СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Словосочетание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Словосочетание"»

Тема урока «Словосочетание»  Выпишите словосочетания Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась.

Тема урока «Словосочетание» Выпишите словосочетания

Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась.

Типы подчинительной связи в словосочетании Согласование Управление Примыкание

Типы подчинительной связи в словосочетании

  • Согласование
  • Управление
  • Примыкание
Определите род, число и падеж главного слова в словосочетании Деревянного мостика ( м.р., ед.ч, Р.п .) Измените падеж главного слова. Деревянн ому мостик у  (м.р., ед.ч , Д.п ) Измените число главного слова Деревянн ых мостик ов (м.р., мн.ч , Р.п.) Зависимое слово меняется вместе с главным, т.е. согласуется с ним в роде, числе и падеже. Такой тип связи называется согласованием .

Определите род, число и падеж главного слова в словосочетании

Деревянного мостика ( м.р., ед.ч, Р.п .)

Измените падеж главного слова.

Деревянн ому мостик у (м.р., ед.ч , Д.п )

Измените число главного слова

Деревянн ых мостик ов (м.р., мн.ч , Р.п.)

Зависимое слово меняется вместе с главным, т.е. согласуется с ним в роде, числе и падеже. Такой тип связи называется согласованием .

Измените главное слово в словосочетании  играть на рояле Игра ю ( 1 л., ед.ч ) на рояле ( Р.п .) Игра ете ( 2 л., мн.ч .) на рояле ( Р.п .,) Играла ( прош.вр, ж.р, ед.ч ) на рояле ( Р.п .) Зависимое слово осталось в том же падеже . Главное слово требует от зависимого определенного падежа. Такой тип связи называется управлением .

Измените главное слово в словосочетании

играть на рояле

Игра ю ( 1 л., ед.ч ) на рояле ( Р.п .)

Игра ете ( 2 л., мн.ч .) на рояле ( Р.п .,)

Играла ( прош.вр, ж.р, ед.ч ) на рояле ( Р.п .)

Зависимое слово осталось в том же падеже . Главное слово требует от зависимого определенного падежа. Такой тип связи называется управлением .

Какой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании поворот налево ? Наречие – неизменяемая часть речи, связь с другими словами только по смыслу . Такой тип связи называется примыканием .

Какой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании поворот налево ?

Наречие – неизменяемая часть речи, связь с другими словами только по смыслу . Такой тип связи называется примыканием .

Определите тип связи в словосочетаниях . Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.

Определите тип связи в словосочетаниях .

Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.

Выпишите из текста словосочетания с разными видами связи . Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.

Выпишите из текста словосочетания с разными видами связи .

Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.

Алгоритм действий Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово.   Определи тип связи. ( Согласование) Задай от главного слова вопрос того типа словосочетания,  который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:                                             какая?                 из чего? Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый  заданный вопрос:                                             какая?                 из чего?                                                                                             серебряная ложка из серебра Серебряная и из серебра – однокоренные слова. Проверь тип связи. Это управление. Ответ:  ложка из серебра.

Алгоритм действий

  • Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная

Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово.

  Определи тип связи. ( Согласование)

  • Задай от главного слова вопрос того типа словосочетания,  который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:

                                            какая?                 из чего?

  • Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый  заданный вопрос:

                                            какая?                 из чего?

                                                             

                              серебряная ложка из серебра

Серебряная и из серебра – однокоренные слова.

Проверь тип связи. Это управление.

Ответ:  ложка из серебра.

Замени управление « в доме родителей » на синонимичное согласование.                       чьём?              кого?               родительском   в    доме    родителей Обратите внимание на запись ответа: « в родительском доме » Замени согласование « мамино возвращение » на синонимичное управление.           чьё?                            кого? мамино   возвращение      мамы Ответ: « возвращение мамы » Запомни:             для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,               для замены управления на согласования – какой? чей?,               для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом.
  • Замени управление « в доме родителей » на синонимичное согласование.

                      чьём?              кого?              

родительском   в    доме    родителей

Обратите внимание на запись ответа: « в родительском доме »

  • Замени согласование « мамино возвращение » на синонимичное управление.

          чьё?                            кого?

мамино   возвращение      мамы

Ответ: « возвращение мамы »

Запомни:

            для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,

              для замены управления на согласования – какой? чей?,

              для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом.

Ответы на тест 1 вариант 1. а, в 2. в 3. в, е 4. а 5. а, г 6. в, г, е 7. а, г 8. г, е 9. свой костюм 10. а 2 вариант 1. в, г 2. в 3. б, г 4. а, б 5. г 6. б, в 7. а, б, г 8. а, г 9. сотнями голосов 10. г

Ответы на тест

1 вариант 1. а, в 2. в 3. в, е 4. а 5. а, г 6. в, г, е 7. а, г 8. г, е 9. свой костюм 10. а

2 вариант 1. в, г 2. в 3. б, г 4. а, б 5. г 6. б, в 7. а, б, г 8. а, г 9. сотнями голосов 10. г

Домашнее задание Выписать из предложения все возможные словосочетания и указать тип подчинительной связи  Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю.

Домашнее задание

Выписать из предложения все возможные словосочетания и указать тип подчинительной связи

Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!