СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имя существительное как часть речи» (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи" в условиях реализации ФГОС.

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-путешествие.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (20014г.) под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

УМК:  Русский язык.  5класс: учебник для общеобразовательных организаций/Т.М. Баранов, Т.А. Ладыженская и др; науч. ред. Н.М. Шанский. – 3-е изд., – М.: Просвещение, 2014.  

Цель урока: систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных, определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имя существительное как часть речи» (5 класс)»

МОУ Верхнезейская СОШ

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Имя существительное как часть речи» (5 класс)

Учитель русского языка и литературы

Ламухина Елена Михайловна


Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-путешествие.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (20014г.) под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

УМК: Русский язык. 5класс: учебник для общеобразовательных организаций/Т.М. Баранов, Т.А. Ладыженская и др; науч. ред. Н.М. Шанский. – 3-е изд., – М.: Просвещение, 2014.

Цель урока: систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных, определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение находить имена существительные в тексте;

  • научить определять значения имён существительных;

  • формировать умение рассказывать об имени существительном в форме научного описания;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.




Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).


- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем друг другу комплименты. А я хочу сказать вам комплимент: «Какие вы сегодня нарядные и весёлые!» Я рада, что у вас хорошее настроение и уверена, что мы с вами активно поработаем. Садитесь, пожалуйста.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

Знаний и пробное учебное закрепление

(4 минуты)




















3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения.


- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по некоторой стране, а по какой, вы узнаете, отгадав загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названье всем предметам.

- Что это?

- Да, ребята, это удивительная часть речи, и страна, по которой мы сегодня будем путешествовать, называется «Имя существительное».

- Прочитайте эпиграф к уроку

Имя существительное – хлеб языка.

Л.В. Успенский

- Докажите справедливость этого высказывания.

- Объясните постановку тире.

- Справедливость этого утверждения подтверждают цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.


- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в удивительную страну «Имя существительное»! (Слайд 7)

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока.

- Что вы знаете об имени существительном?

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль, а также наш словарный запас должен пополниться. Мы познакомимся с железнодорожными профессиями. (Слайд 8) На каком виде транспорта будем путешествовать? За время путешествия при выполнении каждого задания вы будете мысленно выступать в роли работников железной дороги. Ваши родители работают на железной дороге, и вы знаете, как называется документ, который выдаётся машинисту локомотива, где указан путь следования? (Маршрут)

- Каждый из вас получит маршрутный лист с

указанием станций нашего маршрута и будет выставлять баллы за свою работу в эти листы. Давайте же будем выполнять работу так, чтобы наше путешествие прошло безаварийно. Итак, отправляемся! А чтобы наш состав тронулся, необходим машинист, который ведёт локомотив. От того, как машинист справится с заданием, будет зависеть ход поезда.







Имя существительное



















Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока










Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала), личностные (мотивация к учебной деятельности), познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, выявление причинно-следственных связей.


















Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.


Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.



















































































































































  1. Физ. минутка (пауза релаксации)

1 минута




  1. Закрепление изученного материала













































7. Рефлексия деятельности



Углубление понятия «имя существительное»


Станция «Теоретическая»

- Что такое имя существительное? Что оно обозначает?

- Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы «что?» или «кто?» разве слова доброта, милосердие, сострадание - это предметы?

Дело в том, что в языкознании термин «предмет» употребляется в широком значении, а какие это значения, вы узнаете, выполнив следующие задания.

Задание 1.

Сравнить однокоренные слова: что между ними общего? А в чём различие?

Добрые люди - доброта людей; честный человек – честность человека; голубое небо – голубизна неба; синий туман – синь тумана; глухой сад – глушь сада.

- Привести примеры существительных, обозначающих признак, качество.


- Благодаря хорошим знаниям машинистов, слаженной работе бригад, мы успешно прибыли на станцию «Значение». Едем дальше. Но что это? Горит красный сигнал светофора. Дальше ехать нельзя, потому что рельсы размыты весенним паводком. Теперь за дело примутся монтёры пути и, успешно выполнив задание, они тем самым отремонтируют железнодорожный путь.

Задание 2.

Сравнить однокоренные слова: что между ними общего? А в чём различие?

Громко щёлкать – громкое щёлканье; наводить орудие – наводка орудия; быстро ходить – быстрая ходьба; перелетать осенью – осенний перелёт.


- Итак, путь восстановлен, едем дальше. Чтобы наше путешествие было приятным, а в вагоне стало тепло и уютно, проводники пассажирских вагонов должны выполнить следующее задание.

Задание 3.

На столе у вас лежат карточки, на них обозначен номер вашей группы. Прочитайте слова и выпишите только те слова, которые обозначают указанные названия.

Мужчина, Амур, лопата, доброта, мука, девочка, бег, акула, девушка, шкаф, наводнение, дверь, молоко, синева, Россия, стрельба, бактерия, сливки, беседа, свежесть, прыжок, собака, Зея, концерт.

1-я группа - названия лиц (мужчина, девочка, девушка).

2-я группа - названия вещей (шкаф, дверь, лопата).

3- группа - названия веществ (мука, молоко, сливки).

4 -я группа - названия живых существ и организмов (собака, акула, бактерия)

5-я группа - название действий (прыжок, стрельба, бег).

6-я группа – географические названия (Россия, Амур, Зея).

7 –я группа - названия признаков (свежесть, доброта, синева).

8 –я группа - названия фактов, событий, явлений (концерт, беседа, наводнение).

Проверьте по эталону и оцените свою работу.

- Сделаем вывод о значениях имени существительного.

Прибываем на станцию «Морфологические признаки». Для того чтобы наш состав был принят на главный путь, дежурные по станции должны выполнить следующее задание.

Задание 4.

- Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

Река, карандаш, печь, мел, яблоко, ночь.



- Дежурные по станции успешно справились с заданием, члены бригад дружно им помогали, и наш поезд принят на главный путь. Стоянка поезда – 5 минут. За э то время осмотрщики вагонов должны осмотреть состав и устранить выявленные неисправности колёсных пар.

Задание 5.

Распределите имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые. Сделайте вывод.

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.


- Задание осмотрщиками вагонов выполнено успешно, и мы отправляемся на конечную станцию. Наше путешествие протекает успешно, но мне сейчас доложили, что пропала связь, и машинист не может доложить дежурному по станции о нашем прибытии. Где наши электромеханики связи? Принимайтесь за дело!

Задание для электромехаников связи.

Разберите предложения. Сделайте вывод о синтаксической роли имени существительного.

Труд кормит, а лень портит.

Синичка – невеликая птичка.

Сердце сердцу весть подаёт.

На языке мёд, а под языком лёд.

В саду горит костёр рябины красной…












Мы приближаемся к концу маршрута и должны определить, что узнали об имени существительном. Свои знания сравните с материалом учебника (п., с.)

По итогам этой работы составьте опорный конспект для рассказа о существительном как о части речи.

(Ключевые фразы конспекта вынесены на слайд.)

Опорный конспект

1. Имя существительное – отвечает на вопросы…

Обозначает …

2. Морфологические признаки: собственное и …, одушевлённое и …, род…, склонение.

3. В предложении является…

Самостоятельно выполните упражнения.



Расскажите об имени существительном по опорному конспекту.







Самостоятельное выполнение упражнения





- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.


















Вывод: существительные могут обозначать признаки, качества предметов. Такие существительные образуются обычно от прилагательных при помощи суффиксов от-, -ость, -есть, -изн- и некоторых других, а также без суффиксов.











Вывод:

существительные могут обозначать действия, состояние предметов. Такие существительные образуются обычно от глаголов.










-



















Вывод: имена существительные могут

обозначать названия лиц, вещей, веществ, живых существ и организмов, действий, фактов, событий, явлений, признаков, географические названия.




Существительные бывают 1,2 и 3 склонения









































Вывод: в предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.







Работают с материалом учебника, отвечают на вопросы, составляют опорный конспект.













Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы.











Определяют своё эмоциональное состояние.
























Принцип деятельности. УУД: личностные (осознание своих возможностей, адекватная оценка своего успеха или неуспеха), познавательные (извлечение необходимой информации, систематизация своих знаний), регулятивные (планирование необходимых действий, операций, работа по плану ), коммуникативные ( монологические высказывания, работа в парах и рабочих группах)


















































































































































Принцип деятельности.

УУД: познавательные (чтение, извлечение нужной информации, а также самостоятельное нахождение в материалах учебников), регулятивные (контроль учебных действий, умение замечать ошибки), коммуникативные (работа в парах, умение задавать вопросы для уточнения последовательности работы)



















Личностные (осознание значения знаний для человека), регулятивные (умение оценивать свою работу, исправлять ошибки)



















Познавательные (умение устанавливать взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений и навыков, умение мотивированно организовывать свою деятельность )


































  1. Домашнее задание.


1). Учить записи в справочнике, письменно выполнить задания к тексту (у каждого лежит на столе – ) – для всех.

Запись учащимися задания в дневники.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!