыбкой»- радость, облегчение (глава XXV)

Жесты:

«Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана»-спокойствие, достоинство (глава XIV)

«Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер»- спокойствие, уважение (глава XIV)

«Одинцова сидела, прислонясь к спинке кресел, и, положив руку на руку, слушала Базарова» - спокойствие, сосредоточенность, внимательность и полный контроль над происходящим вокруг (глава XV)

«Одинцова рассеянно пожала Аркадию руку и тоже прошли мимо его» (после прогулки с Базаровым)- смущение, неловкость (глава XVI)

«она закинула голову на спинку крёсел и скрестила на груди руки…едва виднелись кончики ног, тоже скрещенных»- защита, беспокойство (глава XVII)

«Одинцова покусала угол носового платка»- нервы, беспокойство (разговор с Базаровым в комнате Одинцовой) (глава XVII)

(после ночного разговора) «она обернулась к нему (Базарову), как будто он её толкнул, и ему показалось, что она побледнела за ночь»-страх, беспокойство, неловкость (глава XVIII)

«Одинцова протянула вперед обе руки» - растерянность (после признания Базарова) (глава XVIII)

«она не тот час высвободилась из его объятий; но мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова» - страх, неуверенность, беспокойство (глава XVIII)

«Она до обеда не показывалась и все ходила взад и вперед по своей комнате, заложив руки назад, изредка останавливаясь то перед окном, то перед зеркалом, и медленно проводила платком по шее, на которой её все чудилось горячее пятно» - волнение, страх, неуверенность, нервы (глава XVIII)

«Она вторично протянула Базарову руку, и отвечала на его пожатие»- доверие, дружелюбие (глава XXV)

«Одинцова не шевелилась ни одним членом, но тайное волнение охватывало её понемногу»- настороженность (глава XVII)


«и долго она оставалась неподвижно»- задумчивость, беспокойство, удивление (глава XVII)

Голос:

«Одинцова произнесла этот маленький спич с особенною отчетливостью, словно она наизусть его выучила»-уверенность (глава XVI)

«проговорила Одинцова понизив голос» (когда Базаров сказал о своем отъезде)-скрытое разочарование и испуг (глава XVII)

«промолвила с расстановкой Одинцова»- спокойствие, уверенность (глава XVII)

«прошептала она с торопливым испугом» (после признания Базарова)- беспокойство, испуг (глава XVIII)

«проговорила она своим ровным, ласковым голосом»-радость, спокойствие (глава XXII)

Результаты исследования мы представили в виде таблицы, в которой показали, как некоторые невербальные средства общения (указанные выше) помогают раскрыть основные черты характера главных героев.

Евгений Базаров (до испытания любовью)

Самоуверен

«заметил, потягиваясь Базаров» - уверенность в себе, развязность (глава IV)

«ответил с коротким зевком Базаров» - защита, самоуверенность, скука, неуважение (главаVI)

«..присел на край стола и скрестил руки»-защита, самоуверенность(глава XXIV)

«оно(лицо) оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»-самоуверенность, спокойствие (глава II)

«холодная усмешка скривила губы Базарова»- презрение, самоуверенность(глава X)

«с невыразимым спокойствием повторил Базаров»-спокойствие, уверенность в своей правоте (глава X)

«с надменной гордостию отвечал Базаров» - самоуверенность, превосходство (глава X)

Нигилист

«громко зевнул, встал и , не попрощавшись с хозяйкой, вышел вон вместе с Аркадием»-пренебрежение, скука, превосходство (глава XIII)

«Базаров начал зевать»(при разговоре его отца про природу)- пренебрежение, скука (глава XX)

«повторял Базаров, на этот раз с особенною дерзостью»- самоуверенность, превосходство, раздражение (глава X)

«хладнокровно заметил Базаров»- категоричность (глава XII)

Решителен

«промолвил он преувеличенно резко»-защита, уверенность в своих словах (глава XVII)

«он быстро обернулся, бросил на неё пожирающий взор- и, схватив её обе руки, внезапно привлек её к себе на грудь»- решительность, страсть (глава XVIII)

( когда Одинцова пыталась отрицать то, что она аристократка)«Базаров покачал головой»-уверенность в своей правоте, «я не верю»(глава XVII)

«он рванулся к ней»-уверенность,страсть (глава XVIII)

Евгений Базаров(после испытания любовью)

Возникает духовное, возвышенное, «романтическое чувство»,внутренняя борьба со своими чувствами


«Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении её лица проявлялось что-то особенное, что может быть.… Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»- сомнения, неуверенность, злость, борьба с возникающими чувствами (глава XVII)

(в доме у Одинцовой в первый раз)«Аркадий заметил, что приятель его покраснел»-смущение, неловкость, нервничает, беспокойство (глава XV)

(при виде Одинцовой)«он как будто сконфузился»- неловкость, смущение, недоверие, настороженность (глава XV)

«Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй!»»(Аркадию после прогулки с Одинцовой)- неловкость, смущение, нежелание показать чувства, растерянность (глава XVI)

«Он задыхался; все тело его видимо трепетало»-внутренняя борьба со своими чувствами (глава XVIII)

Раздражимость


«В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоговела, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте»- тревога, сомнения, защита от проявление чувств, неприемлемых для нигилиста (глава XVII)

«лицо его приняло какой-то медный и грубый цвет»- раздражение, злость (глава X)

«Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы»- настороженность, агрессия, защита (глава XXI)

Николай Петрович Кирсанов

Слабый, но добрый

«прибавил Николай Петрович, потирая лоб и брови, что у него всегда служило признаком внутреннего смущения» - смущение, « я нервничаю» (глава III)

«Николай Петрович слегка отвернулся»-неловкость (глава V)

«вместо ответа Николай Петрович обнял его(брата)»-любовь, понимание (глава VII)

«Он в течении всего спора сидел как на угольях»- нервничал (глава X)

«твердил, умиленно улыбаясь, Николай Петрович»(глава II)

Доброжелателен к молодёжи

«закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками» - Счастье, радость(главаI)

«крепко стиснул его (Базарова) обнаженную красную руку» - уважение («я вас уважаю») (глава II)

«он воскликнул, заболтал ногами и подпрыгнул на диване, когда Фенечка вбежала к нему с сияющими глазами и объявила о приезде «молодых господ»- радость (глава XXII)

Павел Петрович Кирсанов

Аристократ

«Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями… и подал её племяннику»- доверие, радость (глава IV)

«промолвил он странно спокойным голосом»-спокойствие, уверенность в своей правоте (глава X)

Самоуверенный

«заговорил он, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зубы»- самоуверенность, превосходство (глава IV)

«произнес Павел Петрович, закидывая стан и закидывая голову назад» - защита, самоуверенность, превосходство (глава VI)

«отвечает с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядела на него в это мгновение»-превосходство, самоуверенность (глава X)

«отвечал он басом» - превосходство, уверенность в своей правоте (глава X)

Консервативен,не принимает нигилистических принципов Евгения Базарова

( при знакомстве с Базаровым) «Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман»- недоверие, защита, самоуверенность (глава IV)

(в споре с Базаровым) «начал Павел Петрович, и губы его задрожали»-раздражение, агрессия (глава X)

«Павел Петрович уставился на него ( на Базарова)»- возмущение, удивление (глава X)

«глаза Павла Петровича засверкали» (когда он вызывал Базарова на дуэль) - злость, агрессия (глава XXIV)

«Павел Петрович старался не глядеть на Базарова»(после дуэли)- стыдливость, недоверие (глава XXIV)

Аркадий Кирсанов

Искренность, доброта

«повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку» -радость, любовь (главаIII)

«Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что опять его обнял» -радость (глава III)

«он схватил её большие, прекрасные руки и задыхаясь от от восторга, прижал их к своему сердцу»- радость, восторг, любовь (глава XXVI)

«Аркадий бросился ему(отцу) на шею»-радость, любовь (глава V)

«Аркадий ласково улыбнулся» (отцу)-любовь (глава III)

Уважительное отношение к «отцам»

«Аркадий наклонился»(при встрече с родителями Базарова)-уважение (глава XX)

Пытается подражать Базарову

«…Аркадий крепко стиснул ему(Базарову) руку и долго ничего не говорил»-благодарность, уважение, дружелюбный настрой (глава XIX)

Мягкотелый

«Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, когда при первых звуках мазурки, он усаживался возле своей дамы и, готовясь вступить в разговор, только проводил рукой по волосам и не находил ни единого слова»-смущение, неуверенность, неловкость (глава XIV)

«Аркадий опустил глаза»-неловкость, смущение (глава V)

Анна Сергеевна Одинцова

Соблюдение всех норм и приличий

«Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер»- спокойствие, уважение (глава XIV)

«Одинцова не шевелилась ни одним членом, но тайное волнение охватывало её понемногу»- настороженность (глава XVII)

Спокойствие и самодостаточность

«Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана»-спокойствие, достоинство (глава XIV)

«промолвила с расстановкой Одинцова»- спокойствие, уверенность (глава XVII)

«Одинцова произнесла этот маленький спич с особенною отчетливостью, словно она наизусть его выучила»-уверенность (глава XVI)

«Одинцова сидела, прислонясь к спинке кресел, и, положив руку на руку, слушала Базарова» - спокойствие, сосредоточенность, внимательность и полный контроль над происходящим вокруг (глава XV)

Естественна

«проговорила она своим ровным, ласковым голосом»-радость, спокойствие (глава XXII)

«оно (лицо) сохраняло одно и то же выражение, приветливое, тонкое; её прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным»- отрешенность, спокойствие (глава XV)

«спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою»- спокойствие, достоинство (глава XIV)

Горда и независима

«посмотрела на Аркадия не то чтобы свысока, а так, как замужние сестры смотрят на очень молоденьких братьев»-превосходство, покровительство (глава XIV)









Заключение

В данной исследовательской работе была рассмотрена одна из возможностей анализа художественного текста на уровне его языкового выражения невербальных элементов общения. Главной целью работы явилось выявление роли таких элементов в раскрытии характеров персонажей.

Невербальное общение в тексте художественного произведения, как правило, сопровождает вербальные ситуации, придавая им более эмоциональный и выразительный характер. Невербальные компоненты, включаясь в коммуникативный процесс, делают его более убедительным, достоверным, наглядным и выразительным. Писатели используют их как средство характеристики героев. Следовательно, изучение невербальных средств общения очень важно для полного анализа литературного художественного произведения.

Проведенное исследование в области невербальной коммуникации на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» подтверждает важность и необходимость изучения аспектов человеческого поведения, связанных с функцией коммуникации. Надеемся, что в дальнейшем мы станем уделять этим аспектам общения более пристальное внимание, чем делали это до знакомства с этой наукой.

Перспективы: анализ других невербальных средств общения героев романа, которые были представлены в таблице в начале работы; сопоставление вербальных и невербальных средств общения, так как их взаимодействие является сложным процессом.

















Список литературы.

  1. Пиз А. «Язык телодвижений(как читать мысли по жестам)». М., 2005.

  2. Сергеева О. С. «Язык жестов. Как читать мвсли без слов? 49 простых правил». Психология. М.,2011

  3. Тургенев И.С. «Отцы и дети». М.: Астрель: АСТ,2008.











Интернет-ресурсы.

1.http://www.inwit.ru/download/business/Alan_Piz/bodylang.pdf

2.http://modernlib.ru/books/sergeeva_oksana/yazik_zhestov_kak_chitat_misli_bez_slov_49_prostih_pravil/read_1/

3..http://lib100.com/book/contact/49_rules/%ce%ea%f1%e0%ed%e0%20%d1%e5%f0%e3%e5%e5%e2%e0,%20%df%e7%fb%ea%20%e6%e5%f1%f2%ee%e2.pdf

4.http://ru.wikipedia.org









19



Просмотр содержимого документа
«Литература_Шульгина_186_Титул»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №186»



Образовательная область: Гуманитарные науки



Предмет: Литература









Невербальные средства общения в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»



Автор работы:

Шульгина Екатерина,

ученица 11 Б класса

Телефон: 89138975993



Руководитель:

Тимонина В. С.,

учитель русского языка

и литератур высшей

квалификационной категории





г. Новосибирск, 2013

Просмотр содержимого презентации
«отцы и дети (2)»

Тема: невербальные средства общения в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Тема:

невербальные средства общения в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цель исследования-  выявить роль описания невербальных элементов в раскрытии характеров и внутреннего мира главных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», определить лексические средства, которые использует автор для описания невербального общения персонажей.

Цель исследования-

выявить роль описания невербальных элементов в раскрытии характеров и внутреннего мира главных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», определить лексические средства, которые использует автор для описания невербального общения персонажей.

Мы поставили перед собой следующие задачи :

Мы поставили перед собой следующие задачи :

  • изучить научную литературу по данной теме;
  • классифицировать невербальные средства общения;
  • проанализировать невербальные средства общения главных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Объект исследования-  художественный текст романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Объект исследования-

художественный текст романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Предмет исследования-  языковое выражение невербальных элементов в художественном тексте.

Предмет исследования-

языковое выражение невербальных элементов в художественном тексте.

Основные методы:

Основные методы:

  • анализ литературы по теме исследования;
  • анализ языковых средств в художественном тексте;
  • описание невербальных средств в художественном тексте.
В начале работы нами была выдвинута следующая гипотеза :  знание языка мимики и жестов облегчает общение между людьми, при чтении художественных произведений помогает глубже понять характеры героев.

В начале работы нами была выдвинута следующая гипотеза :

знание языка мимики и жестов облегчает общение между людьми, при чтении художественных произведений помогает глубже понять характеры героев.

Невербальное Вербальное Устное Язык тела Голос (жесты, походка, поза…) Письменное Мимика

Невербальное

Вербальное

Устное

Язык тела

Голос

(жесты,

походка,

поза…)

Письменное

Мимика

Мимика   (от греч.  μιμιχοζ  — подражатель) — «выразительные движения мышц лица,  являющиеся одной из форм проявления тех  или иных чувств человека»

Мимика

(от греч. μιμιχοζ  — подражатель) — «выразительные движения

мышц лица,

являющиеся одной из форм проявления тех

или иных чувств человека»

Жесты ( от лат.   gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл , то есть являющееся знаком или символом .

Жесты

( от лат.   gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл , то есть являющееся знаком или символом .

Интонация(голос) ( от лат. intonare - громко произносить)- ритмико-мелодиская сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтасических значений и эмоционально-экспрессивной окраски .

Интонация(голос)

( от лат. intonare - громко произносить)- ритмико-мелодиская сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтасических значений и эмоционально-экспрессивной окраски .

Категории некоторых невербальных сигналов.

Категории некоторых невербальных сигналов.

  • Категория «Мне интересно»
  • Категория «Я задумался»
  • Категория «Я вас уважаю»
  • Категория «Я сомневаюсь»
  • Категория «Я настороже»
  • Категория «Я настроен на компромисс»
  • Категория «Я склонен к доверительным отношениям»
  • Категория «Я защищаюсь»
  • Категория «Мне неловко»
  • Категория «Я вам не верю»
Категория «Мне страшно» Категория «Я нервничаю» Категория «Я счастлив» Категория «Я уверен в своей правоте» Категория «Я угнетен» Категория «Мне скучно»
  • Категория «Мне страшно»
  • Категория «Я нервничаю»
  • Категория «Я счастлив»
  • Категория «Я уверен в своей правоте»
  • Категория «Я угнетен»
  • Категория «Мне скучно»
Евгений Базаров  — Нигилист — Самоуверен — Решителен — Проявляет цельность  натуры, чувство  собственного  достоинства ( пройдя  испытание любовью)

Евгений Базаров

— Нигилист

— Самоуверен

— Решителен

— Проявляет цельность

натуры, чувство

собственного

достоинства ( пройдя

испытание любовью)

Евгений Базаров (до испытания любовью) Нигилист  «громко зевнул, встал и , не попрощавшись с хозяйкой, вышел вон вместе с Аркадием»( жесты)   «Базаров начал зевать»(при разговоре его отца про природу) (мимика)  «хладнокровно заметил Базаров» (голос)   «ответил с коротким зевком Базаров»(жесты)  «холодная усмешка скривила губы Базарова»(мимика)  «небрежно перебил Базаров»-(голос)       Самоуверен

Евгений Базаров (до испытания любовью)

Нигилист

«громко зевнул, встал и , не попрощавшись с хозяйкой, вышел вон вместе с Аркадием»( жесты)

«Базаров начал зевать»(при разговоре его отца про природу) (мимика)

«хладнокровно заметил Базаров» (голос)

«ответил с коротким зевком Базаров»(жесты)

«холодная усмешка скривила губы Базарова»(мимика)

«небрежно перебил Базаров»-(голос)

Самоуверен

Евгений Базаров (после испытания любовью) Возникает духовное, возвышенное, «романтическое чувство» ,внутренняя борьба со своими чувствами «Он задыхался; все тело его видимо трепетало»(жесты) «странная усталость замечалась во всех его телодвижениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась» Внутреннее беспокойство «Аркадий заметил, что приятель его покраснел» (в доме у Одинцовой в первый раз)(мимика) Раздражительность «В Базарове…стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте»(мимика)

Евгений Базаров (после испытания любовью)

Возникает духовное, возвышенное, «романтическое чувство» ,внутренняя борьба со своими чувствами

«Он задыхался; все тело его видимо трепетало»(жесты)

«странная усталость замечалась во всех его телодвижениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась»

Внутреннее беспокойство

«Аркадий заметил, что приятель его покраснел» (в доме у Одинцовой в первый раз)(мимика)

Раздражительность

«В Базарове…стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте»(мимика)

Николай Петрович Кирсанов — Идеалист с романтическими наклонностями — Слабый, но добрый и кроткий — Доброжелателен к молодежи

Николай Петрович Кирсанов

— Идеалист с романтическими наклонностями

— Слабый, но добрый и кроткий

— Доброжелателен к молодежи

Николай Петрович Кирсанов Слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный «прибавил Николай Петрович, потирая лоб и брови, что у него всегда служило признаком внутреннего смущения» (жесты) Доброжелателен к молодёжи «он воскликнул, заболтал ногами и подпрыгнул на диване, когда Фенечка вбежала к нему с сияющими глазами и объявила о приезде «молодых господ» (жесты) «крепко стиснул его (Базарова) обнаженную красную руку» (жесты)

Николай Петрович Кирсанов

Слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный

«прибавил Николай Петрович, потирая лоб и брови, что у него всегда служило признаком внутреннего смущения» (жесты)

Доброжелателен к молодёжи

«он воскликнул, заболтал ногами и подпрыгнул на диване, когда Фенечка вбежала к нему с сияющими глазами и объявила о приезде «молодых господ» (жесты)

«крепко стиснул его (Базарова) обнаженную красную руку» (жесты)

Аркадий Кирсанов — Искренний — Душевный — Мягкотелый — Относится к «отцам» с уважением

Аркадий Кирсанов

— Искренний

— Душевный

— Мягкотелый

— Относится к «отцам» с уважением

Аркадий Кирсанов Пытается подражать Базарову «проговорил Аркадий и выпрямился»(жесты) Уважительное отношение к «отцам» «Аркадий наклонился»(при встрече с родителями Базарова) (жесты) Искренность, доброта «Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что опять его обнял» (жесты) «дружелюбно ей улыбнулся»(мимика)

Аркадий Кирсанов

Пытается подражать Базарову

«проговорил Аркадий и выпрямился»(жесты)

Уважительное отношение к «отцам»

«Аркадий наклонился»(при встрече с родителями Базарова) (жесты)

Искренность, доброта

«Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что опять его обнял» (жесты)

«дружелюбно ей улыбнулся»(мимика)

Павел Петрович Кирсанов — Аристократ — Самоуверенный — Считает себя верхом совершенства — Ненавидит и презирает Базарова

Павел Петрович Кирсанов

— Аристократ

— Самоуверенный

— Считает себя верхом совершенства

— Ненавидит и презирает Базарова

Жесты, мимика Значение Пощипывал усы Сосредоточенность Поднял бровь Удивление Наморщил лоб Недовольство Посмотрел исподлобья Недоверие, недружелюбие Закинул голову Высокомерие, гордость Покачал головой Недоверие Поджал губы Неодобрение Не подал руки Нежелание общаться Развел руками Недоумение Сложил на груди Надменность, гордость

Жесты, мимика

Значение

Пощипывал усы

Сосредоточенность

Поднял бровь

Удивление

Наморщил лоб

Недовольство

Посмотрел исподлобья

Недоверие, недружелюбие

Закинул голову

Высокомерие, гордость

Покачал головой

Недоверие

Поджал губы

Неодобрение

Не подал руки

Нежелание общаться

Развел руками

Недоумение

Сложил на груди

Надменность, гордость

Павел Петрович Кирсанов Аристократ «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями… и подал её племяннику» (жесты) Самоуверенный «произнес Павел Петрович, закидывая стан и закидывая голову назад» (жесты) Считает себя верхом совершенства «отвечал он басом»(голос) Ненавидит и презирает Базарова «заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зуб ы »(жесты) «Павел Петрович показался, слегка поклонился и, проговорив с какой-то злобной унылостью: «вы здесь»,- удалился» (голос жесты)

Павел Петрович Кирсанов

Аристократ

«Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями… и подал её племяннику» (жесты)

Самоуверенный

«произнес Павел Петрович, закидывая стан и закидывая голову назад» (жесты)

Считает себя верхом совершенства

«отвечал он басом»(голос)

Ненавидит и презирает Базарова

«заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зуб ы »(жесты)

«Павел Петрович показался, слегка поклонился и, проговорив с какой-то злобной унылостью: «вы здесь»,- удалился» (голос жесты)

Анна Сергеевна Одинцова — Самодостаточна — Горда — Независима — Естественна — Проницательна

Анна Сергеевна Одинцова

— Самодостаточна

— Горда

— Независима

— Естественна

— Проницательна

Анна Сергеевна Одинцова Соблюдение всех норм и приличий «Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер»(жесты) Внутренняя свобода и самодостаточность «Снисходительно улыбнулась»(мимика) Спокойствие, стремление к покою «Одинцова сидела, прислонясь к спинке кресел, и, положив руку на руку, слушала Базарова»(жесты)  «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою»(мимика) Естественна «промолвила с расстановкой Одинцова»(голос) «оно(лицо) сохраняло одно и то же выражение, приветливое, тонкое; её прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным»(мимика)

Анна Сергеевна Одинцова

Соблюдение всех норм и приличий

«Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер»(жесты)

Внутренняя свобода и самодостаточность

«Снисходительно улыбнулась»(мимика)

Спокойствие, стремление к покою

«Одинцова сидела, прислонясь к спинке кресел, и, положив руку на руку, слушала Базарова»(жесты)

«спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою»(мимика)

Естественна

«промолвила с расстановкой Одинцова»(голос)

«оно(лицо) сохраняло одно и то же выражение, приветливое, тонкое; её прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным»(мимика)

Заключение.

Заключение.

  • В данной исследовательской работе была рассмотрена одна из возможностей анализа художественного текста на уровне его языкового выражения невербальных элементов общения. Главной целью работы явилось выявление роли таких элементов в раскрытии характеров и внутреннего мира персонажей.
  • Невербальное общение в тексте художественного произведения, как правило, сопровождает вербальные ситуации, придавая им более эмоциональный и выразительный характер. Невербальные компоненты, включаясь в коммуникативный процесс, делают его более убедительным, достоверным, наглядным и выразительным. Писатели используют их как средство характеристики героев. Следовательно, изучение невербальных средств общения очень важно для полного анализа литературного художественного произведения.
  • Проведенное исследование в области невербальной коммуникации на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» подтверждает важность и необходимость изучения аспектов человеческого поведения, связанных с функцией коммуникации. Надеюсь, что в дальнейшем мы станем уделять этим аспектам общения более пристальное внимание, чем делали это до знакомства с этой наукой.
Перспективы-

Перспективы-

  • анализ других невербальных средств общения героев романа, которые были представлены в таблице в начале работы;
  • сопоставление вербальных и невербальных средств общения, так как их взаимодействие является сложным процессом.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!