СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический мониторинг по проблеме «Определение уровня воспитанности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический мониторинг по проблеме  «Определение уровня воспитанности учащихся»

Цель мониторинга выявить уровень воспитанности учащихся школы.

Задачи мониторинга заключаются в:

1.  определить состояние уровня воспитанности учащихся;

2.  оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;

3.   по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

4.  отследить траекторию развития учащихся 1-9 классов, в процессе воспитательной работы школы.

В качестве объекта мониторинга выступает воспитательный процесс в школе.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический мониторинг по проблеме «Определение уровня воспитанности учащихся»»



Педагогический мониторинг по проблеме

«Определение уровня воспитан­ности учащихся»

Под педагогическим мониторингом по проблеме воспитания учащихся коррекционных школ мы будем понимать «форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Цель мониторинга выявить уровень воспитанности учащихся школы.

Задачи мониторинга заключаются в:

1.  определить состояние уровня воспитанности учащихся;

2.                  оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;

3.                  по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

4.                  отследить траекторию развития учащихся 1-9 классов, в процессе воспитательной работы школы.

В качестве объекта мониторинга выступает воспитательный процесс в школе.

Предметом исследования являются условия и факторы, обеспечиваю­щие развитие личности учащихся в системе воспитания.

Разрабатывая систему мониторинга, мы исходили из следующей гипотезы: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности учителей по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

Основные методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.

 

Методика проведения мониторинга.

  1.    Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.

  2. Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.

  3. Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфики коррекционной школы, а именно: 1-5 классы; 6-9 классы.

  4. Основные требования к определению критериев воспитанности:

Связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица 1). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.

  

Ступени обучения

Цели воспитания

Критерии оценки


1-4 классы

Развитие любознательности

Любознательность


 

Уважение к школе

Мое отношение к школе


 

Трудолюбие

Прилежание, трудолюбие


 

Бережное отношение к природе

Бережное отношение к природе


 

Чувство прекрасного

Красивое в моей жизни


 

Я - человек

Как я отношусь к себе Мои полезные привычки


5-7 классы

Развитие познавательного интереса

Кругозор


 

Уважение к людям

Я и школа


 

Интерес к трудовой деятельности

Прилежание


 

Бережное отношение к природе

Отношение к природе


 

Эстетический вкус

Эстетический вкус


 

Я - личность

Я (отношение к себе и ко мне)



8-9 классы

Развитие познавательной активности

Кругозор


 

Уважение к обществу

Я и общество, я и власть


 

Потребность в труде

Отношение к труду


 

Культура поведения в при­роде

Я и природа


 

Эстетическая культура

Эстетический вкус


 

Самоуважение, здоровье

Я (отношение к себе)

 

•          Доступность понимания критериев и показателей воспитанности педагогами, учащимися и родителями;

•          Количественная оценка качеств учащихся достаточно условна, так как их проявление возможно не сразу, кроме того, оценка достаточно субъек­тивна (качества оцениваются педагогом).

В ней находит отражение качественная сторона воспитания учащихся, под которой понимается частота проявления тех или иных отношений, фик­сируемая в пятибалльной системе, привычная и для детей и для родителей.

•          Системность в отслеживание результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится один раз в год (в апреле-мае). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и свое­временно вносить изменения в воспитательный процесс.

•          Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся школы.

•          Полученная информация используется в качестве основы анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитатель­ной работы.

5. Оценка проводится по четырехбалльной системе: 5 - качество про­является всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда. По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок. Оценка проводится два раза в год - в сентябре и в мае.

  • Анкета 1 для учащихся 1-2 класса

  • Анкета 2 для учащихся 3-5 классов

  • Анкета 3 для учащихся 6-9 класса

Карта воспитанности ученика



Анкета 1

для учащихся 1 -2 класса

Критерии (показатели воспитанности)

Оценка

родителя

Оценка

учителя

Средний

балл

(итоговая

оценка)

Любознательность

Проявляет интерес к учебе

23 45

2 3 45




Любит читать, слушать

23 45

2 3 45




Нравится выполнять задания, рисовать

23 45

23 45




Нравится получать хорошие отметки

23 45

2345


Средний балл


Отношение к школе

Выполняет правила для учащихся

2 3 45

2 3 45




Добр в отношении с людьми

2 3 45

2 3 45




Участвует в делах класса

2 3 45

2 3 45


Средний балл


Прилежание, трудолюбие

Старается в учебе

2 3 45

2 3 45




Помогает другим в делах

2 3 45

2 3 45




Обращается за помощью сам

2 3 45

2 3 45




Помогает в семье выполнять домашнюю работу

2 3 45

2 3 45




Любит дежурить в классе

2 3 45

2 3 45




Помогает учителю

2 3 45

2 3 45


Средний балл


Бережное отношение к природе

К земле

2 3 45

2 3 45




К растениям

2 3 45

2 3 45




К животным

2 3 45

2 3 45


Средний балл


Красивое в жизни

Аккуратен в делах

2 3 45

2 3 45




Опрятен в одежде

2 3 45

2 3 45




Любит красивое вокруг себя

2 3 45

2 3 45




Вежлив в отношении с людьми

2 3 45

2 3 45


Средний балл


Отношение к себе

Умеет управлять своим поведением

2 3 45

2 3 45




Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой

2 3 45

2 3 45




Нет вредных привычек

2 3 45

2 3 45


Средний балл


Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.



Анкета 2

для учащихся 3-5 классов

Критерии (показатели воспитанности)

Оценка родителя

Оценка учителя

Средний балл (итоговая оценка)

Любознательность

Проявляет интерес к учебе

23 45

23 45


Любит читать, слушать

23 45

23 45


Нравится выполнять задания, рисовать

23 45

23 45


Нравится получать хорошие отметки

23 45

23 45


Средний балл


Отношение к школе

Выполняет правила для учащихся

23 45

23 45


Добр в отношении с людьми

23 45

23 45


Выполняет правила внутреннего распорядка

23 45

23 45


Участвует в делах класса и школы

23 45

23 45


Средний балл


Прилежание, трудолюбие

Старается в учебе

23 45

23 45


Помогает другим в делах и сам обращается за помощью

23 45

23 45


Самостоятелен

23 45

23 45


Помогает в семье выполнять домашнюю работу

23 45

23 45


Любит дежурить в классе

23 45

2 3 45


Помогает учителю

23 45

2 3 45


Средний балл


Бережное отношение к природе

К земле

23 45

2 3 45


К растениям

23 45

2 3 45


К животным

23 45

2 3 45


Средний балл


Красивое в жизни

Аккуратен в делах

23 45

2 3 45


Опрятен в одежде

23 45

2 3 45


Любит и ценит красивое вокруг себя

23 45

2 3 45


Вежлив в отношении с людьми

23 45

2 3 45


Средний балл


Отношение к себе

Умеет управлять своим поведением

23 45

2 3 45


Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой

23 45

2 3 45


Заботится о своем здоровье

23 45

2 3 45


Умеет распределять время отдыха и учебных занятий

23 45

2 3 45


Нет вредных привычек

23 45

2 3 45


Средний балл


Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.

Анкета 3

для учащихся 6-9 класса

Критерии (показатели воспитанности)

Я

оценивая

себя

Оценка родителя

Оценка учителя

Средний

балл

(итоговая

оценка)

Любозна­тельность

Познавательный интерес к учебе

23 45

2 3 45

23 45


Мне нравится учиться

23 45

2 3 45

23 45


Я сообразительный

23 45

2 3 45

23 45


У меня развита речь

23 45

2 3 45

23 45


Мне нравится выполнять задания

23 45

2 3 45

23 45


Средний балл


Отношение к школе, обществу

Я выполняю правила для учащих­ся

23 45

2 3 45

23 45


Я выполняю устав школы

23 45

2 3 45

23 45


Я следую нормам и правилам че­ловеческого общежития

23 45

2 3 45

23 45


Я добрый в отношении с людьми

23 45

2 3 45

23 45


Я участвую в делах класса, шко­лы

23 45

2 3 45

23 45


Средний балл


Прилежание, трудолюбие

Я стараюсь учиться хорошо

23 45

2 3 45

23 45


Я помогаю другим в делах

23 45

2 3 45

23 45


Я обращаюсь за помощью сам

23 45

2 3 45

23 45


Помогаю в семье выполнять домашнюю работу

23 45

2 3 45

23 45


Люблю дежурить в классе

23 45

2 3 45

23 45


Помогаю учителю

23 45

2 3 45

23 45


Средний балл


Бережное от­ношение к природе

Бережливость к земле

23 45

2 3 45

23 45


Бережливость к растениям

23 45

2 3 45

23 45


Бережливость к животным

23 45

2 3 45

23 45


Средний балл


Красивое в жизни

Аккуратен в делах

23 45

2 3 45

23 45


Опрятен в одежде

23 45

2 3 45

23 45


Люблю красивое вокруг себя

23 45

2 3 45

23 45


Вежлив в отношении с людьми

23 45

2 3 45

23 45


Посещаю кино, театр, выставки, бываю в парке...

23 45

2 3 45

23 45


Средний балл


Отношение к себе

Умею управлять своим поведени­ем

23 45

2 3 45

23 45


Соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

23 45

2 3 45

23 45


У меня нет вредных привычек

23 45

2 3 45

23 45


Забочусь о здоровье

23 45

2 3 45

23 45


Умею организовать свое время

23 45

2 3 45

23 45


Средний балл


Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 -качество не проявляется никогда.

Закончив анкетирование и подсчитав все что нужно, классный руководитель заносит суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика.

Таблица 5
Карта воспитанности учащихся класса, школа № 119



Фамилия, имя ученика

Любозна­тельность

Отно­шение к шко­ле

Приле­жание, трудо­любие

Бережное отноше­ние к природе

Краси­вое в жизни

Отно­ше­ние

к себе

Рейтинг

(сум­марный балл)

Указывается средний балл по каждому показателю

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12








Уровни воспитанности (в %)

Высокий (от 4 до 5 баллов)


Средний (от 3 до 4 баллов)


Низкий (от 2 до 3 баллов)


Отрицательный (от 1 до 2 баллов)


Карта воспитанности заполняется каждый год после обработки анкет и хра­нится в папке с личными делами учащихся.

Уровни воспитанности можно показать на графике, в котором по оси X отме­чаются годы учебы (или классы), а по оси Y - уровни воспитанности в процентах.

Алгоритм обработки материалов

Составить таблицу обобщенной информации по вопросу «Уровень воспитан­ности учащихся в школе; классе».

В таблицу вносятся средние баллы по каждому показателю.

Таблица 1
«Уровень воспитанности учащихся»
класс , школа



№ п/п

Критерии воспитанности

ФИ учащихся класса

Общее кол-во баллов

К

средний показатель













1

Любознательность















2

Отношение к шко­ле















3

Прилежание, тру­долюбие















4

Бережное отноше­ние к природе















5

Отношение к кра­сивому в жизни















6

Отношение к себе Полезные привыч­ки
















Итого

(кол-во баллов у конкретного уче­ника)















Примечание: 1. Средний показатель по каждому блоку £ баллов

Общ. кол-во уч-ся

2. Таблица составлена для 1 - 2 классов.

Таблица 2
«Уровень воспитанности учащихся»
класс , школа



№ п/п

Критерии воспитанности

ФИ учащихся класса

Общее кол-во баллов

%

от общего кол-ва баллов













1

Любознательность















2

Отношение к шко­ле















3

Отношение к труду















4

Отношение к при­роде















5

Эстетический вкус















6

Отношение к себе
















Итого

(кол-во баллов у конкретного уче­ника)















Примечание: Таблица составлена для 3-5 классов.

Таблица 3
«Уровень воспитанности учащихся»
класс , школа



№ п/п

Критерии воспитанности

ФИ учащихся класса

Общее кол-во баллов

%

от общего кол-ва баллов













1

Любознательность















2

Отношение к об­ществу, власти















3

Отношение к труду















4

Отношение к при­роде















5

Эстетический вкус















6

Отношение к себе
















Итого

(кол-во баллов у конкретного уче­ника)















Примечание: Таблица составлена для 6-9 классов.

Таблица 4


Обобщенные результаты уровня воспитанности учащихся ___________________классов



№ п/п

Критерии воспитанности

классы

Общее кол-во баллов

К

средний

показатель






1

Любознательность








2

Отношение к шко­ле








3

Прилежание, тру­долюбие








4

Бережное отноше­ние к природе








5

Отношение к кра­сивому в жизни








6

Отношение к себе Полезные привыч­ки









Итого

(кол-во баллов у конкретного уче­ника)








Примечание: Средний показатель по каждому блоку X баллов

Общ. кол-во уч-ся

Таблицы 1-3 заполняются и анализируются учителем. Таблица 4 заполняется завучем.

Алгоритм действий

  1. Оценить каждый показатель.

  2. Вычислить средний показатель по блоку.

  3. По полученным средним показателям построить график, на котором раз­ными цветами отмечаются оценки учителя, родителей, учащихся.

  4. Определить систему мер по регулированию и коррекции.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!