СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профессиональному модулю ПМ.02

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Отделение среднего профессионального образования

 

 

 

 

                                   ДЕЛОВАЯ ИГРА

 

Тема: «АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ »

По дисциплине: Аудит

Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

Разработал:

преподаватель

Корышева Т.Б.

 

 

 

 

                                 Воронеж 2014 год       

 

              ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Сформировать общие компетенции:

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. 

Сформировать профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

 ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

 ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей по результатам инвентаризации.

ПК 4.4. Проводит контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, её платежеспособности и доходности. 

 

 

                         Межпредметные связи:

 ПМ 01 МДК 01.01. «Бухгалтерский учет» раздел 2 «Учет денежных средств»;

 ПМ 01 МДК 01.01 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»;

 ПМ 05 «Технология выполнения кассовых операций»;

 Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит»  раздел 1 «Деньги»;  Дисциплина «Документационное обеспечение управления» раздел 2 «Организация работы с документами»

 Дисциплина «Математика» раздел 2 «Математический анализ»; Нормативные акты:

1.«Порядок ведения кассовых операций в РФ» Инструкция ЦБ РФ № 373-П от 12.10.2011г.

2. «О  применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт» ФЗ от 22.05.03г. №54 – ФЗ.

3. Положение ЦБ ФР “ «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденным ЦБ РФ 19 июня 2012 года № 383-П

4. Правило (стандарт) аудиторской деятельности №2 «Документирование аудита»

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 

 В ходе проведения деловой игры решаются следующие задачи:  

Оригинальность игры «Аудит кассовых операций на предприятии» заключается в том, что в ней имитируется реальная ситуация проверки кассовых операций в организации.  Деловая игра предназначена для контроля и оценки знаний по бухгалтерскому учету, аудиту, документационному обеспечению. Деловая игра должна:

  • активизировать знания и навыки  в области бухгалтерского учета, аудита, документационного обеспечения, налогообложения, которые были получены на теоретических и практических занятиях по этим дисциплинам;
  • научить коллективной выработке и принятию решений в условиях неопределенности, недостаточности информации;
  • позволить определить и оценить знания и навыки студентов по дисциплине «Аудит».

Деловую игру целесообразно проводить после изучения соответствующей темы 3.1. «Аудит денежных средств и операций в валюте». Поскольку кассовые документы характеризуют деятельность конкретной организации, рассматриваемая ситуация тоже конкретна. В этом случае метод игрового моделирования позволяет студентам не только лучше усвоить учебный материал, но и приобрести навыки решения практических вопросов, таких как:

  • реализация заданий через  конкретное решение практической ситуации;
  • определение функциональной сопряженности разбираемой ситуации;
  • использование игровых возможностей для выработки коллективного решения;
  • выявление степени ориентации студентов в многообразии специальной учебной и научной литературы по дисциплинам «Аудит» и «Бухгалтерский учет».

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

 В деловой игре, проводимой под руководством преподавателя, участвует группа студентов, которая делится на три, четыре команды, в зависимости от ситуации.  Каждая команда обеспечивается методическими указаниями к деловой игре и игровой документацией. Игра делится на этапы: 1) консультирование игровых групп; 2) работа с методическими указаниями и документацией; 3) фиксирование выявленных ошибок; 4) сдача работы участниками игры, проверка и оценка работы; 5) подведение результатов игры.  

   Группы студентов:

  • внутренние аудиторы аудируемого лица;
  • представители вышестоящей организации, которые проводят периодические проверки;
  • представители аудиторской фирмы;
  • представители обслуживающего банка;

УСЛОВИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

 В связи  с выявленными злоупотреблениями служебным положением старший кассир организации Галиева П.Р. была уволена.  Руководство предприятия приняло на работу нового сотрудника –старшего  кассира Кудряшову Р.Б. В связи со сменой кассира проведена инвентаризация денежных средств в кассе. Для проведения инвентаризации приказом руководителя была назначена комиссия в следующем составе:

  • председатель – зам. директора организации Валиуллин П.Р.
  • главный бухгалтер -  Власова И.П.
  • зав. отделом – Медведева Р.А.

По результатам проверки комиссия составила Акт по форме ИНВ-15, согласно которому фактический остаток денежных средств в кассе превысил остаток по кассовой книге.

В связи с этим руководство организации приняло решение о проверке ведения кассовых операций, соблюдения кассовой в организации.  К проверке могут привлекать как внутренние, так и внешние аудиторы, представители аудиторской фирмы.

Проверку кассовых операций могут производить так же вышестоящая организация и обслуживающий банк.  Таким образом, в деловой игре могут принимать участие две, три или четыре команды, которые будут представлять эти организации.  Следует проверить игровую документацию и выявить ошибки. 

ИГРОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 Перед началом игры командам выдаются игровая документация:

кассовая книга организации за месяц (ведется автоматизированным способом);

  • отчеты кассира;
  • приходные и расходные кассовые ордера;
  • журнал регистрации кассовых ордеров;
  • журнал регистрации выданных доверенностей;
  • реестр депонированных сумм;
  • объявление на взнос наличными;
  • авансовый отчет подотчетного лица;
  • платежная ведомость;
  • акт инвентаризации денежных средств в кассе;
  • договор о полной материальной ответственности кассира.

Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находят своё отражение в бухгалтерской отчетности и регистрах синтетического учета:

бухгалтерском балансе  (форма № 1);

 отчете о финансовых результатах  (форма №2);

 отчете о движении денежных средств (форма № 4);

 журнале-ордере и ведомости №1 по счету 50 «Касса».  

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 

 Ошибки, обнаруженные командой при проверке кассовых операций, необходимо зафиксировать в рабочих документах аудитора по форме: 

Ошибки, выявленные в кассовых документах

         

Например: 

Наименование документа, регистра

Дата Характер и перечень ошибок

 Кассовая книга 20.02.20… г.

Превышение лимита в кассе на 500 руб. Кассовая книга 25.02.20… г. Неоговоренное исправление 300 руб. Платежная ведомость 27.02.20… г. Завышена общая сумма в выдаче на 1600 руб. и  т.д. 

 Результатом проверки аудиторами является отчет, составленный аудиторской фирмой – аудиторское заключение, результат проверки банком является справка,; результатом проверки вышестоящей организации – акт ревизии (проверки).  Таким же образом можно оформить результаты других деловых игр. 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 

 Итоги подводятся в конце деловой игры. При выявлении командой методологической ошибки в велении бухгалтерского учета и документальном оформлении кассовых операций присуждается 3 балла за каждую ошибку, арифметической ошибки – 2 балла.  Если команда не обнаружила ошибку методологического характера, то оценка снижается на 1 балл за каждую ошибку; за пропуск арифметической ошибки оценка снижается на 0,5 балла.  За правильное оформление результатов проверки (аудиторского заключения, справки, акта ревизии и др.) команде присуждается 4 балла.  При несвоевременном выполнении работ команда наказывается снижением оценки н6а 3 балла.  Команда, набравшая набольшее количество баллов, становится победителем деловой игры.  Подводя итоги деловой игры, преподаватель должен подчеркнуть квалифицированность проведенного командами анализа, дать оценку работы каждой команды, отметить лучших участников. 

 По такой же методике можно проводить и оценивать результаты проведения деловых игр по всем другим темам дисциплины «Аудит». 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по профессиональному модулю ПМ.02»

СОДЕРЖАНИЕ






1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.



4


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


7


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


10


4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


16


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)


18



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Ведение бухгалтерского учета источников

формирования имущества


1.1. Область применения программы


Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 38.02.01.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного

соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации

ПК2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

Изучается в 5 семестре на 3 курсе (для обучающихся на базе основного общего образования) и в 3 семестре на 2 курсе (для обучающихся на базе среднего общего образования ).


Изучению ПМ предшествует освоение дисциплин: Основы бухгалтерского учета, экономика организации.

Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям студента при освоении ПМ «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин являются:

уметь:

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию (ПК4.4)

  • заполнять первичные документы по экономической деятельности (ПК4.2)

  • рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации (ПК4.4)

  • использовать формы и счета бухгалтерского учета (ПК1.1 ПК1.2 ПК2.2 ПК2.3 ПК2.4 ПК4.1 ПК4.2 ПК4.3 ПК4.4)

  • следовать методам и принципам бухгалтерского учета (ПК1.1 ПК1.2 ПК1.4)

  • применять нормативное регулирование бухгалтерского учета (ПК1.2 ПК4.2 ПК4.3)

знать:

  • сущность организации как основного звена экономики отраслей (ПК4.4)

  • основные принципы построения экономической системы организации (ПК4.4)

  • нормативное регулирование (ПК1.2 ПК4.2 ПК4.3)

  • план счетов бухгалтерского учета (ПК1.2 ПК1.3 ПК2.1 ПК3.1 ПК3.2 ПК3.3 ПК3.4)

  • предмет, метод и принципы бухгалтерского учета (ПК1.1 ПК1.2 ПК1.4)


Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и

соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества,

выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации; (ОК1-ОК9 ПК2.1-ПК2.4)

уметь:

− рассчитывать заработную плату сотрудников;(ПК2.1)

− определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;

(ПК2.1)

− определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности; (ПК2.1)

− определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности; (ПК2.1)

− проводить учет нераспределенной прибыли; (ПК2.1)

− проводить учет собственного капитала; (ПК2.1)

− проводить учет уставного капитала; (ПК2.1)

− проводить учет резервного капитала и целевого финансирования; (ПК2.1)

− проводить учет кредитов и займов; (ПК2.1)

− определять цели и периодичность проведения инвентаризации; (ПК2.1)

− руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества; (ПК2.2)

− пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества; (ПК2.2)

− давать характеристику имущества организации; (ПК2.1)

− готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; (ПК2.1)

− составлять инвентаризационные описи; (ПК2.2)

− проводить физический подсчет имущества; (ПК2.2)

− составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета; (ПК2.2)

− выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; (ПК2.2)

− выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; (ПК2.3)

− выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-

производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; (ПК2.2)

− формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; (ПК2.3)

− формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения; (ПК2.3)

− составлять акт по результатам инвентаризации; (ПК2.3)

− проводить выверку финансовых обязательств; (ПК2.3)

− участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации; (ПК2.4)

− проводить инвентаризацию расчетов; (ПК2.4)

− определять реальное состояние расчетов; (ПК2.4)

− выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета; (ПК2.4)

− проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94),

целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98). (ПК2.3)

знать:

− учет труда и его оплаты; (ПК2.1)

− учет удержаний из заработной платы работников; (ПК2.1)

− учет финансовых результатов и использования прибыли: (ПК2.1)

− учет финансовых результатов по обычным видам деятельности; (ПК2.1)

− учет финансовых результатов по прочим видам деятельности; (ПК2.1)

− учет нераспределенной прибыли; (ПК2.1)

− учет собственного капитала: (ПК2.1)

− учет уставного капитала; (ПК2.1)

− учет резервного капитала и целевого финансирования; (ПК2.1)

− учет кредитов и займов; (ПК2.1)

− нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества; (ПК2.2)

− основные понятия инвентаризации имущества; (ПК2.2)

− характеристику имущества организации; (ПК2.2)

− цели и периодичность проведения инвентаризации имущества; (ПК2.3)

− задачи и состав инвентаризационной комиссии; (ПК2.3)

− процесс подготовки к инвентаризации; (ПК2.3)

− порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены; (ПК2.2)

− перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; (ПК2.2)

− приемы физического подсчета имущества; (ПК2.2)

− порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию; (ПК2.2)

− порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета; (ПК2.2)

− порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках; (ПК2.3)

− порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках; (ПК2.3)

− порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках; (ПК2.3)

− формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

− формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения; (ПК2.4)

− процедуру составления акта по результатам инвентаризации; (ПК2.4)

− порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации; (ПК2.4)

− порядок инвентаризации расчетов; (ПК2.4)

− технологию определения реального состояния расчетов;

(ПК2.4)

− порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета; (ПК2.4)

− порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94),

целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98) (ПК2.4)



1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:

всего 261 час, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 189 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 126 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 63 часа;

учебной и производственной практики – 72 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код


Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Формировать бухгалтерские проводки по учету источников

имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.2.

Выполнять поручения руководства в составе комиссии по

инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.3.

Проводить подготовку к инвентаризации и проверку

действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.4.

Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи

ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.5.

Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств

организации.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных0, результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля






Код профессиональных компетенций






Наименования разделов

*

профессионального модуля






Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)


Практика


Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа

обучающегося





Учебная,

часов



Производственная (по профилю специальности),**

часов



Всего,

часов

в т.ч.

лабораторные работы и практические занятия,

часов


в т.ч., курсовая работа (проект), часов



Всего,

часов


в т.ч., курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1

Раздел 1. Практические основы

бухгалтерского учета источников формирования имущества

105

70

34

-

35

-

-

-

ПК 2.2-2.5

Раздел 2. Бухгалтерская

технология проведения и оформления инвентаризации

84

56

28

-

28

-

-

-


Производственная практика, (по профилю специальности),

часов

72


72

Всего:

261

126

62

-

63

-


72
















































3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю М)


Наименование разделов профессионального модуля

(ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоени

я

1

2

3

4

Раздел ПМ 1 . Ведение бухгалтерского учета

источников формирования имущества


105


МДК. 02.01. Практические

основы бухгалтерского учета источников формирования имущества


105

ОК4

ОК8

ПК2.1

Тема 1.1. Учет затрат труда и его

оплаты

Содержание

14

1

Общие положения по труду и заработной плате

Понятие оплаты труда. Действующие виды, формы и системы заработной платы. Понятие минимального размера оплаты труда. Классификация персонала предприятия.


2

2

Документальное оформление затрат труда и его оплаты

Первичная документация по учету численности персонала и его движения на предприятии.

Организация учета использования рабочего времени и начисленной оплаты труда.

3

3

Сводные документы по учету труда и его оплаты. Обобщение и группировка затрат труда и его

оплаты и порядок распределения начисленной оплаты труда по объектам учета

3

4

Порядок начисления оплаты труда

Порядок начисления заработной платы при повременной, сдельной формах оплаты труда, в сверхурочное и ночное время, в праздничные и выходные дни, по трудовому соглашению.

Порядок начисления оплаты труда при простое, браке, несовершеннолетним работникам.

3

5

Оплата труда за не проработанное время (перерывы на кормление ребенка, выполнение

государственных и общественных обязанностей и т.д.). Порядок исчисления среднего заработка. Порядок расчета оплаты отпусков. Расчет пособий по временной нетрудоспособности.

3

6

Учет удержаний из заработной платы

Обзор установленных законодательством удержаний и вычетов из оплаты труда (налог на доходы с физических лиц, возмещение материального ущерба, взыскание по исполнительным

листам и т.д.), порядок их исчисления и учет.

3

7

Порядок оформления расчетов с персоналом по оплате труда

Порядок заполнения расчетно-платежной (расчетной) ведомости и порядок выплаты заработной платы.

3

8

Учет расчетов с депонентами по оплате труда. Синтетический учет основной и

дополнительной заработной платы.

3

9

Краткая характеристика состава фонда заработной платы, выплат социального характера.

Контроль за использованием фонда заработной платы. Отчетность по труду и заработной плате

3




Практические занятия

10


1

Составление первичных документов по учету труда и его оплаты

2

Составление накопительной ведомости учета затрат, лицевого счета (производственного

отчета) подразделений, а также ведомости распределения оплаты труда, отчислений на социальные нужды

3

Составление расчетов дополнительной оплаты труда работников (больничных, отпускных, за

выполнение государственных и общественных обязанностей и т.д.)

4

Составление расчетно-платежной ведомости и регистров синтетического учета

ОК1

ОК2

ПК2.1

ПК2.4

Тема 1.2. Учет финансовых

результатов и использования прибыли

Содержание

6

1

Общие положения по учету финансовых результатов

Краткий обзор нормативных актов по организации учета финансовых результатов. Задачи

учета финансовых результатов. Структура и порядок формирования финансового результата.

Виды прибыли

3

2

Учет финансовых результатов по обычными и прочим видам деятельности

Доходы и расходы от обычных видов деятельности. Бухгалтерский учет финансовых результатов от обычных видов деятельности

3

3

Доходы и расходы от прочих видов деятельности (операционные, внереализационные,

чрезвычайные). Бухгалтерский учет финансовых результатов от прочих видов деятельности

3

4

Учет чистой прибыли (убытка) и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)

Направления использования прибыли. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Реформация баланса.

3

Практические занятия

8


1

Отражение на счетах бухгалтерского учета финансовых результатов по обычным видам

деятельности и заполнение учетных регистров

2

Отражение на счетах бухгалтерского учета финансовых результатов по прочим видам

деятельности и заполнение учетных регистров

3

Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по использованию прибыли и учету

нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)

ОК1

ОК6

ПК2.1


Тема 1.3. Учет капиталов,

резервов и целевого финансирования

Содержание

10

1

Учет уставного капитала

Экономическое содержание уставного капитала. Особенности его формирования и

использования. Отражение на счетах бухгалтерского учета.

3

2

Учет резервного капитала

Экономическое содержание резервного капитала. Особенности его формирования и использования. Отражение на счетах бухгалтерского учета.

3

3

Учет добавочного капитала

Экономическое содержание добавочного капитала. Особенности его формирования и использования. Отражение на счетах бухгалтерского учета.

3

4

Учет резервов

Экономическое содержание резервов. Особенности учета резервов создаваемых за счет прибыли. Отражение на счетах бухгалтерского учета.

3




5

Особенности учета резервов создаваемых за счет резервирования затрат. Отражение на счетах

бухгалтерского учета.


3

6

Учет целевого финансирования

Экономическое содержание целевого финансирования. Источники целевого финансирования.

Особенности учета целевого финансирования

3

Практические занятия

10


1

Составление бухгалтерских проводок и учетных регистров по учету капиталов, резервов и

финансирования

ОК3

ОК5

ОК9

ПК2.1


Тема 1.4. Учет кредитов и займов

Содержание

6

1

Нормативно-правовое регулирование учета кредитов и займов

Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности. Классификация кредитов.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета кредитов и займов

2

2

Бухгалтерский учет кредитов и займов

Учет задолженности по полученным кредитам и займам. Учет процентов по кредитам и займам

3

3

Учет операций по привлечению и предоставлению валютных кредитов и займов

3

Практические занятия

1

Составление бухгалтерских проводок и учетных регистров по учету краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов

6



Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите.


Примерная тематика домашних заданий:

1. Порядок учета начисления и учета натуральной оплаты труда

2. Документальное оформление движения личного состава предприятия

3. Компенсационные доплаты за отклонения от нормальных условий труда. Стимулирующие надбавки.

4. Время простоя: особенности оплаты труда

5. Сущность и значение учета финансовых результатов для финансового учета и анализа деятельности организации

6. Информационная база учета прибылей и убытков

7. Документальное оформление банковских кредитов

8. Учет коммерческих кредитов в форме отсрочки платежа

35



МДК. 02.02. Бухгалтерская

технология проведения и оформления инвентаризации


84


ОК1

ОК6

ПК2.2

ПК2.3

ПК2.4


Тема 2.1. Организация, техника

и методика проведения инвентаризации и отражение ее в учете

Содержание

14

1

Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации

Понятие и цели инвентаризации. Периодичность проведения инвентаризации имущества. Приемы физического подсчета имущества. Классификация инвентаризаций. Нормативные документы,

регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества

2

2

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств

Задачи и состав инвентаризационной комиссии. Процесс подготовки к инвентаризации.

Порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены. Перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации

2

3

Порядок документального оформления результатов инвентаризации

порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;

порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета. Процедура составления акта по результатам инвентаризации

3

4

Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации

Выявление излишков и недостач и отражение их в учете. Формирование бухгалтерских проводок

по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения Формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения

3

Практические занятия

14


1

Составление инвентаризационной описи и сличительной ведомости по результатам инвентаризации

2

Отражение в учете результатов инвентаризации

ОК2

ОК4


ПК2.2

ПК2.3

Тема 2.2. Инвентаризация

отдельных видов имущества и финансовых обязательств

Содержание

14

1

Инвентаризация основных средств: порядок проведения и учет результатов

Подготовительные мероприятия и порядок организации инвентаризации основных средств.

Документальное оформление инвентаризации основных средств

2

2

Учет результатов инвентаризации и переоценки основных средств

3

3

Раскрытие информации о результатах инвентаризации и переоценки основных средств в

финансовой отчетности

3

4

Инвентаризация нематериальных активов: порядок проведения и учет результатов

Подготовительные мероприятия и порядок организации инвентаризации нематериальных активов.

Документальное оформление инвентаризации НМА

3

5

Учет результатов инвентаризации нематериальных активов

3

6

Инвентаризация и переоценке материально-производственных запасов

Подготовительные мероприятия и порядок организации инвентаризации материально-

производственных запасов. Документальное оформление инвентаризации материально-

производственных запасов

3

7

Учет результатов инвентаризации материально-производственных запасов. Учет переоценки

3



материально производственных запасов



9

Инвентаризация обязательств организации

Нормативное регулирование проведения и документального оформления инвентаризации расчетов.

Порядок инвентаризации расчетов. Технология определения реального состояния расчетов.

2

10

Порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности и отражение ее результатов в учете

3

11

Порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей, целевого финансирования, доходов будущих периодов отражение ее результатов в учете

3

Практические занятия

14


1

Документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации основных средств

2

Документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации нематериальных активов

3

Документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации материально-производственных запасов

4

Составление бухгалтерских проводок по учету и переоценки материальных ценностей

5

Документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности

6

Отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации целевого финансирования, недостач и потерь, доходов будущих периодов

7

Порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы (по вопросам к параграфам, главам

учебных пособий, составленным преподавателем).Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

Примерная тематика домашних заданий:

1. Порядок проведения инвентаризации денежных документов и бланков строгой отчетности и отражение ее результатов в учете

2. Порядок проведения инвентаризации финансовых вложений и отражение ее результатов в учете

3. Порядок проведения инвентаризации незавершенного производства и капитального строительства и отражение ее результатов в учете

4. Порядок проведения инвентаризации расходов будущих периодов и отражение ее результатов в учете

28


Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ:

- оформление первичных, сводных документов и учетных регистров по учету труда и заработной платы;

- расчет различных видов основной и дополнительной оплаты труда;

- оформление учетных регистров по учету финансовых результатов деятельности предприятия;

- оформление учетных регистров по учету капиталов, резервов и целевого финансирования;

- ознакомление с порядком оформления кредитного договора;

- оформление учетных регистров по учету краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов.

72


ВСЕГО

261




4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного

кабинета «Бухгалтерский учет».



Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Бухгалтерский учет»:

- калькуляторы;

- бланки первичных бухгалтерских документов;

- бланки учетных регистров;

- комплект учебно-методической документации.



4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Керимов В. Э. Бухгалтерский учет: Учебник / В. Э. Керимов.- 3-изд., изм. И доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

  2. Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет: Учебник.: Издательство «АКАДЕМИЯ», 2012.

Дополнительные источники:

1. Гусева Т. М., Шеина Т. Н. Бухгалтерский учет: Учеб. практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект,

2010. – 504 с.

2. Ежемесячный научно-практический журнал «Бухгалтерский учет»

3. Ежемесячный журнал «Нормативные акты»

4. Ежемесячный научно-практический журнал «Главбух»

5. Ежемесячный научно-практический журнал «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве»

7. Пакеты прикладных программ для бухгалтера.

Интернет-ресурсы

1. http://buhcon.com/index.php

2. http://repetitor-nachbuh.ru/index.php/map-site

3. http://www.buh.ru/



4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Ведение

бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» является освоение учебной практики в рамках профессионального модуля.






4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования.



Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели

междисциплинарных курсов.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)



Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата


Формы и методы контроля и оценки

ПК.2.1.Формировать

бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

- рассчитывать заработную плату

сотрудников;

- определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;

- определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;

- определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;

- проводить учет нераспределенной прибыли;

- проводить учет собственного капитала;

проводить учет уставного капитала;

- проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;

-проводить учет кредитов и займов

Текущий контроль в

форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.


Зачеты по учебной

и производственной практикам.


Комплексный экзамен по профессиональному модулю.

ПК.2.2.Выполнять поручения

руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения

- определять цели и периодичность

проведения инвентаризации;

- руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;

- пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;

- давать характеристику имущества организации;

Текущий контроль в

форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.


ПК.2.3.Проводить подготовку к

инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета

- готовить регистры аналитического учета

по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;

- составлять инвентаризационные описи; проводить физический подсчет имущества;

- составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета

Зачеты по учебной

и производственной практикам.


ПК.2.4.Отражать в

бухгалтерских проводках зачет и

- выполнять работу по инвентаризации

основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;



списание недостачи

ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации

- выполнять работу по инвентаризации

нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

- выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально- производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

- формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

- формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;

- проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей, целевого финансирования, доходов будущих периодов

Текущий контроль в

форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.


ПК.2.5.Проводить процедуры

инвентаризации финансовых обязательств организации

- проводить выверку финансовых

обязательств;

- участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

- проводить инвентаризацию расчетов;

определять реальное состояние расчетов;

- выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета

Текущий контроль в

форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по учебной

и производственной практикам.



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес


- демонстрация интересов к будущей профессии

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по производственной практике

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

-обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач в области расчетов и начисления налогов и страховых платежей во внебюджетные фонды

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Письменный экзамен

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по производственной практике

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

-демонстрация способностей принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Экспертное наблюдение и оценка на практических

занятиях при выполнении работ по производственной практике

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

-поиск и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Экспертное наблюдение и оценка на практических

занятиях при выполнении работ по производственной практике

ОК 5.Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий


- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение и оценка на практических

занятиях при выполнении работ по производственной практике

ОК 6.Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- взаимодействие со студентами, преподавателями в ходе обучения

Экспертное наблюдение и оценка на практических

занятиях при выполнении работ по производственной практике

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

-проявление ответственности за работу подчиненных, за результат выполнения задания

Экспертное наблюдение и оценка на практических

занятиях при выполнении работ по производственной практике

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- планирование студентами повышение личностного и квалификационного уровня

Экспертное наблюдение и оценка на практических

занятиях при выполнении работ по производственной практике

ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

-проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение и оценка на практических

занятиях при выполнении работ по производственной практике







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!