СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии в 10 классе "Моноуглеводы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  «Моносахариды. Глюкоза, ее строение и свойства».

 

         Тип урока:  Изучение нового материала

         Цель урока: сформировать понятие о моносахаридах; ознакомится с составом и свойствами глюкозы, охарактеризовать ее роль и применение.

         Задачи.

Образовательная: Закрепить умение различать и  доказывать класс органических соединений по их функциональным группам. Сформировать умение предсказывать строение молекулы вещества исходя из его химических свойств: спрогнозировать  и опытным путем выявить химические свойства глюкозы как альдегидоспирта. Вывести ее структурную формулу.

 

Воспитательная: Воспитать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни. Посредством химического эксперимента прививать навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, аккуратность, эстетические качества при оформлении конспекта.

 

Развивающая: Развивать умение формировать проблему, определять цель, выдвигать и проверять гипотезу. Умение наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, выделять внутрипредметные и межпредметные связи. Делать выводы, развивать доказательную речь, используя химическую терминологию. Развивать коммуникативные  компетентности учащихся.

         Методы обучения: проблемно-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, 

Формы обучения: Эксперимент (лабораторный опыт), эвристическая беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки-задания, доклад), работа в группах.

Лабораторное оборудование: спиртовка, штатив с пробирками,  пробиркодержатель, спички,

 Реактивы:  глюкоза  раствор 5%, лакмус,  раствор  нашатырного спирта,  нитрата серебра, сульфата меди (II), гидроксид натрия

 

 Ход  урока.

  1. Целеполагание и мотивирование  к  учебной  деятельности.

         Нам предстоит сегодня изучить вещество, которое содержится в этих продуктах (Слайд1). Все продукты питания содержат ТРИ составных части. Какие? (Ответ: Белки, жиры, углеводы).  Изучаемое нами вещество относится к чему? (Ответ: углеводам)

Известный факт: Это вещество – неотъемлемая часть нашей крови.

Некоторые лягушки нашли применение глюкозе в своём организме. В зимние время иногда можно найти лягушек, вмёрзших в ледяные глыбы, но после оттаивания земноводные оживают. Как же они ухитряются не замёрзнуть насмерть? Оказывается, с наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы. Это мешает образованию внутри организма кристалликов льда.

 

Актуализация знаний.  Учащиеся 2-3 получают индивидуальное задание.

1.Функциональная группа ОН- характерна для молекул

1) альдегидов

2) сложных эфиров

3) спиртов

4) простых эфиров

 

2.В молекуле формальдегида

1) 1 σ-связи и 3 π-связи

2) 2 σ- связи и 2 π-связи

3) 3 σ- связи и 1 π-связи

4) 4 σ- связи и 2 π-связи

 

3.Тип гибридизации атомов углерода в молекуле уксусной кислоты

1) sp3 и sp

2) sp3 и sp2

3) sp2 и sp

4) только sp2

 

4.В результате окисления этаналя образуется

1) Муравьиная кислота

2) Этиловый спирт

3) Диэтиловый эфир

4) Уксусная кислота

 

5.Качественная реакция на альдегиды?

1) СuO при нагревании

2) Ag2O (аммиач. Р-р)

3) Сu(OH)2 при нагревании

4) Br2

6.Этиленгликоль и глицерин можно обнаружить с помощью

1) Сl2 на свету

2) Сu(OH)2  при комнатной температуре

3) Сu(OH)2 при нагревании

4) Br2

 

Запишите структурную формулу глюкозы:

А) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;

Б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;

В) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе;

Г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода.

               СН2ОН-(СНОН)4-СОН          Это одна из форм глюкозы, возможна и линейная,  и циклическая форма молекулы. 

Изомер глюкозы – фруктоза – кетоноспирт СН2ОН-(СНОН)3-СО-СН2ОН. Общая формула С6Н12О6.

Физкультминутка

Кончиками пальцев рук помассировать виски круговыми движениями (12 - 15 сек).  2. Руки на поясе: поднимая прямые руки вверх - подняться на носочки - вернуться в и.п. 3. Наклоняясь вперед сделать глубокий выдох - выпрямляясь, руки поднять вверх, вдох; 4. Руки «в замок»: энергичное вращение кистями в обе стороны (12 - 15 сек). 5. Руки на поясе: полуприсед - вернуться в и.п.  6. Указательный палец «ведущей» руки на расстоянии 20 - 25 см перед глазами: посмотреть на палец - перевести взгляд на классную доску - вновь посмотреть на палец и т.д.

 Изучение нового материала. Эксперимент

Задание   для группы №1. Исследуйте  принадлежность глюкозы  к многоатомным спиртам.

         В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы  и  2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 2-3 капли раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок  гидроксида  меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего (василькового) раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?

Напишите уравнения  реакций : CuSO4+ NaOH

Глюкоза (раствор) + Cu(OH)2

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Проведите  исследование на наличие в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH)2 .

 

Полученный в результате опыта №1 раствор нагрейте на пламени спиртовки, укрепив пробирку наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора. Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции:

 Глюкоза (раствор) + Cu(OH)2       при нагревании 

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

 

Задание   для группы №2. Исследуйте принадлежность глюкозы  к  альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».

         В пробирку, содержащую 1-2 мл аммиачного раствора  оксида серебра,  прилейте 1-2 мл  глюкозы и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием  какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции:   глюкоза (раствор)  + Ag2O    

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Данные исследования занесите в опорный конспект  и кратко доложите.

Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт (запись в опорном конспекте ).

Исследуйте  физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, глюкозы. Сделайте вывод о растворимости ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите  в  опорный конспект и кратко доложите.

 

Делаем общий вывод:  Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт (запись в конспекте).

Записываем уравнения в тетрадь:

                                                                                                                 

Специфические свойства глюкозы – брожение

Гликолиз

Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собирались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно.

“Быть может, оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них.

“Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил учёный-географ Паганель - Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно.” Объясните причину описанного явления?

(Ответ: Пользуясь данными современной науки, сделать это совсем нетрудно. Начать придётся, правда, несколько издалека.

Когда клетка дышит кислородом, глюкоза “сгорает” в ней, превращаясь в воду и углекислый газ, и выделяет энергию. Но, предположим, животное долго бежит, или человек быстро выполняет какую-то тяжёлую физическую работу,  кислород не успевает попасть в клетки мышц. Тем не менее клетки “задыхаются” не сразу. Начинается любопытный процесс — гликолиз (что в переводе означает “расщепление сахара”). При распаде глюкозы образуется не вода и углекислота, а более сложное вещество — молочная кислота. Каждый, кто пробовал кислое молоко или кефир, знаком с её вкусом. Именно молочная кислота сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями Жюля Верна.)

 

Реакции:

А) кисломолочное брожение  С6Н12О6 = 2СН3 -СН(ОН)-СООН

 

Б) спиртовое брожение   С6Н12О6 = 2С2Н5ОН + 2СО2

Где находят применение эти реакции в нашей жизни? Приготовление кисломолочных продуктов, квашение капусты, огурцов, как консервант.

А так же сахарозаменители – сорбит – шестиатомный спирт

Первичное закрепление

Индивидуальная работа, взаимопроверка по образцу в парах

Тест «Проверь себя»

  1. При взаимодействии раствора глюкозы с гидроксидом меди (II):

А.Образуется ярко-синий раствор

Б.Выделяется газ

В.Выпадает красно-бурый осадок

          Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

       2.  Продукт каталитического гидрирования глюкозы:

          А.Ксилит

          Б.Сорбит

          В.Глюкозид

          Г.Динамит.

   3. Какой тип брожения углеводов существует?

          А. Маслянокислое

          Б.Молочнокислое

          В.Спиртовое

          Г.Все предыдущие ответы верны.

 4. При спиртовом брожении образуется

           А.Спирт

           Б.Спирт, углекислый газ

           В.Спирт, водород

           Г.Спирт, углекислый газ, водород.

 5. При нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра:

           А.Образуется ярко-синий раствор

           Б.Выделяется газ

           В.Выпадает красно-бурый осадок

           Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

6. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

           А.Cu(OH)2

           Б.FeCl3

           В.Br2

           Г.CuO.

7. Структурным изомером глюкозы является:

           А.Фруктоза

           Б. Крахмал

           В.Сахароза

           Г. Целлюлоза

Взаимопроверка, ответы: 1А,2Б,3Г,4Б,5Г,6А,7А

 В природе углеводы образуются в процессе фотосинтеза 6СО2 + 6Н2О = С6 Н12О6 + 6О2

 Домашнее  задание: Параграф 28; вопросы 1,2.  Комментарий к действиям. Дополнительно - на выбор составить: сообщения, интересные факты, пословицы, загадки, кроссворд. Индивидуальное задание – задачи.

  Подведение  итогов. Оцените свой вклад в работу группы, класса, свои достижения.

Рефлексия. Учитель:

- Какая задача стояла перед вами на уроке?

- Что было сегодня необычного на уроке?

-Есть ли те, кто сделал сегодня маленькое открытие?

-Что вы взяли для себя с данного урока?

- Каков результат нашего урока?

Учитель комментирует ответы, выставляет оценки и заносит их в журнал.

 

Тест «Проверь себя»

  1. При взаимодействии раствора глюкозы с гидроксидом меди (II):

А.Образуется ярко-синий раствор

Б.Выделяется газ

В.Выпадает красно-бурый осадок

          Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

       2.  Продукт каталитического гидрирования глюкозы:

          А.Ксилит

          Б.Сорбит

          В.Глюкозид

          Г.Динамит.

     3. Какой тип брожения углеводов существует?

          А. Маслянокислое

          Б.Молочнокислое

          В.Спиртовое

          Г.Все предыдущие ответы верны.

    4. При спиртовом брожении образуется

           А.Спирт

           Б.Спирт, углекислый газ

           В.Спирт, водород

           Г.Спирт, углекислый газ, водород.

   5. При нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра:

           А.Образуется ярко-синий раствор

           Б.Выделяется газ

           В.Выпадает красно-бурый осадок

           Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

   6. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

           А.Cu(OH)2

           Б.FeCl3

           В.Br2

           Г.CuO.

  7. Структурным изомером глюкозы является:

           А.Фруктоза              Б. Крахмал

           В.Сахароза               Г. Целлюлоза

 

Задание   для группы №1. Исследуйте  принадлежность глюкозы  к многоатомным спиртам.

         В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы  и  2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 2-3 капли раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок  гидроксида  меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего (василькового) раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?

Напишите уравнения  реакций : CuSO4+ NaOH

Глюкоза (раствор) + Cu(OH)2

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Проведите  исследование на наличие в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH)2 .

Полученный в результате опыта №1 раствор нагрейте на пламени спиртовки, укрепив пробирку наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора. Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции:

 Глюкоза (раствор) + Cu(OH)2        

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание   для группы №2. Исследуйте принадлежность глюкозы  к  альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».

         В пробирку, содержащую 1-2 мл аммиачного раствора  оксида серебра,  прилейте 1-2 мл  глюкозы и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием  какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции:   глюкоза (раствор)  + Ag2O    

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Данные исследования занесите в опорный конспект  и кратко доложите.

Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт (запись в опорном конспекте ).

Исследуйте  физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите  в  опорный конспект и кратко доложите

 

 

 

 

Тест по теме "Глюкоза".    I вариант

1. Глюкоза С6Н12О6 является:

а) полисахаридом             б) дисахаридом            в) моносахаридом

2. Какие вещества являются изомерами по отношению друг к другу:

а) глюкоза и сахароза          б) глюкоза и целлюлоза           в) глюкоза и фруктоза

3. Распознавание глюкозы осуществляется с помощью:

а) йодной воды        б) раствора марганцовки           в) аммиачного раствора оксида серебра

4. Углеводы образуются в результате процесса:

а) гидролиза сахарозы                      б) взаимодействия углерода и воды 

 в) жизнедеятельности дрожжей     г) фотосинтеза

5. Формула глюконовой кислоты?

а) СН2ОН-(СНОН)4-СН2ОН       б) СН2ОН-(СНОН)4-СООН  

в) СН2ОН-(СНОН)4-СОН            г) СН3-СНОН-СООН

Тест по теме "Глюкоза".    II вариант

1. Основными источниками углеводов являются:

а) нефть и каменный уголь;        б) животные организмы;           в) растительные организмы.

2. В названных углеводов используют суффикс:

а) – овая      б) – оза             в) – аза            г) - ол

3. Вещество А, образующееся в результате превращений:    СО2 + Н2О → Х1 → А

а) этан          б) уксусная кислота            в) молочная кислота

4. Как отличить растворы глюкозы и фруктозы:

а) йодной водой      б) нагреванием с раствором оксида серебра      в) раствором хлорида железа (III).

5. Формула глюкозы?

а) СН2ОН-(СНОН)4-СОН            б) СН2ОН-(СНОН)4-СООН    

в) СН3СООС2Н5                            г) СН2ОН-(СНОН)4-СН2ОН            

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии в 10 классе "Моноуглеводы"»

Урок  «Моносахариды. Глюкоза, ее строение и свойства».



   Тип урока:  Изучение нового материала

  Цель урока: сформировать понятие о моносахаридах; ознакомится с составом и свойствами глюкозы, охарактеризовать ее роль и применение.

  Задачи.

Образовательная: Закрепить умение различать и  доказывать класс органических соединений по их функциональным группам. Сформировать умение предсказывать строение молекулы вещества исходя из его химических свойств: спрогнозировать  и опытным путем выявить химические свойства глюкозы как альдегидоспирта. Вывести ее структурную формулу.



Воспитательная: Воспитать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни. Посредством химического эксперимента прививать навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, аккуратность, эстетические качества при оформлении конспекта.



Развивающая: Развивать умение формировать проблему, определять цель, выдвигать и проверять гипотезу. Умение наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, выделять внутрипредметные и межпредметные связи. Делать выводы, развивать доказательную речь, используя химическую терминологию. Развивать коммуникативные  компетентности учащихся.

  Методы обучения: проблемно-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, 

Формы обучения: Эксперимент (лабораторный опыт), эвристическая беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки-задания, доклад), работа в группах.

Лабораторное оборудование: спиртовка, штатив с пробирками,  пробиркодержатель, спички,

 Реактивы:  глюкоза  раствор 5%, лакмус,  раствор  нашатырного спирта,  нитрата серебра, сульфата меди (II), гидроксид натрия



 Ход  урока.

  1. Целеполагание и мотивирование  к  учебной  деятельности.

Нам предстоит сегодня изучить вещество, которое содержится в этих продуктах (Слайд1). Все продукты питания содержат ТРИ составных части. Какие? (Ответ: Белки, жиры, углеводы). Изучаемое нами вещество относится к чему? (Ответ: углеводам)

Известный факт: Это вещество – неотъемлемая часть нашей крови.

Некоторые лягушки нашли применение глюкозе в своём организме. В зимние время иногда можно найти лягушек, вмёрзших в ледяные глыбы, но после оттаивания земноводные оживают. Как же они ухитряются не замёрзнуть насмерть? Оказывается, с наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы. Это мешает образованию внутри организма кристалликов льда.



Актуализация знаний. Учащиеся 2-3 получают индивидуальное задание.

1.Функциональная группа ОН- характерна для молекул

1) альдегидов

2) сложных эфиров

3) спиртов

4) простых эфиров



2.В молекуле формальдегида

1) 1 σ-связи и 3 π-связи

2) 2 σ- связи и 2 π-связи

3) 3 σ- связи и 1 π-связи

4) 4 σ- связи и 2 π-связи



3.Тип гибридизации атомов углерода в молекуле уксусной кислоты

1) sp3 и sp

2) sp3 и sp2

3) sp2 и sp

4) только sp2



4.В результате окисления этаналя образуется

1) Муравьиная кислота

2) Этиловый спирт

3) Диэтиловый эфир

4) Уксусная кислота



5.Качественная реакция на альдегиды?

1) СuO при нагревании

2) Ag2O (аммиач. Р-р)

3) Сu(OH)2 при нагревании

4) Br2

6.Этиленгликоль и глицерин можно обнаружить с помощью

1) Сl2 на свету

2) Сu(OH)2 при комнатной температуре

3) Сu(OH)2 при нагревании

4) Br2



Запишите структурную формулу глюкозы:

А) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;

Б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;

В) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе;

Г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода.

СН2ОН-(СНОН)4-СОН Это одна из форм глюкозы, возможна и линейная, и циклическая форма молекулы.

Изомер глюкозы – фруктоза – кетоноспирт СН2ОН-(СНОН)3-СО-СН2ОН. Общая формула С6Н12О6.

Физкультминутка

Кончиками пальцев рук помассировать виски круговыми движениями (12 - 15 сек). 
2. Руки на поясе: поднимая прямые руки вверх - подняться на носочки - вернуться в и.п.
3. Наклоняясь вперед сделать глубокий выдох - выпрямляясь, руки поднять вверх, вдох;
4. Руки «в замок»: энергичное вращение кистями в обе стороны (12 - 15 сек).
5. Руки на поясе: полуприсед - вернуться в и.п. 
6. Указательный палец «ведущей» руки на расстоянии 20 - 25 см перед глазами: посмотреть на палец - перевести взгляд на классную доску - вновь посмотреть на палец и т.д.

Изучение нового материала. Эксперимент

Задание  для группы №1. Исследуйте  принадлежность глюкозы  к многоатомным спиртам.

  В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы  и  2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 2-3 капли раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок  гидроксида  меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего (василькового) раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?

Напишите уравнения  реакций : CuSO4+ NaOH

Глюкоза (раствор) + Cu(OH)2

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Проведите  исследование на наличие в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH)2 .



Полученный в результате опыта №1 раствор нагрейте на пламени спиртовки, укрепив пробирку наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора. Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции:

 Глюкоза (раствор) + Cu(OH)2       при нагревании 

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.



Задание  для группы №2. Исследуйте принадлежность глюкозы  к  альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».

  В пробирку, содержащую 1-2 мл аммиачного раствора  оксида серебра,  прилейте 1-2 мл глюкозы и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием  какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции:   глюкоза (раствор)  + Ag2O    

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Данные исследования занесите в опорный конспект  и кратко доложите.

Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт (запись в опорном конспекте ).

Исследуйте  физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, глюкозы. Сделайте вывод о растворимости ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите  в  опорный конспект и кратко доложите.


Делаем общий вывод:  Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт (запись в конспекте).

Записываем уравнения в тетрадь:

Специфические свойства глюкозы – брожение

Гликолиз

Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собирались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно.

“Быть может, оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них.

“Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил учёный-географ Паганель - Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно.” Объясните причину описанного явления?

(Ответ: Пользуясь данными современной науки, сделать это совсем нетрудно. Начать придётся, правда, несколько издалека.

Когда клетка дышит кислородом, глюкоза “сгорает” в ней, превращаясь в воду и углекислый газ, и выделяет энергию. Но, предположим, животное долго бежит, или человек быстро выполняет какую-то тяжёлую физическую работу, кислород не успевает попасть в клетки мышц. Тем не менее клетки “задыхаются” не сразу. Начинается любопытный процесс — гликолиз (что в переводе означает “расщепление сахара”). При распаде глюкозы образуется не вода и углекислота, а более сложное вещество — молочная кислота. Каждый, кто пробовал кислое молоко или кефир, знаком с её вкусом. Именно молочная кислота сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями Жюля Верна.)


Реакции:

А) кисломолочное брожение С6Н12О6 = 2СН3 -СН(ОН)-СООН


Б) спиртовое брожение С6Н12О6 = 2С2Н5ОН + 2СО2

Где находят применение эти реакции в нашей жизни? Приготовление кисломолочных продуктов, квашение капусты, огурцов, как консервант.

А так же сахарозаменители – сорбит – шестиатомный спирт

Первичное закрепление

Индивидуальная работа, взаимопроверка по образцу в парах

Тест «Проверь себя»

  1. При взаимодействии раствора глюкозы с гидроксидом меди (II):

А.Образуется ярко-синий раствор

Б.Выделяется газ

В.Выпадает красно-бурый осадок

Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

       2.  Продукт каталитического гидрирования глюкозы:

          А.Ксилит

         Б.Сорбит

          В.Глюкозид

          Г.Динамит.

   3. Какой тип брожения углеводов существует?

          А. Маслянокислое

          Б.Молочнокислое

          В.Спиртовое

          Г.Все предыдущие ответы верны.

 4. При спиртовом брожении образуется

           А.Спирт

          Б.Спирт, углекислый газ

           В.Спирт, водород

          Г.Спирт, углекислый газ, водород.

 5. При нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра:

           А.Образуется ярко-синий раствор

           Б.Выделяется газ

           В.Выпадает красно-бурый осадок

           Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

6. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

         А.Cu(OH)2

        Б.FeCl3

         В.Br2

         Г.CuO.

7. Структурным изомером глюкозы является:

А.Фруктоза

        Б. Крахмал

         В.Сахароза

         Г. Целлюлоза

Взаимопроверка, ответы: 1А,2Б,3Г,4Б,5Г,6А,7А

В природе углеводы образуются в процессе фотосинтеза 6СО2 + 6Н2О = С6 Н12О6 + 6О2

 Домашнее  задание: Параграф 28; вопросы 1,2. Комментарий к действиям. Дополнительно - на выбор составить: сообщения, интересные факты, пословицы, загадки, кроссворд. Индивидуальное задание – задачи.

 Подведение  итогов. Оцените свой вклад в работу группы, класса, свои достижения.

Рефлексия. Учитель:

- Какая задача стояла перед вами на уроке?

- Что было сегодня необычного на уроке?

-Есть ли те, кто сделал сегодня маленькое открытие?

-Что вы взяли для себя с данного урока?

- Каков результат нашего урока?

Учитель комментирует ответы, выставляет оценки и заносит их в журнал.



Тест «Проверь себя»

  1. При взаимодействии раствора глюкозы с гидроксидом меди (II):

А.Образуется ярко-синий раствор

Б.Выделяется газ

В.Выпадает красно-бурый осадок

Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

       2.  Продукт каталитического гидрирования глюкозы:

          А.Ксилит

         Б.Сорбит

          В.Глюкозид

          Г.Динамит.

   3. Какой тип брожения углеводов существует?

          А. Маслянокислое

          Б.Молочнокислое

          В.Спиртовое

          Г.Все предыдущие ответы верны.

 4. При спиртовом брожении образуется

           А.Спирт

          Б.Спирт, углекислый газ

           В.Спирт, водород

          Г.Спирт, углекислый газ, водород.

 5. При нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра:

           А.Образуется ярко-синий раствор

           Б.Выделяется газ

           В.Выпадает красно-бурый осадок

           Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

6. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

         А.Cu(OH)2

        Б.FeCl3

         В.Br2

         Г.CuO.

7. Структурным изомером глюкозы является:

А.Фруктоза         Б. Крахмал

         В.Сахароза          Г. Целлюлоза



Задание  для группы №1. Исследуйте  принадлежность глюкозы  к многоатомным спиртам.

  В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы  и  2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 2-3 капли раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок  гидроксида  меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего (василькового) раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?

Напишите уравнения  реакций : CuSO4+ NaOH

Глюкоза (раствор) + Cu(OH)2

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Проведите  исследование на наличие в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH)2 .

Полученный в результате опыта №1 раствор нагрейте на пламени спиртовки, укрепив пробирку наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора. Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции:

 Глюкоза (раствор) + Cu(OH)2        

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание  для группы №2. Исследуйте принадлежность глюкозы  к  альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».

  В пробирку, содержащую 1-2 мл аммиачного раствора  оксида серебра,  прилейте 1-2 мл глюкозы и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием  какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции:   глюкоза (раствор)  + Ag2O    

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Данные исследования занесите в опорный конспект  и кратко доложите.

Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт (запись в опорном конспекте ).

Исследуйте  физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите  в  опорный конспект и кратко доложите





Тест по теме "Глюкоза". I вариант

1. Глюкоза С6Н12О6 является:

а) полисахаридом б) дисахаридом в) моносахаридом

2. Какие вещества являются изомерами по отношению друг к другу:

а) глюкоза и сахароза б) глюкоза и целлюлоза в) глюкоза и фруктоза

3. Распознавание глюкозы осуществляется с помощью:

а) йодной воды б) раствора марганцовки в) аммиачного раствора оксида серебра

4. Углеводы образуются в результате процесса:

а) гидролиза сахарозы б) взаимодействия углерода и воды

в) жизнедеятельности дрожжей г) фотосинтеза

5. Формула глюконовой кислоты?

а) СН2ОН-(СНОН)4-СН2ОН б) СН2ОН-(СНОН)4-СООН

в) СН2ОН-(СНОН)4-СОН г) СН3-СНОН-СООН

Тест по теме "Глюкоза". II вариант

1. Основными источниками углеводов являются:

а) нефть и каменный уголь; б) животные организмы; в) растительные организмы.

2. В названных углеводов используют суффикс:

а) – овая б) – оза в) – аза г) - ол

3. Вещество А, образующееся в результате превращений: СО2 + Н2О → Х1 → А

а) этан б) уксусная кислота в) молочная кислота

4. Как отличить растворы глюкозы и фруктозы:

а) йодной водой б) нагреванием с раствором оксида серебра в) раствором хлорида железа (III).

5. Формула глюкозы?

а) СН2ОН-(СНОН)4-СОН б) СН2ОН-(СНОН)4-СООН

в) СН3СООС2Н5 г) СН2ОН-(СНОН)4-СН2ОН


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!