СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конвенция о правах ребенка и права ребенка в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (История преподавания прав человека в школе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

История обучения прав человека в России относится к царствованию Екатерины II, которая первая запустила процесс создания государственных школ, в которых был такой предмет как «Правоведение», но с отдельными ограничениями. Так императрица допускала лишь те знания, которые не угрожали монархии, но для нее были характерны и такие высказывания, как «законоположение должно применяться к народному умствованию», «для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить».

Со второй трети XVIII столетия в России функционировали средние военные учебные заведения – кадетские корпуса, учащиеся которых на третьей ступени обучения осваивали основы юриспруденции. В 60-х гг. XIX в., когда кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, в учебный план стало входить законоведение.

В середине XIX в. этот предмет был введен во всех гимназиях. Гимназисты, которые имели «особенные и отличные» познания в российском законоведении, получали право на XIV чин, если шли на государственную службу. Учебные планы 5–7-х классов одной из петербургских гимназий в XIX в. содержали такие курсы, как «Законы основные», «Законы гражданские определительные», «Законы о гражданском судоустройстве», «Законы уголовные и полицейские с судопроизводством уголовным».

Уже в советском обществе, где приоритетом выдвигалось государство выше человека, изучение прав человека изменило концепцию. Так советская система обучения уже не передавала своим ученикам сущности и значения прав человека в общепринятом смысле.

Так после принятия в 1936 г. так называемой «Великой Сталинской Конституции» СНК СССР издает 1 февраля 1937 г. распоряжение «Об изучении Конституции Союза ССР в школах».

В 60-70-е годы прошлого века в школах Советского Союза изучался курс «Конституция СССР». В 1975 г. был введен обязательный курс «Основы Советского государства и права», который до 1992 г. исключительно дополнялся. Курс был разделен на следующие разделы права: государственное, трудовое, колхозное, гражданское, семейное, административное, уголовное право.

После распада СССР в 1991 г. обучение права, как и многих других гуманитарных наук зашло в тупик. Смыслы, требования и идеология исчезли, учебники стали издаваться с проблемами, а Россию захлестнули западные учебники права, которые сопровождались яркими картинками, интересными примерами и т.д. Во многих школах даже сейчас сохранились советские учебники по праву, которые многие и использовали до середины 2000-ых годов.

На федеральном уровне программа «Обществознания» была расширена знаниями из таких сфер как философии, политологии, социологии, культурологи, психологии, что привело к сокращению раздела «Права» в программе. А в базисным учебным планом средней общеобразовательной школы, принятым Минобразованием России в 1995 году, уже не предусматривалось изучение права как самостоятельного учебного предмета.

При всем этом, права человека оставались в поле зрения федеральных ведомств. Например, в период с 1993 по 2003 гг. Минобразование России приняло около двадцати различных документов, методических рекомендаций и писем о изучении права и прав человека соответственно в школе. В 90-ых годах Министерство также в «Обязательных минимумах содержания обществоведческого образования в основной школе» включало вопрос прав человека. Так в начальной школе было предусмотрено изучение таких тем как «Граждане России, их права и обязанности. Права ребенка. Законы. Государство. Конституция», в основной школе – «Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Международное гуманитарное право. Права ребенка. Защита прав человека», в системе среднего (полного) общего образования предусмотрено изучение таких понятий как «Правовое государство. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека».

Важным моментом является утверждение в апреле 1997 г. Президентом был подписан указ № 315 «О Годе прав человека в Российской Федерации», приуроченного к 50-летию Всеобщей декларации прав человека. Министерством был сформирован план мероприятий, который предусматривал проведение конкурсов для студентов и школьников, различных конференций, подготовку и публикацию учебников и методических материалов по правам человека. Несмотря на отсутствие какого-либо финансирования большая часть мероприятий была реализована.

В сентябре 2002 года Минобразованием России была завершена разработка федерального компонента государственного стандарта общего образования, который включал в программу «Обществоведение» разделов экономики и права. Сам стандарт был утверждён только в 2004 г.

Так Обществознание стало непрерывным на протяжении всего школьного образования, а на профильных уровнях старшей школы были введены самостоятельные учебные курсы «Экономика» и «Право». Школы получили самостоятельно принимать решение о необходимых курсах, а на уровне регионального (национально- регионального) компонента в отдельных субъектах Российской Федерации был введен предмет «Граждановедение», в содержание которого также входят права человека.

На данный момент ФГОСом установлен единый федеральный государственный стандарт, который сохраняет возможности учета региональных особенностей и особенностей образовательного учреждения за счет вариативной части образовательной программы.

Обратим внимание на нынешние положения ФГОСов.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" содержит следующие положения:

1. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; 2. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):

· осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; · осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;

3. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: …… системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. 4. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

· российскую гражданскую идентичность….уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); · гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

Рассмотрим требования к курсу «Права». Так базовый уровень имеет следующий уровень требований " к предметным результатам освоения должны отражать:

1. сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; 2. владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; 3. владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; 4. сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; 5. сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; 6. сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения; 7. сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; 8. понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; 9. сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации; 10. сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

Изменения в этой части были внесены Минобрнауки России совсем не давно – так подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г. приказом Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613.

Требования к предметным результатам освоения углубленного курса права должны включать и дополнительно отражать более глубокие соответственно знания:

1. сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества; 2. владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе; 3. сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности; 4. владение знаниями о российской правовой системе, особенностях ее развития; 5. сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; 6. сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; 7. сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц; 8. понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; 9. сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Непосредственно Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования" содержит следующие положения:

1. Стандарт также направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся 2. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):

· осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; · социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

3. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению….ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание….способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. 4. Изучение предметной области "Общественно-научные предметы" должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Даже ФГОС начального общего образования содержит подобные положения:

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе 2. Требования к результатам «Обществознания и естествознания: a. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; b. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Однако, мало кто знает об актуальном на данный момент письме Минобрнауки России, которому почти 10 лет - Письмо Министерства от 15 марта 2007 г. № 03-519 "Об обучении старшеклассников правам человека в образовательных учреждениях Российской Федерации".

Эти рекомендации были подготовлены в рамках госзаказа по ФЦП развития образования на 2006-2010 годы. Так учреждением дополнительного профессионального образования "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" были разработаны концепция, учебные программы, тематическое планирование курса, методическое пособие для учителя, тексты учебников "Права человека" для обучающихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений.

В письме подчеркивалась роль обучение правам человека и какие важные образовательные и воспитательные функции оно выполняет:

1. философско-культурологическая, которая направлена на формирование планетарного сознания, расширение кругозора, преодоление узконационального мышления, предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам; 2. образовательно-правовая, смысл которой в повышении правовой культуры обучающихся путем расширения знаний не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем. Познание основных прав человека и элементарных правовых норм является основой формирования правосознания школьников; 3. воспитательно-формирующая, ориентированная на глубокое восприятие и осмысление прав человека, представлений, оценок, требований, личностного отношения и преобразование их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения; 4. психолого-развивающая, которая в процессе усвоения прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, к своему внутреннему миру, к познанию своего "я", системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования; 5. коррекционная, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами.

В рекомендациях также обращалось внимание на возможность междисциплинарного проведения уроков. Так права человека находится на стыке многих школьных дисциплин: истории, обществоведения, граждановедения, социальной психологии, литературы, изобразительного искусства, естественнонаучных предметов.

Обратим внимание на предметы школьной программы, где реже права человека освящаются.

История

На уроках истории права человека могут вводиться одновременно с традиционными темами. Вот некоторые примеры.

Документы по всеобщей истории:

1. Великая хартия вольностей (Англия, 1215 г.) 2. Декларация независимости (США, 1776 г.) 3. Декларация прав человека (Франция, 1789 г.) 4. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

Документы по отечественной истории:

5. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства (1785 г.) 6. Манифест 1905 г. 7. Манифест 1861 г. 8. Конституция Российской Федерации 1993 г.

Такие различные исторические понятие как рабство, колониализм и другие, а также некоторые события истории России могут также рассматриваться как нарушение прав человека

География

Изучение географии городов может включать проблемы бедности в определенных районах и ее влияние на права обездоленных, а в курсе экономической географии могут быть представлены проблемы влияния экономики на уровень жизни, ухудшение состояния окружающей среды и здоровья. При изучении вопросов народонаселения может включать рассмотрение причин голода и бедности или влияние на права населения расизма, колониализма и отношения к меньшинствам и женщинам.

Литература

Российская и мировая литература могут стать не только источниками положительных и негативных сторон прав человека, но и ярким примером их реализации в жизни. Художественная и историческая литература «богата» на примеры:

1. «Скотный двор», «1984», Джордж Оруэлл 2. «Смелый новый мир», Олдес Хаксли 3. «Плачь, любимая страна», Алан Патон 4. «Дневник девушки», Анна Франк 5. «Один день из жизни Ивана Денисовича», Александр Солженицын 6. «Роль грома», «Услышь мой плачь», Милдред Д. Тейлор 7. «Мы», Замятин 8. «Котлован», «Чивенгур», Андрей Платонов 9. «Муму», И.С. Тургенев 10. «Станционный смотритель», А.С. Пушкин 11. «Железная дорога», «Дедушка», Н.А. Некрасов 12. «Левша», Н.С. Лесков 13. «Толстый и тонкий», «Беззащитное существо», А.П. Чехов 14. «Конь с розовой гривой», В.П. Астафьев 15. «Уроки французского», В.Г. Распутин 16. Былины об Илье Муромце 17. «Поучение Владимира Мономаха» 18. «На птичку», Г.Д. Державин 19. «Медный всадник», А.С. Пушкин 20. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка 21. лашникова», М.Ю. Лермонтов 22. «Бирюк», И.С. Тургенев 23. «Размышления у парадного подъезда», Н.А. Некрасов 24. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», М.Е. СалтыковЩе 25. дрин 26. «В людях», «Старуха Изергиль», М. Горький 27. Народные исторические песни о Ермаке, Разине, Пугачеве 28. Русская старина. Преподобный Сергий Радонежский. Житие Аввакума, им самим 29. написанное 30. «Капитанская дочка», А.С. Пушкин 31. «Мцыри», «Маскарад», М.Ю. Лермонтов 32. «Ревизор», Н.В. Гоголь 33. «После бала», Л.Н. Толстой 34. «Властителям и судьям», Г.Р. Державин 35. «Путешествие из Петербурга в Москву», А.Н. Радищев 36. «Гражданин», К.Ф. Рылеев 37. «Горе от ума», А.С. Грибоедов 38. «Шинель», Н.В. Гоголь 39. «Гроза», «Бесприданница», А.Н. Островский 40. «История одного города», М.Е. Салтыков-Щедрин

Естественные науки

В комплексе этих предметов права человека можно вводить при изучении вопросов обеспечения собственного здоровья. Например, ученики имеют право на медицинское обслуживание, но также они обязаны относиться с уважением как к своему собственному здоровью, так и к здоровью других людей.

Математика

Статистика может использоваться как для того, чтобы скрывать нарушения прав человека, так и для того, чтобы вскрывать их. Учитель математики может показать ученикам, как критически подходить к цифрам, которые появляются в газетах.

Иностранный язык

Языковые навыки могут быть использованы для изучения интересных актуальных тем по другим странам. Например, при изучении английской лексики могут быть использованы Декларация прав человека, Конвенция о правах детей и другие документы. Кроме этого, источником для изучения могут стать заметки в прессе или тематическая литература. После прочтения и перевода, обучающиеся смогут уже устно пояснить представленный в тексте вопрос и представить свое мнение по данному вопросу.

В конце данного раздела отметим, что педагогам как непосредственным участникам образовательных отношений необходимо хорошо знать основные понятия, положения законодательных актов в сфере образования и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Это требование к профессиональной компетентности отражено в квалификационных характеристиках должностей работников образования (Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н) и профессиональном стандарте педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н)

Цели и задачи преподавания прав человека в школе

На основе положений ФГОС и методических рекомендаций Минобрнауки России подведем итоги. Цель преподавания права в школе – это формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны.

Можно выделить следующие задачи в реализации данной цели:

1. дать обучающимся базовые представления о правах и свободах человека и гражданина и способствовать воспитанию уважительного отношения к правам и свободам человека 2. формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны на основе изучения Декларации прав человека, Конституции Российской Федерации и других документов международного и российского характера в сфере прав человека; 3. обеспечить ознакомление обучающихся с существующей системой защиты прав человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации; 4. формирование у детей понимания ценности и уважания человеческой жизни не только своей, но и другого человека, а также необходимость регулирования отношений между людьми; 5. способствовать развитию правовой компетентности учащихся в части защиты основных прав и свобод личности; 6. воспитывать гражданскую ответственность и внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права для обеспечения стабильного развития общества, которое гарантировано законом права и свободы; 7. формирование демократических правовых ценностей к институтам и правопорядку.

Категория: Всем учителям
06.02.2019 18:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!