Тема : Изделия из теста
Цели и задачи урока:
образовательная - ознакомить учащихся с составом пресного теста и способами его приготовления; с инструментами и приспособлениями, необходимыми для приготовления мучных изделий;
воспитательная – воспитывать бережное отношение к хлебу; внимательность во время занятия, доброжелательное отношение при работе в команде;
развивающая – развивать логическое мышление и творческие способности при создании схем.
Тип урока: комбинированный
Оснащение урока:
Наглядные пособия и ТСО: коллекция муки, дрожжи сухие и свежие, иллюстрации хлебобулочных, мучных кулинарных и кондитерских изделий, плакаты и таблицы с изображением форм для выпечки и готовых изделий; компьютерная презентация по теме; инструкционные карты.
Посуда и инвентарь: сито, ложка, разделочная доска, скалка, кулинарный нож, противень, формочки для выпечки.
Оборудование: для лабораторной работы пробирки с солью, пищевой содой, крахмалом, сахарной пудрой, мукой пшеничной; столовый уксус, вода, раствор йода.
Методические приемы:
беседа с закреплением материала на тему: «Виды теста. Мучные изделия из пресного теста»;
лабораторно-практическая работа «Определение доброкачественности муки и продуктов химическим путем»;
самостоятельная работа учащихся на ПК по созданию схемы приготовления песочного и заварного теста под контролем учителя.
Ожидаемая результативность: овладение учащимися монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое обращение; предполагается уверенное использование ПК при создании баз данных; умение определять доброкачественность муки и продуктов химическим путем и записывать результаты.
Межпредметные связи:
математика – построение геометрических фигур для создания схемы;
русский язык – написание терминологии и названий продуктов;
химия – лабораторно-практическая работа; названия разрыхлителей – пищевая сода NaHCOз,;
физика – процесс замеса, взбивания, раскатывания теста;
литература – выдержки из стихотворений А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Евгений Онегин».
Ход урока
- Организационная часть – 3 минуты.
Контроль посещаемости. Готовность к занятию.
- Вступительное слово учителя о хлебе - 3 минуты.
«Хлеб – всему голова» - так говорит русская пословица. Ни один стол не обходится без хлеба, а сколько людей трудилось, чтобы этот хлеб попал на стол! Долгий путь проходит сдобная булка и душистый хлеб до стола человека.
Хлеб и хлебобулочные изделия изготавливают в пекарнях, на хлебозаводах. Выпекает их пекарь. Он контролирует процессы выпечки, температурный и паровой режим пекарных камер, определяет готовность изделий.
Хлебобулочные изделия отличаются от кондитерских тем, что одни сладкие, а другие нет и количество содержания муки и других компонентов у них разное. Если в изделии больше муки по объему, чем всех иных компонентов, то изделие хлебное; если мука составляет меньше половины других компонентов (масла, яиц, сахара), то изделие кондитерское.
На бисквитных фабриках технологический процесс изготовления бисквитов, высших сортов печенья, пряников на поточно-механизированных линиях ведет бисквитчик. Он замешивает, разделывает тесто, контролирует процесс сбивания кремов, изготовление начинок, формирует и выпекает изделия.
Хлеб на столе – частичка солнца, знак устойчивости мира, достатка и благополучия. Издавна сложилось благоговейное отношение людей к хлебу. Надо стремиться к тому, чтобы не пропал ни один кусочек хлеба.
- Изложение нового материала – 15 минут.
Изделия из теста – важнейший продукт питания человека. Хлеб и хлебобулочные изделия содержат минеральные вещества – это белки, жиры, углеводы; витамины, аминокислоты. Например: в пшеничном хлебе есть витамины В1 и РР. В нашей стране вырабатывается свыше 35 млн. тонн хлебных изделий в год, около 600 различных видов хлеба, булочных, бараночных, диетических и др. изделий. Показателями питательной ценности этих изделий является высокая калорийность и хорошая усвояемость организмом.
(демонстрация булочных изделий на экране) Калорийность их колеблется в пределах 200-400 ккал на 100 г. продукта, усвояемость – 90%.
Приступая к работе с пищевыми продуктами, вначале организовывают рабочее место. Вам уже известны санитарно-гигиенические правила еще с 6 класса.
- Тщательно мыть руки с мылом.
- Волосы убрать под косынку, одеть спец. одежду.
- Рабочее место и инвентарь должны быть чистыми.
- К работе с пищевыми продуктами не допускаются учащиеся с ожогами, порезами на руках.
Посуда, инструменты и приспособления для работы с тестом достаточно разнообразны. Чем вы и ваши мамы, бабушки пользуетесь для замешивания теста: сито, мерный стакан, кастрюли, миски, миксер, взбивалки.
Для разделки теста: доска, скалка, формочки для печенья, дисковый нож.
Для выпечки теста: противень, формочки, жарочный шкаф, электровафельница и т.д.
Основные продукты для приготовления мучных изделий:
Мука – порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи, кукурузы.
Качество муки определяют по цвету, запаху и вкусу.
В зависимости от вида теста используют различные жидкости – вода, молоко, кефир и др. Наличие в тесте молока повышает питательную ценность изделия, простокваша и кефир разрыхляют тесто.
Дрожжи могут быть прессованные, сухие и жидкие. От качества дрожжей зависит длительность процесса брожения теста и его разрыхлителей.
Соль поваренная пищевая влияет на процессы, происходящие в тесте при брожении, используется как вкусовое вещество.
Учащиеся записывают в своих тетрадях названия основных продуктов.
Дополнительные продукты: жиры, сахар, яйца. (записывают в тетрадях)
Лабораторная работа: 3-5 минут.
Учащиеся ставят в штатив пробирки с продуктами в следующем порядке: соль, сода, крахмал, сахар, мука. Проверяют, растворяются ли продукты в воде комнатной температуры.
Чтобы доказать правильность определения продуктов, следует:
а) в пробирку с раствором соды добавить столовый уксус – жидкость пенится и шипит (выделяется углекислый газ);
б) в крахмал добавить 1-2 капли йода, содержимое посинеет;
в) соль и сахар проверить на вкус.
Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы при выпечке горячий воздух легче проникал в изделие. Мука с водой дает клейкую массу (клейковину), которая недостаточно хорошо пропекается и после выпечки становится очень грубой. Чтобы улучшить качество теста, применяют разрыхлители.
Способы разрыхления могут быть различные (запись в тетрадях)
Биохимические, основанные на жизнедеятельности дрожжей;
Химические – пищевая сода NaHCOз.
Механические – с помощью взбивания (при изготовлении бисквита), раскатка (при изготовлении слоеного теста).
Просмотр содержимого документа
«конспкт урока изделие из теста»
7 класс
Тема : Расчет количество ткани.
Цель урока: Научить учащихся рассчитывать ткань для ночной сорочки, воспитывать аккуратность экономию ткани.
Методы: словестный, инструктаж, практический.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
Организационный момент: подготовка учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания: по теме: « ночная сорочка»
Объяснение нового материала:
Каждый раз приходя в магазин мы мучительно подсчитываем, сколько покупать ткани на платье, юбку или брюки. Боимся – вдруг не хватит? Как же правильно рассчитать сколько нужно ткани? Во-первых, необходимо помнить свои основные мерки: обхват груди, обхват бедер, длина изделия, длина рукава. Во-вторых, надо хотя бы приблизительно выбрать для себя фасон будущего наряда, потому что, к примеру, на расклешенную юбку со складками потребуется значительно больше ткани, чем на прямую, да и такие детали, как воротники, карманы, манжеты, требуют дополнительных расходов. В-третьих, надо знать свойство ткани: дает ли она усадку, какой рисунок на ней. Если ткань имеет ворс (например, вельвет, бархат), то все детали кроятся в одном направлении. Например: для прямой юбки без складок, если ткань широкая (140-150 см), то достаточно одной длины + 10 см на обработку низа и верха при условии, что обхват бедер со свободным облеганием плюс припуски на швы будут не больше, чем ширина ткани. Ну, а при узкой ширине придется покупать ткани в 2 раза больше, даже если не хватит несколько сантиметров.Чтобы решить, сколько ткани нужно на юбку в круговую складку или плиссированную, надо мерку обхвата бедер умножить на три плюс на 10 см и их маскировку и полученный результат сравнить с шириной ткани. На юбку «полусолнце» нужно покупать 2 длины юбки при ширине ткани 140-150 см, ну а если ширина ткани 100 см, то 2 длины юбки плюс 50 см. На брюки при ширине 140-150 см нужна одна длина плюс 20 см, при узкой ширине надо покупать ткани в 2 раза больше.Следует учитывать, что накладные карманы, отрезной бочок, подкройной пояс, а также расклешенные брюки потребуют дополнительной ткани. На цельнокроеное платье можно взять количество ткани из расчета: длина платья плюс длина рукава при условии, что объем бедер со свободным облеганием и припуски на швы укладываются по ширине ткани, следует также учесть ширину рукава. Не забудьте прибавить ткани на подшивку низа, плечевой шов и отделочные детали. При узкой ткани надо купить 2 длины платья плюс 2 длины рукава.Для отрезного по талии платья можно пользоваться теми же расчетами, что и для цельнокроеного платья, нужно лишь прибавить 5-10 см на обработку талии. Количество ткани на блузку определяется так же, как и для платья. Следует учесть, что объемные рукава и лиф требуют дополнительной ткани. Полезный совет для тех, кто шьёт по готовым выкройкам из журналов мод. В журналах, как правило, уже указано какое количество ткани потребуется для пошива, однако ширина выбранной вами ткани может не совпасть с той что указана в журнале В этом случае будет полезной таблица определения нужного количества выбранной вами ткани:
| Ширина ткани(см) |
Расход ткани (см) | 81 см | 90 см | 100 см | 115 см | 127 см | 140 см | 150 см | 180 | 160 | 140 | 130 | 120 | 110 | 100 | 210 | 190 | 160 | 150 | 140 | 130 | 120 | 230 | 210 | 190 | 160 | 150 | 150 | 130 | 260 | 230 | 210 | 195 | 160 | 160 | 150 | 290 | 265 | 230 | 210 | 190 | 175 | 160 | 310 | 290 | 260 | 230 | 210 | 185 | 180 | 350 | 310 | 280 | 255 | 220 | 210 | 190 | 370 | 350 | 300 | 265 | 240 | 220 | 210 | 400 | 390 | 320 | 290 | 260 | 240 | 220 | 430 | 420 | 350 | 310 | 280 | 255 | 240 | 460 | 440 | 370 | 335 | 300 | 265 | 260 | 480 | 460 | 390 | 355 | 310 | 290 | 270 | |
Например: в образце выкройки сказано, что вам потребуется 150 см ткани при её ширине 115 см., а вам приглянулась ткань шириной 90 см, из которой вы и хотите пошить это изделие. Итак , обращаемся к таблице. Ищем столбец с шириной ткани 115 см. Идём вниз по этому же столбцу до отметки 150 см, далее перпендикулярно влево в столбце с шириной ткани 90 см видим значение 190 см. Таким образом, при ширине ткани в 90 см. вам потребуется 190 см. ткани на пошив изделия. При выборе ткани и принятии решения, учитывайте и тот факт, что ткани, которые кроятся в одном направлении (ткани в клетку и полоску) требуют большего расхода.
Практическая работа: рассчитать количество ткани ночной сорочки на свой размер.
Заключительный инструктаж: выставление оценок за урок, уборка рабочих мест.