СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация программы дополнительного образования "ОБЛИК"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка развивать лучшие его качества, сформировать разностороннюю и полноценную личность. Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего образовательного процесса.

Напрямую проблемой формирования и развития личности наряду с основным образованием занимается и современное дополнительное образование.

Новое время порождает и новые проблемы, особенно это касается сельские образовательные учреждения: территориальная удаленность от информационных и образовательных центров, слабая информационная сеть, высокий уровень безработицы, низкий уровень досуговой деятельности, отсутствие системной медицинской помощи детям, имеющим функциональные заболевания.  В среде учащихся протекают процессы, ранее неведомы практикам-учителям: мощное расслоение детей по социальному признаку, детская преступность, агрессия, беспризорность детей и подростков. Это уже не только педагогические, но и социальные проблемы. На решение этих проблем должны быть брошены силы системы воспитания и дополнительного образования.

Важная сторона воспитания - развитие индивидуальности подростка на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению культурных ценностей‚ в формировании его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению к самому себе.

В этой связи данная образовательная программа весьма актуальна, поскольку призвана решать в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи, направленные   на формирование целостной личности, обладающей запасом необходимых нравственных ориентиров с творческим потенциалом сплоченной команды стремящейся к саморазвитию и самореализации. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах объединения поможет учащимся справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной «взрослой» жизни. Являясь одновременно учащимися разных классов, участники объединения станут организаторами различных форм продуктивной социально - значимой деятельности.

Цель:

Создание условий для социального становления личности через овладение основами психологии, участие в коллективно творческих делах, позволяющих ребёнку самоутвердиться, максимально развивать свои интересы и способности.

Задачи:

- Мотивирование к самопознанию и самосовершенствованию личности;

- Обучение теоретическим и практическим знаниям, умениям, навыкам, необходимым для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;

- Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций;

 - Развитие социально значимых личностных качеств и творческих умений;

- Воспитание у учащихся сознательного отношения к процессам, протекающим в обществе, готовности к освоению культуры общества, к осознанному выбору нравственных ценностей.

Образовательная программа «Облик» является модифицированной разработанной на основе авторских программ «Облик» Н.Щербаковой, «Я – Лидер!»  Валеевой Д.Р. и имеет социально-педагогическую направленность.  

Весь подростковый период проходит под знаком установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, соответствующих усваиваемым морально-этическим нормам. В значительной мере именно в рамках этих взаимоотношений ребёнок присваивает общественно значимые нормы и функции, знакомятся с содержанием социальных ролей. Потребность подростка занять определённое место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и моё участие в жизни общества». Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.

По возрастному уровню программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста 12-18 лет. По срокам реализации программа долгосрочная -  5 лет.

Согласно Устава МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго набор в детское объединение свободен. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также опекаемым детям и находящимся в трудной жизненной ситуации.

В реализации программы участвуют три группы учащихся по 12 человек. Занятия каждой группы проходят два раза в неделю по три часа и составляют 216 учебных часов. Структура занятия предусматривает 15 минут перерыва через каждые 45 минут работы. Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. Занятия проводятся в кабинете МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго, в соответствии с требованиями к помещениям, с соблюдением санитарных правил, требованиям пожарной безопасности.

Программа разработана с учетом трех основных компонентов педагога:

-гуманизация педагогического процесса;

-индивидуализация и дифференцированный подход;

-демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в микросоциуме объединения; а также дать возможность каждому подростку — члену творческого объединения — раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.

Основные принципы программы:

- принцип активности. В ходе занятия участники вовлекаются в совершенно особый вид активности;

- принцип исследовательской творческой позиции. Суть его заключается в том, что в ходе тренинга воспитанники осознают, обнаруживают, открывают идеи, свои личные ресурсы и особенности;

- принцип осознания поведения. Универсальным средством осознания поведения является обратная связь, то есть выраженная словами или действиями реакция на слова, мысли и действия человека;

- принцип партнерского общения. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, открытости, которая позволяет воспитанникам экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

Ожидаемые результаты

и способы определения их результативности

Критериальный подход к оценке эффективности программы базируется на следующих направлениях:

Деятельностное направление – позволяет оценить сформированность познавательных и практических умений, обучающихся по конечным результатам выполненных заданий, по статистическим данным участия детей в различных видах деятельности;

Личностное направление – позволяет выявить развивающий характер образовательного процесса, определить характер изменения атмосферы в коллективе с уклоном на толерантное взаимоотношение учащихся, способность к самообразованию, самовоспитанию.

В результате предполагается, что каждый воспитанник, прошедший курс по данной программе:

- приобретет сформированные знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;

- сможет выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут ему развивать социально значимые личностные качества и творческие умения;

- обретет способность управлять текущими событиями, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию

Результаты отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики.

Начальный этап проводится в начале учебного года. Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения этого этапа диагностики осуществляется прогнозирование возможности успешного обучения.

Промежуточная диагностика проводится в конце первого полугодия.  Ее цель –    подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.

Цель проведения итогового этапа диагностики – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебной программы. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года.

Программа мониторинговых исследований, проводимых в течение учебного года включает:

  • Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).
  • Мониторинг развития качеств личности обучающихся.

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей используется «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе»

Где первая группа показателей – теоретическая подготовка ребенка включает:

  • Теоретические знания по программе – то, что определяется словами “Дети должны знать”.
  • Владение специальной терминологией – набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого курса.

Вторая группа показателей – практическая подготовка ребенка включает:

  • Практические умения и навыки, предусмотренные программой – то, что определяется словами “Дети должны уметь”.
  • Владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса.
  • Творческие навыки обучающегося – креативность в выполнении практических заданий

Третья группа показателей – основные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности, состоит из 3 показателей:

  • Учебно-интеллектуальные умения
  • Учебно-коммуникативные умения
  • Учебно-организационные умения и навыки

«Мониторинг развития качеств личности» отражает изменения личностного развития подростка в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы «Облик».

Для определения уровня воспитанности применяется психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.

В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программы: активность, коммуникативность, ответственность, нравственность, креативность.

 Материально-технические средства:

- просторный проветриваемый кабинет со столами и стульями;

- рабочие тетради и шариковые ручки для записей;

 - наборы канцелярских принадлежностей (карандаши, краски, кисти, ватман, цветная бумага, ножницы и т.д.);

 - аудио-видео техника;

- компьютер,

 

  1. Содержание образовательной программы

Программа состоит из нескольких основных тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:

1. Вводное занятие. Этот раздел включает в себя знакомство с целью и задачами объединения, программой и планом работы. Перспективами работы. Первичную диагностику интересов ребят. Организационные вопросы. Правила внутреннего распорядка, технику безопасности.

2. Психологическое просвещение. Раздел представлен в форме мини-лекций, сообщающих в доступной форме о тех или иных психологических закономерностях свойственных людям вообще, что может снять тревогу подростков без прямого обсуждения его собственных переживаний, повысить уверенность в себе. Данный раздел позволяет подросткам удовлетворить их потребность в самопознании при помощи психодиагностики, что даёт возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими.

3. Общение. Раздел направлен на знакомство с базовыми навыками общения, с понятиями активного слушания с этапами разговора. Формирование культуры общения.

4. Этикет. Включение подростков в активное познание этики. Знакомство с правилами поведения в обществе.

5. Творческая лаборатория. Этот раздел программы дает представление о том, чему ребята смогли научиться в ходе реализации данной программы, что они сами могут предложить нового для копилки интересных дел, форм организации, способов достижения поставленной цели. Раздел предусматривает разработку и создание интересного и нового способа проведения КТД. Здесь предполагается, что подростки будут выступать в роли организаторов, ведущих, исполнителей и оформителей тех мероприятий, которые они сами и разработали

6. Индивидуальное консультирование. В данный раздел входит работа по индивидуальной поддержке подростков. Консультирование подростков основывается на разговорной терапии, что служит средством для устранения нарушений психологического здоровья ребят.

  1. Методическое обеспечение

Программа носит развивающий характер, то есть, направлена на развитие природных задатков подростков, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности подростка. Программа по­строена с опорой на личностно - ориентированные технологии обучения, в цен­тре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Темы и формы занятий рассчитаны на то, чтобы помочь ребятам познать себя, открыть свои возможности, стать интересными, независимыми людьми. Они же помогут сформировать творческое отношение к окружающему миру, дадут возможность стать самостоятельнее, выйти на уровень партнёрства со взрослыми в условиях сотрудничества. Поэтому наряду с традиционными формами – лекциями, беседами, проводятся творческие мастерские с использованием игр-тренингов, творческие лаборатории, индивидуальные консультации, деловые и ситуационно-ролевые игры, КТД, дискуссии, диспуты, интегрированные занятия с воспитанниками других объединений Дома детского творчества.

Выбор методов обучения определен с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей подростков, с учетом специфики изучения данного учебного предмета:

-словесные (рассказ, беседа, лекция);

-наглядные (демонстрация плакатов);

-практические (упражнения, тренинг, ведение дневника наблюдений);

-игровые (игры на развитие внимания, памяти, воображения, ролевые игры);

- психологические (анкетирование, тесты, диспут, анализ и решение конкрет­ных ситуаций).

Программа предлагает инновационные формы организации занятий:

- ситуационно-ролевые игры;

- диалог за круглым столом;

- урок доверия;

- урок путешествие;

- презентация;

- КТД по разным направлениям деятельности;

- мастерская организатора.

Использование мини-лекции и беседы в учебном процессе обусловлено легкостью их восприятия, значительной степенью разговорности при изложении, наличием так называемой «обратной связи». Активному восприятию таких форм занятий и поддержанию интереса к ним способствует использование таких наглядных средств как видео и фото материалов. Особое значение в процессе обучения играют деловые и ситуационно-ролевые игры, построенные на моделях жизненных ситуациях общения. Так как на таких занятиях отрабатывается тактика межкультурного взаимодействия, а также тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных социальных ролей. Использование дискуссий и диспутов – один из наиболее эффективных приемов вербального общения, которые помогают разностороннему рассмотрению изучаемых тем учебного материала, отдельных вопросов, проблемных ситуаций.

КТД – это особые формы творческого сотрудничества со своими принципами: свобода выбора, равенство всех участников, добровольное участие в процессе деятельности, отсутствие соревнования, соперничества, проведение самоанализа, рефлексии, чередование индивидуальной и коллективной работы. Они способствуют развитию и повышению уровня творческих, организаторских и коммуникативных способностей.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

 1. Организационный момент: - приветствие; - проверка присутствующих.

2. Игровая разминка:

- активизация участников;

- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы;

- повышение сплоченности;

- эмоциональный настрой на участие в занятии, совместную деятельность.

3. Объявление темы, цели и задач занятия.

4. Подача новой информации в деятельности (теоретическое и практическое рассмотрение изучаемого материала).

5. Закрепление учебного материала.

6. Подведение итогов, рефлексия.

7. Завершение занятия.

Основным способом и формой работы с детьми является групповое занятие. Но согласно содержанию программы, для выполнения творческих заданий, предусмотрены индивидуальные консультации. На занятиях первостепенное значение отводится формиро­ванию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования с целью психофизического оздоровления.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация программы дополнительного образования "ОБЛИК"»

Модифицированная образовательная программа  социально-педагогической направленности   «ОБЛИК»   Возраст детей 12-18 лет Срок реализации программы - 5 лет Разработала: педагог дополнительного образования Панова Елена Ватиславовна

Модифицированная образовательная программа социально-педагогической направленности «ОБЛИК»

Возраст детей 12-18 лет

Срок реализации программы - 5 лет

Разработала:

педагог дополнительного образования

Панова Елена Ватиславовна

 Образовательная программа «Облик» является модифицированной, разработанная на основе авторских программ «Облик» Н.Щербаковой, «Я – Лидер!» Валеевой Д.Р . ОБЛИК ОБщение Культура Личность Интерес

Образовательная программа «Облик» является модифицированной, разработанная на основе авторских программ «Облик» Н.Щербаковой, «Я – Лидер!» Валеевой Д.Р .

ОБЛИК

ОБщение

Культура

Личность

Интерес

Актуальность  Новое время порождает и новые проблемы, особенно это касается сельские образовательные учреждения: территориальная удаленность от информационных и образовательных центров, слабая информационная сеть, высокий уровень безработицы, низкий уровень досуговой деятельности, отсутствие системной медицинской помощи детям, имеющим функциональные заболевания. В среде учащихся протекают процессы, ранее неведомы практикам-учителям: мощное расслоение детей по социальному признаку, детская преступность, агрессия, беспризорность детей и подростков. Это уже не только педагогические, но и социальные проблемы.

Актуальность

Новое время порождает и новые проблемы, особенно это касается сельские образовательные учреждения: территориальная удаленность от информационных и образовательных центров, слабая информационная сеть, высокий уровень безработицы, низкий уровень досуговой деятельности, отсутствие системной медицинской помощи детям, имеющим функциональные заболевания. В среде учащихся протекают процессы, ранее неведомы практикам-учителям: мощное расслоение детей по социальному признаку, детская преступность, агрессия, беспризорность детей и подростков. Это уже не только педагогические, но и социальные проблемы.

Цель программы  Создание условий для социального становления личности через овладение основами психологии, участие в коллективно творческих делах, позволяющих ребёнку самоутвердиться, максимально развивать свои интересы и способности.

Цель программы

Создание условий для социального становления личности через овладение основами психологии, участие в коллективно творческих делах, позволяющих ребёнку самоутвердиться, максимально развивать свои интересы и способности.

Задачи:  Мотивирование к самопознанию и самосовершенствованию личности;  Обучение теоретическим и практическим знаниям, умениям, навыкам, необходимым для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;  Формирование общечеловеческих нравственных ценностных  ориентаций;  Развитие социально значимых личностных качеств и творческих умений;  Воспитание у учащихся сознательного отношения к процессам, протекающим в обществе, готовности к освоению культуры общества, к осознанному выбору нравственных ценностей.

Задачи:

  • Мотивирование к самопознанию и самосовершенствованию личности;
  • Обучение теоретическим и практическим знаниям, умениям, навыкам, необходимым для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
  • Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций;
  • Развитие социально значимых личностных качеств и творческих умений;
  • Воспитание у учащихся сознательного отношения к процессам, протекающим в обществе, готовности к освоению культуры общества, к осознанному выбору нравственных ценностей.
 Программа разработана с учетом трех основных компонентов педагога:   гуманизация педагогического процесса; индивидуализация и дифференцированный подход; демократизация,

Программа разработана с учетом трех основных компонентов педагога:

  • гуманизация педагогического процесса;
  • индивидуализация и дифференцированный подход;
  • демократизация,
Основные принципы программы:    принцип активности. В ходе занятия участники вовлекаются в совершенно особый вид активности; принцип исследовательской творческой позиции. Суть его заключается в том, что в ходе тренинга воспитанники осознают, обнаруживают, открывают идеи, свои личные ресурсы и особенности; принцип осознания поведения. Универсальным средством осознания поведения является обратная связь, то есть выраженная словами или действиями реакция на слова, мысли и действия человека; принцип партнерского общения. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, открытости, которая позволяет воспитанникам экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

Основные принципы программы:

  • принцип активности. В ходе занятия участники вовлекаются в совершенно особый вид активности;
  • принцип исследовательской творческой позиции. Суть его заключается в том, что в ходе тренинга воспитанники осознают, обнаруживают, открывают идеи, свои личные ресурсы и особенности;
  • принцип осознания поведения. Универсальным средством осознания поведения является обратная связь, то есть выраженная словами или действиями реакция на слова, мысли и действия человека;
  • принцип партнерского общения. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, открытости, которая позволяет воспитанникам экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.
Ожидаемые результаты   В результате предполагается, что каждый воспитанник, прошедший курс по данной программе:  приобретет сформированные знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;  сможет выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут ему развивать социально значимые личностные качества и творческие умения;  обретет способность управлять текущими событиями, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию

Ожидаемые результаты

В результате предполагается, что каждый воспитанник, прошедший курс по данной программе:

  • приобретет сформированные знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
  • сможет выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут ему развивать социально значимые личностные качества и творческие умения;
  • обретет способность управлять текущими событиями, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию
Мониторинг Программа мониторинговых исследований, проводимых в течение учебного года включает: Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности). Мониторинг развития качеств личности обучающихся.

Мониторинг

Программа мониторинговых исследований, проводимых в течение учебного года включает:

  • Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).
  • Мониторинг развития качеств личности обучающихся.
Содержание образовательной программы   1. Вводное занятие.  Этот раздел включает в себя знакомство с целью и задачами объединения, программой и планом работы. Перспективами работы. Первичную диагностику интересов ребят. Организационные вопросы. Правила внутреннего распорядка, технику безопасности. 2. Психологическое просвещение . Раздел представлен в форме мини-лекций, сообщающих в доступной форме о тех или иных психологических закономерностях свойственных людям вообще, что может снять тревогу подростков без прямого обсуждения его собственных переживаний, повысить уверенность в себе. Данный раздел позволяет подросткам удовлетворить их потребность в самопознании при помощи психодиагностики, что даёт возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими.

Содержание образовательной программы

1. Вводное занятие. Этот раздел включает в себя знакомство с целью и задачами объединения, программой и планом работы. Перспективами работы. Первичную диагностику интересов ребят. Организационные вопросы. Правила внутреннего распорядка, технику безопасности.

2. Психологическое просвещение . Раздел представлен в форме мини-лекций, сообщающих в доступной форме о тех или иных психологических закономерностях свойственных людям вообще, что может снять тревогу подростков без прямого обсуждения его собственных переживаний, повысить уверенность в себе. Данный раздел позволяет подросткам удовлетворить их потребность в самопознании при помощи психодиагностики, что даёт возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими.

3 . Общение.  Раздел направлен на знакомство с базовыми навыками общения, с понятиями активного слушания с этапами разговора. Формирование культуры общения. 4. Этикет .  Включение подростков в активное познание этики. Знакомство с правилами поведения в обществе. 5. Творческая лаборатория.  Этот раздел программы дает представление о том, чему ребята смогли научиться в ходе реализации данной программы, что они сами могут предложить нового для копилки интересных дел, форм организации, способов достижения поставленной цели. Раздел предусматривает разработку и создание интересного и нового способа проведения КТД. Здесь предполагается, что подростки будут выступать в роли организаторов, ведущих, исполнителей и оформителей тех мероприятий, которые они сами и разработали 6. Индивидуальное консультирование.  В данный раздел входит работа по индивидуальной поддержке подростков. Консультирование подростков основывается на разговорной терапии, что служит средством для устранения нарушений психологического здоровья ребят.

3 . Общение. Раздел направлен на знакомство с базовыми навыками общения, с понятиями активного слушания с этапами разговора. Формирование культуры общения.

4. Этикет . Включение подростков в активное познание этики. Знакомство с правилами поведения в обществе.

5. Творческая лаборатория. Этот раздел программы дает представление о том, чему ребята смогли научиться в ходе реализации данной программы, что они сами могут предложить нового для копилки интересных дел, форм организации, способов достижения поставленной цели. Раздел предусматривает разработку и создание интересного и нового способа проведения КТД. Здесь предполагается, что подростки будут выступать в роли организаторов, ведущих, исполнителей и оформителей тех мероприятий, которые они сами и разработали

6. Индивидуальное консультирование. В данный раздел входит работа по индивидуальной поддержке подростков. Консультирование подростков основывается на разговорной терапии, что служит средством для устранения нарушений психологического здоровья ребят.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!