Организация изучения школьниками нового материала.
При изучении углеводородов и кислородсодержащих органических веществ вы знакомились не только с низкомолекулярными, но и с высокомолекулярными соединениями (полимерами) природного происхождения. Приведите примеры? (крахмал, целлюлоза)
Теперь ознакомимся с азотсодержащими природными высокомолекулярными веществами – белками.
(1 слайд), (2 слайд), (3 слайд)
Белки представляют наиболее важную составную часть организмов. Там, где нет белковых веществ, нет жизни. По определению Ф. Энгельса, «жизнь есть способ существования белковых тел».(4 слайд)
Белки составляют 18 % от общей массы клетки. В каждой клетке находится более 3 тыс. молекул белков. В организме человека насчитывается свыше 10 млн. белков.
Как вы думаете, почему в организм входит так много белков? (большая биологическая роль белков)
Функции белков в организме многообразны. (5 слайд)
От чего же зависит такое многообразие функций белков и их особая роль в жизненных процессах?
Белковую природу веществ стали изучать еще с 18 в. И с помощью различных опытов установили, что (6 слайд)
Запись таблицы «Элементарный состав белков» в тетрадь школьников.
Каково же строение белков? Вспомним реакцию межмолекулярной дегидратации. (7 слайд)
Проведение реакции гидролиза показало, что белки состоят из остатков α-аминокислот, причем наиболее часто встречаются в составе белков 20 аминокислот.
Строение некоторых α-аминокислот, образующих белки, представлено в таблице 7 на стр. 204 учебника.
Как же аминокислоты образуют белковую молекулу?
Еще в 80-х гг. прошлого столетия русский биохимик А.Я. Данилевский указал на наличие пептидных групп в белковой молекуле. (8 слайд)
Затем в начале ХХ в. Немецкий ученый Э. Фишер выдвинул полипептидную теорию строения белков, которая в настоящее время является общепризнанной. Согласно теории Фишера молекулы белка представляют собой длинные цепи остатков аминокислот, соединенных пептидными (амидными) связями. Э. Фишеру и другим ученым удалось синтезировать полипептиды, в молекулы которых входили различные аминокислотные остатки, соединенные пептидными связями. (9 слайд)
Упрощенно синтез полипептидов упрощенно представлен на стр. 205 учебника.
Учащиеся записывают уравнение реакции в тетради.
Так как природные белки являются высокомолекулярными соединениями, в их полипептидных цепочках аминокислотные остатки повторяются многократно. При этом каждый индивидуальный белок имеет свою строгую последовательность аминокислотных звеньев.
Существует несколько структур белковой молекулы.
(10, 11, 12 13 слайды)
Школьники заносят полученные знания в таблицу «Структуры белковой молекулы»
Структура
|
Тип связи
|
Внешний вид
|
Пример
|
Из-за наличия разнообразных функциональных групп белок нельзя отнести к какому-либо одному из известных нам классов органических соединений. Белок – высшая форма развития органических веществ.
По составу белки можно классифицировать следующим образом. (14 слайд)
|