СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе.«Правописание существительных на –ия, -ий, -ие.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: «Правописание существительных на –ия, -ий, -ие.»

Цель: Сформировать навык правописания гласных в падежных окончаниях имён существительных на – ия, - ий, -ие.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закреплять навыки определения склонения и падежа существительного;
  2. Формировать умение писать безударные падежные окончания имен существительных на -ия, -ие, -ий в единственном числе;
  3. Формировать умение находить в слове изученные орфограммы, обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами.

Развивающие:

  1. Развивать орфографическую зоркость;
  2. Развивать зрительную память учащихся.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать ответственность (выполнение учащимися требований учителя).

Знать: Падежные окончания имён существительных.

Уметь: 1.Видеть, слышать, находить окончания в именах существительных.

2.Правильно писать существительные.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

 

 

1.Организационный этап

2.Орфографическая разминка.

Генеральная репетиция, оборона Царицына, представитель интеллигенции, смуглолицый юноша, очевидцы событий, участие в конференции, таблицы рекордов.

3.Актуализация знаний

Уже несколько уроков мы ведём разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет всё, что нас окружает в мире. О какой части речи идёт речь?

-можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительных ? Какие буквы можно спутать? (-е, - и ).

Повторение падежей существительных и склонений

Назовите когда пишется –е, а когда –и.

Мы продолжаем изучать тему, которую начали на прошлом уроке: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

И.С. Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве и тайнах русского языка. И сегодня на уроке мы раскроем ещё одну тайну русского языка. Какую мы узнаем позже, повторив изученный материал.

4. Постановка целей и задач.  Создание целевой установки через создание проблемной ситуации

1.Выбор е или и в падежном окончании существительного зависит от склонения и падежа. (Слова подчиняются общему правилу)

Распределите существительные по склонению: брошюра, цыган, ветка, ветвь, чувство, поле, рожь, станция, здание, санаторий. (орфограммы )

1 скл.

2 скл

3 скл

брошюра

ветка

цыган

чувство

поле

ветвь

рожь

 

В русском языке есть существительные на -ия, -ий, -ие. Например, станция, здание, санаторий. Существительные на –ия относятся к 1 склонению. Существительные на –ие и –ий относятся ко второму склонению.

Знаем ли мы, ребята, как склоняются эти существительные ? (нет). Можем мы с вами узнать как склоняются эти существительные ? (Да) .

Какая цель нашего урока? (Узнать о правописании гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ия, ий, ие)

5. Изучение нового материала

1.Давайте попробуем просклонять существительные станция, санаторий, здание .

И.п. станци-я санаторий здани-е

Р.п. станци-и санатори-я здани-я

Д.п. станци-и санатори-ю здани-ю

В.п. станци-ю санаторий здани-е

Т.п. станци-ей санатори-ем здани-ем

П.п. о станци-и о санатори-и о здани-и

Выделим окончание. С какими трудностями столкнулись? (Не подчиняются правилу ) (Проблема)

Ребята, запомните, что -ия, -ие, -ий не окончания. Окончания здесь я, е и нулевое (выделение слов – слайд 2(по щелчку)).

Для написания падежных окончаний существительных на -ия, -ие, -ий есть своё правило. Давайте заполним опорную-схему и вы сможете сформулировать правило.

(Заполнение схемы )

Склонение существительных на –ия, -ий,-ие

Падеж

-ия

-ий

-ие

Пример

Р.п.

лекции

планетария

состязания

Д.п.

лекции

планетарию

состязанию

Т.п.

-ей (ею)

-ем

-ем

лекцией

планетарием

состязанием

П.п.

(о) лекции

(о) планетарии

(о ) состязании

Примечание. Существительные м.р. на –ий в Им. п. имеют нулевое окончание: планетарий 

Стр. 69 чтение правила.

6. Закрепление изученного материала

Вот вы и узнали новую тайну русского языка .Это то, что сущ. на –ия относятся к 1 скл., на –ие и –ий – ко 2 скл. Мы изучили новую орфограмму. Сейчас мы знаем, что для верного написания падежного окончания существительных на –ия,-ие,-ий достаточно их опознать и запомнить. На конце этих слов пишутся две и из которых лишь последняя является окончанием.

Применим новые знания на практике. Выполним задание.

1)Карточка 1.

Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний:

Армия, стена, география, профессия, солнце, музей, хоккей, движение, линия, счастье, занятие, здоровье, собрание, санаторий.

Физминутка

Вы хорошо потрудились, давайте отдохнём.

А сейчас выполним упражнения для глаз.

1 упражнение. Крепко зажмурить глаза на 5 сек., затем открыть (повторить 3 раза)

2 упражнение. Быстро поморгать ( 15 сек.)

3 упражнение. Пальчиками помассировать веки глаз.

4 упражнение. Не поворачивая головы, посмотреть вниз, вверх, влево, вправо.

Е или И . Я называю слова, если в окончании им. сущ. Пишется Е вы хлопаете, если И топаете

О волнении

В сопротивлении

По астрономии

О развлечении

Об ударении

На площади

На площадке

На лошадке

На березе

2) Разминка

На таблице химических элементов Менделеева найдите 8–10 слов, которые в одном из падежей будут иметь окончание, отличное от окончаний других существительных того же склонения.

3) Творческое задание . Словарная работа

Знаете ли вы, что такое планетарийдельфинарийсерпентарийгербарийКолизей. Напишите, что (кого) там можно увидеть. В предложениях обязательно используйте форму предложного падежа. (предложение устно )

Планетарий — научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; также солнечные и лунные затмения, панорамы Луны, Марса, Венеры и климатических поясов земного шара.

Дельфинарий, большой аквариум (океанариум) обычно с морской водой, предназначен для содержания дельфинов в целях их изучения, дрессировки и показа посетителям.

1. Серпентарий (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея) — помещение или пространство (например, парк) для содержания змей с целью получения от них яда; разновидность террариума.

Герба́рий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги.

КОЛИЗЕЙ (Colosseum), крупнейший и наиболее знаменитый из римских амфитеатров. Название "Колизей" было дано зданию в Средние века, в Древнем Риме . (Фото )

6. Контроль .

1. Устно . Работа в парах . Ученики читают только те, в которых есть ошибки.

Задание. «Ошибка, я тебя вижу!»

1. На лекцие в лектории демонстрировали слайды. В письме сообщалось о Виталие Петровиче.

2.В здании школы шёл ремонт. На юбилеи моего папы было сказано много добрых слов. Хорошие условия для отдыха созданы в санаторие «Сосны».

2) Самостоятельная работа . Не забывайте, что является условием выбора гласной в окончании этих слов? (То, что они заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ).

Карточка 3.

На урок_ астрономи_ учитель сделал объявление об экскурси_ в планетарий. Встретиться мы решили в здани_ планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движени_ планет. В конце экскурси_ нам рассказали о профессии космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о заняти_ в планетари_.

7. Инструктаж по домашнему заданию стр 69540/541

8. Итог. Урока. Рефлексия.

Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Мы узнали, что к 1 склонению относятся еще существительные на –ия, ко 2му – на –ие и –ий. Мы научились писать падежные окончания данных существительных: на конце этих слов пишется две буквы и, из которых только последняя является окончанием.

Я благодарю Вас за урок. Всем спасибо. (Оценки).

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе.«Правописание существительных на –ия, -ий, -ие.»»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема: «Морфемика. Морфемный разбор слова».

Цели:

Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, умение правильно разбирать слова по составу.

Образовательная: рассмотреть порядок морфемного разбора слов, повторить ранее изученные орфограммы и пунктограммы, понятия «текст», «тема текста», «основная мысль текста».

Воспитательная: прививать уважение к родному языку, вежливость и внимательное отношение друг к другу.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

умеет разбирать по составу слова, относящиеся к раз­личным частям речи, с ука­занием характерных мор­фем, находить орфограммы в морфемах, сопоставлять слова, имеющие корни-омонимы.

УДД:

Личностные: имеет эмоциональный настрой на урок положительный, желает осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: планирует (в сотруд­ничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: вносит коррективы в учебно-познавательную деятельность ,понимает информа­цию, представленную в изобразитель­ной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учеб­ный диалог с учителем, одноклассни­ками, участвует в общей беседе, со­блюдая правила речевого поведения

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Синтаксическая разминка: запишите предложение, расставьте ЗП, составьте схему.

Таня бросилась в огород и громко закричала Дедушка гроза

  1. Актуализация полученных ранее знаний о морфемах слова.

Терминологический диктант: выпишите только те термины, которые относятся к разделу «Морфемика».

Глагол, окончание, текст, стили речи, предложение, основа слова, обращение, фонетика, алфавит, корень, диалог, звуки, приставка, лексика, суффикс.

- Дайте определение каждой морфеме.

- Что общего у приставки и суффикса? (Служат для образования новых слов)

- Чем отличается морфема окончание от приставки и суффикса? (Окончание не образует новые слова, а образует только формы одного и того же слова).

- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении).

- Какая морфема в слове самая главная? Почему? (Корень слова, так как содержит в себе лексическое значение слова)

  1. Подготовка к изучению нового материала

Прочитайте текст, записанный на доске:

Совы – полезные птицы, так как они уничтожают вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей.

-Докажите, что перед нами текст.

-Определите тему и основную мысль текст (попутно проверяются определения терминов «текст» и «основная мысль, идея»)

Сделайте пунктуационный разбор первого предложения

-Выпишите слово «вредных», разберите его по составу

-Посмотрите внимательно на разобранное слово. Как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься? Какова тема урока.

  1. Знакомство с новым материалом:

Параграф 81, стр. 27 – 28

  1. Физразминка

Посмотрите вправо-влево,

 Руки сжали у груди,

А теперь их отведи,

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя!

  1. Закрепление изученного

  1. Найдите окончания в словах. Докажите:

1в.: территория, путешествие, читал

2в.: препятствие, артиллерия, горел

  1. выделите основу:

1в.: шкаф, стена, окно, пашня, кисти

2в.: краска, деревья, стул, красивый, погода

  1. найти «третье лишнее»: пот, потолок, потливый; море, морщины, морской; боль, больница, большой;  водить, вода, подводник

2. Сделайте морфемный анализ слов: БЕЗВОДНЫЙ, ПРОВОДНИК

3. Игра «Составь слово»

ИЗНОСИТЬ  - приставка

ПРИБЕЖАТЬ - корень

КРИЧИШЬ – окончание

Ответ:  ИЗБЕЖИШЬ

  1. Работа  с текстом. ( Карточки)

  1. Ра.... ей  осен?ю  р..бята  пошли ( в )лес за грибами. 2. Рома наш...л под березой красивый подберезовик  а Валя увидела под с..сной маленький масленок. 3. Сережа разгр..бал палоч?кой ж...лтые листья под которыми пр...талсь   боровики..4.  В роще они набрали полные к...рзины разных грибов. 5. А вот мухоморы никто на взял. 6.Ребятишки их оставили : пусть растут, кому-нибудь пользу принесут.  7. 7.  Ребята веселые и довольные в..рнулись домой.

  • Определить тему текста. Озаглавить.

  • Определить стиль текста, тип речи.

  • Почему ребята оставили мухоморы? Кто знает, какую пользу приносят эти ядовитые грибы? (Для некоторых лесных жителей, таких как олень, лось, этот продукт служит лекарством )

  • Выписать сложные предложения , объяснить постановку знаков препинания.

  • Указать морфемный состав имён прилагательных. К одному из них записать 3 формы слова.

  1. Диктант.

Я весь день стирала, мыла и порядок наводила, но вот только для себя не хватило мыла.

- Проверим орфографию: объясните написание слов "стирала", "порядок", "наводила", "не хватило".

- Какое слово встречается в предложении дважды?

- Одинаков ли морфемный состав слова "мыла"? Почему? Выпишите слова и разберите их по составу.

мыла
мыла

  1. Самостоятельная работа. Выполните разбор слов по составу.

Подорожник, бег, ель, желтым, облачного, взлет, разносчик, заказ, круговой, синь, расческа, сосёнка, темнота, научить, столовая, школьная, вырубка, пожелтели.

  1. Подведение итогов урока.

- Что изучает морфемика? Что такое морфема? Как правильно выполнять морфемный разбор? (Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки)

9. Д/З составить синквейн или кластер «Морфемы».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!