СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизненная сущность ГЕОГРАФИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.

Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин. География.

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.»

Фрагмент пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Это классика, и она к сожалению, находит отражение и сегодня. С улыбкой и грустью мы смотрим на Митрофанушку и узнаем в нём сегодняшних учеников….

Действительно, а зачем нужна география? Как рассуждает современное поколение: Земля-шарообразная. Точнее-эллипсоид. В этом факте никто не сомневается? Ну то что Земля не совсем шар, а сплющенный шар-это не принципиально важно. Или кто-то сомневается, что в Африке жарко, а в Антарктиде-холодно?) Наверное, это известно с детского сада.

Ну так зачем школьнику нужно знать географию? Может мадам Простакова и была права, говоря о “извозчике, который довезет куда вы прикажите”?

Сегодня есть масса карт, в т ч в цифровом виде, красочные путеводители, GPS-приемники, турфирмы, целая куча географических видеофильмов. Да и интернет!, который вам здесь и сейчас выдаст любую географическую информацию… -А как же пространственное мышление, которому как ни один другой предмет, учит география. А как же с причинно-следственными связями? Нужно же молодого человека учить установлению этих связей, чтобы он (она) могли понять а что будет если… Ну скажем, если вырубят лес вблизи Барабинска, как это отразится на экологическом состоянии близлежащих населенных пунктов? Мелкий масштаб? Возьмем тогда такую глобальную проблему, как пресловутое потепление на Земле, вызванное действием парниковых газов в результате все увеличивающейся антропогенной нагрузки на нашу планету. Что произойдет с теми территориями, уровень которых почти равен уровню океана? А ещё перед заканчивающими школу молодыми людьми встают вопрос о выборе будущей профессии и представлять ситуацию в отечественной экономике вопрос весьма нелишний. Вот скажем, куда лучше пойти учиться: в нефтяники, газовики, металлурги, на предприятие где делают аммиак, шью одежду, выпекают хлеб….

«Молодое поколение, — сказал А. А. Жданов, — должно быть воспитано стойким, бодрым, не боящимся препятствий. и умеющим их преодолевать».

География рассматривает явления природы и человеческого общества во взаимосвязи и в развитии. На конкретных фактах ученики видят единство разнообразных противоречивых процессов: горообразование и выравнивание земной поверхности, размывание и отложения, испарение воды и её осадки, нагревание и охлаждение и т. д. География даёт научное объяснение обыдённым природным явлениям: осадкам, смене дня и ночи, времён года и т. п. Тем самым она формирует научный, материалистический взгляд на окружающий мир.

Как сделать так, чтобы наши ученики проявляли интерес к географической дисциплине в школе? Можно и нужно применять разнообразные формы и методы. Из них особенное значение имеют следующие:

• Рассмотрение географических объектов в отношении к человеческому обществу.

• Увязка географических тем с фактами человеческой жизни и деятельности, хозяйственными, политическими и культурными задачами,

• Применение при обучении географии, наряду с основными словесными и книжными методами, экскурсий, наблюдений, упражнений на географической площадке, школьного краеведения.

Чтобы показать ученикам реку, озеро, холм, завод, предприятие и т. п., надо к ним совершить экскурсию.

Вполне очевидно, туризм - это практическое применение географии, потому что без знания географии туристом быть не возможно! Эта форма работы с детьми предохраняет их от виртуальных знаний, задает смысл действиям и знаниям.

Интерес к географии в ребенке могут зажечь самые простые выходы на природу. Для успешного освоения географии нужны впечатления: о высоте гор, о глубине водоемов, о расстояниях, о площадях, им все необходимо с чем-то сравнивать: если, например, с ними пройти 10 километров в походе, можно объяснить, что такое в реальности 100 км. Шагая в природу, они с азартом учатся ориентированию на местности по карте, топографии. К тому же подготовка к походу - это очень серьезная географическая проработка той местности, куда готовится выезд: необходимо знать общегеографические сведения о районе путешествия, метеорологию, получить сведения о растительном и животном мире - ведь даже обсуждение необходимого снаряжения потребует от них практических разъяснений, связанных с географией местности: есть комары, или нет их, большая ли амплитуда температур днем и ночью, причем речь идет только о самом необходимом снаряжении, которое предстоит нести, сможем ли пользоваться грибами - ягодами, есть ли рыба или нет. Чтобы понять все это, нужны географические знания.

Что еще дает человеку знание географии и умение пользоваться своими географическими знаниями?

Оно дает человеку возможность выбираться из трудной ситуации без паники: например, заблудился в незнакомом месте, дает уверенность в жизни, не беспомощность, а широту взглядов во всем – география база для мировоззрения человека, она учит жить на Земле.,

Сегодня довольно сложно перебороть общее стремление к информационному знанию – почти невозможно, но необходимо хотя бы попытаться географическое образование наших школьников направить по этому вектору - задать смысл тому, чем они занимаются и соединить разрозненные знания в целостную картину мира.

Профессии, связанные с географией, очень разнообразны. Специалисты различных направлений применяют свои знания в этой области. В своей работе знания географии используют геологи, археологи, лоцманы, штурманы, метеорологи, геодезисты, гиды, переводчики и туроператоры.

Работа геолога связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Он изучает особенности залегания и расположения различных пород. Геологи принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр. Знания геологии также используются в строительстве, чтобы выявить особенности грунтов перед застройкой территории.

Профессия штурмана очень похожа на профессию лоцмана. Штурман осуществляет управление воздушным, наземным, водным и подводным транспортом. Он исследует курс, вычисляет пути перемещения транспорта, отмечает его на карте и следит за работой навигационных приборов. Кроме того он учитывает влияние погодных условий на передвижение и маршрут транспорта.

Гид или экскурсовод должен сопровождать туристов во время походов, экскурсий или круизов. Гид хорошо знает города и страны, в которых он проводит экскурсию, а также культурные и исторические памятники, и владеет иностранными языками.

Работа переводчиков очень разнообразна. Они знают много языков и занимаются переводом текстов, документов различного направления, фильмов и книг. Могут также сопровождать делегации и переводить устную речь. Вовремя изучения языка, будущий переводчик также изучает обычаи, культуру, историю и географию страны.

Хорошо разбираются в географических и климатических особенностях разных стран туристические операторы. Они помогут вам выбрать наиболее подходящий тур с учетом ваших предпочтений, интересов и возможностей.

Таким образом, на своих уроках необходимо стараться убеждать учеников в том, что география - это наука о Жизни, твоей, моей, нашей! Если ты хочешь жить – учи географию! Будь в теме!

Категория: География
23.07.2015 10:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!