СЛАЙД 1. Добрый день, ребята! Зовут меня Оксана Николаевна. Я вас очень рада видеть. Давайте улыбнемся друг другу и начнем работать. Сегодня я проведу у вас урок химии. Обратите, пожалуйста, внимание, на партах у вас рабочие листы, они вам сегодня нужны для работы.
Свой урок я хочу начать с игры под названием «Где логика?».
СЛАЙД 2. Перед вами продукты питания. Что их объединяет? (они богаты белками)
СЛАЙД 3. Найдите общее между изображениями. (Мышцы построены из белковых сократительных нитей-актина и миозина; волосы, также как и ногти, перья, рога – построены из белка кератина. Животные - белки).
- Что же мы сегодня будем изучать? Правильно. Тема нашего урока «Белки». Подпишите рабочие листы и запишите тему. СЛАЙД 4.
СЛАЙД 5. Перед вами «Корзина идей». Давайте наполним её вашими идеями. Скажите, что вы уже знаете о белках? А что бы вы хотели еще узнать о белках?
Перечисляю задачи урока из названного.
Задачи урока:
Рассмотреть структуру белков, функции, качественные реакции, а также процесс денатурации.
- А давайте сформулируем цель урока.
Цель урока: углубить (расширить) знания о белках как природных полимерах.
- Ребята, на рабочих листах дан небольшой текст «Белки – основа жизни», задание 1.
- СЛАЙД 6. Прочитайте текст. Промаркируйте предложения знаками (v, +, -, ?). Внесите в таблицу номера предложений.
٧ – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
А затем и внесите в таблицу номера предложений.
На работу у вас 3 минуты!
Текст.
Белки – русское название данного класса, международное – протеины.
Сборку белковых молекул осуществляют в клетке рибосомы.
Образование морщин связано с уменьшением натурального белка коллагена.
Ногти, волосы, хрящи, мышцы – построены из белков.
В состав белков входит 20 различных аминокислот.
Как и углеводы и жиры, белки считаются основным питательным веществом для организма за счет энергии (калорий), которую они обеспечивают
-Заслушиваю, без обсуждения.
- Как говорил Фридрих Энгельс «Жизнь – это способ существования белковых тел..». Это определение отражает огромное, важнейшее значение белков.
В организме человека обнаружено порядка десяти тысяч различных белковых молекул.
- Ребята, назовите белки, которые есть в нашем организме?
(кератин – белок из которого состоят волосы, ногти, перья, кожа
пепсин – содержится в желудочном соке и способен разрушать другие белки при пищеварении,
тромбин, фибриноген - участвует в свертывании крови,
инсулин – регулирует обмен глюкозы;
гемоглобин транспортирует О2 ко всем клеткам и тканям организма и т.д.
- Откуда такое бесконечное разнообразие белковых молекул, многообразие их функций? Как экспериментально можно определить наличие белка в растворе?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, вы сейчас поработаете в группах.
1 группа рассмотрит Структуру белков.
2 группа – изучит Функции белков (разделите материал между собой).
3 группа – проведет Эксперимент. Обнаружение белка каталазы в пищевых продуктах.
4 группа – осуществит Эксперимент. Качественные реакции.
Каждая группа получает материал. На работу 3 минуты. Затем представляет информацию остальным. На ответ 3 минуты.
!!!ФИЗМИНУТКА
Доклады
Ребята, слушаем выступающих и сразу выполняем в рабочих листах з. 2-5.
-Прочитайте задание 2. Начинаем.
группа. СЛАЙД 7. Структура. (Включить заранее)
2 группа. ФУНКЦИИ:
СЛАЙД 8. Структурная функция.
СЛАЙД 9. Каталитическая функция.
СЛАЙД 10.Транспортная функция
СЛАЙД 11.Защитная функция.
СЛАЙД 12.Регуляторная функция.
СЛАЙД 13. Энергетическая функция.
СЛАЙД 14. Двигательная функция.
группа.
СЛАЙД 15, 16 – Качественные реакции. Биуретовая реакция.
СЛАЙД 17-18. Ксантопротеиновая реакция.
- Проведем небольшой эксперимент.
Необходимо назвать видимые изменения
1.куринный белок + этиловый спирт
2. молоко +укс. кислота
-Что произошло с куриным белком, с молоком, которое также содержит белки?
Произошла денатурация.
А что такое денатурация?
-А можете привести еще примеры денатурации?
СЛАЙД 19 (На экране)
Возвращаемся к цели урока. Вы ее достигли?
Что вы узнали сегодня нового?
Рефлексия
СЛАЙД 20. Сейчас, работая в парах, составьте Синквейн по изученной теме. Синквейн – это пятистрочная нерифмованная стихотворная форма, возникшая под влиянием японской поэзии.
На работу 3 минуты.
Заслушиваю.
Проверим, как вы усвоили материал. Задаю вопросы, вы отвечаете «да» или «нет». Ответы заносите в итоговую таблицу.
Мономерами белков являются аминокислоты (ДА)
Первичная структура белка сохраняется благодаря пептидным связям (да)
Вторичная структура белка называется глобулярной (нет)
При расщеплении 1 г. белков, выделяется 38,9 кДж энергии (нет)
Белок гемоглобин выполняет защитную функцию (нет)
Фибриноген, интерфероны – белки, выполняющие защитную функцию (да)
Денатурация - это разрушение природной структуры белка (да)
Инсулин выполняет защитную функцию (нет)
Белок каталаза выполняет каталитическую функцию (да)
-Теперь возьмите карандаш. Поменяйтесь в парах рабочими листами. Ответы вывожу на экран. Проверьте и поставьте оценку. СЛАЙД 21.
- Последнее задание сегодня СЛАЙД 22
«Минутный отчет»
Главное, что я узнал сегодня….
То, что меня удивило….
Самое непонятное сегодня…..
Почему из сваренных яиц никогда не появится цыпленок?
Жил – был на свете щенок. Звали его Белок. Когда щенок спал на солнышке, он был похож на цепь (первичная структура белка), но как только заходило солнышко, щенку становилось холодно и он начинал сворачиваться. Когда он сворачивался, было очень смешно за ним наблюдать, потому что в это время он был похож на спираль (вторичная структура белка). А когда, наконец, Белок уснул, то был похож на пушистый и круглый клубок ниток (третичная структура белка).
Как только выглянуло солнце, он услышал, что зовет его друг: HNO3. Он встал, зевнул пару раз и побежал к другу. Друзья долго ходили по поляне и не знали, чем им заняться. И тут Белок сказал HNO3 : «Давай поиграем в кошки – мышки». Друг согласился. Они долго бегали по поляне, а в это время светило яркое солнце. Тут случилось то, чего никто не ожидал:
белок + HNO3 – желтое окрашивание. (Ксантопротеиновая реакция)
Он вспомнил, что ему говорила мама: «Не играй с Белком, а то будет беда».
Задание 2. Решите задачу:
Участок гена имеет строение: ЦГГЦГЦГЦААААТЦГ.
Какова последовательность аминокислот в первичной структуре белка?