СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время российское образование перешло на новые стандарты обучения, что сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Введение ФГОС требует отказа от пассивного метода преподавания, во время которого учитель являлся основным, а иногда и единственным носителем информации. Структура урока сегодня должна обеспечить возможность для решения творческих задач, развития у учащихся способности к самореализации путем сочетания различных современных педагогических технологий, то есть для творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов.

Но особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы её применения. При этом ученики ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из интернет-источников, СМИ, электронных игр, рекламы. Задача учителя – «научить учиться», создать условия, в которых ученик не утонет в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решит свои практические задачи, научится рационально обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать, извлекать нужную информацию. Информационная компетентность, наряду с коммуникативной – неотъемлемые составляющие модели современного школьника.

Важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании школьника. В связи с этим главную цель обучения можно конкретизировать более частными целями: воспитание у школьников в процессе деятельности положительного отношения к науке вообще и к физике в частности; развитие интереса к физическим знаниям, научно - популярным статьям, жизненным проблемам. Физика является основой естествознания и современного научно - технического прогресса, что определяет следующие конкретные цели обучения: осознание учащимися роли физики в науке и производстве, воспитание экологической культуры, понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой.

На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе. Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.

В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств, в процесс обучения.

Целью моей работы является обобщение опыта по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. Свою задачу вижу в том, чтобы помочь учащимся через использование информационно – коммуникационных технологий создать условия для овладения общеучебными навыками, знаниями по предмету и для формирования интереса к физике. Конечным результатом организации данной деятельности вижу повышение качества обучения по предмету физика как одного из приоритетных направлений Концепции модернизации российского образования.

Для совершенствования образовательного процесса, создания единой образовательной среды, повышения качества образования необходимы:

  • интеграция различных предметных областей;

  • модернизация традиционной системы предметного обучения;

  • накопление образовательных ресурсов;

  • освоение учителем современных информационных технологий;

  • организация личностно-ориентированного обучения;

  • творческий взаимообмен между учителем и учеником.

Так как мы живём в информационном обществе, современный урок невозможно представить без ИКТ. Наличие технических средств ещё не обеспечивает ни высокий информационный уровень урока, ни коммуникацию между его участниками. Учитель, планируя свой урок, отбирая информацию, определяет формы и методы. Комбинированный урок, который по-прежнему является распространенной формой сегодня в школе, стал почти невозможен без применения ИКТ на каждом этапе урока.

Применение ИКТ на уроках физики помогает

  • формировать опыт творческой деятельности учащихся;

  • иллюстрировать целостность естественнонаучной картины мира;

  • организовывать интерактивные практикумы (работать с материалами Интернет, обучающими программами);

  • создавать презентации, разрабатывать дидактические материалы;

  • строить схемы и опорные конспекты к урокам;

  • проводить внеклассную работу по предмету;

  • вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность;

  • моделировать физические явления и процессы;

  • осуществлять диагностику и контроль качества знаний;

Нестандартные формы уроков, обязательно заключающие в себе что-то оригинальное, творческое, «особо организованное», требуют напряжения эмоциональных и умственных сил, но служат выходу творческой энергии учителя и ученика, обеспечивая высокую активность учащихся.

Конечно, технические средства многократно облегчают проведение урока с использованием ИКТ, предоставляя информацию в рамках мультимедиа - презентаций, способствуют формированию информационной компетентности учащихся. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ позволяет закрепить ключевые понятия, воспитывать культуру речи, обеспечить условия для проявления творческих способностей. Данный вид работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.

В связи с этим обучение физике должно быть направлено не только на формирование системы физических знаний как компонента естественнонаучной картины мира, но и на развитие учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, только тогда можно говорить о достижении целей общего образования. Физику ученики всегда считают трудным предметом, поэтому, необходимо мотивировать желание к изучению этой учебной дисциплины.

 

1. Информационные технологии в обучении физики

 

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье "Компьютеры в школе” пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.

Теоретический анализ методической литературы показывает, что проблема использования компьютерных технологий в учебном процессе рассматривается достаточно широко. Но как сохранить устойчивый интерес учащихся к научному обоснованию естественных процессов окружающей действительности? Помощь здесь оказывает и метод проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и сам процесс познания. Он более эффективно обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении. Моделируя такие уроки, я организую взаимодействие с детьми в следующих направлениях:

  • выяснение личного опыта об интересующем явлении с целью формулирования главного вопроса;

  • обсуждение возможных источников научного обоснования конкретного явления (информации по данной теме);

  • координация работы учащихся;

  • представление результатов работы;

  • соотнесение первичного представления о явлении с приобретёнными научными знаниями.

В настоящее время образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на такую организацию учебного процесса, при которой на первое место выходит активная, самостоятельная познавательная деятельность учащихся. При таком подходе учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свои информационное и коммуникативные умения, способность искать необходимую информацию в разных источниках (Интернете, справочниках, энциклопедиях и т.д.), переводить ее из одного вида в другой (из текста — в таблицу или схему, из рисунка, графика схемы — в текст и т.д.), оценивать (комментировать), использовать при решении учебных задач (подготовка доклада, презентации и т.д.), публично выступать, вести диалог, участвовать в обсуждении и т.д.

Преимущества использования компьютерных технологий:

• индивидуализация обучения;

• интенсификация самостоятельной работы учащихся;

• повышение познавательной активности и мотивации;

• объем выполненных заданий больше, чем на обычном уроке;

• возможность выбора уровня трудности задания;

• возможность проявить творческие способности.

Проблемы:

• недостаток качественного программного обеспечения;

• недостаточная компьютерная грамотность учителя;

• нет компьютера в домашнем пользовании;

• отсутствие демонстрационного центра;

• отсутствие контакта с учителем информатики.

Использование ИКТ дает положительные результаты. При этом важна роль учителя как наставника в организации эффективной учебной деятельности, направленной на формирование у учащихся знаний и способности применять их на практике.

Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками серьезных тем. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.

Если учитель хочет быть интересным для своих учеников, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать компьютер на уроке, а, как максимум, использовать эту машину с ее огромными универсальными возможностями. Рабочие программы по физике 7-9 классы, кроме традиционных разделов (содержание темы, средства обучения, дозирование домашнего задания), включают ряд уроков, предполагающих применение различных компьютерных программ, анимаций, видеоопытов. В кабинете физики имеется медиатека ко всем разделам физики, электронные учебники, тестовые задания, подготовка к ГИА, «виртуальная лаборатория», коллекция видео опытов.

Использование компьютерных дисков, а также ресурсов сети Интернет на уроке физики позволяет учащимся увидеть те демонстрационные опыты, которые невозможно показать учащимся на уроке, а также даёт возможность узнать новую информацию, проверить свои знания и умения в составлении формул и решении задач.

Кроме того, как показывает практика, развивают интерес к изучению физики уроки-презентации. Они позволяют интересно начать урок, например, выплывающим эпиграфом, а затем продолжить изучение материала эффектно проиллюстрированным законом или видеофрагментом с практическим использованием знаний.

Для повышения интереса и мотивации в процессе урока знакомлю ребят с современными достижениями науки, фотопортретами ученых-физиков, даю их краткие биографии в виде презентаций или Web-страниц, исторические сведения, взятые из электронных энциклопедий, приметы и пословицы, загадки и ребусы с физическим содержанием, литературные произведения, где упоминаются те или иные физические явления.

Особое значение при изучении физики имеет эксперимент. Здесь качество большинства уроков физики во многом зависит от того, насколько удачно он подобран, подготовлен и проведен. Но многие опыты в условиях школьного кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это опыты с участием веществ, опасных для здоровья, быстро протекающие процессы, опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Использование видеодемонстраций показывает, что они являются хорошим дополнением к проводимому на уроке эксперименту. Это дает целый ряд преимуществ. Во-первых, мелкие детали приборов очень хорошо видны на большом экране. Во-вторых, на видеозаписи можно манипулировать временем, т.е. растянуть быстротекущий процесс или сократить растянутые во времени процессы (диффузия, движение молекул, нагревание или кристаллизация тел, скорость звука и многое другое). Применение видеофрагмента в вводной части урока (или вводном уроке к определённой теме) сокращает время на усвоение материала темы, а за счёт этого стараюсь углубить, расширить и лучше закрепить знания учащихся. Видео демонстрация является не заменой живого эксперимента, а составной частью средств наглядности и дополнением к системе учебного эксперимента. Для проверки домашнего задания практикую показ видео опытов, требующих объяснения учащимися на основе имеющихся знаний.

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. Но использую ПК лишь в тех случаях, когда он является дополнением к реальным экспериментам, помня о том, что только работа с приборами дает учащимся необходимые для практики умения и навыки. Поэтому практические работы проводятся в классах соответственно программе в полном объёме.

Усилению межпредметных связей, расширению учащимися сферы получаемой информации способствует тесная связь с природоведением, географией, биологией и химией («Строение атома», «Атмосферное давление», «Три состояния вещества» и др.), математикой, а также с историей, литературой и русским языком. Дети очень любят опыты физического-химического содержания: «Несгораемый платок», «Самовозгорание свечи», «Фараоновы змеи» и другие. Это особенно актуально для наших малокомплектных сельских школ с малой наполняемостью.

Для учащихся средней ступени обучения применяю элементы игры, рассчитанные на смекалку, развивающие активность, вызывающие интерес. В классах старшей ступени игровых моментов уже меньше.

Проверочные и домашние работы, экспериментальные задания стараюсь давать разного уровня сложности. Часто учащимся предоставляется право выбора выполнения упражнения в соответствии со своими знаниями и способностями, что позволяет им реально оценивать свои возможности. Учитывая индивидуальные способности детей, привлекаю их к подготовке дополнительных сообщений. Обычные задачи чередую с заданиями, включающими в себя конкретные факты или события из реальной жизни.

 

Для диагностики уровня знаний применяю тестовую технологию, которая позволяет формировать у учащихся специфические навыки тестирования, что актуально в связи с введением ГИА. В тесты включаются дифференцированные задания, которые позволяют выявить навыки практического использования физических знаний, владения основными понятиями школьного курса физики. При подготовке к ГИА дети выполняют тестовые задания в режиме онлайн с помощью Интернет-ресурсов.

Опыт показал, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. Но их применение должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Без использования ИКТ сейчас трудно представить образовательный процесс. Презентации и электронные пособия, яркие и познавательные, являются прекрасным дополнением к уроку в умелых руках профессионала-учителя.

 

2. Роль и место компьютера в обучении физике

Наиболее ценными результатами образования считается гибкость и широта мышления, способность и стремление учиться. Но на практике школьное обучение дает в основном некоторую сумму знаний, интересы учащихся при этом развиваются недостаточно. Это связано в первую очередь с преобладанием пока в большинстве школ объяснительно-иллюстративного метода обучения.

В настоящее время актуальной проблемой образования является творческое усвоение знаний школьниками. Именно оно может обеспечить развитие и саморазвитие личности ученика исходя из его индивидуальных особенностей. Основная задача педагога при этом заключается в том, чтобы сделать приобретаемые знания личностно значимыми для учащегося. Это можно достичь формированием у школьников положительного отношения к учению, организацией обучения таким образом, чтобы оно максимально способствовало развитию у них активности, самостоятельного творческого мышления, но для этого необходимо сделать акцент в организации учебного процесса на увеличение самостоятельной работы учащихся.

В деятельности учителя максимальную роль должна играть работа по организации познавательной деятельности учащихся, а не сообщение им информации. Учитель же не всегда может сочетать свою деятельность по изложению учебного материала с необходимой долей деятельности по организации самостоятельной работы учащихся над этим материалом. Из основ дидактики хорошо известно, что только самостоятельная индивидуальная учебная деятельность способна привести к образованию прочных и глубоких знаний, устойчивых навыков.

Решение возникших трудностей, возможно, многими путями, остановимся на одном из них. Преодолеть существующие трудности учителю во многом может помочь компьютер, операционные возможности которого несут огромный дидактический потенциал. Поэтому многие педагоги и возлагают на электронно-вычислительные машины большие надежды, полагая, что их применение может сократить разрыв между знаниями, которые действительно сейчас дает школа и которых требует от подрастающего поколения современное общество.

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении физике. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе, и от уровня самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой учителем.

Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. В современном кабинете физики (как, впрочем, и в любом другом кабинете естественно-научной специализации) должны использоваться не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором или демонстрационным экраном.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Рассмотрим некоторые способы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физики:

  • компьютерное моделирование;

  • компьютерные демонстрации;

  • лабораторно – компьютерный практикум;

  • компьютерное тестирование.

Компьютерные демонстрации

Основным достоинством этой технологии является то, что она может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику. Другим немаловажным обстоятельством является то, что существуют такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, например, движение спутника вокруг Земли. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое значение, так как позволяют «сжать» временные и пространственные рамки и в то же время получать выводы и следствия, адекватные реальности. С другой стороны достоинство этой технологии заключается в том, что она не требует большого числа компьютеров. Достаточно одного компьютера, видеопроектора, или комплекса - компьютер плюс телевизор, чтобы начать работать по этой технологии.

Компьютерное тестирование

В учебном процессе тестирование в той или иной форме используется давно. В традиционной форме тестирование - это чрезвычайно трудоемкий процесс, который требует больших временных вложений. Использование компьютеров делает процесс тестирования настолько технологичным, что в ближайшем будущем, возможно, он станет основным элементом контроля уровня знаний учащихся.

Компьютерный практикум

Эта технология более трудоемка для учителя и требует специальной подготовки. Необходимо наличие компьютерного класса и деление класса на подгруппы. Так как изначально в технологии заложена активная роль ученика, этот вид занятий необычайно эффективен для его творческого развития. Компьютер здесь рассматривается как средство для решения тех или иных задач физики. Но, применяя компьютерный практикум, учителю не следует отказываться и от традиционной формы проведения лабораторной работы, а лучше умело сочетать эти формы на практических уроках. Например, пока одна подгруппа выполняет практикум с использованием виртуальной лаборатории, другая делает такой же практикум, но с использованием традиционного физического оборудования. Затем можно подгруппы поменять местами.

Роль компьютера на разных этапах урока

Компьютер является неотъемлемой частью при объяснении нового материала. Это и создание презентаций средствами PowerPoint, и демонстрация различных материалов. По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала.

Презентация урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с использованием программы PowerPoint из пакета MicrosoftOffice. При помощи PowerPoint можно строить диаграммы и графики, готовить слайды, проспекты, а также организовывать показы слайдов.

Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного активного восприятия компьютерного материала: я своим словом, умело поставленным вопросом направляю восприятие и мысль к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной (и ауидивизуальной) информации дает редкую возможность совместного – моего и класса наблюдения - и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

При завершении изучения каждой темы предлагаю учащимся самим составить презентации, которые затем обсуждаются с учащимися. Лучшие из презентаций я демонстрирую ученикам, которые на следующий год придут в этот класс. В кабинете систематизированы созданные учащимися презентации по темам и классам.

В своей работе большое внимание уделяю воспитательному аспекту урока и считаю, что великим учёным ребёнок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо. Именно работа с компьютером на уроках формирует навыки поиска необходимой ему в данный момент времени информации. Источником такой информации может быть книга, энциклопедия, Интернет, интерактивные компьютерные курсы. Например, недостаток в учебнике физики сведений об ученых и их жизнедеятельности, особенностях характера раньше приходилось компенсировать показом видеосюжетов, которые записывала с телевизора, собственными рассказами, сообщениями ребят. Теперь стало возможным использовать «Интерактивную энциклопедию науки и техники», Интернет.

Уроки самостоятельного поиска информации с использованием всех возможных источников наиболее любимы моими учениками. Так, например, заканчивая изучение темы «Энергия» в 8 классе провожу урок «Использование энергии движущейся воды и ветра». Учащимся предлагается самостоятельно найти информацию о разных видах электростанций. При этом часть учащихся будет использовать печатные источники, а часть – ресурсы Интернет. Философская идея такого урока заключается в том, чтобы «развернуть» учащихся в сторону книги как источника знаний и подвести к мысли о необходимости использования всех доступных источников информации. Одной из целей такого урока является и воспитание критического подхода и осмысления полученной информации.

 

3. Компьютерное тестирование эффективный способ контроля знаний

Проверка знаний, умений и навыков является, бесспорно, важным элементом любого учебного процесса. В своей работе использую различные подходы к контролю за знаниями: иногда отвожу ему большую часть урока, применяя различные способы и формы проверки, в другой раз провожу фронтальный опрос или контрольную работу. Для систематической, глубокой проверки знаний учащихся большую помощь оказывает компьютер. Он позволяет сократить затраты времени на проверку. Современные электронные учебники предоставляют мне, как учителю большой выбор различных видов тестовых заданий и задач для проверки знаний. При такой форме контроля исключается возможность субъективной оценки, так как отметку выставляет «бесстрастный» компьютер. Немаловажным является тот факт, что ученик работает в удобном для него ритме. Предпочитаю использовать не только готовые формы контроля, но и разрабатывать их сама. При изучении темы «Работа и мощность тока. Тепловое действие тока» предлагаю тест, содержащий 10 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответов, в том числе, только 1 верный. После прохождения теста результаты заносятся в текстовый документ. Накопленные результаты тестирования позволяют мне вести мониторинг освоения программного материала, спланировать индивидуальную работу с учащимися.

 

4. Использование компьютера во внеклассной работе

Одной из форм творческой работы школьников на уроках физики и во внеурочное время является подготовка тематических докладов, рефератов, кроссвордов, ребусов, устных журналов. Здесь опять помогают компьютерные технологии. При выполнении данного вида заданий ученики приобретают навыки создания таблиц, осваивают умения набора текста, вставляют рисунки и таблицы в текстовой документ, пользуются различными шрифтами, составляют заголовки, оформляют деловые документы.

Мои учащиеся готовят презентационные материалы, рефераты не только для уроков физики, но и для других предметов, активно используют компьютер во внеклассной деятельности.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий – это уже широко признанное и быстро развивающееся направление в образовании. Работая в школе, наблюдаю общественную активность учащихся, владеющих компьютером. Считаю, что этому способствовали и мои уроки с использованием информационно – коммуникационных технологий.

 

 

 

Заключение

В работе я обобщил опыт по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении физики и пришел к выводу, что наряду с многообразием технологий, форм, методов, приёмов обучения, информационно – коммуникационные технологии в обучении позволили добиться гарантированного педагогического результата.

Ежегодно мои учащиеся принимают участие в районной олимпиаде по физике.

Прочные знания по предмету, интерес к физике позволяют учащимся продолжать обучение.

Оценка качества подготовки учащихся наряду с количественной может быть и качественной.

В дальнейшей деятельности я продолжу работу по использованию информационно – коммуникационных технологий в педагогической деятельности. Широкое распространение сейчас получили сетевые технологии для дистанционного обучения. В использовании таких технологий я вижу залог успешности и конкурентоспособности моих учеников, которые смогли бы обучаться таким способом по индивидуальным образовательным траекториям.

Итак, использование ИКТ в процессе преподавания физики позволяет:

  • значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;

  • увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны;

  • расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бордовская Н.А., Реан А.А. Педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2010.

  2. Варламов С.Д., Эминов П.А.. Сурков В.А.ИспользованиеMicrosoftOffice в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. Физика. М: ИМА-пресс, 2013.

  3. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1998.

  4. Высоцкий И. Р., Компьютер в образовании, //Информатика и образование,2000,№ 1.

  5. Дьячук П.П., Лариков Е.В. Применение компьютерных технологий обучения в средней школе. Красноярск: Изд-во КГПУ,2011.

  6. Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование- М.: 2013-№3.

  7. Кавтрев А. Ф., Компьютерные модели в школьном курсе физики. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 2, Санкт-Петербург, Информатизация образования,2014.

  8. Кавтрев А. Ф., Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики в школе. «Дипломат», Сб. РГПУ им. А. И. Герцена «Физика в школе и вузе», Санкт-Петербург, Образование,2015.

  9. Львовский М. Б., Львовская Г. Ф. Преподавание физики с использованием компьютера. // Информатика и образование — М.2012, № 5.

  10. Плотникова И.А. Методика тестового контроля в старших классах// Информатика и образование- М.: 2000- №1.

  11. Подласый И. П.,Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000-Кн. 2.: Процесс воспитания.

  12. Подласый И. П.,Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

  13. Полат Е. С. Информационные технологии в системе образования. М.,2013.

  14. Усова А.В., Бобров А.А.Формирование учебных навыков на уроках физики. – М.: Просвещение, 2014

  15. Хорошавин С.А.Физический эксперимент в средней школе: 6-7 кл.-ил.: Просвещение. 2011.

  16. Шоломий К. М., Психология и компьютер, //Информатика и образование,1999,№ 6.

 

 

 

Приложение 1

План урока учителя физики

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Тема: «Отражение света» (программа А. В. Перышкина, Е. М. Гутник)

Класс: 7

Технологии: ЭОР Интернет, собственно разработанные ресурсы: компьютерный тест, компьютерная презентация.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, Flash-плеер, Ms Office (Power Point, Excel), видеоплеер.

Образовательные ресурсы Интернет: "Класс!ная физика", "Единая коллекция ЦОР" (http://class-fizika.narod.ru,  http://school-collection.edu.ru).

Цель урока: сформировать способность применения закона отражения света к решению графических и расчетных задач; повторить, закрепить знание закона прямолинейного распространения света.

Задачи урока:

- образовательные: сформировать  знания определения, понятий: «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения», «зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового луча»; знание закона отражения света; развивать умения графически изображать процесс отражения света, рассчитывать угол падения, отражения света;

- развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать поставленную проблему, а

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках физики»

Использование ИКТ-технологий на уроках физики



В настоящее время российское образование перешло на новые стандарты обучения, что сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Введение ФГОС требует отказа от пассивного метода преподавания, во время которого учитель являлся основным, а иногда и единственным носителем информации. Структура урока сегодня должна обеспечить возможность для решения творческих задач, развития у учащихся способности к самореализации путем сочетания различных современных педагогических технологий, то есть для творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов.

Но особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы её применения. При этом ученики ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из интернет-источников, СМИ, электронных игр, рекламы. Задача учителя – «научить учиться», создать условия, в которых ученик не утонет в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решит свои практические задачи, научится рационально обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать, извлекать нужную информацию. Информационная компетентность, наряду с коммуникативной – неотъемлемые составляющие модели современного школьника.

Важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании школьника. В связи с этим главную цель обучения можно конкретизировать более частными целями: воспитание у школьников в процессе деятельности положительного отношения к науке вообще и к физике в частности; развитие интереса к физическим знаниям, научно - популярным статьям, жизненным проблемам. Физика является основой естествознания и современного научно - технического прогресса, что определяет следующие конкретные цели обучения: осознание учащимися роли физики в науке и производстве, воспитание экологической культуры, понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой.

На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе. Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.

В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств, в процесс обучения.

Целью моей работы является обобщение опыта по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. Свою задачу вижу в том, чтобы помочь учащимся через использование информационно – коммуникационных технологий создать условия для овладения общеучебными навыками, знаниями по предмету и для формирования интереса к физике. Конечным результатом организации данной деятельности вижу повышение качества обучения по предмету физика как одного из приоритетных направлений Концепции модернизации российского образования.

Для совершенствования образовательного процесса, создания единой образовательной среды, повышения качества образования необходимы:

  • интеграция различных предметных областей;

  • модернизация традиционной системы предметного обучения;

  • накопление образовательных ресурсов;

  • освоение учителем современных информационных технологий;

  • организация личностно-ориентированного обучения;

  • творческий взаимообмен между учителем и учеником.

Так как мы живём в информационном обществе, современный урок невозможно представить без ИКТ. Наличие технических средств ещё не обеспечивает ни высокий информационный уровень урока, ни коммуникацию между его участниками. Учитель, планируя свой урок, отбирая информацию, определяет формы и методы. Комбинированный урок, который по-прежнему является распространенной формой сегодня в школе, стал почти невозможен без применения ИКТ на каждом этапе урока.

Применение ИКТ на уроках физики помогает

  • формировать опыт творческой деятельности учащихся;

  • иллюстрировать целостность естественнонаучной картины мира;

  • организовывать интерактивные практикумы (работать с материалами Интернет, обучающими программами);

  • создавать презентации, разрабатывать дидактические материалы;

  • строить схемы и опорные конспекты к урокам;

  • проводить внеклассную работу по предмету;

  • вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность;

  • моделировать физические явления и процессы;

  • осуществлять диагностику и контроль качества знаний;

Нестандартные формы уроков, обязательно заключающие в себе что-то оригинальное, творческое, «особо организованное», требуют напряжения эмоциональных и умственных сил, но служат выходу творческой энергии учителя и ученика, обеспечивая высокую активность учащихся.

Конечно, технические средства многократно облегчают проведение урока с использованием ИКТ, предоставляя информацию в рамках мультимедиа - презентаций, способствуют формированию информационной компетентности учащихся. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ позволяет закрепить ключевые понятия, воспитывать культуру речи, обеспечить условия для проявления творческих способностей. Данный вид работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.

В связи с этим обучение физике должно быть направлено не только на формирование системы физических знаний как компонента естественнонаучной картины мира, но и на развитие учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, только тогда можно говорить о достижении целей общего образования. Физику ученики всегда считают трудным предметом, поэтому, необходимо мотивировать желание к изучению этой учебной дисциплины.



1. Информационные технологии в обучении физики



Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье "Компьютеры в школе” пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.

Теоретический анализ методической литературы показывает, что проблема использования компьютерных технологий в учебном процессе рассматривается достаточно широко. Но как сохранить устойчивый интерес учащихся к научному обоснованию естественных процессов окружающей действительности? Помощь здесь оказывает и метод проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и сам процесс познания. Он более эффективно обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении. Моделируя такие уроки, я организую взаимодействие с детьми в следующих направлениях:

  • выяснение личного опыта об интересующем явлении с целью формулирования главного вопроса;

  • обсуждение возможных источников научного обоснования конкретного явления (информации по данной теме);

  • координация работы учащихся;

  • представление результатов работы;

  • соотнесение первичного представления о явлении с приобретёнными научными знаниями.

В настоящее время образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на такую организацию учебного процесса, при которой на первое место выходит активная, самостоятельная познавательная деятельность учащихся. При таком подходе учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свои информационное и коммуникативные умения, способность искать необходимую информацию в разных источниках (Интернете, справочниках, энциклопедиях и т.д.), переводить ее из одного вида в другой (из текста — в таблицу или схему, из рисунка, графика схемы — в текст и т.д.), оценивать (комментировать), использовать при решении учебных задач (подготовка доклада, презентации и т.д.), публично выступать, вести диалог, участвовать в обсуждении и т.д.

Преимущества использования компьютерных технологий:

• индивидуализация обучения;

• интенсификация самостоятельной работы учащихся;

• повышение познавательной активности и мотивации;

• объем выполненных заданий больше, чем на обычном уроке;

• возможность выбора уровня трудности задания;

• возможность проявить творческие способности.

Проблемы:

• недостаток качественного программного обеспечения;

• недостаточная компьютерная грамотность учителя;

• нет компьютера в домашнем пользовании;

• отсутствие демонстрационного центра;

• отсутствие контакта с учителем информатики.

Использование ИКТ дает положительные результаты. При этом важна роль учителя как наставника в организации эффективной учебной деятельности, направленной на формирование у учащихся знаний и способности применять их на практике.

Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками серьезных тем. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.

Если учитель хочет быть интересным для своих учеников, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать компьютер на уроке, а, как максимум, использовать эту машину с ее огромными универсальными возможностями.
Рабочие программы по физике 7-9 классы, кроме традиционных разделов (содержание темы, средства обучения, дозирование домашнего задания), включают ряд уроков, предполагающих применение различных компьютерных программ, анимаций, видеоопытов. В кабинете физики имеется медиатека ко всем разделам физики, электронные учебники, тестовые задания, подготовка к ГИА, «виртуальная лаборатория», коллекция видео опытов.

Использование компьютерных дисков, а также ресурсов сети Интернет на уроке физики позволяет учащимся увидеть те демонстрационные опыты, которые невозможно показать учащимся на уроке, а также даёт возможность узнать новую информацию, проверить свои знания и умения в составлении формул и решении задач.

Кроме того, как показывает практика, развивают интерес к изучению физики уроки-презентации. Они позволяют интересно начать урок, например, выплывающим эпиграфом, а затем продолжить изучение материала эффектно проиллюстрированным законом или видеофрагментом с практическим использованием знаний.

Для повышения интереса и мотивации в процессе урока знакомлю ребят с современными достижениями науки, фотопортретами ученых-физиков, даю их краткие биографии в виде презентаций или Web-страниц, исторические сведения, взятые из электронных энциклопедий, приметы и пословицы, загадки и ребусы с физическим содержанием, литературные произведения, где упоминаются те или иные физические явления.

Особое значение при изучении физики имеет эксперимент. Здесь качество большинства уроков физики во многом зависит от того, насколько удачно он подобран, подготовлен и проведен. Но многие опыты в условиях школьного кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это опыты с участием веществ, опасных для здоровья, быстро протекающие процессы, опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Использование видеодемонстраций показывает, что они являются хорошим дополнением к проводимому на уроке эксперименту. Это дает целый ряд преимуществ. Во-первых, мелкие детали приборов очень хорошо видны на большом экране. Во-вторых, на видеозаписи можно манипулировать временем, т.е. растянуть быстротекущий процесс или сократить растянутые во времени процессы (диффузия, движение молекул, нагревание или кристаллизация тел, скорость звука и многое другое). Применение видеофрагмента в вводной части урока (или вводном уроке к определённой теме) сокращает время на усвоение материала темы, а за счёт этого стараюсь углубить, расширить и лучше закрепить знания учащихся. Видео демонстрация является не заменой живого эксперимента, а составной частью средств наглядности и дополнением к системе учебного эксперимента. Для проверки домашнего задания практикую показ видео опытов, требующих объяснения учащимися на основе имеющихся знаний.

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. Но использую ПК лишь в тех случаях, когда он является дополнением к реальным экспериментам, помня о том, что только работа с приборами дает учащимся необходимые для практики умения и навыки. Поэтому практические работы проводятся в классах соответственно программе в полном объёме.

Усилению межпредметных связей, расширению учащимися сферы получаемой информации способствует тесная связь с природоведением, географией, биологией и химией («Строение атома», «Атмосферное давление», «Три состояния вещества» и др.), математикой, а также с историей, литературой и русским языком. Дети очень любят опыты физического-химического содержания: «Несгораемый платок», «Самовозгорание свечи», «Фараоновы змеи» и другие. Это особенно актуально для наших малокомплектных сельских школ с малой наполняемостью.

Для учащихся средней ступени обучения применяю элементы игры, рассчитанные на смекалку, развивающие активность, вызывающие интерес. В классах старшей ступени игровых моментов уже меньше.

Проверочные и домашние работы, экспериментальные задания стараюсь давать разного уровня сложности. Часто учащимся предоставляется право выбора выполнения упражнения в соответствии со своими знаниями и способностями, что позволяет им реально оценивать свои возможности. Учитывая индивидуальные способности детей, привлекаю их к подготовке дополнительных сообщений. Обычные задачи чередую с заданиями, включающими в себя конкретные факты или события из реальной жизни.



Для диагностики уровня знаний применяю тестовую технологию, которая позволяет формировать у учащихся специфические навыки тестирования, что актуально в связи с введением ГИА. В тесты включаются дифференцированные задания, которые позволяют выявить навыки практического использования физических знаний, владения основными понятиями школьного курса физики. При подготовке к ГИА дети выполняют тестовые задания в режиме онлайн с помощью Интернет-ресурсов.

Опыт показал, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. Но их применение должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Без использования ИКТ сейчас трудно представить образовательный процесс. Презентации и электронные пособия, яркие и познавательные, являются прекрасным дополнением к уроку в умелых руках профессионала-учителя.



2. Роль и место компьютера в обучении физике

Наиболее ценными результатами образования считается гибкость и широта мышления, способность и стремление учиться. Но на практике школьное обучение дает в основном некоторую сумму знаний, интересы учащихся при этом развиваются недостаточно. Это связано в первую очередь с преобладанием пока в большинстве школ объяснительно-иллюстративного метода обучения.

В настоящее время актуальной проблемой образования является творческое усвоение знаний школьниками. Именно оно может обеспечить развитие и саморазвитие личности ученика исходя из его индивидуальных особенностей. Основная задача педагога при этом заключается в том, чтобы сделать приобретаемые знания личностно значимыми для учащегося. Это можно достичь формированием у школьников положительного отношения к учению, организацией обучения таким образом, чтобы оно максимально способствовало развитию у них активности, самостоятельного творческого мышления, но для этого необходимо сделать акцент в организации учебного процесса на увеличение самостоятельной работы учащихся.

В деятельности учителя максимальную роль должна играть работа по организации познавательной деятельности учащихся, а не сообщение им информации. Учитель же не всегда может сочетать свою деятельность по изложению учебного материала с необходимой долей деятельности по организации самостоятельной работы учащихся над этим материалом. Из основ дидактики хорошо известно, что только самостоятельная индивидуальная учебная деятельность способна привести к образованию прочных и глубоких знаний, устойчивых навыков.

Решение возникших трудностей, возможно, многими путями, остановимся на одном из них. Преодолеть существующие трудности учителю во многом может помочь компьютер, операционные возможности которого несут огромный дидактический потенциал. Поэтому многие педагоги и возлагают на электронно-вычислительные машины большие надежды, полагая, что их применение может сократить разрыв между знаниями, которые действительно сейчас дает школа и которых требует от подрастающего поколения современное общество.

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении физике. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе, и от уровня самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой учителем.

Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. В современном кабинете физики (как, впрочем, и в любом другом кабинете естественно-научной специализации) должны использоваться не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором или демонстрационным экраном.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Рассмотрим некоторые способы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физики:

  • компьютерное моделирование;

  • компьютерные демонстрации;

  • лабораторно – компьютерный практикум;

  • компьютерное тестирование.

Компьютерные демонстрации

Основным достоинством этой технологии является то, что она может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику. Другим немаловажным обстоятельством является то, что существуют такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, например, движение спутника вокруг Земли. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое значение, так как позволяют «сжать» временные и пространственные рамки и в то же время получать выводы и следствия, адекватные реальности. С другой стороны достоинство этой технологии заключается в том, что она не требует большого числа компьютеров. Достаточно одного компьютера, видеопроектора, или комплекса - компьютер плюс телевизор, чтобы начать работать по этой технологии.

Компьютерное тестирование

В учебном процессе тестирование в той или иной форме используется давно. В традиционной форме тестирование - это чрезвычайно трудоемкий процесс, который требует больших временных вложений. Использование компьютеров делает процесс тестирования настолько технологичным, что в ближайшем будущем, возможно, он станет основным элементом контроля уровня знаний учащихся.

Компьютерный практикум

Эта технология более трудоемка для учителя и требует специальной подготовки. Необходимо наличие компьютерного класса и деление класса на подгруппы. Так как изначально в технологии заложена активная роль ученика, этот вид занятий необычайно эффективен для его творческого развития. Компьютер здесь рассматривается как средство для решения тех или иных задач физики. Но, применяя компьютерный практикум, учителю не следует отказываться и от традиционной формы проведения лабораторной работы, а лучше умело сочетать эти формы на практических уроках. Например, пока одна подгруппа выполняет практикум с использованием виртуальной лаборатории, другая делает такой же практикум, но с использованием традиционного физического оборудования. Затем можно подгруппы поменять местами.

Роль компьютера на разных этапах урока

Компьютер является неотъемлемой частью при объяснении нового материала. Это и создание презентаций средствами PowerPoint, и демонстрация различных материалов. По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала.

Презентация урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с использованием программы PowerPoint из пакета MicrosoftOffice. При помощи PowerPoint можно строить диаграммы и графики, готовить слайды, проспекты, а также организовывать показы слайдов.

Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного активного восприятия компьютерного материала: я своим словом, умело поставленным вопросом направляю восприятие и мысль к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной (и ауидивизуальной) информации дает редкую возможность совместного – моего и класса наблюдения - и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

При завершении изучения каждой темы предлагаю учащимся самим составить презентации, которые затем обсуждаются с учащимися. Лучшие из презентаций я демонстрирую ученикам, которые на следующий год придут в этот класс. В кабинете систематизированы созданные учащимися презентации по темам и классам.

В своей работе большое внимание уделяю воспитательному аспекту урока и считаю, что великим учёным ребёнок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо. Именно работа с компьютером на уроках формирует навыки поиска необходимой ему в данный момент времени информации. Источником такой информации может быть книга, энциклопедия, Интернет, интерактивные компьютерные курсы. Например, недостаток в учебнике физики сведений об ученых и их жизнедеятельности, особенностях характера раньше приходилось компенсировать показом видеосюжетов, которые записывала с телевизора, собственными рассказами, сообщениями ребят. Теперь стало возможным использовать «Интерактивную энциклопедию науки и техники», Интернет.

Уроки самостоятельного поиска информации с использованием всех возможных источников наиболее любимы моими учениками. Так, например, заканчивая изучение темы «Энергия» в 8 классе провожу урок «Использование энергии движущейся воды и ветра». Учащимся предлагается самостоятельно найти информацию о разных видах электростанций. При этом часть учащихся будет использовать печатные источники, а часть – ресурсы Интернет. Философская идея такого урока заключается в том, чтобы «развернуть» учащихся в сторону книги как источника знаний и подвести к мысли о необходимости использования всех доступных источников информации. Одной из целей такого урока является и воспитание критического подхода и осмысления полученной информации.




3. Компьютерное тестирование эффективный способ контроля знаний

Проверка знаний, умений и навыков является, бесспорно, важным элементом любого учебного процесса. В своей работе использую различные подходы к контролю за знаниями: иногда отвожу ему большую часть урока, применяя различные способы и формы проверки, в другой раз провожу фронтальный опрос или контрольную работу. Для систематической, глубокой проверки знаний учащихся большую помощь оказывает компьютер. Он позволяет сократить затраты времени на проверку. Современные электронные учебники предоставляют мне, как учителю большой выбор различных видов тестовых заданий и задач для проверки знаний. При такой форме контроля исключается возможность субъективной оценки, так как отметку выставляет «бесстрастный» компьютер. Немаловажным является тот факт, что ученик работает в удобном для него ритме. Предпочитаю использовать не только готовые формы контроля, но и разрабатывать их сама. При изучении темы «Работа и мощность тока. Тепловое действие тока» предлагаю тест, содержащий 10 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответов, в том числе, только 1 верный. После прохождения теста результаты заносятся в текстовый документ. Накопленные результаты тестирования позволяют мне вести мониторинг освоения программного материала, спланировать индивидуальную работу с учащимися.




4. Использование компьютера во внеклассной работе

Одной из форм творческой работы школьников на уроках физики и во внеурочное время является подготовка тематических докладов, рефератов, кроссвордов, ребусов, устных журналов. Здесь опять помогают компьютерные технологии. При выполнении данного вида заданий ученики приобретают навыки создания таблиц, осваивают умения набора текста, вставляют рисунки и таблицы в текстовой документ, пользуются различными шрифтами, составляют заголовки, оформляют деловые документы.

Мои учащиеся готовят презентационные материалы, рефераты не только для уроков физики, но и для других предметов, активно используют компьютер во внеклассной деятельности.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий – это уже широко признанное и быстро развивающееся направление в образовании. Работая в школе, наблюдаю общественную активность учащихся, владеющих компьютером. Считаю, что этому способствовали и мои уроки с использованием информационно – коммуникационных технологий.










Заключение

В работе я обобщил опыт по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении физики и пришел к выводу, что наряду с многообразием технологий, форм, методов, приёмов обучения, информационно – коммуникационные технологии в обучении позволили добиться гарантированного педагогического результата.

Ежегодно мои учащиеся принимают участие в районной олимпиаде по физике.

Прочные знания по предмету, интерес к физике позволяют учащимся продолжать обучение.

Оценка качества подготовки учащихся наряду с количественной может быть и качественной.

В дальнейшей деятельности я продолжу работу по использованию информационно – коммуникационных технологий в педагогической деятельности. Широкое распространение сейчас получили сетевые технологии для дистанционного обучения. В использовании таких технологий я вижу залог успешности и конкурентоспособности моих учеников, которые смогли бы обучаться таким способом по индивидуальным образовательным траекториям.

Итак, использование ИКТ в процессе преподавания физики позволяет:

  • значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;

  • увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны;

  • расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бордовская Н.А., Реан А.А. Педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2010.

  2. Варламов С.Д., Эминов П.А.. Сурков В.А.ИспользованиеMicrosoftOffice в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. Физика. М: ИМА-пресс, 2013.

  3. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1998.

  4. Высоцкий И. Р., Компьютер в образовании, //Информатика и образование,2000,№ 1.

  5. Дьячук П.П., Лариков Е.В. Применение компьютерных технологий обучения в средней школе. Красноярск: Изд-во КГПУ,2011.

  6. Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование- М.: 2013-№3.

  7. Кавтрев А. Ф., Компьютерные модели в школьном курсе физики. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 2, Санкт-Петербург, Информатизация образования,2014.

  8. Кавтрев А. Ф., Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики в школе. «Дипломат», Сб. РГПУ им. А. И. Герцена «Физика в школе и вузе», Санкт-Петербург, Образование,2015.

  9. Львовский М. Б., Львовская Г. Ф. Преподавание физики с использованием компьютера. // Информатика и образование — М.2012, № 5.

  10. Плотникова И.А. Методика тестового контроля в старших классах// Информатика и образование- М.: 2000- №1.

  11. Подласый И. П.,Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000-Кн. 2.: Процесс воспитания.

  12. Подласый И. П.,Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

  13. Полат Е. С. Информационные технологии в системе образования. М.,2013.

  14. Усова А.В., Бобров А.А.Формирование учебных навыков на уроках физики. – М.: Просвещение, 2014

  15. Хорошавин С.А.Физический эксперимент в средней школе: 6-7 кл.-ил.: Просвещение. 2011.

  16. Шоломий К. М., Психология и компьютер, //Информатика и образование,1999,№ 6.

 




Приложение 1

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Тема: «Отражение света» (программа А. В. Перышкина, Е. М. Гутник)

Класс: 7

Технологии: ЭОР Интернет, собственно разработанные ресурсы: компьютерный тест, компьютерная презентация.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, Flash-плеер, Ms Office (Power Point, Excel), видеоплеер.

Образовательные ресурсы Интернет: "Класс!ная физика", "Единая коллекция ЦОР" (http://class-fizika.narod.ru,  http://school-collection.edu.ru).

Цель урока: сформировать способность применения закона отражения света к решению графических и расчетных задач; повторить, закрепить знание закона прямолинейного распространения света.

Задачи урока:

- образовательные: сформировать  знания определения, понятий: «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения», «зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового луча»; знание закона отражения света; развивать умения графически изображать процесс отражения света, рассчитывать угол падения, отражения света;

- развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений, продолжить развивать умения  осуществлять  самооценку  своей учебной деятельности,  определять эффективность своего труда,  осуществлять самокоррекцию своей  учебной  деятельности;

- воспитательные: продолжить работу по воспитанию самостоятельности, активности, дисциплинированности, внимательности, самокритичности.

Структура урока:

I Организационный момент, повторение пройденного материала. Актуализация имеющихся знаний.

1. Компьютерный тест «Источники света. Прямолинейное распространение света» (4 человека работают на ноутбуках).

2. Устный интерактивный опрос-тест на соотнесение (с использованием интерактивной доски):

А) К какому виду источников света относится Солнце? (варианты ответов: тепловой источник, источник отраженного света, люминесцирующий источник, естественный источник, искусственный источник).

Б) Как распространяется свет в однородной среде? (варианты ответов: изменяет направление своего распространения, криволинейно, прямолинейно, нельзя однозначно ответить на этот вопрос).

В) Какой рисунок соответствует сходящемуся пучку света? параллельному пучку света? расходящемуся пучку света?

Г) Укажите на рисунке область тени и полутени. Что такое тень? Что такое полутень?

 Д) Лунное затмение можно наблюдать, когда Земля, Луна, Солнце  выстраиваются на одной прямой в следующем порядке: …(варианты ответов: Земля – Солнце – Луна, Солнце – Земля – Луна, Солнце – Луна – Земля, Луна – Солнце – Земля).

Е) Солнечное затмение можно наблюдать, когда …(варианты ответов: Луна находится в тени Земли, Земля находится между Солнцем и Луной, Земля находится в тени Луны, Солнце находится между Луной и Землей).

3.  Сообщения «Театр теней», «Солнечные часы» – домашние мини-проекты учащихся.

II Целеполагание. Постановка проблемы.

А) Отгадайте загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет. (Ответ: Зеркало)

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец — глупца,

Баран — барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну — обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеется тоже. (Ответ: Зеркало)

Б) Что происходит с лучом света при его падении на зеркало?

В) Проецирование рисунков с изображением перископа.  Что изображено на рисунках? С какой целью используются перископы? В устройстве перископа используются зеркала. Какое явление мы должны изучить, чтобы понять работу перископа?

Д) Какую цель перед собой вы на сегодняшнем уроке поставите?

III. Открытие «нового» знания.

1. Формирование понятий «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения» на основе наблюдения демонстрации опыта «Отражение света», компьютерной анимации «Отражение света» (http://class-fizika.narod.ru); выполнение задания № 3 (рабочая тетрадь, стр.140).

2. Постановка учебной проблемы: Каким законам подчиняется отражение света? Выполнение каких действий приведет нас к решению этой проблемы?

3. Самостоятельная исследовательская деятельность «Изучение явления отражения света» (рабочая тетрадь, стр.139, опыт №3).

4. Анализ выводов, полученных в ходе исследования – формулирование закона отражения света.

5. Формирование понятий «зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового луча» по итогам опыта №1 (рабочая тетрадь, стр.138).

6. Рефлексия данного этапа урока:

А) все ли были успешны при проведении исследования и формулировании выводов на основе наблюдаемых явлений?

Б) какие трудности испытывали?

В) в чем, на ваш взгляд, их причина?

IV. Физминутка «Зажигай» - компьютерная аннимация 

V. Отработка учебных действий.

1. Самостоятельное решение задач (рабочая тетрадь, № 1, 2, стр. 140). Перед началом выполнения работы попросить ребят выставить себе «предварительную оценку».
2.  Проверка правильности выполнения заданий (компьютерная презентация с алгоритмами решений и ответами).

VI. Рефлексия.

1. Поставьте заключительную оценку своей деятельности на этапе решения задач. Совпала ли она с предварительной оценкой? Сделайте вывод.

2. Заполнение оценочного листа (частичное): задача, в которой была ошибка, причины ошибки, решение похожей задачи.

3. Был ли полезен для вас урок?

4. Какие новые знания вы приобрели?

5. Какие развили умения?

VII. Домашнее задание: завершить заполнение оценочного листа (раздел "Решение похожей задачи"); подготовить по желанию одно из следующих сообщений: "История создания и принцип действия перископа", "История создания и принцип действия калейдоскопа", "Фокусы с зеркалами", "Дворец иллюзий", "Пытка зеркалами" (при подготовке использовать сайты: http://class-fizika.narod.ru, http://school-collection.edu.ru)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!