Просмотр содержимого документа
«Презентация по химии по теме "Аминокислоты"»
Аминокислоты
.
- Дайте свое определение класса.
- Аминокислоты – гетерофункциональные соединения, которые обязательно содержат две функциональные группы: аминогруппу – NH 2 и карбоксильную группу – COOH , связанные с углеводородным радикалом (стр. 220 учебника)
- Аминокислоты – производные кислот, которые можно рассматривать как продукты замещения одного или более атомов водорода в их радикалах на одну или более аминогрупп ( “ Курс органической химии ” , стр.371)
NH 2 – CH – COOH
R
Аминокислоты. Биологическая роль
Аминокислоты, в отличие от ранее изученных органических веществ, содержат две функциональные группы.
Номенклатура аминокислот
Чтобы дать название аминокислотам, необходимо выполнять следующие правила:
1. Найдите главную углеродную цепь – это самая длинная цепь атомов углерода, включающая атом углерода карбонильной группы.
2. Пронумеруйте атомы углерода в главной цепи, начиная с атома углерода карбоксильной группы.
3. Укажите номер атома углерода в главной цепи соединенного со второй функциональной группой – аминогруппой и назовите её.
4. Если имеются другие заместители, то укажите номер атома углерода в главной цепи, у которого есть заместитель, и дайте название заместителю. Если заместителей несколько, расположите их по алфавиту. Перед названием одинаковых заместителей укажите номер атома углерода, с которым они связаны. И используйте умножающие приставки ( ди - . три - )
5. В конце названия допишите суффикс – овая и слово кислота.
- По взаимному расположению функциональных групп:
α , β , γ …
С – С - С – С – СООН С – С - С – С – СООН С – С - С – С – СООН
| | |
NH2 NH2 NH2
- По количеству функциональных групп :
- моноаминомонокарбоновые
- диаминомонокарбоновые С-С-С-С-С -СООН
׀ ׀
NH 2 NH 2 лизин
2, 6 – диаминогексановая кислота
- моноаминодикарбоновые НООС-С-С-С-СООН
|
NH2
глутаминовая
2-аминопентандиовая кислота
- изомерия углеродного скелета
СН 3
|
NH 2 – C *-Н
׀
СООН
стр.40 учебника
Свойства:
- Физические : сладкие, безвкусные, горькие
Почему?
Вывод: зависит от радикала
1) Растворимость в воде
N + H 3 – CH – COOH N + H 3 – CH – COO - NH 2 – CH – COO -
| | |
R R R
2) С кислотами
NH 2 – CH 2 – COOH + НС | → [NH 3 – CH 2 – COOH ] С | хлорид
как основание
3) С основаниями
NH 2 – CH 2 – COOH + Na OH → NH 2 – CH 2 – COONa + H 2 O
как кислота
Биполярный ион
Вывод : органические амфотерные соединения
4) Специфическое - взаимодействие между собой
NH 2 – CH 2 – COOH + Н NH – CH 2 – COOH → NH 2 – CH 2 – CO - NH – CH 2 –COOH
пептидная
связь
Вывод:
α - аминокислоты – элементарные частицы природных полимеров- белков
способы получения
лабораторный
промышленный:
- уксусная кислота →хлоруксусная кислота→аминоуксусная кислота
- СН 3 -СООН + С l 2 → СН 2 -СООН
|
Cl
- СН 2 -СООН + NH 3 → СН 2 -СООН
| |
С l NH 2
гидролиз белков
Образование полипептидов
Получение аминокислот
Задание для учащихся.
Составьте схемы возможных способов получения аминокислот.
- В живых организмах: Природные аминокислоты (около 150) Протеиногенные аминокислоты (около 20) в белках
- Природные аминокислоты (около 150)
- Протеиногенные аминокислоты (около 20) в белках
валин, лейцин, лизин, треонин, цистеин и др.
- Антибиотики (пенициллин)
- Полиамидные смолы (капрон, нейлон)
- *Добавка к корму
Применение аминокислот
На этом уроке вы узнали, что:
- Аминокислотами называются органические соединения. В молекулах которых содержатся одновременно аминогруппа и карбоксильная группа;
- Аминокислоты проявляют основные и кислотные свойства, являются амфотерными органическими соединениями.
Задание
- Составьте формулу 3 – амино-2,3 – диметилбутановой кислоты.