Урок по русскому языку на тему: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне
Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
- Запишите предложения под диктовку.
Хорошо летом в лесу. Мы идём по тропе. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела.
-Слова первого предложения разделите вертикальной линией для переноса. На сколько частей будете делить?
-Какие правила переноса нужно помнить? (Дети вспоминают правила)
-Прочитайте первое предложение, голосом покажите деление на слов.
-Найдите и подчеркните основу предложения в остальных предложениях.
-Найдите слово, в котором все согласные звонкие (Идём)
- Найдите слова, в которых два слога, ударение падает на первый слог (Летом, села)
III. Самоопределение к деятельности
(письмо по памяти)
На даче в лесу были разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и синицы.
-Прочитайте предложение.
-О ком это предложение?
-Найдите слова с безударной гласной в корне, подчеркните их. (лесу, сороки, стрижи, воробьи, синицы)
-Проверьте слова (Лесу — лес, стрижи-стриж)
-Другие слова проверить нельзя.
- Какой сделаем вывод? (Не все безударные гласные в корне можно проверить)
IV. Работа по теме урока
Упр. 162 (с.103)
-Прочитайте вопросы
-Какие слова можете проверить? (окном, ветерок, веселится, притаился, листочки, бегут)
- Написание каких слов проверить нельзя? (дорожке, жёлтые)
-Почему нельзя проверить их написание? (Нет родственных слов, в которых буквы под ударением)
- Что делать? (Запомнить или посмотреть в словаре)
V.Физкультминутка
VI Закрепление изученного материала
Упр.163
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Упр. 164
-Прочитайте
-Какие буквы запоминаем в слове земляника? (Е,Я)
-Как запомнить написание слова? (Название связанно со словом земля)
(Работа по вопросом учебника)
VII Рефлексия
Упр. 167
(На обратной стороне доске работают два ученика. Остальные выполняют упражнения в тетради)
-Проверьте, правильно ли выполнена работа на доске
-Проверьте, правильно ли вы выполнили работу.
VIII Подведение итогов урока
-Почему некоторые слова с безударной гласной в корне слова нужно запомнить? (Они не проверяются)
-Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово? (Посмотреть написание в словаре)
-Как называется словарь, в котором можно проверить написание слов? (Орфографический)
Домашнее задание
Выполнить упр. 165 (Стр. )