Просмотр содержимого документа
«Презентация по химии "Аминокислоты"»
Аминокислоты
Выполнила учитель химии МБОУ «Туринская СОШ»
Катцына Любовь Федоровна.
Цель урока.
Выяснить, какие вещества в органической химии являются аминокислоками .
- Аминокислоты – гетерофункциональные соединения, которые обязательно содержат две функциональные группы: аминогруппу – NH 2 и карбоксильную группу –COOH, связанные с углеводородным радикалом .
NH 2 – CH – COOH
R
Аминокислоты. Биологическая роль
Аминокислоты - это органические вещества, которые содержат две функциональные группы.
Номенклатура аминокислот
Чтобы дать название аминокислотам, необходимо выполнять следующие правила:
1. Найдите главную углеродную цепь – это самая длинная цепь атомов углерода, включающая атом углерода карбонильной группы.
2. Пронумеруйте атомы углерода в главной цепи, начиная с атома углерода карбоксильной группы.
3. Укажите номер атома углерода в главной цепи соединенного со второй функциональной группой – аминогруппой и назовите её.
4. Если имеются другие заместители, то укажите номер атома углерода в главной цепи, у которого есть заместитель, и дайте название заместителю. Если заместителей несколько, расположите их по алфавиту. Перед названием одинаковых заместителей укажите номер атома углерода, с которым они связаны. И используйте умножающие приставки ( ди - . три - )
5. В конце названия допишите суффикс – овая и слово кислота.
- По взаимному расположению функциональных групп:
α β , γ…
Н 3С –С н 2 -Сн 2–С н 2–СООН Н3С –С н 2 -Сн 2–С н 2–СООН
| |
NH2 NH2
- По количеству функциональных групп :
- моноаминомонокарбоновые
- диаминомонокарбоновые Н 2С –С н 2 -Сн 2–С н 2–С н 2 -СООН
׀ ׀
NH 2 NH 2
2, 6 – диаминогексановая кислота
(лизин)
- моноаминодикарбоновые НООС-С н 2-С н-Сн 2-СООН
|
NH 2
2-аминопентандиовая кислота
(глутаминовая)
- изомерия углеродного скелета
СН 3
|
NH 2 – C* -Н
׀
СООН
2-аминопропановая кислота
( аланин)
способы получения
лабораторный
промышленный:
- уксусная кислота →хлоруксусная кислота→аминоуксусная кислота
- СН 3 -СН 2 -СООН + Сl 2 →СН 3 - СН-СООН
|
Cl
- СН 3 - СН-СООН+ NH 3 → СН 3 - СН-СООН
|
NH 2
гидролиз белков
Свойства:
- Физические : сладкие, безвкусные, горькие
1) Растворимость в воде
N + H 3 – CH – COOH N + H 3 – CH – COO - NH 2 – CH – COO -
| | |
R R R
2) С кислотами
NH 2 – CH 2 – COOH + НС| → [NH 3 – CH 2 – COOH ] С| хлорид
как основание
3) С основаниями
NH 2 – CH 2 – COOH + Na OH → NH 2 – CH 2 – COONa + H 2 O
как кислота
Биполярный ион
Вывод : органические амфотерные соединения
4) Специфическое - взаимодействие между собой
NH 2 – CH 2 – COOH + НNH – CH 2 – COOH → NH 2 – CH 2 – CO- NH – CH 2 –COOH
пептидная
связь
Вывод:
α- аминокислоты – элементарные частицы природных полимеров- белков
Образование полипептидов
Получение аминокислот
!
Задание для учащихся.
Составьте схемы возможных способов получения аминокислот.
- Природные аминокислоты (около 150) Протеиногенные аминокислоты (около 20) в белках
- Природные аминокислоты (около 150)
- Протеиногенные аминокислоты (около 20) в белках
валин, лейцин, лизин, треонин, цистеин и др.
- Антибиотики (пенициллин)
- Полиамидные смолы (капрон, нейлон)
- Добавка к корму
Применение аминокислот
Вывод:
- Аминокислотами называются органические соединения, в молекулах которых содержатся одновременно аминогруппа и карбоксильная группа;
- Аминокислоты проявляют основные и кислотные свойства, являются амфотерными органическими соединениями.
Задание
- Составьте формулу 3 – амино-2,3 – диметилпентановой кислоты.
Ресурсы
- Литература:
- Н.Кузьменко, В.Еремин, В.Попков
- Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы
- О.С.Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев. В.И. Теренин Химия 10 класс. Дрофа, 2004
- О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов
- Настольная книга учителя химии 10 класс