СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по химии "Аминокислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена  к уроку по теме  "Аминокислоты".

Просмотр содержимого документа
«Презентация по химии "Аминокислоты"»

Аминокислоты Выполнила учитель химии МБОУ «Туринская СОШ» Катцына Любовь Федоровна.

Аминокислоты

Выполнила учитель химии МБОУ «Туринская СОШ»

Катцына Любовь Федоровна.

Цель урока. Выяснить, какие вещества в органической химии являются аминокислоками .

Цель урока.

Выяснить, какие вещества в органической химии являются аминокислоками .

 Аминокислоты – гетерофункциональные соединения, которые обязательно содержат две функциональные группы: аминогруппу – NH 2 и карбоксильную группу –COOH, связанные с углеводородным радикалом .  Общая формула NH 2 – CH – COOH   R
  • Аминокислоты – гетерофункциональные соединения, которые обязательно содержат две функциональные группы: аминогруппу – NH 2 и карбоксильную группу –COOH, связанные с углеводородным радикалом .
  • Общая формула

NH 2 – CH – COOH

R

Аминокислоты. Биологическая роль Аминокислоты - это органические вещества, которые содержат две функциональные группы.

Аминокислоты. Биологическая роль

Аминокислоты - это органические вещества, которые содержат две функциональные группы.

Номенклатура аминокислот Чтобы дать название аминокислотам, необходимо выполнять следующие правила: 1. Найдите главную углеродную цепь – это самая длинная цепь атомов углерода, включающая атом углерода карбонильной группы. 2. Пронумеруйте атомы углерода в главной цепи, начиная с атома углерода карбоксильной группы. 3. Укажите номер атома углерода в главной цепи соединенного со второй функциональной группой – аминогруппой и назовите её. 4. Если имеются другие заместители, то укажите номер атома углерода в главной цепи, у которого есть заместитель, и дайте название заместителю. Если заместителей несколько, расположите их по алфавиту. Перед названием одинаковых заместителей укажите номер атома углерода, с которым они связаны. И используйте умножающие приставки ( ди - . три - ) 5. В конце названия допишите суффикс – овая и слово кислота.

Номенклатура аминокислот

Чтобы дать название аминокислотам, необходимо выполнять следующие правила:

1. Найдите главную углеродную цепь – это самая длинная цепь атомов углерода, включающая атом углерода карбонильной группы.

2. Пронумеруйте атомы углерода в главной цепи, начиная с атома углерода карбоксильной группы.

3. Укажите номер атома углерода в главной цепи соединенного со второй функциональной группой – аминогруппой и назовите её.

4. Если имеются другие заместители, то укажите номер атома углерода в главной цепи, у которого есть заместитель, и дайте название заместителю. Если заместителей несколько, расположите их по алфавиту. Перед названием одинаковых заместителей укажите номер атома углерода, с которым они связаны. И используйте умножающие приставки ( ди - . три - )

5. В конце названия допишите суффикс – овая и слово кислота.

По взаимному расположению функциональных групп:  α β , γ… Н 3С –С н 2 -Сн 2–С н 2–СООН Н3С –С н 2 -Сн 2–С н 2–СООН  |   |      NH2 NH2 По количеству функциональных групп :  моноаминомонокарбоновые  диаминомонокарбоновые Н 2С –С н 2 -Сн 2–С н 2–С н 2 -СООН    ׀ ׀  NH 2 NH 2  2, 6 – диаминогексановая кислота   (лизин)  моноаминодикарбоновые НООС-С н 2-С н-Сн 2-СООН        |       NH 2  2-аминопентандиовая кислота  (глутаминовая)
  • По взаимному расположению функциональных групп:

α β , γ…

Н 3С –С н 2 -Сн 2–С н 2–СООН Н3С –С н 2 -Сн 2–С н 2–СООН

| |

NH2 NH2

  • По количеству функциональных групп :
  • моноаминомонокарбоновые
  • диаминомонокарбоновые Н 2С –С н 2 -Сн 2–С н 2–С н 2 -СООН

׀ ׀

NH 2 NH 2

2, 6 – диаминогексановая кислота

(лизин)

  • моноаминодикарбоновые НООС-С н 2-С н-Сн 2-СООН

|

NH 2

2-аминопентандиовая кислота

(глутаминовая)

 изомерия углеродного скелета  изомерия положения  оптическая изомерия:  СН 3  |  NH 2 – C* -Н  ׀  СООН  2-аминопропановая кислота  ( аланин)
  • изомерия углеродного скелета
  • изомерия положения
  • оптическая изомерия:

СН 3

|

NH 2 – C* -Н

׀

СООН

2-аминопропановая кислота

( аланин)

способы получения лабораторный   промышленный: уксусная кислота →хлоруксусная кислота→аминоуксусная кислота СН 3 -СН 2 -СООН + Сl 2  →СН 3 - СН-СООН  |      Cl СН 3 - СН-СООН+ NH 3 → СН 3 - СН-СООН  |  NH 2   гидролиз белков

способы получения

лабораторный

промышленный:

  • уксусная кислота →хлоруксусная кислота→аминоуксусная кислота
  • СН 3 -СН 2 -СООН + Сl 2 →СН 3 - СН-СООН

|

Cl

  • СН 3 - СН-СООН+ NH 3 → СН 3 - СН-СООН

|

NH 2

гидролиз белков

Свойства: Физические : сладкие, безвкусные, горькие Химические :  1) Растворимость в воде  N + H 3 – CH – COOH  N + H 3 – CH – COO - NH 2 – CH – COO -  | | |  R R R  2) С кислотами   NH 2 – CH 2 – COOH + НС| → [NH 3 – CH 2 – COOH ] С| хлорид  как основание 3) С основаниями  NH 2 – CH 2 – COOH + Na OH → NH 2 – CH 2 – COONa + H 2 O  как кислота  Биполярный ион Вывод : органические амфотерные соединения 4) Специфическое - взаимодействие между собой  NH 2 – CH 2 – COOH + НNH – CH 2 – COOH → NH 2 – CH 2 – CO- NH – CH 2 –COOH  пептидная  связь  Вывод: α- аминокислоты – элементарные частицы природных  полимеров- белков

Свойства:

  • Физические : сладкие, безвкусные, горькие
  • Химические :

1) Растворимость в воде

N + H 3 – CH – COOH N + H 3 – CH – COO - NH 2 – CH – COO -

| | |

R R R

2) С кислотами

NH 2 – CH 2 – COOH + НС| → [NH 3 – CH 2 – COOH ] С| хлорид

как основание

3) С основаниями

NH 2 – CH 2 – COOH + Na OH → NH 2 – CH 2 – COONa + H 2 O

как кислота

Биполярный ион

Вывод : органические амфотерные соединения

4) Специфическое - взаимодействие между собой

NH 2 – CH 2 – COOH + НNH – CH 2 – COOH → NH 2 – CH 2 – CO- NH – CH 2 –COOH

пептидная

связь

Вывод:

α- аминокислоты – элементарные частицы природных полимеров- белков

Образование полипептидов

Образование полипептидов

Получение аминокислот ! Задание для учащихся. Составьте схемы возможных способов получения аминокислот.

Получение аминокислот

!

Задание для учащихся.

Составьте схемы возможных способов получения аминокислот.

В живых организмах: Природные аминокислоты (около 150) Протеиногенные аминокислоты (около 20) в белках Природные аминокислоты (около 150) Протеиногенные аминокислоты (около 20) в белках Незаменимые: валин, лейцин, лизин, треонин, цистеин и др. Антибиотики (пенициллин) Полиамидные смолы (капрон, нейлон) Добавка к корму
  • В живых организмах:
  • Природные аминокислоты (около 150) Протеиногенные аминокислоты (около 20) в белках
  • Природные аминокислоты (около 150)
  • Протеиногенные аминокислоты (около 20) в белках
  • Незаменимые:

валин, лейцин, лизин, треонин, цистеин и др.

  • Антибиотики (пенициллин)
  • Полиамидные смолы (капрон, нейлон)
  • Добавка к корму
Применение аминокислот

Применение аминокислот

Вывод: Аминокислотами называются органические соединения, в молекулах которых содержатся одновременно аминогруппа и карбоксильная группа; Аминокислоты проявляют основные и кислотные свойства, являются амфотерными органическими соединениями.

Вывод:

  • Аминокислотами называются органические соединения, в молекулах которых содержатся одновременно аминогруппа и карбоксильная группа;
  • Аминокислоты проявляют основные и кислотные свойства, являются амфотерными органическими соединениями.
Задание Составьте формулу 3 – амино-2,3 – диметилпентановой кислоты.

Задание

  • Составьте формулу 3 – амино-2,3 – диметилпентановой кислоты.
Ресурсы Литература: Н.Кузьменко, В.Еремин, В.Попков  Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы О.С.Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев. В.И. Теренин Химия 10 класс. Дрофа, 2004 О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Настольная книга учителя химии 10 класс

Ресурсы

  • Литература:
  • Н.Кузьменко, В.Еремин, В.Попков
  • Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы
  • О.С.Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев. В.И. Теренин Химия 10 класс. Дрофа, 2004
  • О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов
  • Настольная книга учителя химии 10 класс


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!