СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дошкольное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЕКЦИЯ V. Система дошкольного образования Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования по ФГОС «направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребѐнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития». Система образования РФ включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Система дошкольного образования: представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных организаций (ДОО), ориентированную на потребности общества и семьи; решает задачи охраны и укрепления здоровья детей; реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОО и потребностями родителей воспитанников; предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка; создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОО; взаимодействует с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; встраивается в систему непрерывного образования; развивается в условиях социального партнерства; учитывает региональные особенности развития образования. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Образовательные программы определяют содержание образования. К основным образовательным программам относятся: образовательные программы дошкольного образования. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учѐтом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не установлено конкретных видов образовательных организаций, которые существовали до вступления в силу закона. Но он дает пояснение на счет наименования образовательной организации, которое должно содержать указание на еѐ организационно-правовую форму и тип образовательной организации. В наименовании образовательной организации также могут использоваться наименования, указывающие: - на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), - дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции). Поэтому с вступлением в силу нового закона об образования может существовать следующий тип образовательной организации. Тип образовательной организации Основная образовательная деятельность Дополнительная (возможная для осуществления) образовательная деятельность Возможные виды образовательных организаций Дошкольная образовательная организация образовательные программы дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми дополнительные общеразвивающие программы ясли, детский сад Таким образом, в Российской Федерации установлен следующий тип образовательной организации, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация. Дошкольная образовательная организация, осуществляет в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты: — возможность посещения образовательного учреждения; — создание условий для образовательной деятельности; — содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами. — отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка (см. Доронова Т.Н. Право на образование// Дошкольное воспитание. — 2001. - № 10. - с. 2-6.). Дошкольная организация — это организация образования, которая создается с целью удовлетворения запросов и потребностей семьи в уходе за детьми, их гармоничном развитии на основе общекультурных, национальных ценностей, в подготовке ребенка к начальной ступени среднего общего образования, в создании необходимых условий родителям для продолжения своей работы и учебы, активного участия в общественной жизни. Дошкольная организация осуществляет воспитание и обучение детей дошкольного возраста от одного года до шести (семи) лет, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития детей, нуждающихся в этом на основе общеобразовательных и (или) специальных программ. Образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения, как было до принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а в любой форме, установленной законодательством для некоммерческих организаций. Образовательные организации могут быть государственными (созданными Российской Федерации и субъектами федерации), муниципальными и частными. Образовательные организации, созданные Российской Федерацией, субъектом федерации, муниципальными образованиями в форме учреждения (государственные и муниципальные учреждения), в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ могут быть казенными, бюджетными, автономными. Эти типы государственных и муниципальных учреждений определены в связи с переходом от сметного финансирования к обеспечению государственных (муниципальных) учреждений финансами лишь для выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) в виде бюджетных субсидий. Различия в типах государственных и муниципальных учреждений заключаются в степени финансовой самостоятельности учреждения — доходы от приносящей доход деятельности полностью получает автономное учреждение, а казенное учреждение передает доходы от платных услуг и работ в бюджет своего учредителя. Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям. В дошкольной организации группы могут иметь разную направленность: - общеразвивающую (осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования) - компенсирующую (осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья) - оздоровительную (для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении) - комбинированную направленность (осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования). Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В образовательной организации могут быть организованы также: группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня; семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования. В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы). Все организации дошкольного образования вправе самостоятельно разрабатывать программу обучения, при этом они должны опираться на стандарт, который закреплен законодательно. Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Организация дошкольного образования, опираясь на закон, определяет и разрабатывает: а) продолжительность пребывания детей; б) режим работы; в) предельную наполняемость групп; г) разную продолжительность пребывания детей в течение суток: - группы кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день), - группы полного (12-часового пребывания), - группы продленного дня (13-14-часового пребывания), - группы сокращенного дня (8 — 10,5 часового пребывания), - группы круглосуточного пребывания, - групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, - разновозрастные группы, - по запросу родителей возможно пребывание в выходные и праздничные дни. Дошкольная образовательная организация также вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам, реализация которых не является основной целью их деятельности. Дошкольная образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В уставе образовательной организации содержится следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. В «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» раскрываются особенности функционирования дошкольных образовательных организаций: Порядок организации является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей. Согласно Порядку организации дошкольная образовательная организация реализует образовательные программы дошкольного образования, обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Участниками образовательного процесса дошкольной образовательной организации являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (Закон РФ «Об образовании в РФ» ст. 2). Согласно Порядку организации содержание образовательной деятельности определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, в том числе по адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Нормативно-правовое обновление системы дошкольного образования представлено в документах: Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 26.12.2012 г.); Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилого фонда СанПиН 2.4.1.3147-13 (от 19 декабря 2013 г. № 68); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13 (от 15 мая 2013 г. № 26); ФГОС ДО (от 17 октября 2013 г. № 1155); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (от 30 августа 2013 г. № 1014); Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Предшкольное образование представляет собой фактор расширения доступа подготовки к школе детей из разных слоев населения. Предшкольное образование должно обеспечить оптимальные условия для максимальной реализации ребенком своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития. Содержание предшкольного образования ориентировано на формирование у ребенка: положительной самооценки, уверенности в себе; стремления к познанию нового, интереса к окружающему миру; мотивации достижения успеха, активной, деятельной позиции; коммуникативных умений и навыков; основ духовно-нравственного облика личности, определение личных и усвоение общечеловеческих ценностей; способов познавательной деятельности; компетентности в различных сферах деятельности человека. Новые подходы к системе дошкольного образования требуют обновления системы образования, развития научных исследований, создания инновационных программ и проектов. Большое значение отводится проблеме качества образования. Качество дошкольного образования представляет собой сложное интегративное комплексное понятие. Рассмотрим понятие качества. Согласно стандартам ИСО серии 9000, под качеством следует понимать степень соответствия свойств какого-то объекта (продукта, услуги, процесса) некоторым требованиям (нормам, стандартам). Качество дошкольного образования - это сбалансированное соответствие всех аспектов образования целям, потребностям, требованиям, нормам, стандартам. При этом следует учитывать, что к определению качества дошкольного образования необходим многосторонний подход. Во-первых, перед любым образованием ставятся определенные цели, как внешние, так и внутренние. Оно должно соответствовать установленным стандартам. Для получения качественного образования должно быть обеспечено качество самих требований (целей, стандартов и норм) и необходимые качественные ресурсы (образовательные программы, кадры, контингент детей, материально-техническое обеспечение), т.е. качество условий. При соблюдении этих двух аспектов качества важную роль играет качество образовательных процессов (воспитательнообразовательная, научная деятельность, управление, образовательные технологии). Еще одним элементом качества образования является качество результатов деятельности (по всем направлениям деятельности ребенка). Все названные составляющие качества дошкольного образования должны рассматриваться в единстве. При этом образование - это образовательная услуга. Дошкольное образование производит продукцию и услуги для разных категорий потребителей - детей, родителей, общества. Таким образом, обновление педагогического процесса понимается как системное инновационное обновление педагогического процесса, обеспечивающее его переход на более высокую ступень развития. В настоящее время смысл образования рассматривается с разных позиций. В отношении современного дошкольного образования мы выделяем следующие факторы: 1. Образование и общество. К этому направлению относятся система образования, целью которого является духовно-нравственное воспитание и образование будущих граждан страны, подготовка к обучению в школе. Здесь образование рассматривается как услуга, как социальный институт. Образование как социальный институт есть общественная система социального наследования культуры, формирования личности и интеллектуальных ресурсов общества. Недавно прошедший (4-9 октября 2015 г. XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) работал по проблеме «Образование и общество: интеграция во имя ребенка» и выступил с образовательной инициативой Республики Саха (Якутия) «Образование, открытое в Будущее». 2. Образование и будущее. Образование дает возможность прогнозирования будущего на основе знания законов развития природы и общества, которое зависит от системы ценностей, а ценности определяются образованием. Само будущее может и должно выступать в качестве ценности. Только хорошее образование способно превратить понимание будущего в ценность. Таким образом, миссия образования - это прогресс общественного развития во всех направлениях, гармонизация деятельности человека. Основной идеей проекта «Образование, открытое в будущее» является создание условий для получения каждым гражданином Республики Саха (Якутия) индивидуального образования при условии сохранения единого образовательного пространства республики и Российской Федерации и сохранении массовости дошкольного, общего и дополнительного образования детей [3]. Основные направления Образования, открытого в будущее: Цель дошкольного образования - создание пространства для деятельности ребенка и сопровождение его индивидуального развития, благоприятной социализации и усвоения ключевых компетенций в условиях свободы выбора деятельности. В этом ключе разработан проект «Детский сад без границ». Основные характеристики: - индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом склонностей, интересов детей, потребностей родителей; - открытость образовательного пространства, которое не замыкается групповой организацией; учитывает этнокультурные и языковые особенности; создается в виде мастерских, лабораторий, музеев, лекотек, спортивных площадок и т.д. При такой организации дошкольного образования востребованы такие специалисты как игромастер и тьютор. Для детей до 3 лет разработан проект «Раннее развитие детей», в соответствии с которым должны предоставляться услуги психолого-педагогического сопровождения семейного образования и раннего развития детей с внутриутробного периода, что требует перехода от принципа «образование вне семьи» к принципу «семья собирается через образование». Большое внимание уделяется созданию современной инфраструктуры детского сада. С 2012 года в республике реализуется комплекс мер по модернизации образования, направленный на обновление инфраструктуры и создание условий, обеспечивающих новое качество образования. С привлечением финансирования из федерального, республиканского и муниципального бюджетов в республике в 2014 году было построено 33 детских сада, а в 2015-2016 годах планируется не менее 30. Начали открываться новые детские сады на первых этажах многоквартирных жилых домов. За последние два года в Якутске введены около 10 новых дошкольных образовательных организаций. Это современные здания с прекрасной инфраструктурой и современным оборудованием. Просторный пищеблок, компьютерный, спортивный и музыкальный залы, соляная пещера и сенсорная комната, детская площадка с большой игровой зоной, ИЗО-студия, театр, бассейн, спортивные комплексы, медицинский блок, где есть специализированные процедурные и массажные кабинеты, кабинеты стоматолога, логопеда и психолога - неполный перечень оборудования современных детских садов г. Якутска. Новая инфраструктура детских садов воплощает идеи свободной детской деятельности, многофункциональность, трансформируемость оборудований, учет климатогеографических и этнокультурных особенностей региона. Механизмы реализации проекта «Детский сад без границ»: - внедрение полилингвального (якутский, русский и иностранный языки) средового подхода в реализацию программ дошкольного образования; - уход от группового принципа деления контингента дошкольников внутри детского сада, формирование свободно-конструируемых детских сообществ под инициативы и потребности детей дошкольного возраста в течение дня; - стимулирование негосударственного сектора для расширения спектра услуг дошкольного образования; - разработка единого норматива на индивидуальное образование в дошкольном образовании; - создание мотивирующей интерактивной развивающей среды в дошкольных образовательных организациях, направленной на индивидуализацию образования; - внедрение института игромастеров и тьюторов, в т.ч. для сопровождения детей с ОВЗ; - организация центров перинатального развития, школ для будущих мам по развитию детей с внутриутробного периода с использованием ресурсов дошкольных образовательных организаций; - разработка программ дополнительного профессионального образования по методикам раннего развития детей, переподготовка воспитателей для работы с детьми раннего возраста; - разработка профессиональных образовательных программ дошкольного образования по периодам развития детей (ранний возраст, дошкольный возраст, предшкольный период); - создание региональной сети консультативно-методических центров, центров поддержки семейного воспитания, служб ранней помощи, центров игровой поддержки ребенка, патронатных служб. 3. Образование и информационно-образовательная среда. Условием функционирования Открытого образования является открытое образовательное пространство, помогающее развивать личное знание каждого, позволяя выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствовала бы образовательным способностям и потребностям обучающегося, независимо от его местонахождения. Начата реализация открытой информационно-образовательной среды для навигации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. При этом каждый пользователь должен иметь возможность изменения уже существующего контента. Внедрение новых образовательных технологий подразумевает изменение подхода к процессу обучения, появлению новых методик, появлению "цифровой педагогики". Механизмы реализации: - приведение инфраструктуры в соответствие современным мировым стандартам, в т.ч. обеспечение доступа любого гражданина республики к сети Интернет и другим средствам телекоммуникаций для решения образовательных задач; - внедрение автоматизированной информационно-образовательной системы регионального учета контингента детей детского сада - внедрение автоматизированной информационной системы мониторинга развития детей в разных видах деятельности, позволяющей формировать статистический и аналитический мониторинг, а также общее коммуникационное пространство всех участников образовательной деятельности. 4. Образование и личность. В данном смысле образование рассматривается со следующих позиций: система ценностей ребенка, система его интересов, характер ребенка, качество деятельности ребенка, усиление интеллектуальной составляющей, раскрытие индивидуальных возможностей, качественная подготовка к обучению в школе, комплекс внутренних возможностей личности, определяющих постоянное возрастание интеллектуального и творческого потенциала, раскрытие дарований и способностей детей. Одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие и поддержка талантливых детей, что предусматривает объединение усилий образовательных, медицинских учреждений и государства по оказанию помощи семье для рождения и воспитания здоровых, способных, талантливых и одаренных детей, нашего будущего. В связи с этим Северо-Восточный федеральный университет начал работу по реализации концепции Программы «С самого начала...», направленной на создание комплексной системы сопровождения семьи по проблеме рождения здоровых детей, создания условий для проявления и развития способностей детей, оказания помощи в воспитании, обучении, взращивании одаренных детей, психолого-педагогической поддержки одаренных детей, консультативной помощи их родителям. Главной идеей Программы является всесторонняя поддержка семьи, содействие в раскрытии природных задатков, развитии способностей, познавательной и интеллектуальной активности детей. Отличительной особенностью Концепции «С самого начала...» является понимание того, что способности и одаренность проявляются на ранних этапах жизни человека. Особенно сензитивным является дошкольный период. Семья как первичная среда жизни и развития ребенка способна создать условия для развития способностей детей. С этих позиций миссия университета заключается в целенаправленной работе по медицинскому, психолого-педагогическому просвещению родителей, а также в методической помощи дошкольным учреждениям в выявлении, воспитании и развития индивидуального дарования детей. С этой целью в учебных планах бакалавриата и магистратуры по профилю «Дошкольное образование» введены дисциплины «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми», «Психолого-педагогическое сопровождение одаренности», работает инициативная группа преподавателей медицинского и педагогического институтов СВФУ по программе «С самого начала...». 5. Образование и наука. Образование - питательная среда науки, источник научных идей, сфера реализации инновационных проектов. Профессиональная компетентность современных педагогов дошкольного образования подразумевает умения и навыки разработки, обоснования и реализации инновационных проектов, программ воспитания, образования и развития детей, исследовательских навыков и научного подхода к организации педагогической деятельности. Открытое образование подразумевает нового педагога. Профессиональная позиция педагога должна быть направлена на построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Необходимо обеспечение условий для развития кадрового потенциала, которая должна осуществляться на комплексной основе, объединяющей новые подходы в подготовке, повышении квалификации. Модель непрерывного педагогического образования строится с целью формирования педагога, субъекта социально-значимой деятельности. В основе данной модели - принципы практикоориентированности и сетевого взаимодействия, когда в процессе подготовки педагогов равными партнерами становятся вуз и школа, детские сады, организации дополнительного образования и другие заинтересованные организации. 6. Образование и культура. Культура - важнейшая обобщающая характеристика цивилизации. Приобщение детей к культуре родного народа, страны и общечеловеческой культуре красной нитью должно отражаться в содержании дошкольного образования. Этнокультурное образование дошкольников осуществляется на основе диалога культур посредством сказок, искусства, литературы, художественной деятельности, фольклора, героический эпоса, народной музыки, обогащают представления детей о культуре своего и других народов, прививают любовь и гордость к родной культуре и уважение других культур, формируют основы толерантности и открытости Вопросам модернизации современного этнокультурного образования посвящены работы А.Г. Асмолова, А.Б. Афанасьевой, С.А. Боргоякова, Г.Н. Волкова, И.Л. Набок, А.Б. Панькина, А.М. Цирульникова и др. По мнению С.А. Боргоякова, теоретико-методологические положения этнокультурного образования рассматривают образование как процесс приобщения человека к культуре и в то же время результат интериоризации культуры... Именно этнокультурологический подход к образованию позволяет создать основу развития личности учащегося как представителя своего народа и гражданина государства [2, с.94]. Концепции исследования культурно-педагогического наследия этноса, диалога культур, представлены в работах М.М. Бахтина, В.С. Библера, Д.С. Лихачева и др. Изучение традиций с позиций смыслового и функционального значения в сферах культуры и общественной жизни осуществлялось Ю.В. Бромлеем, Н.И. Костомаровым и др. Этнопедагогические подходы описаны в работах В.Ф. Афанасьева, В.С. Бахтина, Л.Н. Бережновой, У.А.Винокуровой, А.А. Григорьевой, Б.А. Кадырова, А.Г. Корниловой, Н.Д. Неустроева, Ю.А. Рудь Ю.А. и др. В научной литературе нашли свое отражение основные направления дошкольного этнокультурного образования в работах А.А. Григорьевой, М.И. Баишевой, Н.Н. Лебедевой, О.И.Михалевой, М.М. Прокопьевой и др. Ценностные ориентиры методологии социокультурного конструирования образования по А.Г. Асмолову представляют задачи формирования гражданской этнокультурной и общечеловеческой идентичности. Формирование гражданской идентичности направлено на становление человека как гражданина своей страны, на воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине, формирование этнокультурной идентичности и региональной идентичности (солидарности с «малой родиной» - селом, городом, регионом), представляет приобщение к национальной культуре, истории родного края, родному языку и т.д. Формирование общечеловеческой идентичности направлено на приобщение к продуктам мировой культуры, общечеловеческим ценностям, роднящих человека со всем человечеством и т.д. Таким образом, система дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. Вопросы для самопроверки: 1. Что включает понятие «система образования»? 2. Почему дошкольное образование является первоначальным звеном в системе образования России? 3. Каковы стратегические линии развития дошкольного образования на современном этапе? Чем они обуславливаются? 4. Каково значение Государственного образовательного стандарта в деятельности дошкольных учреждений? 5. Каковы пути обновления системы дошкольного воспитания? Чем они обусловлены?

Просмотр содержимого документа
«Дошкольное образование»

Преимущества использования ИД на уроке

Для учителя

Для ученика

1.

Экономия учебного времени.

Делает занятия интересными развивает мотивацию

2.

Возможность обеспечить аудио- визуальное восприятие информации.

Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

3.

Включение учащихся в активную деятельность

Эффективная и динамичная подача материала

4.

Создание положительных эмоций на уроке

Не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями

5.

Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся

Снижается уровень тревожности ребенка при работе у доски

6.

Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке

Обеспечение более эффективную доступность информации.

7.

Рациональное использование различных форм, методов и приемов работы.

Работает в своем темпе.

8.

Освобождение от рутиной бумажной работы

Формируется уверенность в своих возможностях, способностях.

9.

Разнообразие форм представления информации возможность выдавать информацию по частям

Самостоятельность, способность принимать свои решения

10.

Видеть реальное функционирование и использование в жизни изучаемых объектов, процессов и явлений

Развивают нестандартное мышление



Недостатки использования ИД на уроке для учителя

Недостаток

Способ устранения

1.

У учителя недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используется ИД

Готовить заранее материал или подбирать его в Интернете и на специальных сайтах для учителей.

2.

Преподавателем необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности.

Пройти курсы по освоению ИД

3.

Недостаточность технического оснащения школ.

Будет зависеть от школ и от их бюджета

4.

Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно- иллюстративному методу

Следить, чтобы не было такого перехода

5.

Недостаток качественного программного и технического обеспечения

Зависит от бюджета школы

6.

Отсутствие контакта с учителем информатики

Зависит есть ли программист или учитель информатики в школе

7.

Неэффективное использование программных средств

Не должно быть мало слайдов или наоборот переизбыток

8.

Чтение с экрана монитора в течение длительного времени

Необходимо проводить физкультминуток

9.

Цели ставятся перед учениками после их посадки

Нужно ставить цели перед посадкой детей за икт

10.

Недостаточность компьютерной грамотности учителя

Пройти курсы





Недостатки использования ИД на уроке для учащихся

Недостаток

Способ устранения

1.

Влияние светового излучения на зрение детей.

Проводить физкультминутки для тела и глаз

2.

Частое применение ИД способствует дезорганизации учащихся, дети отвлекаются от сути излагаемого материала, а лишь смотрят на яркие картинки, развлекаясь.

Использовать ИД не весь урок, а частично.

3.

Чтение с экрана монитора в течение длительного времени

Необходимо проводить физкультминуток

4.

Отсутствие контроля над учащимися

Не всё могут сделать правильно

5.

Ошибки в заданиях, ответах, орфографические ошибки

Спрашивать у учителя как делается то или иное задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!