СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я работаю с детской одарённостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа находится в поиске инновационных преобразований, сущность которых направлена на формирование новой системы образования, способствующей становлению активных, творческих людей, умеющих решать проблемы в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности. В ведущих документах по модернизации, стратегии и развития отечественного образования, в проекте «Наша новая школа» говорится о необходимости поддержки и развития способных и талантливых детей.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Как показывает практика, способности могут быть развиты, но могут угаснуть, или деформироваться. В связи с этим возникает необходимость обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создание школьного пространства, дающего возможность развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала каждого школьника в условиях общеобразовательной школы.

Основные направления модернизации образования определили для меня, как учителя, новый социальный заказ на обучение и воспитание детей. Модель выпускника современной школы - личность, компетентная во всех сферах знаний, конкурентоспособная на современном рынке труда, обладающая высокой мобильностью, профессионализмом, мотивированная на успех и непрерывное самообразование. Уже несколько лет педагогический коллектив нашей школы успешно реализует образовательную программу, целью которой является создание условий для достижения каждым учеником оптимального уровня личностного развития в соответствии с его задатками и способностями. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке.

Развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся будет успешным, если будут найдены педагогически стимулирующие факторы и методические подходы, адекватные особенностям возрастного развития и наличному интеллектуальному опыту учащихся, повышающие продуктивность мышления за счет расширения индивидуального опыта познавательной деятельности.

В современных научно-методических и практических исследованиях не определена эффективная модель образовательного процесса по развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся; не выявлены оптимальные механизмы ее реализации. Нет достаточно четких, систематизированных условий оптимизации заявленной педагогической системы в учебном процессе, ориентированном на требования новой личностной парадигмы образования, ставящей во главу угла развитие личности ребенка; отсутствуют программы по развитию творческого интеллекта учащихся, необходимого для осуществления интеллектуально-творческой деятельности.

В настоящее время при изучении географии недостаточно ограничиваться простым перечислением цифр и фактов. Необходимо, чтобы они служили поводом для активизации личностного развития и социализации учащихся. Исходя из того, что творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка, выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследо­вательской деятельности школьников.

Понятие об интеллектуально-творческом потенциале

Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мысля­щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично раз­вивающемся информационном пространстве.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится: ''Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся''.[4]

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. [13]

Главной предпосылкой развития интеллектуально-творческого потенциала является обеспечение развития личности учащегося в рамках личностно-ориентированной парадигмы, признающей сотворчество участников образовательного процесса ведущим типом образовательного взаимодействия и создающей простор для личной инициативы в выборе форм представленности результатов интеллектуального труда. [17]

Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность – умственная деятельность ученого, делающего «эпохальное» открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде». [14]

Сложившийся за многие годы опыт учебно-исследовательской деятельности учащихся стал базой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса в контексте педагогики развития, освоения инновационных технологий, направленных на изменение характера образования как усвоения суммы знаний, умений и навыков — к поисковому, мотивирующему учащихся к самоопределению. В 1996 году вводится термин ''учебно-исследовательская деятельность''.

Под учебно-исследова­тельской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением уче­никами творческой, исследовательской задачи с заранее неизвест­ным результатом (в различных областях науки, техники, искусст­ва) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой ис­следования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потре­бителями готовой информации. Тем более что современная систе­ма образования ориентирует учителя не на передачу знаний в го­товом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятель­ности школьника и доведения её до уровня исследовательской ра­боты, выходящей за рамки учебной программы. Исследователь­ская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нара­стающего потока информации, ориентации в нём и систематиза­ции материала. [6]

Потребность любого ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.[13]

Опираясь на этот факт стремлюсь создать среду, провоцирующую моих учеников на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения, где в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения- психическая потребность в поисковой активности. Л.С. Выготский писал об учебной мотивации: " Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность".[2] Очевидно, что задачи и формы исследовательской деятельности должны соот­ветствовать контингенту учащихся, их возрастным особеннос­тям, специфике познавательной мотивации. В противном слу­чае учебные исследования могут оказаться неэффективными и даже вредными.

Настоящий этап развития общества характеризуется коренными, качественными преобразованиями, которые затрагивают все стороны современной действительности, стимулируя и определяя становление новых ценностных отношений. Решение глобальных проблем, отражающих реалии времени, зависит от того, какой тип человека сформирует школа, меняющая установку с «культуры полезности» на «культуру достоинства» (Л.С. Выготский). С этой целью совершается переход от репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство и стабильность имеющихся общественных отношений, к гуманистической школе, ориентированной на человека, способного к продуктивному созиданию.[2]

Образование выполняет следующие две функции. С одной стороны, функцию - воспроизводство в человеке культуры, а, с другой, - формирование творческого потенциала личности способной к созданию новой культуры.

В настоящее время многие ученые и педагоги говорят о кризисе системы образования как у нас в стране, так и за рубежом. По мнению многих ученых главной причиной кризиса является то, что образование утратило свой ценностный аспект, оно не имеет гуманистического подтекста.

От образования как сферы, формирующей человеческий потенциал российского общества, зависит становление человека, обретение им себя, своей неповторимой индивидуальности, позволяющей свободно, самостоятельно ориентироваться в лавинообразном потоке информации, получая серьезные информационные накопления. Общество, в конечном счете, заинтересовано в человеке, ориентированном на собственное, всестороннее развитие как на самоцель. [19]

Образование играет значительную роль в жизни человека, поскольку оно занимает большой временной отрезок в жизни человека и продолжается всю его жизнь. Оно является одним из важнейших способов передачи научного знания и его приспособления к массовому сознанию. Кроме того, через образование передается тот набор духовно-нравственных идеалов и ценностей, который хранится в национальных культурах. В процессе образования человек не только обогащается разнообразными знаниями и сведениями, он должен получить возможность проявить все, что заложено в нем природой, осознать себя как личность. О необходимости развития и осуществления внутренних возможностей личности писал еще Я.А. Коменский. Он считал, что недостаточно понять первостепенность развития интеллекта, нужно понимать, что оно невозможно, как и все духовное развитие человека, только за счет привнесения в личность чего-либо извне. Условия воспитания должны дать свободу тому, что изначально было заложено в личности.

Назначение образования состоит в формировании у личности способности ориентироваться в сложном социальном мире и умения найти для себя нишу, в которой она сможет осуществить свою самую высшую потребность - активизировать свои творческие потенции. [19]

Стратегический безличностный подход исключает гуманизация образования, ориентируясь на дифференциацию, индивидуализацию обучения, использование индивидуальных нормативов, программ развития, усиление положительных мотивов учения, активизацию творчества. Освоение ребенком иерархии гуманистических ценностей, основу которых составляет культура мышления, глубокого осмысления и чувствования, способствует личностному росту по мере ее освоения, возрождению активности, инициативности в различных сферах деятельности, поскольку именно она обеспечивает уникальные прогрессивные многогранные изменения свойств и качеств личности ребенка. Освоение культуры мышления предполагает наличие у человека определенного творческого потенциала. Вместе с тем, следует отметить, что в условиях современной социокультурной действительности эффективное управление процессом постижения ценностно-смысловой значимости учебной информации должно основываться на требованиях личностно-ориентированного обучения, учитывающего специфику субкультуры современных школьников. [19]

Педагоги и психологи считают, что важнейшим делом обучения должно быть воспитание мышления, то есть формирование определенных способов умственных действий. На смену традиционной технологии обучения в школе должно прийти обучение нового типа, основной задачей которого будет не столько приобретение определенной суммы знаний, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование умений самостоятельно приобретать знания, учебно-исследовательских умений и навыков. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к еще не решённым задачам, может быть, ещё не вполне доступным для данного возраста заданиям, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решать. [1]

Исследовательский подход - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; занимательных опытов; разбор учащимися географических парадоксов; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование текстов параграфов учебника или ответов товарищей; организация географических эстафет и путешествий; уроков - конференций, семинаров, диспутов. Строить работу по развитию мышления и познавательной активности мне помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика "открывать" новое и вырабатывать собственные суждения. Ученики предпочитают выполнять такие виды труда, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Предлагаемые мною учащимся задания могут быть доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию. Они должны быть интеллектуальными и эстетичными. [1]

Эффективность преподавания во многом зависит и от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. Учащийся, включающийся в исследовательскую деятельность, работает в среде единомышленников, следовательно, получает образ будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения. На протяжении всей моей педагогической деятельности провожу работу на развитие познавательного и творческого потенциала обучающихся, на повышение мотивации обучения географии через организацию различных форм и приемов учебной деятельности. [3]

В результате обучения географии с применением исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

  • работать с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;
  • назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
  • устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;
  • характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;
  • устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;
  • прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;
  • пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);
  • представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Проблема интеллектуального творчества является наименее изученной, представляет наибольший интерес, поскольку именно в ней более всего могут проявляться личностные качества школьника, обеспечивая в дальнейшем возможность реализации его творческого потенциала. Возникает задача придания творческой деятельности учащихся более высокого статуса, в связи, с чем особо важное значение приобретает научная разработка таких методических систем, которые максимально способствовали бы не формированию у учащихся нормативных знаний, а созданию у них возможностей для самовоспитания, самопознания, самосовершенствования и, в конечном счете, самообразования как образования самого себя за счет развития интеллектуально-творческого потенциала.

Многие считают, что география - предмет второстепенный, и без географических знаний можно прожить. Но я думаю, что география как никакая другая наука подкрепляет эти слова "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь". Итак, моя задача - дать знания не в готовом виде, а научить самостоятельно найти ответ, постоянно стимулируя познавательную деятельность, любознательность, самостоятельность.

Задания для практических работ направлены на формирование и проверку общеучебных и предметных умений и навыков, а нестандартные творческие задания, усиливая деятельностную составляющую, позволяют реализовать компетентностный подход в образовании. Наибольший интерес у детей вызывают такие задания, как:

  • составление туристического маршрута;
  • создание своей фирмы по производству конкурентоспособной продукции;
  • открытие международной туристической фирмы;
  • представление традиции или показ элемента праздника народа мира на и импровизированном фестивале;
  • составление «Памятки» для туриста уезжающего отдыхать на другой континент.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

Преподаватель географии должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Список литературы

1.Вединеева Н.А. Развитие научно-исследовательской деятельности учителя и учащегося в школьной практике // Оренбург, 2004. №3.

2.Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран, психол. исследования. М., 1982. Т.1.

3.Кашлева Н.В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград, 2009.

4.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.,

5.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999. - № 10.

6.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002.

7.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование,1999. - № 10.

8.Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников. // География в школе, 2006. - №1

9.Петерсон Л.Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.,2006

10.Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister. - 1999.- N 1.

11.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004

12.Понурова В.А. Проблемный подход в обучении географии: Методическое пособие.- М.: Просвещение. - 1999.

13.Савенков А.И Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.,2003.

14.Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. - №1

15.Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. М.,2004. №4.

16.Словарь педагогических терминов под редакцией Березикова В.Н., М.: Учебный проект, 1996.

17.Татьянкин Б.А. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. М., 2007.

18.Хуторская А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,

19.Шульц О.Б. Развитие творческого потенциала учащихся в личностно-ориентированном образовании : Дис. канд. пед. наук: Ростов н/Д, 2005

Категория: География
04.06.2015 14:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!