Урок русского языка по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»
Тип урока: вводный
Обучающие цели урока:
1. Содействовать овладению учащимися системой знаний о парных согласных.
2. Содействовать овладению учащимися практическими умениями и навыками проверки парных согласных на конце слова.
Воспитывающие цели:
1.Способствовать воспитанию положительного отношения к процессу обучения.
2.Способствовать формированию самостоятельности и самооценки.
Развивающие цели:
Содействовать формированию общеучебных и предметных компетенций.
Способствовать развитию коммуникативной культуры, осуществлению самоконтролю и самооценки.
Ход урока
Эмоциональный настрой.
Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи и успехов на уроке.
2. Минутка чистописания
На доске записаны буквы
п г д т ж о ш з к с б
- Посмотрите на ряд букв и найдите лишнюю.
- Почему вы исключили именно эту букву? (о– гласная буква)
- Дайте характеристику гласному звуку о.
- Что можете сказать об оставшихся буквах? (они согласные)
- Дайте характеристику согласным звукам.
- Найдите пары по звонкости и глухости, запишите в тетради.
- Все ли пары вы смогли составить? (Нет)
- Напишите самостоятельно пропущенную пару.
Взаимопроверка.
- Сравните свою запись с правильным ответом на доске. Поднимите руки, у кого всё задание выполнено, верно.
3. Постановка проблемы урока
Прочитайте слова
дом хлеб
мир снег
план год
- По какому признаку я так сгруппировала слова?
- Слова, написание которых не расходится с произношением
- Слова, написание которых вызывает у нас сомнение.
- Если у нас слово вызывает сомнение, что же нас с ним нужно делать? (проверять)
- В русском языке много слов, написание которых нужно проверять по определённым правилам.
Прочитайте следующие слова:
дуп, холот, дожть, арбус
- Как вы думаете, а в какой столбик нужно написать слова дуп, холот, дожть, арбус?
- Почему? (слова написаны неверно и их нужно проверять)
- А почему в тетрадях часто встречаются такие ошибки? (мы не умеем проверять такие слова)
4. Тема урока .
- Тема нашего урока «Парные согласные звуки на конце слова»
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться правильно, писать слова с парными согласными.)
- В течение урока нам придётся ответить на вопросы:
Что
Где надо проверять?
Как
- На какие вопросы мы уже можем дать ответы?
- Что надо проверять? (парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т)
- Где надо проверять? (на конце слова)
- На какой вопрос мы пока не знаем ответа? (как надо проверять)
Работа в парах
1группа 2 группа
голубь голуби
мороз морозы
народ народы
город города
мёд медок
- Прочитайте слова и сравните их написание (работа на листочках)
- В каком из этих столбиков парный согласный слышится отчётливо?
- Как нужно изменить слова, чтобы произношение стало соответствовать написанию? (изменить по числам, поставить после согласного гласный звук)
- Вспомните, какие слова называются проверочными и проверяемыми.
- Слова, какого столбика являются проверочными?
- Почему?
- Посмотрите на слова и сформулируйте правило, как проверить парный согласный на конце слова.
- Сравните наш вывод с правилом в учебнике на с.122
5. Физминутка.
6. Первичное закрепление
- При выполнении следующего задания нам поможет алгоритм
Алгоритм:
1. Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Изменяю слово…
4. Проверяю…
5. Пишу букву…
(Дети записывают слова, данные на доске, по цепочке с проговариванием.)
след/т ёж/ш
жёлудь/т сторож/ш
дуб/п велосипед/т
враг/к клюв\ф
рог/к медведь/т
7. Самостоятельная работа
В начале урока вы сказали, что слова дуп, холот, дожть, арбус записаны неверно. Запишите эти слова правильно. Докажите.
Самоконтроль
- Сравните свою запись с правильным ответом на доске. Поднимите руки, у кого всё задание выполнено, верно.
8. Работа в группах
Задание:
- Составить цепочку из 6 слов, которые оканчиваются на парный согласный.
- Обменяться листочками между группами, проверить, подобрав проверочные слова.
- Оценить правильность выполнения работы предыдущей группы
при помощи шкалы контроля. п.
9.Рефлексия.
-Теперь я могу…
-Я научился…
-Было трудно.