Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Новое Эштебенькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
«Правописание слов с непроверяемыми
безударными гласными звуками в корне»
/2 класс/
Выполнила:
учитель начальных классов
Герасимова Елена Витальевна
с. Новое Эштебенькино, 2023 год
Самоанализ урока русского языка.
2 класс
С уроком русского языка во 2 классе хочу вас познакомить. Урок по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне» первым по счету в разделе «Звуки и буквы».
Тип урока – усвоение знаний на основе имеющихся.
Вид урока – комбинированный.
Структура соответствует типу урока и его дидактическим задачам.
Цель и триединые задачи урока поставила так, чтобы чётко прослеживалась их взаимосвязь. Рационально распределила время внутри отдельных структурных элементов урока. На уроке были использованы следующие методы обучения: словесные (рассказ и беседа), информационно-сообщительный, частично-поисковый.
Использованные технологии на уроке: здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология, элементы технологии критического мышления, игровая технология, групповая технология.
Урок русского языка по данной теме я провела во 2 классе 21.11.2023г.
Тема соответствовала календарно-тематическому планированию.
Целью данного урока являлась: Формирование умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова.
Мною были поставлены задачи:
Обучающая:
Учить видеть орфограмму в слове и проверять безударные гласные в корне слова.
Развивающия:
-развивать речевую активность, мышление, кругозор и коммуникативные способности учащихся;
-развивать умение работать в паре, в группе;
-развивать орфографическую зоркость, внимание.
Воспитывающия:
-воспитывать аккуратность и добросовестность;
-воспитывать ответственность за результаты своего труда;
-воспитывать интерес к русскому языку.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.
Методы обучения: словесные (рассказ и беседа), информационно-сообщительный, частично-поисковый.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС.
Были применены разные формы познавательной деятельности, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям обучающихся, их жизненному опыту. Обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения я постараюсь доказать.
1 этап урока. Мотивация к учебной деятельности.
Урок начался со стихотворения – приветствия, что позволило настроить на позитивную работу. На этом этапе уроке формировались личностные УУД.
2 этап. Актуализация знаний.
Одним из этапов урока является проверка ранее усвоенных знаний и умений в целях подготовки к изучению новой темы, этап актуализации знаний.
Провела работу с карточками. Карточки были разных уровней. Повторили тему предыдущего урока «Безударная гласная в корне слова».
Использовала в качестве актуализации знании презентацию о Владимире Ивановиче Дале, так как 22 ноября отмечался День Словарей. Эта ситуация была необходима для того, чтобы связать урок с этой датой.
3 этап. Создание проблемной ситуации.
На этом этапе использовались элементы критического мышления, ИКТ-технология и здоровьесберегающая технология. Перед чистописанием провела пальчиковую гимнастику.
Минутка чистописания развивала навыки каллиграфического письма. Также она проведена с целью плавного перехода к дальнейшей работе. Использование заданий чистописания позволило учащимся определить тему и цели урока, способствовало развитию формированию познавательных УУД.
4 этап. Открытие нового знания.
Работа с учебником. Познакомились с правилом, делали упражнение по усвоению новой темы. Этот этап урока способствовал формированию познавательных УУД. Когда дети отвечали на вопросы, находили нужную информацию в учебнике.
Работа в группе. Групповая работа – неотъемлемая часть новых стандартов. Где очень хорошо развиваются коммуникативные УУД. Когда учащиеся слушали и понимали других, когда высказывали свою точку зрения, работая в группе. Работали с орфографическим словарем. Каждая группа проверила правильное написание двух словарных слов по орфографическому словарю. Это работа тоже способствовала усвоению новой темы. После этой работы учащиеся убедились, что слова с непроверяемыми безударными гласными обязательно посмотреть в словаре, поскольку они не проверяются.
5 этап. Физминутка. Она проведена на 27 минуте урока, с целью снять напряжение у учащихся.
6 этап. Контроль усвоения новых знаний.
На этом этапе выясняла, весь ли учебный материал усвоен. Учащиеся записывали слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в две группы:
в первую: слова, в которых написание пропущенных букв можно проверить, во вторую: слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить.
Это задание очень удачно было выбрано именно для этого этапа урока.
7 этап. Рефлексия.
Игра «Теремок». Это игра развивала познавательные и коммуникативные УУД. Игра проведена в групповой форме.
Условие игры: в теремке должны «жить» только слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
Наиболее удачным и интересным был этот этап урока. Потому, что при взаимопроверке, одна группа нашла ошибку у другой. И между группами возник спор. В результате обе группы обратились к орфографическому словарю. И еще раз убедились, что чтобы правильно написать такие слова надо посмотреть в словаре.
8 этап. Подведение итогов.
Задавались такие вопросы:
- Когда отмечался День Словарей?
-Почему именно в этот день?
-Почему некоторые слова с безударной гласной в корне слова нужно запомнить?
-Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово?
-Как называется словарь, в котором можно проверить написание слов?
9 этап. Домашнее задание
Дала задания разной сложности.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Весь учебный материал работал на тему. Учащиеся работали коллективно, самостоятельно. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.
Регулятивные УУД начинались формироваться с первых минут урока, когда дети самостоятельно организовали свое рабочее место, когда определяли тему и цель учебной деятельности.
В течение урока старалась создать атмосферу доброжелательности и общей заинтересованности. Через словесную оценку поощряла каждого, кто принимал участие.
Цель урока мною достигнута. Положительное влияние на достижение цели урока оказало разнообразие заданий в ходе урока и новизна информации.
Технологическая карта урока
Дата проведения: 21.11.2023г.
Тема урока: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование:
-учебник «Русский язык 2 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
-мультимедийный проектор, учительский компьютер, презентация, карточки, карточки для рефлексии.
Тема | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
Цель урока | Формирование умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. |
Задачи: | Обучающая: Учить видеть орфограмму в слове и проверять безударные гласные в корне слова. Развивающая: -развивать речевую активность, мышление, кругозор и коммуникативные способности учащихся; -развивать умение работать в паре, в группе; -развивать орфографическую зоркость, внимание. Воспитывающая: -воспитывать аккуратность и добросовестность; -воспитывать ответственность за результаты своего труда; -воспитывать интерес к русскому языку. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные -учащиеся научаться видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова; Метапредметные : познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах. |
Оборудование | Карточки /разноуровневые/, выставка словарей, презентация, домик и карточки для рефлексии |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация к учебной деятельности (2мин) | - Давайте, настроимся на хороший урок, чтобы у нас все получилось. -Посмотрите друг на друга, улыбнулись. Передайте друг другу воздушный поцелуй. - Я тоже желаю вам хорошего настроения, чтоб в течение урока не покидала вас удача. | 1,2,3- слушай и смотри. 3,2,1 – здравствуйте! - Мы настрой себе нашли, чтобы быть везучими. У нас все хорошо, а будет еще лучше. |
II. Актуализация знаний. (3мин) | 22 ноября отмечался День Словарей. Этот день выбран не случайно. Именно 22.11 – день рождения великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля. В течение 53 лет Даль собирал слова, выражения, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Итогом его работы стало 4 –х- томное издание « Толковый словарь живого великорусского языка». В нем около 200 тыс слов. (слайд 1) - Как расположены слова в словаре? Словарь – это вселенная в алфавитном порядке. - Какие словари вы знаете? | - По алфавиту. - Толковый, орфографический, орфоэпический … |
| - Какие буквы прописаны на доске? - Найдите лишнюю букву. - Почему она лишняя? -А как проверить? | Записысают в тетради: -дату -классная работа - гласные Подчеркивают «лишнюю» - а, -о, -у, -и, -е, -я -у - нет сомнения в написании, а остальные требуют проверки. |
1.Работа с карточками. (3мин) | Вставьте пропущенные буквы, Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово в скобках: уд…вительно (диво, дева) л…пить (липка, лепка) м…стерить (мост, мастер) л…нивый (лень, линька) скр…пучий (скрепка, скрип) | Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. кричать, крикливый, крик окно, окошечко, окна тайник, тайна сова, совёнок, совы дворы, двор, дворовый дождь, дождливый, дождик | Вставь пропущенные буквы и запиши проверочное слово: тр__ва - __________________ гр__бы - _________________ к__вёр - __________________ з__мля - __________________ сл__ды - _________________ | Вставь пропущенные буквы и запиши проверочное слово: тр__ва - __________________ гр__бы - _________________ к__вёр - __________________ з__мля - __________________ сл__ды - _________________ | | |
III.Создание проблемной ситуации. Определение темы и целей урока.(2 мин) Минутка чистописания. (4мин) | Зарядка для рук и пальчиков. Большой пальчик мы потрем, Указательный пожмем, Средний с вами мы погладим, Безымянный – пощипаем. А мизинчик разотрем. Кистью дружно мы стряхнем И писать сейчас начнем. ЧИСТОПИСАНИЕ: з З зима зимовать зимний мороз - Запишите слова, назовите орфограммы. - Какое слово лишнее? Докажите. (эти слова однокоренные) - Назовите проверяемые слова. А теперь проверочные? - А можно проверить написание слова «мороз»? -- К слову мороз смогли подобрать проверочное слово? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( - Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 4 - Какие цели мы будем преследовать? | -Эти слова однокоренные. -Нет -Нет -Мы будем учиться писать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. Ответы учащихся. |
Трудности не возникает при подборе проверочных слов и написании: зима Трудность возникает при подборе проверочных слов и написании: мороз |
Работа в паре (2 мин) | Составьте модели слов зима и мороз. | Проверяют по эталону. |
IV. Открытие нового знания (10мин) | 1. Работа по учебнику. - стр.104 Вспомните! (читает ученик) Учебник стр. 104 упр.163 - Прочитайте задание к упр.163 (с/р с последующей проверкой, 1 и 2 столбик выполняет – 1 вариант, 3 и 4 столбик – 2 вариант) СЛАЙД 5 берёза молоко капуста заяц ветер одежда карандаш лягушка деревня посуда работа язык тетрадь яблоко сахар январь - Почему нельзя проверить их написание? - А что делать? -Какой сделаем вывод? | 1. Коллективная работа у доски и в тетрадях под руководством учителя. Проверка Ученик зачитывает слово, называет проверочное слово (помощник), доказывает свой выбор. Все варианты проверочных слов с объяснением остаются (или записываются) на доске. -Нет родственных слов, в которых буквы под ударением -Запомнить или посмотреть в словаре - Не все безударные гласные в корне можно проверить |
V.Работа в группе (3 мин) | -Сейчас будете работать в группах. Каждая группа должна проверить написание двух словарных слов по орфографическому словарю. | 1 группа- алфавит, ноябрь 2 группа – береза, яблоко |
VI. Физкульминутка. Слайд 7 (2 мин) | - Устали? Встали. Сегодня у зимы новоселье. В гости она пригласила к себе ветер, ветерок, вьюгу, снежинки полетели, покружились, тихо опустились. Попробуйте показать мне зимние явления. | Показывают движения. |
VII. Контроль усвоения новых знаний (6 мин) | -Выясним, весь ли материал усвоен. Стр. 105 упр.167 Записать слова, вставляя пропущенные буквы, в две группы: - в первую: слова, в которых написание пропущенных букв можно проверить - во вторую: слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить. | Работают в тетрадях. |
VIII. Рефлексия. (3мин) Работа в группе | Игра «Теремок». У вас на партах карточки. В теремок приглашаются жить слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. | Работают в группах. |
IX. Подведение итогов ( 3 мин) | - Когда отмечался День Словарей? -Почему именно в этот день? -Почему некоторые слова с безударной гласной в корне слова нужно запомнить? - Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово? -Как называется словарь, в котором можно проверить написание слов? Слайд. Я ЗНАЮ … Я УМЕЮ … Я МОГУ Выставление оценок. | -22 ноября. - Тогда родился лексикограф Владимир Иванович Даль. -Они не проверяются. - Посмотреть в словаре. -Орфографический. |
X. Домашнее задание (2 мин) | Предлагаю вам задание разной сложности: 1 уровень – упр. 166 2 уровень – упр. 166, дописать ещё две пары слов. | Записывают дом. задание |