Тема урока «Словосочетание» Выпишите словосочетания
Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась.
Типы подчинительной связи в словосочетании
- Согласование
- Управление
- Примыкание
Определите род, число и падеж главного слова в словосочетании
Деревянного мостика ( м.р., ед.ч, Р.п .)
Измените падеж главного слова.
Деревянн ому мостик у (м.р., ед.ч , Д.п )
Измените число главного слова
Деревянн ых мостик ов (м.р., мн.ч , Р.п.)
Зависимое слово меняется вместе с главным, т.е. согласуется с ним в роде, числе и падеже. Такой тип связи называется согласованием .
Измените главное слово в словосочетании
играть на рояле
Игра ю ( 1 л., ед.ч ) на рояле ( Р.п .)
Игра ете ( 2 л., мн.ч .) на рояле ( Р.п .,)
Играла ( прош.вр, ж.р, ед.ч ) на рояле ( Р.п .)
Зависимое слово осталось в том же падеже . Главное слово требует от зависимого определенного падежа. Такой тип связи называется управлением .
Какой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании поворот налево ?
Наречие – неизменяемая часть речи, связь с другими словами только по смыслу . Такой тип связи называется примыканием .
Определите тип связи в словосочетаниях .
Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.
Выпишите из текста словосочетания с разными видами связи .
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.
Алгоритм действий
- Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная
Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово.
Определи тип связи. ( Согласование)
- Задай от главного слова вопрос того типа словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:
какая? из чего?
- Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос:
какая? из чего?
серебряная ложка из серебра
Серебряная и из серебра – однокоренные слова.
Проверь тип связи. Это управление.
Ответ: ложка из серебра.
- Замени управление « в доме родителей » на синонимичное согласование.
чьём? кого?
родительском в доме родителей
Обратите внимание на запись ответа: « в родительском доме »
- Замени согласование « мамино возвращение » на синонимичное управление.
чьё? кого?
мамино возвращение мамы
Ответ: « возвращение мамы »
Запомни:
для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,
для замены управления на согласования – какой? чей?,
для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом.
Ответы на тест
1 вариант 1. а, в 2. в 3. в, е 4. а 5. а, г 6. в, г, е 7. а, г 8. г, е 9. свой костюм 10. а
2 вариант 1. в, г 2. в 3. б, г 4. а, б 5. г 6. б, в 7. а, б, г 8. а, г 9. сотнями голосов 10. г
Домашнее задание
Выписать из предложения все возможные словосочетания и указать тип подчинительной связи
Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю.