СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Новое Эштебенькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области












«Правописание слов с непроверяемыми

 безударными гласными звуками в корне»

/2 класс/









Выполнила:

учитель начальных классов

Герасимова Елена Витальевна







с. Новое Эштебенькино, 2023 год




Самоанализ урока русского языка.

2 класс

   С   уроком русского языка  во 2 классе    хочу вас  познакомить.   Урок по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне» первым по счету в  разделе «Звуки и буквы».

Тип урока – усвоение знаний на основе имеющихся.

Вид урока – комбинированный.  

Структура   соответствует типу урока и его дидактическим задачам. 

Цель и триединые задачи урока поставила так, чтобы чётко прослеживалась их взаимосвязь.  Рационально распределила время внутри отдельных структурных элементов урока.    На уроке были использованы следующие методы обучения: словесные (рассказ и беседа), информационно-сообщительный, частично-поисковый.

Использованные технологии на уроке: здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология, элементы технологии критического мышления, игровая технология, групповая технология.

Урок  русского  языка  по данной теме я провела во 2  классе 21.11.2023г. 
Тема соответствовала календарно-тематическому планированию.

Целью данного урока являлась: Формирование умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова.

   Мною были поставлены задачи:

Обучающая:

Учить  видеть орфограмму в слове и проверять безударные гласные в корне слова.

Развивающия:

-развивать речевую активность, мышление, кругозор  и коммуникативные способности учащихся;

-развивать умение работать в паре, в группе;

-развивать орфографическую зоркость, внимание.

Воспитывающия:

-воспитывать аккуратность и добросовестность;

-воспитывать ответственность за результаты своего труда;

-воспитывать интерес к русскому языку.

   В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Методы обучения: словесные (рассказ и беседа), информационно-сообщительный, частично-поисковый.

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС.

Были применены разные формы познавательной деятельности,   которые в ходе урока сменяли друг друга.

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям обучающихся, их жизненному опыту. Обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения  я постараюсь доказать.

1 этап урока. Мотивация к учебной деятельности.

Урок начался со стихотворения – приветствия, что позволило настроить на позитивную работу. На этом этапе уроке формировались личностные УУД.

2 этап. Актуализация знаний.

Одним из этапов урока является проверка ранее усвоенных знаний и умений в целях подготовки к изучению новой темы, этап актуализации знаний.  

Провела работу с карточками. Карточки были разных уровней. Повторили тему предыдущего урока «Безударная гласная в корне слова».

Использовала в качестве актуализации знании презентацию о Владимире Ивановиче Дале, так как 22 ноября отмечался День Словарей.  Эта ситуация была необходима для того, чтобы связать урок с этой датой.

3 этап. Создание проблемной ситуации.

На этом этапе использовались элементы критического мышления, ИКТ-технология и здоровьесберегающая технология. Перед чистописанием провела пальчиковую гимнастику.

      Минутка чистописания развивала навыки каллиграфического письма. Также она проведена с целью плавного перехода к дальнейшей работе. Использование заданий чистописания позволило учащимся определить тему и цели урока, способствовало развитию формированию познавательных УУД.

4 этап. Открытие нового знания.

Работа с учебником. Познакомились с правилом, делали упражнение по усвоению новой темы. Этот этап урока способствовал формированию познавательных УУД. Когда дети отвечали на вопросы, находили нужную информацию в учебнике.

Работа в группе. Групповая работа – неотъемлемая часть новых стандартов. Где очень хорошо развиваются коммуникативные УУД. Когда учащиеся слушали и понимали других, когда высказывали свою точку зрения, работая в группе. Работали с орфографическим словарем. Каждая группа проверила правильное написание двух словарных слов по орфографическому словарю. Это работа тоже способствовала усвоению новой темы. После этой работы учащиеся убедились, что слова с непроверяемыми безударными гласными обязательно посмотреть в словаре, поскольку они не проверяются.

5 этап. Физминутка. Она проведена на 27 минуте урока, с целью снять напряжение у учащихся.

 6 этап. Контроль усвоения новых знаний.

На этом этапе выясняла, весь ли учебный материал усвоен. Учащиеся записывали слова  в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в две группы:  

в первую: слова, в которых написание пропущенных букв можно проверить, во вторую: слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить.

Это задание очень удачно было выбрано именно для этого этапа урока.

7 этап. Рефлексия.

Игра «Теремок». Это игра развивала познавательные и коммуникативные УУД. Игра проведена в групповой форме.

Условие игры: в теремке должны «жить» только слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

      Наиболее удачным и интересным был этот этап урока. Потому, что при взаимопроверке, одна группа нашла ошибку у другой. И между группами возник спор. В результате обе группы обратились к орфографическому словарю. И еще раз убедились, что чтобы правильно написать такие слова надо посмотреть в словаре.

8 этап. Подведение итогов.

Задавались такие вопросы:

- Когда отмечался День Словарей?

-Почему именно в этот день?

-Почему некоторые слова с безударной гласной в корне слова нужно запомнить?

-Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово?

-Как называется словарь, в котором можно проверить написание слов?

9 этап. Домашнее задание

Дала задания разной сложности.

          На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Весь учебный материал работал на тему. Учащиеся работали коллективно, самостоятельно. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

           Регулятивные УУД начинались формироваться с первых минут урока, когда дети самостоятельно организовали свое рабочее место, когда определяли тему и цель учебной деятельности.

          В течение урока старалась создать атмосферу доброжелательности и общей заинтересованности. Через словесную оценку поощряла каждого, кто принимал участие.

Цель урока мною достигнута. Положительное влияние на достижение цели урока оказало разнообразие заданий в ходе урока и новизна информации.


Технологическая карта урока

Дата проведения: 21.11.2023г.

Тема урока:  Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Тип урока:    урок открытия нового знания 
Оборудование:

                        -учебник «Русский язык 2 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

                     -мультимедийный проектор, учительский  компьютер, презентация, карточки, карточки для рефлексии.

                 

Тема

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Цель урока

Формирование умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова.

Задачи: 

Обучающая:

Учить  видеть орфограмму в слове и проверять безударные гласные в корне слова.

Развивающая:

-развивать речевую активность, мышление, кругозор  и коммуникативные способности учащихся;

-развивать умение работать в паре, в группе;

-развивать орфографическую зоркость, внимание.

Воспитывающая:

-воспитывать аккуратность и добросовестность;

-воспитывать ответственность за результаты своего труда;

-воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые
образовательные результаты

Предметные 

-учащиеся научаться видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова;

Метапредметные :

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах.

Оборудование

Карточки /разноуровневые/, выставка словарей, презентация, домик и карточки для рефлексии

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Мотивация к учебной деятельности (2мин)  

- Давайте, настроимся на хороший урок, чтобы у нас все получилось.

-Посмотрите друг на друга, улыбнулись. Передайте друг другу воздушный поцелуй.

- Я тоже желаю вам хорошего настроения, чтоб в течение урока не покидала вас удача.

1,2,3- слушай и смотри.

3,2,1 – здравствуйте!

- Мы настрой себе нашли, чтобы быть везучими.

У нас все хорошо, а будет еще лучше.

II. Актуализация знаний.

(3мин)

22 ноября отмечался День Словарей. Этот день выбран не случайно. Именно 22.11 – день рождения великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля. В течение 53 лет Даль собирал слова, выражения, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Итогом его работы стало 4 –х- томное издание « Толковый словарь живого великорусского языка». В нем около 200 тыс слов. (слайд 1)

- Как расположены слова в словаре?

Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.

- Какие словари вы знаете?

- По алфавиту.

- Толковый, орфографический, орфоэпический …


- Какие буквы прописаны на доске?

- Найдите лишнюю букву.

- Почему она лишняя?

 

-А как проверить?

Записысают в тетради:

-дату

-классная работа

- гласные

Подчеркивают «лишнюю»

- а, -о, -у, -и, -е, -я

- нет сомнения в написании, а остальные требуют проверки.

1.Работа с карточками. (3мин)

Вставьте пропущенные буквы, Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово в скобках:

  • уд…вительно   (диво, дева)

  • л…пить               (липка, лепка)

  • м…стерить        (мост, мастер)

  • л…нивый        (лень, линька)

  • скр…пучий     (скрепка, скрип)

Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным.

  • кричать, крикливый, крик

  • окно, окошечко, окна

  • тайник, тайна

  • сова, совёнок, совы

  • дворы, двор, дворовый

  • дождь, дождливый, дождик


Вставь пропущенные буквы и запиши проверочное слово:

тр__ва - __________________

гр__бы - _________________

к__вёр - __________________

з__мля - __________________

сл__ды - _________________

Вставь пропущенные буквы и запиши проверочное слово:

тр__ва - __________________

гр__бы - _________________

к__вёр - __________________

з__мля - __________________

сл__ды - _________________



III.Создание проблемной ситуации.

Определение темы и целей урока.(2 мин)

Минутка чистописания. (4мин)

Зарядка для рук и пальчиков.

Большой пальчик мы потрем,

Указательный пожмем,

Средний с вами мы погладим,

Безымянный – пощипаем.

А мизинчик разотрем.

Кистью дружно мы стряхнем

И писать сейчас начнем.

ЧИСТОПИСАНИЕ: з З зима зимовать зимний мороз

- Запишите слова, назовите орфограммы.

- Какое слово лишнее? Докажите. (эти слова однокоренные)

- Назовите проверяемые слова. А теперь проверочные?

- А можно проверить написание слова «мороз»?

-- К слову мороз  смогли подобрать проверочное слово?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (

- Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 4

- Какие цели мы будем преследовать?

-Эти слова однокоренные.

-Нет

-Нет 

-Мы будем учиться писать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

Ответы учащихся.

Трудности не возникает при подборе проверочных слов и написании: зима

Трудность возникает при подборе проверочных слов и написании: мороз

Работа в паре (2 мин)

  Составьте модели  слов зима и мороз.

Проверяют по эталону.

IV. Открытие нового знания (10мин)

1.  Работа по учебнику.

- стр.104  Вспомните! (читает ученик)

Учебник стр.  104  упр.163

 - Прочитайте задание к упр.163 (с/р с последующей проверкой, 1 и 2 столбик выполняет – 1 вариант, 3 и 4 столбик – 2 вариант) СЛАЙД 5

берёза                 молоко          капуста         заяц

ветер                 одежда          карандаш      лягушка

деревня              посуда            работа          язык

тетрадь            яблоко           сахар             январь

- Почему нельзя проверить их написание?

- А что делать?

-Какой сделаем вывод?

 

1.  Коллективная работа у доски и в тетрадях под руководством учителя.

  1. Проверка

 Ученик зачитывает слово, называет проверочное слово (помощник), доказывает свой выбор. Все варианты проверочных слов с объяснением остаются (или записываются) на доске. 

-Нет родственных слов, в которых буквы под ударением

-Запомнить или посмотреть в словаре

- Не все безударные гласные в корне можно проверить

V.Работа в группе (3 мин)

-Сейчас будете работать в группах. Каждая группа должна проверить написание двух словарных слов по орфографическому словарю.

1 группа- алфавит, ноябрь

2 группа – береза, яблоко

VI. Физкульминутка. Слайд 7 (2 мин)

- Устали? Встали. Сегодня у зимы новоселье. В гости она пригласила к себе ветер, ветерок, вьюгу, снежинки полетели, покружились, тихо опустились. Попробуйте показать мне зимние явления.

Показывают движения.

VII. Контроль усвоения новых знаний  (6 мин)

-Выясним, весь ли материал усвоен.

Стр. 105 упр.167

     Записать слова, вставляя пропущенные буквы, в две группы:

- в первую: слова, в которых написание пропущенных букв можно проверить

- во вторую: слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить.

Работают в тетрадях.

VIII. Рефлексия. (3мин)

Работа в группе

Игра «Теремок».  

У вас на партах карточки. В теремок приглашаются жить слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

 Работают в группах.

 

  IX. Подведение итогов

( 3 мин)

- Когда отмечался День Словарей?

-Почему именно в этот день?

-Почему некоторые слова с безударной гласной в корне слова нужно запомнить?

- Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово?

-Как называется словарь, в котором можно проверить написание слов?

Слайд. Я ЗНАЮ … Я УМЕЮ    …   Я МОГУ

Выставление оценок.

-22 ноября.

- Тогда родился лексикограф Владимир Иванович Даль.

-Они не проверяются.

- Посмотреть в словаре.

-Орфографический.

X. Домашнее задание

 (2 мин)

Предлагаю вам задание разной сложности:

1 уровень – упр. 166

2 уровень – упр. 166, дописать ещё две пары слов.

Записывают дом. задание

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!