СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова;

Коммуникативные УУД: учатся оценивать самого себя

Регулятивные УУД: учатся ставить цель для работы на уроке, делать выводы контролировать и оценивать учебные действия; выделять и осознавать то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить

Личностные УУД: учатся ставить для себя цели урока, определять границы своего знания и незнания.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне".»

Предмет: русский язык (УМК «Школа России»)

Класс: 2 класс

Тема урока: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Дидактическая цель:

-формирование умения видеть и проверять безударные гласные звуки в корне слова;

- формирование умения видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными;

-развивать умение точно отвечать на вопросы

-развивать устную и письменную речи учеников;

-развивать внимание, монологическую и диалогическую речи учеников, фонематический слух.

Задачи:

  1. Предметные:

- организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;

- развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;

- развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.

2. Метапредметные:

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; учителем.

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные:

- освоение способов работы с учебной книгой;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

Коммуникативные:

- освоение и активное использование речевых средств для решения задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли,

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова;

Коммуникативные УУД: учатся оценивать самого себя

Регулятивные УУД: учатся ставить цель для работы на уроке, делать выводы контролировать и оценивать учебные действия; выделять и осознавать то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить

Личностные УУД: учатся ставить для себя цели урока, определять границы своего знания и незнания. Оборудование: - учебник «Русский язык 2 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

- мультимедийный проектор, учительский компьютер, экран, презентация

- орфографический словарь школьника

- карточки

- снежинки с буквами

- для рефлексии таблица



ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.

– Добрый день! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.


2.Проверка домашнего задания

Урок предлагаю вам начать с проверки домашнего задания.

А задания у нас были на карточках.

Каким правилом пользовались при выполнении домашнего задания? Карточки сдайте.

3.Пальчиковая гимнастика


Снег руками собирали, 
Наши пальчики устали.
Мы их будем растирать, 
Мы их будем согревать. 

(Энергично сжимают и разжи­мают пальцы обеих рук. Энергично потирают ладонь о ладонь. Делают массирующие движения пальцами.)


- Открываем тетради, записываем в тетради дату 16 ноября, классная работа

4. Минутка чистописания.

- Какое сейчас время года? Что скоро наступит? (зима)

- Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).

- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки

- Что вы заметили?

- они с буквами

-Какой раздел учебника мы с вами сейчас изучаем?

-Звуки и буквы

-На какие 2 большие группы делятся звуки?

-гласные, согласные

- К какой группе относятся буквы на снежинках?

- гласные е ё ю я у

- Найдите лишнюю букву - у

- Почему она лишняя?

- е ё ю я обозначают 2 звука

- Давайте эти гласные как будто свяжем одной ниточкой и, как мороз на окне, в тетрадях составим узор из букв. Записываю на доске образец.

Эти буквы будем писать на чистописании.

Посадка при письме.

Руки? На месте! Ноги? На месте!

Локти? У края! Спина? Прямая!

- Спинка прямая, локти у края, тетрадь уголком.

- Записываем в тетради всю строку.


5. Словарная работа

- Записываем в тетради слово Словарь: СЛАЙД

- Прочтите слова

- б..рёза, п..льто, р...бота, с..рока, з..ма, т..традь .

-Найдите лишнее слово ( все слова словарные, кроме слова "зима", гласную и в слове "зима" можно проверить).

– Какая орфограмма пропущена в слове "зима"? 

- Безударная гласная в корне

- Раз можно ее проверить, она называется ПРОВЕРЯЕМАЯ  (На доску вывешивается карточка)

Слово "ЗИМА" будем записывать? - нет, оно не словарное


СЛАЙД

В слове "ЗИМА"

- Что надо проверять? 

Гласную   и

- Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять?

-  В корне слова ЗИМ

- Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять? 

- Надо изменить или подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне. ЗИМЫ

- Ответим на четвёртый вопрос:

-Чем надо проверять? 

-Проверяем ударением ЗИМЫ



Если гласная у вас вызвала сомнение, Обязательно её ставь под ударение”.

– Написание каких слов вы затрудняетесь проверить?  б..рёза, п..льто, р...бота, с..рока, р..сунок.

– Как называются орфограммы, которые не проверяются? НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ  (На доску вывешивается карточка)


- Запишите в тетрадь непроверяемые слова, вставьте буквы, поставьте ударение, подчеркните

ту букву, которую нужно запомнить.


ВЫПОЛНЕНИЕ ВЗАИМОПРОВЕРКИ


- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте слова, исправьте ошибки простым

карандашом.

СЛАЙД Оцените: без ошибок - "5", 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3" , 3 и более ошибок - "2"



Постановка учебной задачи.

-Что же можно сказать о написании безударных гласных звуках в словарных словах? (они не проверяются ударением)

-Что же делать, если такие слова встретились? Что поможет нам их правильно написать? (словарь)

- Как называются слова, в которых есть безударный гласный непроверяемый ударением? (словарные)

Вот мы и подошли к теме урока. Кто сформулирует тему?

(Написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова) СЛАЙД

- Какую цель поставим перед собой? (Тренироваться правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными)

Работа над предложением.

СЛАЙД (На экране иллюстрация, на которой дети лепят снеговика.)

-Рассмотрите картинку. Что изображено? Какое время года у нас наступает?

-Ребята, составьте предложение по этой иллюстрации.

Ученики предлагают разные предложения, останавливаемся на предложении «Ребята слепили снеговика.»

СЛАЙД На экране появляется : Р.бята сл.пили сн.говика.

-Какие орфограммы пропущены в предложении? (безударные гласные)

- В этом предложении всЕ безударные гласные в корне можно проверить?

- Снеговик - проверим снег, слепили - проверим лепят, в слове «ребята» нельзя проверить «е», это словарное слово, его надо запомнить.

- Запишем в тетради предложение. ( Ученик у доски) СЛАЙД

- Выделяем в словах корни, ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные

- Значит, не все безударные гласные в корне можно проверить. Как же всё-таки правильно выбрать букву в словах с непроверяемыми безударными гласными?

ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ (На доске вывешивается карточка)

– Верно, существуют орфографические словари.( показываю словари) Именно по ним мы проверяем орфограммы, в них мы можем справиться о правописании слов, но словари не всегда бывают под рукой.

– Что делать? ЗАПОМНИТЬ  (На доске вывешивается карточка)

– Слов с непроверяемой орфограммой много. Эти слова называют еще "словами с секретом". Как думаете, в чем их секрет? ( Их нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить или проверить по словарю)



ФИЗМИНУТКА

Мы  зимой в снежки играем.         (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем.              (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим.                  (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи

руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим.    (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы.                (соответствующие движения)   
Гостью-зиму любим мы.               (развести руки в поклоне и поставить на пояс)



Работа со словарем

а) Я вам прочту стихотворение о зиме И. Бунина. Вы внимательно послушайте и постарайтесь подобрать слова, которые у вас ассоциируются с зимой


Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса. 

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло. 

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- О каком времени года оно?

- Раз стихотворение о зиме, то какие слова вам сразу приходят на ум, ассоциируются, когда слышим слово “Зима”? СЛАЙД

(холод, стужа, мороз, снег, вьюга, метель, лыжи, коньки, санки, белая, новый год, подарки, горка)

- Поработаем с орфографическим словарём. Выберем слово "коньки"

В слове «КОНЬКИ» какую безударную гласную надо писать?

- Как быстро найти это слово в словаре? -Какой секрет надо знать, чтобы найти слово в словаре? Как слова расположены в словарях? ( Все слова записаны в словаре в алфавитном порядке.)

-Значит, знание алфавита поможет справиться с задачей быстрее. (Находят в словарях слово "коньки")

- Какая безударная гласная пишется в слове?

Записываем слово КОНЬКИ, ставим ударение подчеркиваем безуд.гласную

- Значит, что нам делать, если мы забыли или не знаем, как пишется слово – какая книга вам подскажет? (Орфографический словарь)


б) Отгадайте "зимнюю" загадку



Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой - вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.



- Найдем в словаре слово ДЕКАБРЬ. Запишем в тетрадь. Какую гласную нужно запомнить?


Работа с учебником


Стр. 104 упр.163

- Запишите "Упражнение 163"

Работа по вариантам под руководством учителя.

- Слова распределены по группам (в рамочках - 4 шт.). Прочитайте и подумайте, по какому признаку их так распределили? Теперь нам нужно вставить буквы (все слова вам знакомы) и записать слова в алфавитном порядке, записываем в строчку, первое слово с заглавной буквы.

4 рамочки-группы и у нас 4 варианта (делю на варианты)

Проверим работу, смотрим на экран. СЛАЙД

Работа с текстом. СЛАЙД



- Прочитайте текст. Назовите устно из текста только слова с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова).

Пришла зима. На улице сильный мороз. Дует северный ветер. Вот закружились в воздухе снежинки. Ребята вышли во двор. Они взяли лопату, чтобы разгребать снег.



Итог урока.

– Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (Непроверяемые безударные гласные)

– Как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове? (Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется)

Оценивание.

Я сегодня ставлю много хороших оценок……

Домашнее задание (на выбор) СЛАЙД

а) с. 105 упр. 167

б) Составить 3 предложения, используя словарные слова.

РЕФЛЕКСИЯ

Урок наш подходит к концу. В заключении прочитаем стихотворение. ( читают 3 ученика)

Есть волшебная страна, 
Что распахнута пред вами, 
Та, которая словами
Как людьми населена.

Правит ими Государь 
По прозванию Словарь, 
И относится он к ним, 
Словно к подданным своим. 

Утверждать ему не ново, 
Как писать какое слово, 
Как писать и как читать, 
Как с другими сочетать.

- Что мы должны еще сегодня сделать? СЛАЙД

Это оценить работу на уроке с помощью тест-таблицы

по рефлексии. Необходимо выбрать подходящий ответ и поставить возле него галочку:

$11.     На уроке я работал

Активно / пассивно

$12.     Своей работой на уроке

Доволен / не доволен

$13.     Урок для меня показался

Коротким / длинным

$14.     За урок я

Не устал / устал

$15.     Мое настроение

Стало лучше / стало хуже

$16.     Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Интересен / скучен

Легким / трудным

$17.     Домашнее задание

Интересно / не интересно



Русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

В заключении урока давайте улыбнёмся друг другу.

-Урок наш закончен. Все молодцы! Огромное спасибо за работу и за сотрудничество!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!