ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Артюшина ЛИ
Дальнейшее развитие доступного качественного дошкольного образования в республики Казахстан, обеспечение развития многофункциональной сети дошкольных учреждений всех форм собственности, новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами семьи, общества и государства, успешность разворачивания процессов развития в дошкольном образовании требует от его специалистов осознания своего места и роли в этом процессе, непрерывного личностно–профессионального саморазвития
Современному детскому саду нужен педагог, который способен с научных позиций, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности детей планировать, организовывать и контролировать педагогически целесообразную систему работы, субьект-субьектное взаимодействие с детьми, напраленное на развитие и саморазвитие ребенка, регулировать и корректировать ход и результаты воспитательно-образовательного процесса с учетом обратной связи
Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку каждого специалиста в области дошкольного образования .
Вопросы подготовки педагогических кадров находят своё отражение в государственных нормативных документах.
Закон «Об образовании», Концепция 12-летнего образования, Государственная программа развития образования в Республике Казахстан 2011-2020г., программа «Балапан» одной из задач ставят подготовку учителя-мыслителя, творчески думающего педагога-исследователя, владеющего современными технологиями обучения и воспитания, профессионально-компетентностного специалиста.(1,2,3.)
Новый Стандарт дошкольного воспитания и обучения предусматривает «новую роль педагога, как режиссёра совместной деятельности и фасилитатора, сопровождающего ребёнка в его развитии, познании окружающего мира» .(4)
Впервые в Стандарте обозначены требования к педагогам, работающим с детьми раннего и дошкольного возраста в рамках пяти образовательных областей, предусматривающие персональную ответственность за качество результатов своей деятельности. Стандарт выводит педагога на путь самообразования и повышения качества его профессиональной компетентности. Поэтому особо актуальной становится проблема подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений на основе компетентностного подхода. .
Компетентностный подход научно обоснован учеными стран европейского союза в начале 70-х годов прошлого столетия: Б.Оскарсоном, А.Шелтеном, Р. Бадером . В научной литературе России проблема организации профессионального образования на основе компетентностного подхода содержится в работах Селевко Г.,. Зеера Э, Байденко В., Ударцевой С.М.. .В Казахстане вопросы компетентностного подхода в подготовке специалистов, предпосылки которого рассматривались еще великими педагогами-просветителями И.Алтынсариным, А.Кунанбаевым, Ч.Валихановым, С.Кубеевым, представлены трудами таких ученых-педагогов как А.К.Мынбаев, Ш.Курманалина, М.Р.Шаметов и др.
В основе компетентностного подхода лежат два ключевых понятия: «компетенция» и «компетентность».Компетенция это интегральная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность реализовывать на практике свою компетентность, - считают Э.Зеер, Э.Сыманюк (9).
Компетенции предлагаются учащимся для овладения и формирования у них соответствующих компетентностей
Компетентность - владение, обладание учащимися соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, - утверждает Г. Селевко (8)
В словаре по социальной педагогике «компетентность» (от лат. сompetentio - принадлежащий по праву) определяется как обладание компетенцией: обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. В концептуальном словаре-справочнике по педагогической акмеологии профессионально-педагогическая компетентность трактуется как интегративная профессионально-личностная характеристика, включающая достоинства и достижения педагога, определяющая готов.ность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями.
В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания
В современной системе образования неотъемлемым качеством педагога должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля).
В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят следующие:
Самостоятельно учиться;
Повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
Быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
Принимать решения и нести за них ответственность;
Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
Нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации
Первыми шагами в формировании компетентностей, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; писать тексты и выступать; осуществлять деловую коммуникацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.)
Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется в процессе практической деятельности.
Поэтому целью данной работы является анализ педагогической практики и ее результатов, а так же рассмотрение роли каждого вида практики в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования.
В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0101000 «Дошкольное обучение и воспитание» в течение всего периода обучения предусматривается проведение следующих видов практики: работа с детьми раннего возраста, пробная практика в дошкольных учреждениях, летняя и государственная практика .
Предлагаемая практическая подготовка не даёт будущему воспитателю необходимой квалификации для решения разного рода задач в быстро меняющемся образовательном пространстве. Объективно существующая необходимость повышения уровня профессиональной компетентности будущих воспитателей дошкольных учреждений побудила нас, педагогов кафедры «Дошкольного воспитания» Костанайского педагогического колледжа к пересмотру структуры и видов практики.
Нами была создана модель непрерывной практической подготовки студентов дошкольного отделения, разработано и защищено (на заседании НИЛ и в областном центре «Дошкольное детство») методическое пособие «Будущему педагогу», в котором отражены рекомендации по организации всех видов педагогической практики и работе с новым ГОСО и программами РК по дошкольному образованию
Первоначальным звеном в этой модели является ознакомительная практика, которая проводится на первом году обучения. Её задачи – познакомить с проблемами дошкольного воспитания, с разными типами дошкольных учреждений, но самое главное – «влюбить» учащихся в профессию, стимулировать потребность в соответствующих знаниях. Для этого мы используем различные формы работы: встречи с педагогическими коллективами, экскурсии, семинары, наблюдения, тренинги. «Погружение» в профессиональное пространство происходит в ходе практики помощник воспитателя, где студенты закрепляются за определёнными возрастными группами, наблюдают за работой воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, логопеда и др. специалистами дошкольного учреждения, оказывают помощь в проведении режимных процессов, игровой деятельности, прогулок, огранизованной учебной деятельности
Большая роль в формировании компетентности будущих педагогов принадлежит «пробной практике». Она организуется один раз в неделю. В этом учебном году учащимся было предложено два варианта педпрактики:
традиционный (где группа из 6 человек работает по обязательному для всех плану)
инновационный (каждый студент работает по индивидуальным планам, которые составляются и корректируются преподавателями-методистами совместно с учащимися, согласовываются с базой практики)
Большинство учащихся выбирают инновационный вариант, т. к. он построен на новых подходах к организации жизнедеятельности детей в детском саду. Отправной точкой является деятельность педагога-мастера. Появляется возможность отказаться от схемы «показательные занятия» - «пробное занятие» - «контрольное занятие», при которой учащийся в лучшем случае повторяют опыт преподавателя. Наши практиканты включаются в деятельность с детьми постепенно, участвуя в мастер-классе и овладевая новой технологией.
Параллельно практике проводится изучение дополнительных психолого-педагогических дисциплин: «Психолого-педагогические основы игры», «Практическая психология», «Психолого-педагогическая диагностика дошкольника», «Организация учебно-познавательной деятельности дошкольника», что создаёт условия для организации психолого-педагогической практики. Психолого-педагогическая практика проводится с целью включения учащихся в целенаправленный воспитательно-образовательный процесс ; приобретения педагогических умений и навыков, формирования методической рефлексии; приобретения навыков самостоятельных психолого-педагогических исследований. Ее результатами являются формирование системных представлений о педагогической деятельности; углубление и закрепление теоретических знаний по педагогике, психологии и частным методикам; начало формирования педагогического "Я".
Практика"Первые дни ребенка в школе" является составной частью системы непрерывной подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности. Специалист дошкольного образования должен владеть информацией о готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе, процессе вхождения первоклассника в новые условия школьного обучения, реальных проблемах этого процесса. Содержание практики "Первые дни ребенка в школе" на первый план выдвигает развитие профессиональной компетентности будущих педагогов в области преемственности современного дошкольного и начального школьного образования в аспекте готовности выпускника детского сада к новым условиям и требованиям школьного обучения. В ходе практики учащиеся имеют возможность непрерывно в течение первой недели сентября наблюдать адаптацию ребенка к новым условиям обучения и воспитания. Им предоставляется редкий случай познакомиться с творческой лабораторией учителя, его профессиональной индивидуальностью, теми аспектами преемственности дошкольного и начального общего образования, которые остаются вне поля зрения будущих педагогов при прохождении других видов практики...
Важный этап в формировании педагогической компетентности специалиста дошкольного профиля – летняя практика, которая по существу является самостоятельной работой с полной ответственностью за жизнь и здоровье детей. Летняя практика выполняет несколько функций: обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Чтобы все эти функции были реализованы, организацию летней практики проводим в три этапа: подготовительный, основной, итоговый. Подготовительный этап осуществляется в течение недели – проводится семинар «Особенности работы дошкольного учреждения в летний период». Студенты составляют циклограммы планирования, разрабатывают технологические карты, изготавливают дидактические, наглядные пособия, материалы для зачётных работ. Допуском к практике является зачёт по семинару. Основной этап – студенты работают в дошкольном учреждении самостоятельно, поэтапно овладевают различными функциями воспитателя. Каждый сам оценивает свою деятельность, а размышления о своём профессиональном становлении отражает в отчёте. Итоговый этап – конференция по результатам летней практики, где каждый студент представляет свою работу, приобретая навыки публичного выступления.
Преддипломная практика – завершающий этап подготовки будущего педагога дошкольного учреждения. Студенты проходят преддипломную практику в тех базовых дошкольных учреждениях, в которых проводилась пробная однодневная учебная практика Руководство и контроль за деятельностью практикантов осуществляют преподаватели колледжа и сотрудники дошкольного образовательного учреждения .Работу студента ежедневно анализируют и оценивают, результаты заносят в его дневник. Для аттестации выставляется отметка. . Базовые дошкольные учреждения создают условия для проведения всех видов практики.и знакомят учащихся с инновациями в воспитательно-образовательном процессе Немаловажна для эффективности совместной деятельности педагогических коллективов педагогического колледжа и базовых ДОУ в процессе подготовки специалистов творческая атмосфера, наличие команды единомышленников в каждом базовом детском саду, усилия которой направлены на построение образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость, на создание ситуации успеха в результате анализа достижений. Это ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию профессиональной деятельности воспитателей, преподавателей-методистов, учащихся колледжа Особенно хочется отметить детский сад № 69, директор Шибельгут А,Е,., детский сад № 27, директор Супрунова ЛИ., детский сад № 11, директор Мажит ГВ., детский сад №15 директор Григоренко Г,И..
Таким образом, практика – это прежде всего, процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в которой преднамеренно создаются условия для самопознания, самоопределения учащихся в различных профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессиональной деятельности. Учащиеся, погружаясь в творческую атмосферу при прохождении педагогической практики в базовых ДОО , иначе оценивают свою будущую принадлежность к педагогическому сообществу и, естественно, по-другому выстраивают личностную программу овладения компетенциями, позволяющими говорить о становлении профессиональной компетентности и конкурентоспособности.
Литература
Закон «Об образовании»,
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020годы.
Концепция 12-летнего образования РК
Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан дошкольного воспитания и обучения. Основные положения. 1.001-2009
Государственный общеобязательный стандарт среднего профессионального образования Республики Казахстан по специальности 0301002 – Дошкольное воспитание.
Ударцева С.М., Смирнова Г.М. Содержание профессиональной компетенции педагога профессионального обучения.
Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 3–1
Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 138–143.
Зеер Э., Сыманюк Э Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23–30.
Сериков В.В. Болотов В.А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8–14.
Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. - №5.- С.3-12.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты /А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – (http//eidos.ru/journal/htm).