СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с мотивированными и одаренными детьми в массовой школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ХОРОНХОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Система работы с мотивированными и одаренными детьми в массовой школе

Бычкова Елена Алексеевна

учитель начальных классов

Оглавление

I. Введение

II. Система работы школы с мотивированными и одаренными детьми:

  1. диагностика творческих способностей детей
  2. работа с педагогическими кадрами
  3. работа с учащимися. Форма работы с мотивированными и одаренными детьми

4. психолого-педагогическое сопровождение мотивированных и одаренных детей

5. дополнительное образование как условие создания развивающей среды для обучающихся

  1. работа с родителями детей

III. Заключение

I.Введение

В последнее время актуальность проблемы обучения учащихся мотивированных на обучение и одаренных детей приобрело системный характер, определены основные направления работы с учащимися. Зачем работать с одаренными и мотивированными? Для чего? Что является главным в работе с такими детьми? – вот те вопросы, на которые необходимо было ответить. Для этого необходимо определить цель и задачи работы с мотивированными и одаренными детьми в школе

Формирование и развитие способности к самоактуализации, к эффективной реализации возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности. Именно эта задача является основной при работе с мотивированными и одаренными детьми. Ведь чрезмерная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, выраженное стремление к самостоятельности в процессе познания, независимость мышления вряд ли могут быть в полной мере «учтены» в рамках традиционных учебных программ и методов их преподавания. В результате этого несоответствия происходит быстрое снижение интереса у мотивированных и одаренных детей, что служит препятствием для их дальнейшего развития. Чтобы этого не произошло, необходимо было в школе разработать систему работы с мотивированными и одаренными детьми, создать условия, способствующие максимальному развитию всех учащихся

Работа по этой теме в школе ведется по следующим направлениям:

II. Система работы школы с мотивированными и одаренными детьми:

  1. диагностика творческих способностей детей

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, выбор системы работы требует предварительно определить:

- с какими типами одаренности мы имеем дело?

- в какой форме проявления мы ожидаем увидеть одаренность?

- какие задачи работы являются приоритетными?

- какие принципы обучения и развития должен использоваться работе с одаренными учащимися?

Для выявления таких учащихся психолог школы не ограничивается только психодиагностикой, а осуществляет психологическое сопровождение и поддержку детей, психологический мониторинг технологий, применяемых при работе с детьми в урочное и внеурочное время. Ведь судить об одаренности детей необходимо не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, применяя при этом метод наблюдения

  1. Работа с педагогическими кадрами

Ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы детей, является учитель. В свою очередь это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке.

Для организации и ведения учебно-воспитательного процесса при работе с мотивированными и одаренными учащимся учитель должен обладать не только высокой квалификацией. Владея технологией эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, искусством педагогического общения, он должен обладать высоким уровнем сформированности интереса к научно-методическим исследованиям, умением вести творческую исследовательскую работу. А это одно из условий работы с одаренными и мотивированными детьми.

Каковы же критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми?

- Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей

- Стремление к самообразованию и самосовершенствованию

- Профессиональная компетентность

- Умение найти подход к нестандартным детям

- Доброжелательность, чуткость, педагогический такт

- Знание возрастной психологии

Не все учителя и педагоги дополнительного образования в настоящий момент готовы работать с мотивированными и одаренными детьми, поэтому необходимо вести подготовку педагогов, в процессе которой обеспечить формирование соответствующих умений, но и провести «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с такими детьми. Для включения большинства учителей в эту работу в школе:

- создана система консультирования и тренингов, которая проводится психологом школы;

- система семинаров для учителей «Педагогика для одаренных детей». Цель семинаров: обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми

- были проведены педагогические советы по темам «Как работать с детьми, мотивированными на обучение?», «Творческая личность: как ее формировать?»

Основные направления научно- методического сопровождения деятельности педагогов по развитию одаренности определяют широкий спектр принципов обучения одаренных детей. Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей выпускников школы привел к выбору следующих форм, методов и направлений работы:

  1. Сочетание предпрофильного и профильного компонентов;
  2. формирование классов по различным профилям, проведение элективных курсов, спецкурсов
  3. совершенствование системы индивидуализации и дифференциации в обучение
  4. психолого-педагогическое сопровождение детей на разных этапах обучения, на 2-3 ступени обучения в учебный план введен элективный курс «Основы психологии»
  5. применение междисциплинарного подхода;

6. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися; Кроме того, можно выделить проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:

  • овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска;
  • психологическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления;
  • зрелость педагогического самосознания: позитивная «Я - концепция» учителя, ценностные ориентации и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности.
  • изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем

Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми мотивировали методический совет школы к модернизации системы работы с одаренными детьми. Эти факторы привели к изучению и решению проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

3. Работа с учащимися. Формы работы с мотивированными и одаренными детьми

В настоящее время проблема превращения детей из пассивных слушателей и созерцателей в активную творческую личность заботит многих учителей. Поэтому раскрытие творческой природы учащихся является одной из ключевых проблем работы с мотивированными и одаренными учащимися. Для этого используется здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения. Одной из основных форм обучения мотивированных учащихся в школе является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Проектно-исследовательская деятельность учителя и учащегося обеспечивает более высокий уровень системности знания, применение проектных технологий дает возможность выйти за рамки учебного предмета. Методические объединения разных предметов позволяют реализовать совместную исследовательскую деятельность учителей и учащихся через проведение школьных научно-практических конференций, на ежегодных праздниках осени на которых учащиеся защищают свои проекты и исследования

Как показывает практика, достойно подготовить учащихся к выступлению на олимпиадах различного уровня при двух-трех часовой программе невозможно. И не всегда у учителей есть определенная литература и наработки. Поэтому одно из направлений работы с мотивированными и одаренными – подготовка к олимпиадам, марафонам, конкурсам. Для подготовки учащихся каждым учителем – предметникам выделен один час по предмету, на которых решаются нестандартные задания, рассматриваются вопросы, не предусмотренные школьной программой, проводятся предметные консультации для детей. На методических объединениях каждый год рассматриваются олимпиадные задания, и пополняется банк заданий для проведения школьного тура олимпиад.

4.Психолого-педагогическое сопровождение мотивированных и одаренных детей

В школе многие мотивированные и одаренные дети иногда испытывают тяжелые состояния депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность. Одаренные дети испытывают в школе “дискриминацию” из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ. В связи с этим в школе предусмотрены следующие этапы и направления работы психологической службы школы

Этапы в работе с одаренными детьми:

I. Выявление одаренных детей, которое начинается уже с начальной школы, для этого используются:

а) психологические тесты, например, ШТУР, те­ст Кеттелла и "Прогрессивные матрицы" Равена. (пример в приложении № 1)

б) наблюдение за детьми на основе признаков одаренности:

- наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность.

- сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

- особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

- своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представле­ний и умений.

II. Направления работы с одаренными детьми:

На основе следующих принципов:

— Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

— Принцип индивидуализации и диф­ференциации обучения.

— Принцип учета возрастных возмож­ностей.

Проведение занятий, как в группе, так и индивидуально, на тему: «Психология творчества» и «Психология творческой личности». Развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения (например, «Творческая личность», «Научное творчество», «Техническое творчество», «Художественное творчество», «Лидерство» и др.) (пример занятия психолога и план работы с мотивированными и одаренными учащимися представлен в приложениях 2,3)

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:

  • Общая интеллектуальная (академическая) одаренность
  • Информационно- коммуникативная одаренность
  • Творческая одаренность
  • Социальная одаренность
  • Спортивная одаренность

Для развития каждого вида одаренности разработана система мероприятий, включенная в образовательную модель школы. При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет учащимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию. Система работы по развитию данных видов одаренности представлена в Приложении № 4.

5.Дополнительное образование как условие создания развивающей среды для учащихся

Дополнительному образованию в последние 5 лет в школе уделяется все больше и больше внимания, так как дополнительное образование превратилось в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности. И учителя и родители постепенно начали осознавать, что основной учебный процесс является необходимым, но далеко не достаточным условием дальнейшего успешного образования и реализации личности. Теперь активная деятельность за пределами основных учебных занятий рассматривается не только как важный фактор усвоения учебных программ, но и как средство воспитания и развития творческой деятельности. Основное внимание уделено формам организации в сфере дополнительного образования. Приоритетным направлением работы в системе блока дополнительного образования является туристко - краеведческая работа в школьном музее «Бирюлево и его окрестности». Такая работа ведется учителем географии давно и систематически. Проведение экскурсий учащимися 8-11 классов, подготовка печатных работ учащихся по краеведению («Исследовать прошлое, знать настоящее, заглянуть в будущее», «Наши земляки на защите южных подступов к столице» и т. д.) мы рассматриваем не только как неотъемлемую часть учебного процесса, но и создаем базу для расширения кругозора учащихся, для развития их творческих способностей. Ежегодно учащиеся 9-11 классов принимают участие в конкурсе «Если бы я был главою управы…», конкурсах «Мы рисуем улицу» и т.д.

  1. Работа с родителями

На развитие личности и одаренности детей особую роль играет его семья.

Взаимоотношения в семье в значительной мере формируют личность учащегося. Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные ин­тересы самих родителей, которые, как пра­вило, не только заняты и сфере интеллекту­альных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные "хобби". «Обучение» родителей, т.е. представление о целях, задачах и способах обучения детей в школе, является частью системы работы с мотивированными и одаренными учащимися. В своей работе мы не раз сталкивались с тем, что несоответствие «теории обучения» родителей может быть одним из значимым фактором развития одаренности учащихся, препятствующим дальнейшему развитию детей. Для решения этой проблемы в школе проводятся консультации для родителей об одаренных детях и их воспитании. Для того чтобы родителям дать конкретные рекомендации для развития способностей детей родителям предлагается заполнить анкету (приложение № 5). Результаты этой анкеты помогают активизировать работу с родителями в данном направлении, подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой проблемой. Эти результаты могут быть использованы и как опорная схема для наблюдений за детьми

III.Заключение

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Учитывая практическую невозможность обучения всех детей (мотивированных на обучение и одаренных) по специальным программам необходимо готовить учителей для работы с одаренными детьми в условиях обычных классов. Это предполагает знание учителем принципов развивающего обучения, владение нетрадиционными формами и способами работы на уроке. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может, быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям.

Чтобы это реализовать, необходим системный подход к обучению, своевременная диагностика способностей, соответствующее их потребностям программно - методическое обеспечение, а также профессионализм учителя, способного работать с мотивированными и одаренными учащимися. Без атмосферы единства учащихся, учителей и родителей работа немыслима, без коллектива единомышленников система работы не достигнет нужной высоты

Проведя анализ работы, можно сказать, что в школе создана система работы с мотивированными и одаренными учащимися, охватывающая все образовательное поле, сложилась среда, в которой существуют дети с разными способностями, степенью одаренности. Успешно реализуется основная цель развивающего обучения - формирование субъекта своего развития, выработка позиции по вопросу «Чему, как и зачем учиться?

IV. Практическая значимость

Материал курсовой системы может быть использован зам. директора по УВР, директорами для организации работы с одаренными и учащимися, мотивированными на обучение

26.03.2019 14:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!