СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках географии в условиях модернизации образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках географии в условиях модернизации образования.

Учитель: Чекулдаева И.В.

Современный учитель всегда должен помнить, что со сменой времен меняются только подходы в организации учебно-воспитательного процесса в школе. А для русского человека, выпускника школы, всегда остается неизменным: он должен быть образованным, нравственно-устойчивым, и обязательно – патриотом. Именно такими гражданами испокон веков была сильна Россия. География - предмет, который способствует решению данной проблемы в условиях модернизации образования.

Как писал А.А.Кирсанов, - «Дифференцированный подход – это особый подход учителя к различным группам учеников, заключающихся в организации учебной работы различной по содержанию, объему, сложности, методикам, приемам». Поэтому организация учебной деятельности учащихся должна осуществляться с учетом их индивидуальных особенностей в ходе именно дифференцированного подхода.

Но все мы прекрасно понимаем, что если в начальном звене дети более податливы, исполнительны, то взрослея школа если и продолжает занимать важное место в жизни подростков, но уже не одинаковое, несмотря на осознание важности и необходимости учения.

Почему же так происходит?

К моменту перехода учеников в среднюю школу возникают проблемы:

Во-первых, дети различаются по отношению к учению, общему развитию, способностью усвоения учебного материала; во-вторых, на поверхность выходят ранее скрытые дефекты младшей школы младшей школы. И если во время не устранить эти проблемы, в будущем они будут являться серьезными препятствиями для усвоения нового сложного материала. Для

подростков приобретение знаний должно стать необходимым и важным аспектом и в этом, я считаю, им должен помочь учитель.

Именно в этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием новых идеалов, профессиональных намерений, самосознания. Недовольство собой и стремление исполнить задуманное становиться источником познавательной активности учащихся. Я стараюсь учитывать эти возрастные особенности учащихся и использовать их познавательную деятельность на уроках географии для развития в дальнейшем интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления.

Так, учащиеся 6-7 классов проявляют большой интерес к урокам географии, как новой науке, они открывают для себя разнообразную и интересную информацию о географических объектах, явлениях, особенностях природы Земли. Возникает естественная потребность все понять, объяснить. Это качество личности я и использую для того, чтобы увлечь их новым для них предметом. Стараюсь сформировать приемы целенаправленной учебной работы. Для этого объясняю, с какой целью, что и как наблюдать, в какой последовательности и какими способами, что и как фиксировать. Чтобы не утратилось отношение ребят к географии как учебному предмету, делаю акцент на занимательность.

Старшие подростки отличаются от младших.

Этот период выработки жизненной позиции, сознательного отношения к выбору профессии, самоопределения и самосознания. Возрастает потребность в самоконтроле, самовоспитании, знания своих возможностей и способностей. Мышление становится более глубоким, полным, разносторонним, более абстрактным. Поэтому на уроках в 8,9,10 классах для меня главное, чтобы ребята умели использовать причинно-следственные связи, учились самостоятельно устанавливать закономерности между физическими и экономическими явлениями окружающего мира, проявляли критичность мышления, свойственную их возрасту, умели аргументировать суждения, более успешно осуществляли перенос знаний и умений из одной ситуации в другую. В результате такой работы мышление у старшеклассников становится диалектическим.

На всех этапах обучения географии я стремлюсь ставить перед собой цель использования в обучении сознательности и развития в дальнейшем мышления учащихся:

- изучать учебный материал в тесной связи с жизнью, практикой;

- на всех этапах органически связывать теоретические знания с практической деятельностью;

- развивать познавательные интересы;

- использовать наглядный материал – карты, статистический материал, карточки, таблицы, картосхемы, картодиаграммы и т.д.

Мы же знаем о том, что если процесс обучения осуществляется без опоры на наглядные пособия, без анализа и обобщения, то в сознании учащихся будет отсутствовать основа для логического мышления.

В связи с этим и проблема управления учебной деятельностью школьников относится к актуальным проблемам психолого-педагогических исследований.

Сущность дифференцированного подхода как раз и заключается в учете индивидуальных психолого-возрастных особенностей учащихся. Для этого я на своих уроках условно делю класс на три группы:

1. Дети с пониженной способностью к обучению (а также те, кто принадлежит к меланхолическому или флегматичному типу характера) -

задания даю такие, которые гарантировали бы им успех в работе (например, дать определение географическим терминам и понятиям, которые есть в учебнике или которые мы записывали на прошлом уроке в тетрадях, показать на карте изученные географические объекты), предлагаю доступные их способностям проблемные и даже исследовательские вопросы и задания, успешное решение которых вызывало бы сильный эмоциональный подъем, ведь переживание радости успеха – необходимое условие нормальной продуктивной учебной деятельности.

2. Дети со средними способностями:

а) прилежные и старательные ученики, самостоятельно справляющиеся с заданиями – им я могу дать опережающее задание (например, подготовить сообщение или доклад);

б) дети, которые задания средней трудности выполняют без помощи, но сложные – самостоятельно выполнить не могут;

в) медлительные ученики, им требуется не столько посторонняя помощь, сколько значительно большее количество времени на выполнение – таким детям я даю индивидуальные карточки-задания, чтобы они могли спокойно подготовить свой ответ.

В.А.Сухомлинский назвал этих учащихся «незаметные в коллективе», которые ничем не заявляют о своей индивидуальности, ничем не интересуются, никого не беспокоят, никому не доставляют никаких забот и огорчений. Поэтому таким ученикам я стараюсь давать такую работу, которая была бы для них не только обязанностью, но прежде всего увлечением, чтобы они считали это дело глубоко личным, своим и затем пережили чувство гордости.

3. Сильные, высокоодаренные дети. Главное – ставить для него такие задачи, решая которые он преодолевал бы трудности, что способствуют развитию его способностей. Такому ребенку я даю на уроках сразу несколько заданий по теме урока, или задание требующее творческого подхода, использования дополнительного материала, т.е. подбираю задания, выходящие за рамки школьной программы, а также назначаю их консультантами при подготовке и проведении итоговых уроков после изучения крупных разделов и тем.

Эти методические приемы я стараюсь использовать в своем повседневном общении с учениками. Не всегда и не сразу увидишь плоды такого подхода, но когда дети работают на уроке, когда у кого-то возникают вопросы по ходу выполнения задания и он их может не боясь задать учителю, когда у ребенка появляется желание получить за свой труд хорошую оценку, я получаю удовлетворение от своей работы по использованию дифференцированного подхода к своим ученикам.

Категория: География
21.10.2015 11:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!