СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Цельные словосочетания.. Строение и грамматическое значение словосочетания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 4. Цельные словосочетания.. Строение и грамматическое значение словосочетания.

Цели:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе и пунктуации, полученные в предыдущих классах;
  2. совершенствовать учебно-языковые умения и пунктуационные навыки; формировать познавательную активность;
  3. воспитывать потребность в дальнейшем самообразовании.

Оборудование: учебник, учебные тексты, РМ – таблицы для выполнения заданий.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Прогнозируемые результаты: учащиеся распознают словосочетания и предложения; оперируют основными понятиями раздела «Синтаксис»; используют соответствующие термины; конструируют, распространяют и правильно употребляют в речи словосочетания и основные виды предложений с учётом разнообразия речевых задач.

 

Ход урока.

  1. Организационный моментСоздание коллаборативной среды. Деление на группы.

При делении на команды можно использовать принцип «Мозаика». На столах стоят таблички: «Словосочетание», «Предложение», «Осложненное предложение», «Знаки препинания». Каждому ученику предлагается взять карточку на столе с термином и определить, к какой группе относится данное понятие. Таким образом, за каждым игровым столом соберутся учащиеся, у которых термины относятся к указанному на табличке разделу.

- Какой раздел русского языка мы начинаем повторять?

  1. Целеполагание. Постановка целей и задач урока.
  2. Актуализация опорных знаний по теме урока.
  1. Что изучает раздел «Синтаксис и пунктуация»? Назовите основные единицы синтаксиса.

Открывается запись на доске:

– Выберите из предложенных терминов только те, которые относятся к синтаксису и пунктуации.

Суффикс, дефис, грамматическая основа предложения, обстоятельство, кавычки, словосочетание, алфавит, обращение, местоимение, гласные, условное наклонение, окончание, слова, однородные члены предложения, время глагола, звук, степень сравнения, восклицательный знак, окончание, чередующиеся гласные.

- Обсудите в группе выполнение задания. Вспомните определения выписанных терминов.

2. Дайте определение наименьшей синтаксической единице – словосочетанию. В чем отличие словосочетания от предложения? Подтвердите примерами.

3. Какие сочетания слов нельзя отнести к словосочетаниям? Приведите примеры. (Грамматическую основу предложения, слово с предлогом, два однородных слова с союзом и.)

4. Какие вы помните виды словосочетаний по характеру главного слова? По грамматическому значению? По способу подчинительной связи? Приведите примеры каждого вида, записав их в тетрадь. Обсудите в группе. Заполните в группе данную таблицу. Сравните результаты с таблицей учебника, стр. 23

  1. Этап закрепления и применения изученного материала.

Задание № 1

Работа с текстом.

Первый месяц очень похож (?) на хитро...о рыже...о лиса. (Не)слышно крадет(?)ся он по земле, ловко прячет(?)ся среди веток деревьев. А потом вдруг все вокруг порыже…т, словно на каждом кустике ра...сядут(?)ся огн...ые звери.

Задание: найти и выписать словосочетания, связанные способом

 

согласования

управления

примыкания

     

 

Взаимопроверка. Контрольные листы № 1 передаются по принципу «Карусели» в другую группу.

 

Задание № 2

Игра «Третий лишний»

Среди словосочетаний отыскать «лишнее», т.е. то, в котором слова связаны иным видом связи, чем в других.

1. на вершинах гор

2. карабкались по склону

3. тихо падают

1. разбросал листья

2. к дремучему лесу

3. брызги дождя

1. мохнатые облака

2. быстро несутся

3. в густую чащу

1. шуршат под ногами

2. тихо перешептываются

3. выехать утром

 

Задание № 3

Лингвистическая задача

- Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов - это одно и то же! Помогите ему (мотивируйте свой ответ).

- А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов.

Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.

словосочетания

сочетания слов

   

 

Задание № 4

Конструирование словосочетаний.

  1. К данным словосочетаниям подберите синонимичные выражения. Укажите способы подчинительной связи в обоих случаях.
  • Осенние приметы –
  • Листья клены –
  • Парусная лодка –
  • Относиться с уважением –
  • Восторженно аплодировать –
  • Роман о приключениях –
  • Ожерелье из жемчуга –
  • Лунный свет –
  • Городские жители –
  • Вершины гор –
  • Взглянуть с негодованием –

 

  1. Составьте словосочетания, употребив заключённые в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

 

Задание № 5

«Тренинг начинающего редактора»

- Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1) Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2) В журнале

Просмотр содержимого документа
«Урок "Цельные словосочетания.. Строение и грамматическое значение словосочетания"»

11»Б» класс

Урок 4. Цельные словосочетания.. Строение и грамматическое значение словосочетания.

Цели:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе и пунктуации, полученные в предыдущих классах;

  2. совершенствовать учебно-языковые умения и пунктуационные навыки; формировать познавательную активность;

  3. воспитывать потребность в дальнейшем самообразовании.

Оборудование: учебник, учебные тексты, РМ – таблицы для выполнения заданий.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Прогнозируемые результаты: учащиеся распознают словосочетания и предложения; оперируют основными понятиями раздела «Синтаксис»; используют соответствующие термины; конструируют, распространяют и правильно употребляют в речи словосочетания и основные виды предложений с учётом разнообразия речевых задач.


Ход урока.

  1. Организационный моментСоздание коллаборативной среды. Деление на группы.

При делении на команды можно использовать принцип «Мозаика». На столах стоят таблички: «Словосочетание», «Предложение», «Осложненное предложение», «Знаки препинания». Каждому ученику предлагается взять карточку на столе с термином и определить, к какой группе относится данное понятие. Таким образом, за каждым игровым столом соберутся учащиеся, у которых термины относятся к указанному на табличке разделу.

- Какой раздел русского языка мы начинаем повторять?

  1. Целеполагание. Постановка целей и задач урока.

  2. Актуализация опорных знаний по теме урока.

  1. Что изучает раздел «Синтаксис и пунктуация»? Назовите основные единицы синтаксиса.

Открывается запись на доске:

– Выберите из предложенных терминов только те, которые относятся к синтаксису и пунктуации.

Суффикс, дефис, грамматическая основа предложения, обстоятельство, кавычки, словосочетание, алфавит, обращение, местоимение, гласные, условное наклонение, окончание, слова, однородные члены предложения, время глагола, звук, степень сравнения, восклицательный знак, окончание, чередующиеся гласные.

- Обсудите в группе выполнение задания. Вспомните определения выписанных терминов.

2. Дайте определение наименьшей синтаксической единице – словосочетанию. В чем отличие словосочетания от предложения? Подтвердите примерами.

3. Какие сочетания слов нельзя отнести к словосочетаниям? Приведите примеры. (Грамматическую основу предложения, слово с предлогом, два однородных слова с союзом и.)

4. Какие вы помните виды словосочетаний по характеру главного слова? По грамматическому значению? По способу подчинительной связи? Приведите примеры каждого вида, записав их в тетрадь. Обсудите в группе. Заполните в группе данную таблицу. Сравните результаты с таблицей учебника, стр. 23

  1. Этап закрепления и применения изученного материала.

Задание № 1

Работа с текстом.

Первый месяц очень похож (?) на хитро...о рыже...о лиса. (Не)слышно крадет(?)ся он по земле, ловко прячет(?)ся среди веток деревьев. А потом вдруг все вокруг порыже…т, словно на каждом кустике ра...сядут(?)ся огн...ые звери.

Задание: найти и выписать словосочетания, связанные способом


согласования

управления

примыкания





Взаимопроверка. Контрольные листы № 1 передаются по принципу «Карусели» в другую группу.


Задание № 2

Игра «Третий лишний»

Среди словосочетаний отыскать «лишнее», т.е. то, в котором слова связаны иным видом связи, чем в других.

1. на вершинах гор

2. карабкались по склону

3. тихо падают

1. разбросал листья

2. к дремучему лесу

3. брызги дождя

1. мохнатые облака

2. быстро несутся

3. в густую чащу

1. шуршат под ногами

2. тихо перешептываются

3. выехать утром



Задание № 3

Лингвистическая задача

- Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов - это одно и то же! Помогите ему (мотивируйте свой ответ).

- А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов.

Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.

словосочетания

сочетания слов




Задание № 4

Конструирование словосочетаний.

  1. К данным словосочетаниям подберите синонимичные выражения. Укажите способы подчинительной связи в обоих случаях.

  • Осенние приметы –

  • Листья клены –

  • Парусная лодка –

  • Относиться с уважением –

  • Восторженно аплодировать –

  • Роман о приключениях –

  • Ожерелье из жемчуга –

  • Лунный свет –

  • Городские жители –

  • Вершины гор –

  • Взглянуть с негодованием –


  1. Составьте словосочетания, употребив заключённые в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).


Задание № 5

«Тренинг начинающего редактора»

- Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1) Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2) В журнале опубликована рецензия о книге. 3) Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4) По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5) Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6) Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7) Это был характерный ему почерк. 8) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. 9) Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространённых элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10) На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока «Плюс-минус-интересно».


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока (стр.20-23).

2. Выполнить (письменно) упражнение №28, 29.

3. Творческое задание (по выбору учащихся): написать сочинение-миниатюру (8–10 предложений) на одну из тем: «Букет осенних листьев»; «Описание осеннего неба». Произвести синтаксический разбор 3 словосочетаний.










Основание классификации

Примеры

  1. По характеру главного слова



  1. По способу подчинительной связи между словами



  1. По значению (смысловые отношения между словами)



Задание № 1

Работа с текстом.

Первый месяц очень похож (?) на хитро...о рыже...о лиса. (Не)слышно крадет(?)ся он по земле, ловко прячет(?)ся среди веток деревьев. А потом вдруг все вокруг порыже…т, словно на каждом кустике ра...сядут(?)ся огн...ые звери.

Задание: найти и выписать словосочетания, связанные способом



согласования

управления

примыкания


















































Задание № 2

Игра «Третий лишний»

Среди словосочетаний отыскать «лишнее», т.е. то, в котором слова связаны иным видом связи, чем в других.

1. на вершинах гор

2. карабкались по склону

3. тихо падают

1. разбросал листья

2. к дремучему лесу

3. брызги дождя

1. мохнатые облака

2. быстро несутся

3. в густую чащу

1. шуршат под ногами

2. тихо перешептываются

3. выехать утром

Задание № 3

Лингвистическая задача

- Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов - это одно и то же! Помогите ему (мотивируйте свой ответ).

- А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов.

Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.

словосочетания

сочетания слов































Задание № 4

Конструирование словосочетаний.

К данным словосочетаниям подберите синонимичные выражения.

Укажите способы подчинительной связи в обоих случаях.

Осенние приметы


Листья клены


Парусная лодка


Относиться с уважением


Восторженно аплодировать


Роман о приключениях


Ожерелье из жемчуга


Лунный свет


Городские жители


Вершины гор


Взглянуть с негодованием



Задание № 4

Конструирование словосочетаний.

К данным словосочетаниям подберите синонимичные выражения.

Укажите способы подчинительной связи в обоих случаях.

Осенние приметы


Листья клены


Парусная лодка


Относиться с уважением


Восторженно аплодировать


Роман о приключениях


Ожерелье из жемчуга


Лунный свет


Городские жители


Вершины гор


Взглянуть с негодованием



«деление на группы»

согласование

запятая

управление

тире

примыкание

двоеточие

главное слово

кавычки

односоставное

многоточие

вопросительное

обращение

грамматическая основа

однородные члены

зависимое слово

обособленные члены

союзное

вводные слова

второстепенные члены

уточняющие члены





«деление на группы»

согласование

запятая

управление

тире

примыкание

двоеточие

главное слово

кавычки

односоставное

многоточие

вопросительное

обращение

грамматическая основа

однородные члены

зависимое слово

обособленные члены

союзное

вводные слова

второстепенные члены

уточняющие члены







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!