I. Актуализация знаний. Минутка чистописания (с. 38) | Организует работу в рабочей тетради № 1. Проводит графический диктант*. – Прочитайте буквы. Что вы о них можете рассказать? Назовите сходные элементы. – Проговорите алгоритм написания каждой буквы. Запишите буквы далее на строке. ‒ Прочитайте слова. ‒ Запишите слова по образцу. Сравните вашу запись с образцом. Кто успешно справился с заданием? | Демонстрируют посадку при письме, положение тетради, ручки. Отвечают на вопросы. Выполняют графический диктант, письменные задания. – Строчные буквы л, м, я. – Лимон, яма | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Постановка учебной задачи. Наблюдение | Читает стихотворение А. Барто. Левой, правой! Левой, правой! На парад идёт отряд, На парад идёт отряд. Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. – Услышали ли вы бой барабана? – А в каких словах это особенно слышалось? – Повторением какого звука передаётся барабанный бой? – Ну-ка ещё раз ударим в барабан: б-б-б… – Звонко бьёт наш барабан, и помогает ему в этом звонкий звук [б]. – Но дальше случилось вот что: Левой, правой! Левой, правой! Барабан уже дырявый. – Изменятся ли удары барабана? – Будут ли они звучать звонко? – Попробуйте изобразить их. – Сравните звуки [б] и [п]. – Что заметили? – Как называются согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума? – Как называются согласные, которые произносятся с участием голоса? – Назовите тему нашего урока. – Ваша задача – учиться различать звонкие и глухие согласные звуки | Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы. – Барабанит, барабанит. – Повторением звука [б]. – Удары барабана станут звучать не звонко, а глухо. – П-п-п. – Звук [б] произносится с голосом, а звук [п] – без голоса. – Глухие. – Звонкие. – «Звонкие и глухие согласные звуки» | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
III. Изучение нового мате-риала. Работа по учебнику. Упражнение 1 | Организует работу по учебнику. – Прочитайте пары слов. – Назовите звуки, которыми они различаются | Выполняют задания по учебнику. – [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д’] – [т’], [ж] – [ш] | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Понимать на слух ответы одно-классников. Слушать собеседника. Строить понятные для собе-седника высказывания |
Игра «Рассели парные согласные» | – Перед вами двухэтажный дом. Пока в этом доме будут жить только двойняшки. – Сколько квартир на первом этаже? – Эти квартиры займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором этаже, – его пара: звонкий согласный. Для них есть специальные буквы. Расселите «двойняшек» по квартирам. Если учащиеся затрудняются выполнить задание, первую пару может вписать учитель | – На первом этаже 6 квартир. Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С |
Работа по учебнику. Упражнение 2 | – Подберите к каждому слову пару, различающуюся одной буквой. – Какими звуками они различаются? – Что означает слово «грифы»? | Бить – пить гривы – грифы горка – корка дело – тело жар – шар злой – слой | [б’] – [п’] [в] – [ф] [г] – [к] [д’] – [т’] [ж] – [ш] [з] – [с] | – Грифы – крупные хищные птицы | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Упражнение 3 | – Спишите текст. В последнем слове текста подчеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные, одной чертой, а парные глухие – двумя. – Что обозначает слово «рубежи»? | С о б а к и – Это граница, черта, линия | Извлекать информацию из различных источников |
Работа с лентой букв | Организует работу по учебнику с лентой букв. – Какие буквы пропущены? – Какие это буквы? – Какие звуки они обозначают? | Определяют, какие буквы пропущены, характеризуют их. – Буквы с, ш. – Согласная с, согласная ш. – Буква с обозначает глухие согласные звуки [с], [с’]; буква ш – глухой согласный звук [ш] | Анализировать, делать выводы |
Упражнение 4 | – Спишите первое предложение. Найдите в нём слова, различающиеся одной буквой. Подчеркните эти буквы. – А какими звуками различаются слова? | Угольком писала Саша – На руках осталась сажа. – Парными согласными звуками [ш] – [ж] | Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собе-седника высказывания |
Упражнение 5 | – Прочитайте слова. – Что обозначают слова «грот», «шарит»? – Какие звуки обозначаются выделенными буквами? – Замените эти звуки на парные им по звонкости и глухости. Запишите полученные слова | – Грот – искусственная пещера. Шарит – ищет что-нибудь на ощупь. – Звуки [б], [ф], [г], [д], [ш], [с]. Бросит – просит. Плоды – плоты. Софа – сова. Шарит – жарит. Грот – крот. Лиса – Лиза |
Упражнение 6 | – Отгадайте загадки. – Запишите слова-отгадки. – Подчеркните буквы, которыми они различаются | Коза – коса |
Знакомство со словарным словом | Организует знакомство со словарным словом. На доске: Организует знакомство со словарным словом | Записывают словарное слово и подчёркивают орфограммы. Молоко́ | Анализировать, делать выводы |
IV. Обобщение изучен- ного. Работа в тетради (с. 38) | Организует работу в рабочей тетради. ‒ Выполните задание самостоятельно. ‒ Прочитайте пары слов, различающиеся буквами, обозначающими парные звонкие и глухие согласные звуки. ‒ Значение каких слов вам непонятно? ‒ Прочитайте загадку. Какое слово-отгадку надо записать? ‒ Назовите глухой парный согласный звук в этом слове. ‒ Какой звук является для него парным по звонкости? ‒ Замените звуки. Какое слово получилось? Запишите слово. ‒ Сравните написание этих слов. Что можете сказать? ‒ Сравните произношение этих слов. Что заметили? ‒ Обратите внимание, что при произношении парные звонкие и глухие согласные звуки в конце слов всегда находятся в слабой позиции | Выполняют задания. Осуществляют само- и взаимопроверку. – Укол ‒ угол, лужа ‒ Луша, борт ‒ порт, фата ‒ вата, игра ‒ икра, плоды ‒ плоты. Объясняют значения слов. – Лук. – Это звук [к]. – Звук [г]. – Луг. – Пишутся по-разному. – Произносятся слова одинаково | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
V. Итог урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Какой проблемный вопрос поставили в начале урока? Как вы можете на него ответить? Что можно дополнить? – Чему научились на уроке? Что нового узнали? Чему будем учиться дальше? | Анализируют учебную деятельность. Обобщают полученные на уроке сведения. Планируют дальнейшую деятельность | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |