СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Педагогическая практика как основа становления профессиональной компетентности будущего педагога дошкольного образования".

Нажмите, чтобы узнать подробности

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ. Дальнейшее развитие доступного качественного дошкольного образования в республики Казахстан, обеспечение развития многофункциональной сети дошкольных учреждений всех форм собственности, новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами семьи, общества и государства, успешность разворачивания процессов развития в дошкольном образовании требует от его специалистов осознания своего места и роли в этом процессе, непрерывного личностно–профессионального саморазвития Современному детскому саду нужен педагог, который способен с научных позиций, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности детей планировать, организовывать и контролировать педагогически целесообразную систему работы, субьект-субьектное взаимодействие с детьми, напраленное на развитие и саморазвитие ребенка, регулировать и корректировать ход и результаты воспитательно-образовательного процесса с учетом обратной связи Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку каждого специалиста в области дошкольного образования . Вопросы подготовки педагогических кадров находят своё отражение в государственных нормативных документах. Закон «Об образовании», Концепция 12-летнего образования, Государственная программа развития образования в Республике Казахстан 2011-2020г., программа «Балапан» одной из задач ставят подготовку учителя-мыслителя, творчески думающего педагога-исследователя, владеющего современными технологиями обучения и воспитания, профессионально-компетентностного специалиста.(1,2,3.) Новый Стандарт дошкольного воспитания и обучения предусматривает «новую роль педагога, как режиссёра совместной деятельности и фасилитатора, сопровождающего ребёнка в его развитии, познании окружающего мира» .(4) Впервые в Стандарте обозначены требования к педагогам, работающим с детьми раннего и дошкольного возраста в рамках пяти образовательных областей, предусматривающие персональную ответственность за качество результатов своей деятельности. Стандарт выводит педагога на путь самообразования и повышения качества его профессиональной компетентности. Поэтому особо актуальной становится проблема подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений на основе компетентностного подхода. . Компетентностный подход научно обоснован учеными стран европейского союза в начале 70-х годов прошлого столетия: Б.Оскарсоном, А.Шелтеном, Р. Бадером . В научной литературе России проблема организации профессионального образования на основе компетентностного подхода содержится в работах Селевко Г.,. Зеера Э, Байденко В., Ударцевой С.М.. .В Казахстане вопросы компетентностного подхода в подготовке специалистов, предпосылки которого рассматривались еще великими педагогами-просветителями И.Алтынсариным, А.Кунанбаевым, Ч.Валихановым, С.Кубеевым, представлены трудами таких ученых-педагогов как А.К.Мынбаев, Ш.Курманалина, М.Р.Шаметов и др. В основе компетентностного подхода лежат два ключевых понятия: «компетенция» и «компетентность».Компетенция это интегральная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность реализовывать на практике свою компетентность, - считают Э.Зеер, Э.Сыманюк (9). Компетенции предлагаются учащимся для овладения и формирования у них соответствующих компетентностей Компетентность - владение, обладание учащимися соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, - утверждает Г. Селевко (8) В словаре по социальной педагогике «компетентность» (от лат. сompetentio - принадлежащий по праву) определяется как обладание компетенцией: обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. В концептуальном словаре-справочнике по педагогической акмеологии профессионально-педагогическая компетентность трактуется как интегративная профессионально-личностная характеристика, включающая достоинства и достижения педагога, определяющая готов.ность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями. В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания В современной системе образования неотъемлемым качеством педагога должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля). В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят следующие: • Самостоятельно учиться; • Повышать свою квалификацию или полностью переучиваться; • Быстро оценивать ситуацию и свои возможности; • Принимать решения и нести за них ответственность; • Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; • Нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации Первыми шагами в формировании компетентностей, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; писать тексты и выступать; осуществлять деловую коммуникацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.) Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется в процессе практической деятельности. Поэтому целью данной работы является анализ педагогической практики и ее результатов, а так же рассмотрение роли каждого вида практики в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования. В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0101000 «Дошкольное обучение и воспитание» в течение всего периода обучения предусматривается проведение следующих видов практики: работа с детьми раннего возраста, пробная практика в дошкольных учреждениях, летняя и государственная практика . Предлагаемая практическая подготовка не даёт будущему воспитателю необходимой квалификации для решения разного рода задач в быстро меняющемся образовательном пространстве. Объективно существующая необходимость повышения уровня профессиональной компетентности будущих воспитателей дошкольных учреждений побудила нас, педагогов кафедры «Дошкольного воспитания» Костанайского педагогического колледжа к пересмотру структуры и видов практики. Нами была создана модель непрерывной практической подготовки студентов дошкольного отделения, разработано и защищено (на заседании НИЛ и в областном центре «Дошкольное детство») методическое пособие «Будущему педагогу», в котором отражены рекомендации по организации всех видов педагогической практики и работе с новым ГОСО и программами РК по дошкольному образованию Первоначальным звеном в этой модели является ознакомительная практика, которая проводится на первом году обучения. Её задачи – познакомить с проблемами дошкольного воспитания, с разными типами дошкольных учреждений, но самое главное – «влюбить» учащихся в профессию, стимулировать потребность в соответствующих знаниях. Для этого мы используем различные формы работы: встречи с педагогическими коллективами, экскурсии, семинары, наблюдения, тренинги. «Погружение» в профессиональное пространство происходит в ходе практики помощник воспитателя, где студенты закрепляются за определёнными возрастными группами, наблюдают за работой воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, логопеда и др. специалистами дошкольного учреждения, оказывают помощь в проведении режимных процессов, игровой деятельности, прогулок, огранизованной учебной деятельности Большая роль в формировании компетентности будущих педагогов принадлежит «пробной практике». Она организуется один раз в неделю. В этом учебном году учащимся было предложено два варианта педпрактики: • традиционный (где группа из 6 человек работает по обязательному для всех плану) • инновационный (каждый студент работает по индивидуальным планам, которые составляются и корректируются преподавателями-методистами совместно с учащимися, согласовываются с базой практики) Большинство учащихся выбирают инновационный вариант, т. к. он построен на новых подходах к организации жизнедеятельности детей в детском саду. Отправной точкой является деятельность педагога-мастера. Появляется возможность отказаться от схемы «показательные занятия» - «пробное занятие» - «контрольное занятие», при которой учащийся в лучшем случае повторяют опыт преподавателя. Наши практиканты включаются в деятельность с детьми постепенно, участвуя в мастер-классе и овладевая новой технологией. Параллельно практике проводится изучение дополнительных психолого-педагогических дисциплин: «Психолого-педагогические основы игры», «Практическая психология», «Психолого-педагогическая диагностика дошкольника», «Организация учебно-познавательной деятельности дошкольника», что создаёт условия для организации психолого-педагогической практики. Психолого-педагогическая практика проводится с целью включения учащихся в целенаправленный воспитательно-образовательный процесс ; приобретения педагогических умений и навыков, формирования методической рефлексии; приобретения навыков самостоятельных психолого-педагогических исследований. Ее результатами являются формирование системных представлений о педагогической деятельности; углубление и закрепление теоретических знаний по педагогике, психологии и частным методикам; начало формирования педагогического "Я". Практика"Первые дни ребенка в школе" является составной частью системы непрерывной подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности. Специалист дошкольного образования должен владеть информацией о готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе, процессе вхождения первоклассника в новые условия школьного обучения, реальных проблемах этого процесса. Содержание практики "Первые дни ребенка в школе" на первый план выдвигает развитие профессиональной компетентности будущих педагогов в области преемственности современного дошкольного и начального школьного образования в аспекте готовности выпускника детского сада к новым условиям и требованиям школьного обучения. В ходе практики учащиеся имеют возможность непрерывно в течение первой недели сентября наблюдать адаптацию ребенка к новым условиям обучения и воспитания. Им предоставляется редкий случай познакомиться с творческой лабораторией учителя, его профессиональной индивидуальностью, теми аспектами преемственности дошкольного и начального общего образования, которые остаются вне поля зрения будущих педагогов при прохождении других видов практики... Важный этап в формировании педагогической компетентности специалиста дошкольного профиля – летняя практика, которая по существу является самостоятельной работой с полной ответственностью за жизнь и здоровье детей. Летняя практика выполняет несколько функций: обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Чтобы все эти функции были реализованы, организацию летней практики проводим в три этапа: подготовительный, основной, итоговый. Подготовительный этап осуществляется в течение недели – проводится семинар «Особенности работы дошкольного учреждения в летний период». Студенты составляют циклограммы планирования, разрабатывают технологические карты, изготавливают дидактические, наглядные пособия, материалы для зачётных работ. Допуском к практике является зачёт по семинару. Основной этап – студенты работают в дошкольном учреждении самостоятельно, поэтапно овладевают различными функциями воспитателя. Каждый сам оценивает свою деятельность, а размышления о своём профессиональном становлении отражает в отчёте. Итоговый этап – конференция по результатам летней практики, где каждый студент представляет свою работу, приобретая навыки публичного выступления. Преддипломная практика – завершающий этап подготовки будущего педагога дошкольного учреждения. Студенты проходят преддипломную практику в тех базовых дошкольных учреждениях, в которых проводилась пробная однодневная учебная практика Руководство и контроль за деятельностью практикантов осуществляют преподаватели колледжа и сотрудники дошкольного образовательного учреждения .Работу студента ежедневно анализируют и оценивают, результаты заносят в его дневник. Для аттестации выставляется отметка. . Базовые дошкольные учреждения создают условия для проведения всех видов практики.и знакомят учащихся с инновациями в воспитательно-образовательном процессе Немаловажна для эффективности совместной деятельности педагогических коллективов педагогического колледжа и базовых ДОУ в процессе подготовки специалистов творческая атмосфера, наличие команды единомышленников в каждом базовом детском саду, усилия которой направлены на построение образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость, на создание ситуации успеха в результате анализа достижений. Это ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию профессиональной деятельности воспитателей, преподавателей-методистов, учащихся колледжа Особенно хочется отметить детский сад № 69, директор Шибельгут А,Е,., детский сад № 27, директор Супрунова ЛИ., детский сад № 11, директор Мажит ГВ., детский сад №15 директор Григоренко Г,И.. Таким образом, практика – это прежде всего, процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в которой преднамеренно создаются условия для самопознания, самоопределения учащихся в различных профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессиональной деятельности. Учащиеся, погружаясь в творческую атмосферу при прохождении педагогической практики в базовых ДОО , иначе оценивают свою будущую принадлежность к педагогическому сообществу и, естественно, по-другому выстраивают личностную программу овладения компетенциями, позволяющими говорить о становлении профессиональной компетентности и конкурентоспособности. Литература 1. Закон «Об образовании», 2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020годы. 3. Концепция 12-летнего образования РК 4. Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан дошкольного воспитания и обучения. Основные положения. 1.001-2009 5. Государственный общеобязательный стандарт среднего профессионального образования Республики Казахстан по специальности 0301002 – Дошкольное воспитание. 6. Ударцева С.М., Смирнова Г.М. Содержание профессиональной компетенции педагога профессионального обучения. 7. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 3–1 8. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 138–143. 9. Зеер Э., Сыманюк Э Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23–30. 10. Сериков В.В. Болотов В.А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8–14. 11. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. - №5.- С.3-12. 12. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты /А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – (http//eidos.ru/journal/htm).

Просмотр содержимого документа
«Статья "Педагогическая практика как основа становления профессиональной компетентности будущего педагога дошкольного образования".»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Артюшина ЛИ


Дальнейшее развитие доступного качественного дошкольного образования в республики Казахстан, обеспечение развития многофункциональной сети дошкольных учреждений всех форм собственности, новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами семьи, общества и государства, успешность разворачивания процессов развития в дошкольном образовании требует от его специалистов осознания своего места и роли в этом процессе, непрерывного личностно–профессионального саморазвития

Современному детскому саду нужен педагог, который способен с научных позиций, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности детей планировать, организовывать и контролировать педагогически целесообразную систему работы, субьект-субьектное взаимодействие с детьми, напраленное на развитие и саморазвитие ребенка, регулировать и корректировать ход и результаты воспитательно-образовательного процесса с учетом обратной связи

Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку каждого специалиста в области дошкольного образования .

Вопросы подготовки педагогических кадров находят своё отражение в государственных нормативных документах.

Закон «Об образовании», Концепция 12-летнего образования, Государственная программа развития образования в Республике Казахстан 2011-2020г., программа «Балапан» одной из задач ставят подготовку учителя-мыслителя, творчески думающего педагога-исследователя, владеющего современными технологиями обучения и воспитания, профессионально-компетентностного специалиста.(1,2,3.)

Новый Стандарт дошкольного воспитания и обучения предусматривает «новую роль педагога, как режиссёра совместной деятельности и фасилитатора, сопровождающего ребёнка в его развитии, познании окружающего мира» .(4)

Впервые в Стандарте обозначены требования к педагогам, работающим с детьми раннего и дошкольного возраста в рамках пяти образовательных областей, предусматривающие персональную ответственность за качество результатов своей деятельности. Стандарт выводит педагога на путь самообразования и повышения качества его профессиональной компетентности. Поэтому особо актуальной становится проблема подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений на основе компетентностного подхода. .

Компетентностный подход научно обоснован учеными стран европейского союза в начале 70-х годов прошлого столетия: Б.Оскарсоном, А.Шелтеном, Р. Бадером . В научной литературе России проблема организации профессионального образования на основе компетентностного подхода содержится в работах Селевко Г.,. Зеера Э, Байденко В., Ударцевой С.М.. .В Казахстане вопросы компетентностного подхода в подготовке специалистов, предпосылки которого рассматривались еще великими педагогами-просветителями И.Алтынсариным, А.Кунанбаевым, Ч.Валихановым, С.Кубеевым, представлены трудами таких ученых-педагогов как А.К.Мынбаев, Ш.Курманалина, М.Р.Шаметов и др.

В основе компетентностного подхода лежат два ключевых понятия: «компетенция» и «компетентность».Компетенция это интегральная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность реализовывать на практике свою компетентность, - считают Э.Зеер, Э.Сыманюк (9).

Компетенции предлагаются учащимся для овладения и формирования у них соответствующих компетентностей

Компетентность - владение, обладание учащимися соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, - утверждает Г. Селевко (8)

В словаре по социальной педагогике «компетентность» (от лат. сompetentio - принадлежащий по праву) определяется как обладание компетенцией: обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. В концептуальном словаре-справочнике по педагогической акмеологии профессионально-педагогическая компетентность трактуется как интегративная профессионально-личностная характеристика, включающая достоинства и достижения педагога, определяющая готов.ность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями.

В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания

В современной системе образования неотъемлемым качеством педагога должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля).

В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят следующие:

  • Самостоятельно учиться;

  • Повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

  • Быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

  • Принимать решения и нести за них ответственность;

  • Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

  • Нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации

Первыми шагами в формировании компетентностей, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; писать тексты и выступать; осуществлять деловую коммуникацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.)

Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется в процессе практической деятельности.

Поэтому целью данной работы является анализ педагогической практики и ее результатов, а так же рассмотрение роли каждого вида практики в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования.

В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0101000 «Дошкольное обучение и воспитание» в течение всего периода обучения предусматривается проведение следующих видов практики: работа с детьми раннего возраста, пробная практика в дошкольных учреждениях, летняя и государственная практика .

Предлагаемая практическая подготовка не даёт будущему воспитателю необходимой квалификации для решения разного рода задач в быстро меняющемся образовательном пространстве. Объективно существующая необходимость повышения уровня профессиональной компетентности будущих воспитателей дошкольных учреждений побудила нас, педагогов кафедры «Дошкольного воспитания» Костанайского педагогического колледжа к пересмотру структуры и видов практики.

Нами была создана модель непрерывной практической подготовки студентов дошкольного отделения, разработано и защищено (на заседании НИЛ и в областном центре «Дошкольное детство») методическое пособие «Будущему педагогу», в котором отражены рекомендации по организации всех видов педагогической практики и работе с новым ГОСО и программами РК по дошкольному образованию

Первоначальным звеном в этой модели является ознакомительная практика, которая проводится на первом году обучения. Её задачи – познакомить с проблемами дошкольного воспитания, с разными типами дошкольных учреждений, но самое главное – «влюбить» учащихся в профессию, стимулировать потребность в соответствующих знаниях. Для этого мы используем различные формы работы: встречи с педагогическими коллективами, экскурсии, семинары, наблюдения, тренинги. «Погружение» в профессиональное пространство происходит в ходе практики помощник воспитателя, где студенты закрепляются за определёнными возрастными группами, наблюдают за работой воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, логопеда и др. специалистами дошкольного учреждения, оказывают помощь в проведении режимных процессов, игровой деятельности, прогулок, огранизованной учебной деятельности

Большая роль в формировании компетентности будущих педагогов принадлежит «пробной практике». Она организуется один раз в неделю. В этом учебном году учащимся было предложено два варианта педпрактики:

  • традиционный (где группа из 6 человек работает по обязательному для всех плану)

  • инновационный (каждый студент работает по индивидуальным планам, которые составляются и корректируются преподавателями-методистами совместно с учащимися, согласовываются с базой практики)

Большинство учащихся выбирают инновационный вариант, т. к. он построен на новых подходах к организации жизнедеятельности детей в детском саду. Отправной точкой является деятельность педагога-мастера. Появляется возможность отказаться от схемы «показательные занятия» - «пробное занятие» - «контрольное занятие», при которой учащийся в лучшем случае повторяют опыт преподавателя. Наши практиканты включаются в деятельность с детьми постепенно, участвуя в мастер-классе и овладевая новой технологией.

Параллельно практике проводится изучение дополнительных психолого-педагогических дисциплин: «Психолого-педагогические основы игры», «Практическая психология», «Психолого-педагогическая диагностика дошкольника», «Организация учебно-познавательной деятельности дошкольника», что создаёт условия для организации психолого-педагогической практики. Психолого-педагогическая практика проводится с целью включения учащихся в целенаправленный воспитательно-образовательный процесс ; приобретения педагогических умений и навыков, формирования методической рефлексии; приобретения навыков самостоятельных психолого-педагогических исследований. Ее результатами являются формирование системных представлений о педагогической деятельности; углубление и закрепление теоретических знаний по педагогике, психологии и частным методикам; начало формирования педагогического "Я".

Практика"Первые дни ребенка в школе" является составной частью системы непрерывной подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности. Специалист дошкольного образования должен владеть информацией о готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе, процессе вхождения первоклассника в новые условия школьного обучения, реальных проблемах этого процесса. Содержание практики "Первые дни ребенка в школе" на первый план выдвигает развитие профессиональной компетентности будущих педагогов в области преемственности современного дошкольного и начального школьного образования в аспекте готовности выпускника детского сада к новым условиям и требованиям школьного обучения. В ходе практики учащиеся имеют возможность непрерывно в течение первой недели сентября наблюдать адаптацию ребенка к новым условиям обучения и воспитания. Им предоставляется редкий случай познакомиться с творческой лабораторией учителя, его профессиональной индивидуальностью, теми аспектами преемственности дошкольного и начального общего образования, которые остаются вне поля зрения будущих педагогов при прохождении других видов практики...

Важный этап в формировании педагогической компетентности специалиста дошкольного профиля – летняя практика, которая по существу является самостоятельной работой с полной ответственностью за жизнь и здоровье детей. Летняя практика выполняет несколько функций: обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Чтобы все эти функции были реализованы, организацию летней практики проводим в три этапа: подготовительный, основной, итоговый. Подготовительный этап осуществляется в течение недели – проводится семинар «Особенности работы дошкольного учреждения в летний период». Студенты составляют циклограммы планирования, разрабатывают технологические карты, изготавливают дидактические, наглядные пособия, материалы для зачётных работ. Допуском к практике является зачёт по семинару. Основной этап – студенты работают в дошкольном учреждении самостоятельно, поэтапно овладевают различными функциями воспитателя. Каждый сам оценивает свою деятельность, а размышления о своём профессиональном становлении отражает в отчёте. Итоговый этап – конференция по результатам летней практики, где каждый студент представляет свою работу, приобретая навыки публичного выступления.

Преддипломная практика – завершающий этап подготовки будущего педагога дошкольного учреждения. Студенты проходят преддипломную практику в тех базовых дошкольных учреждениях, в которых проводилась пробная однодневная учебная практика Руководство и контроль за деятельностью практикантов осуществляют преподаватели колледжа и сотрудники дошкольного образовательного учреждения .Работу студента ежедневно анализируют и оценивают, результаты заносят в его дневник. Для аттестации выставляется отметка. . Базовые дошкольные учреждения создают условия для проведения всех видов практики.и знакомят учащихся с инновациями в воспитательно-образовательном процессе Немаловажна для эффективности совместной деятельности педагогических коллективов педагогического колледжа и базовых ДОУ в процессе подготовки специалистов творческая атмосфера, наличие команды единомышленников в каждом базовом детском саду, усилия которой направлены на построение образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость, на создание ситуации успеха в результате анализа достижений. Это ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию профессиональной деятельности воспитателей, преподавателей-методистов, учащихся колледжа Особенно хочется отметить детский сад № 69, директор Шибельгут А,Е,., детский сад № 27, директор Супрунова ЛИ., детский сад № 11, директор Мажит ГВ., детский сад №15 директор Григоренко Г,И..

Таким образом, практика – это прежде всего, процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в которой преднамеренно создаются условия для самопознания, самоопределения учащихся в различных профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессиональной деятельности. Учащиеся, погружаясь в творческую атмосферу при прохождении педагогической практики в базовых ДОО , иначе оценивают свою будущую принадлежность к педагогическому сообществу и, естественно, по-другому выстраивают личностную программу овладения компетенциями, позволяющими говорить о становлении профессиональной компетентности и конкурентоспособности.

Литература

  1. Закон «Об образовании»,

  2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020годы.

  3. Концепция 12-летнего образования РК

  4. Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан дошкольного воспитания и обучения. Основные положения. 1.001-2009

  5. Государственный общеобязательный стандарт среднего профессионального образования Республики Казахстан по специальности 0301002 – Дошкольное воспитание.

  6. Ударцева С.М., Смирнова Г.М. Содержание профессиональной компетенции педагога профессионального обучения.

  7. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 3–1

  8. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 138–143.

  9. Зеер Э., Сыманюк Э Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23–30.

  10. Сериков В.В. Болотов В.А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8–14.

  11. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. - №5.- С.3-12.

  12. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты /А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – (http//eidos.ru/journal/htm).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!