СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный педагогический опыт по теме: "Развитие исследовательских (проектных) способностей и познавательного интереса обучающихся средствами проектно – технологической деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие исследовательских (проектных) способностей и познавательного интереса обучающихся средствами проектно – технологической деятельности.

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и, может быть, я запомню,

вовлеки меня — и тогда я постигну.

Конфуций

Введение.

В настоящее время, которое характеризуется активизацией творческой деятельности всех слоев нашего общества, проблема усиления развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения в обучении стоит особенно остро. От того как личность человека сформирована в общеобразовательной школе в процессе обучения различным дисциплинам, зависит будущая роль этой личности в обществе. Основополагающим требованием нашего общества в современной школе к характеру обучения является обучение личности человека, который умел бы творчески решать научные, производственные, общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения. Проблема развития исследовательских способностей и познавательного интереса связана с ростом потока научной информации, поэтому возникает необходимость развивать у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Актуальность опыта определяется решением задач образовательной области «Технологии» согласно новым Государственным образовательным стандартом это – овладение методами учебно – исследовательской и проектной деятельности, решение творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий [1].

Развитие исследовательских способностей и познавательного интереса личности осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. Актуальным является переход к системно - деятельностному, компетентностно - ориентированному и личностно-ориентированному подходов в обучении, внедрению новых эффективных педагогических технологий, интерактивных методов обучения. Основное место среди таких технологий, выявленных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов (приложение 2). В основе проектной деятельности лежит сотрудничество и продуктивное общение учителя и обучающихся, направленное на совместное решение проблем, формирование способности выделять главное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции, ответственность, критически рассуждать, достигать результатов.

Практическая значимость опыта заключается в разработке учебно-методического обеспечения процесса усвоения навыков проектно-технологической деятельности обучающихся, которая ориентирована на успешность в условиях реального общества. Результатом обучения является не только усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Аналитическая часть

Основная идея опыта, его инновационная значимость

Основная идея опыта - развитие познавательно - исследовательской деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе с помощью метода проектов.

Инновационная значимость опыта заключается в том, что использование средств проектной деятельности (методы творческого и критического мышления, учебные, творческие и коллективные проекты, творческие задания) на уроках трудового обучения способствуют развитию исследовательских способностей и познавательного интереса обучающихся, позволяет ученику гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Теоретические основы опыта

Перечень научных и практических исследований, на которых основывается работа

Ученые считают, что проектный метод - это инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития ключевых компетенций обучающихся (социальных, поликультурных, информационных, коммуникативных и т.д.), а так же их самостоятельности в постижении нового, стимулируя его исследовательские способности и познавательный интерес. Одним из методов этой технологии является поисково-исследовательская работа на основе теории М.И. Махмудова: «необходимость в мышлении возникает в тех случаях, когда человек стакивается с новыми условиями, новыми ситуациями, когда он должен найти новый способ действия». А новая ситуация - это проектная деятельность.

Исследовательские методы в обучении дают возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Познание невозможно без активной мысли, поэтому наиболее значительным для интереса к познанию являются процессы мышления. С помощью него ребенок познает предметы глубже, всестороннее, чем при их непосредственном восприятии. Учащиеся подвергают ранее увиденное, услышанное осмысливанию обдумыванию и тем самым находят то, что ранее не видели, не слышали, ученик открывает связи, которые раньше не замечал.[9]

Ключом модернизации образования является системно – деятельностный (А.В. Хуторской), личностно – ориентированный ( И. С. Якиманская), компетентностный подходы (В. Кремень); использование проектной технологии (О.Коберник). Современная педагогическая наука обращает внимание на средства развития исследовательских способностей, которые описаны в статьях Дж. Брунера, Г. С. Альтшуллера, Б. Е. Райкова, познавательного интереса обучающихся на уроках трудового обучения: Н. И. Знамеровский применяет на занятиях трудового обучения художественно-конструкторские задачи; А. Зайцева предпочитает интерактивные и проблемные методы обучения. По мнению А.Терещука наиболее эффективными и известными в современной литературе по вопросам исследовательских (проектных) способностей являются: метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов, основы теории решения изобретательских задач и тому подобное. Т.А. Волошина предлагает использовать нетрадиционные методы обучения для развития исследовательских способностей и познавательного интереса обучающихся.

Раскрытие технологии реализации ведущей педагогической идеи

и ее составляющих

Я рассматриваю развитие проектных способностей и познавательного интереса как деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в области науки, искусства, техники, производства и организации. Метод проектов и познавательно - исследовательская деятельность обучающихся актуальны и востребованы в практике моей преподавательской деятельности, т.к. позволяют обучающимся стать более приспособленными к жизни, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, подготовиться к выбору профессиональной деятельности. Для реализации идеи опыта в процессе обучения важны такие компоненты: мотивационно-творческая активность, интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, самоорганизации и коммуникативные способности (приложение 3). При выборе методов работы я учитываю уровень развития познавательного интереса обучающихся и имеющийся у них опыт предыдущей творческой работы.

Для этого использую шкалу, отражающую уровни познавательного интереса и поисковой активности обучающихся (приложение 4) и использую их для учета возможностей творческого продвижения каждого ребенка.

Технология реализации ведущей идеи моего опыта работы представлены в виде схемы, в которой отражены общая характеристика опыта и методы организации учебной деятельности, которые способствуют развитию исследовательских (проектных) способностей, познавательного интереса и формированию компетентностей (приложение 1). Среди наиболее результативных методов и форм обучения выделяю метод проектов, который аккумулирует в себе современные педагогические подходы и интерактивные приемы обучения:

  1. Создание учебных и творческих проектов;

  2. Использование интерактивных средств обучения;

  3. Использование видео - и аудиоматериалов;

  4. Информационный поиск как форма познавательной деятельности учащихся;

  5. Развитие навыков коллективного труда;

  6. Развитие навыков самооценки и публичного выступления.

Технология моего опыта реализуется через создание таких условий, при которых обучающийся может проявить свое воображение, фантазию, способность к импровизации, умение адаптироваться в нестандартной ситуации.

Чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и добровольно приобретают новые знания, учатся творчеству, я использую различные методы организации учебного процесса для каждого этапа проектной деятельности.

Я считаю, что развитию исследовательских (проектных) способностей и познавательного интереса обучающихся способствуют правильно выбранные формы и методы работы в проектной деятельности, поэтому выбираю такие формы обучения, в основу которых положены коммуникативное взаимодействие между учителем и обучающимся, а также между обучающимися. Обмен информацией является наиболее важной составляющей всех интерактивных методов обучения, именно в таком взаимодействии рождается познавательный интерес и развиваются исследовательские (проектные) способности. Стараюсь каждый свой урок сделать средством развития познавательного интереса обучающихся, их талантов, интересов, самовыражения и самореализации, развивать постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию. Применение творческих задач в учебных проектах позволяет создавать такую учебную среду, где процесс приобретения теоретических знаний тесно связан с освоением соответствующих видов деятельности, а групповые формы организации обучения используются как основной механизм развития личности.

Участие в проектной деятельности позволяет детям заниматься творчеством, формирует универсальность знаний, предполагает самостоятельную постановку проблемы, отбор источников и литературы, интерпретацию и оценку событий. Идеи, продуцируемых с помощью методов творческого и критического мышления, помогают находить лучшие варианты разработки и совершенствования изделий проектирования. Учебные проекты, направленные на овладение обучающимися новыми знаниями и умениями по проектной деятельности и прикладному творчеству, дают возможность научиться новой технологической деятельности и проявить исследовательские способности, познавательную активность по совершенствованию или оформлению предложенного изделия.

Результатом творчества обучающихся на уроках являются творческие проекты (приложение 7).

Использование мультимедийной наглядности на моих уроках делает обучение проектной деятельности более ярким и разнообразным, способствует заинтересованности обучающихся к работе, побуждает к самостоятельной проектной деятельности, которая может быть как индивидуальной, так и групповой под руководством учителя.

В 5-х классах на начальной стадии обучения проектной деятельности, обращаю внимание на понимание обучающимися сути создания проекта. Для этого нужно спланировать все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.

На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана.

В 10 классе созданы творческие проекты по «Технологии изготовления аппликаций в технике квиллинг». Творческие работы детей занимали призовые места в конкурсах и выставках. Картинами украшены школьные коридоры.

Большое внимание уделяю защите проектов и презентации результатов проектной деятельности обучающихся. К защите проекта ребята должны завершить изготовление изделия и оформить материалы портфолио. С помощью методов демонстрации, конкурсов творческих проектов, ролевых и имитационных игр обучающиеся учатся презентовать свои изделия, анализировать, давать оценку своему продукту деятельности и оценивать работу других. «Реклама» изделий в произвольной интерпретации позволяет проявить литературные способности, творческий подход к демонстрации своих знаний по изученной теме.

Наиболее качественному усвоению образовательных стандартов, развитию проектных способностей и познавательной активности способствует внеклассная образовательная деятельность. В школе она представлена ​​предметными неделями. На городском и республиканском уровнях - участием в конкурсах и выставках, МАН. С целью развития исследовательских (проектных) способностей и познавательного интереса обучающихся разработана программа кружковой работы «Технология изготовления изделий в технике квиллинг», которая основана на выполнении проектной деятельности. К программе прилагается информационный сборник «Бумажная филигрань», в котором представлены теоретические и практические материалы по технологии изготовления изделий в технике «квиллинг».

Выводы и рекомендации

Анализ результатов профессиональной деятельности.

Результатом моей педагогической деятельности является высокий уровень знаний учащихся, который подтверждается положительной динамикой результатов обучения за последние пять лет работы. Мониторинг качества знаний учащихся достигает 75-80%, мои ученики являются активными участниками и призерами конкурсов: «Сохраним первоцветы» и «Сохраним елочку» 2-е место на Республиканском уровне (2014г), «Мир оригами» - диплом 3 степени на Республике (2016г), «Природа и творчество» - 1 место. Участие в Малой Академии Наук: ученица 11 класса Васильева Анна заняла 2 место (2013г) по теме «Свадебные обряды» (приложения 5, 6).

Опыт моей работы обобщенный городским отделом образования Харцызского городского совета Донецкой Народной Республики и распространяется среди учителей города.

Внедряя систему работы по развитию исследовательски (проектных) способностей и познавательного интереса обучающихся средствами проектно - технологической деятельности, имею следующие результаты:

  • Разработан цикл уроков по разделу «Декоративно – прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект. Изготовление изделий в технике аппликации» для 5 класса;

  • Подготовлен ​​ информационный сборник «Бумажная филигрань»;

  • Разработана программа кружковой работы «Технология изготовления изделий в технике квиллинг»;

  • Разработаны внеклассные мероприятия: «Поле чуде» (5 класс), конкурс «Молодцы – удальцы» (6 класс), викторина «Эрудит» (7 класс), конкурс «Знания и труд рядом идут» (8 класс).

Проблемы и трудности, раскрытие путей их преодоления

Однако существуют и трудности в реализации моего педагогического опыта. Это недостаточная материально-техническая обеспеченность школьной мастерской. Но готовность к сотрудничеству моих детей, родителей и коллег позволяет создать безопасную и уютную атмосферу, обеспечить рабочие места всем необходимым (швейные машины, принадлежности для рукоделия), наглядными пособиями, раздаточным материалом, а также материалом для творчества.

 

Изложения собственной точки зрения на содержание, формы,

методы, приемы, средства обучения

Мой опыт постоянно пополняется новыми проектами, а моя методическая система активно развивается. Ближайшие перспективы - создать банк ученических проектов в электронном виде, разработать учебные проекты по всем темам учебной программы по трудовому обучению.

Я уверена, что проектная деятельность учащихся является средством развития исследовательских (проектных) способностей и познавательной активности обучающихся, стимулирует творческий поиск и повышает качество обучения.

 

Просмотр содержимого документа
«Перспективный педагогический опыт по теме: "Развитие исследовательских (проектных) способностей и познавательного интереса обучающихся средствами проектно – технологической деятельности"»



«Перспективный педагогический опыт по теме: "Развитие исследовательских (проектных) способностей и познавательного интереса обучающихся средствами проектно – технологической деятельности"»

Скажи мне — и я забуду,покажи мне — и, может быть, я запомню,

вовлеки меня — и тогда я постигну.

Конфуций

Введение.

В настоящее время, которое характеризуется активизацией творческой деятельности всех слоев нашего общества, проблема усиления развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения в обучении стоит особенно остро. От того как личность человека сформирована в общеобразовательной школе в процессе обучения различным дисциплинам, зависит будущая роль этой личности в обществе. Основополагающим требованием нашего общества в современной школе к характеру обучения является обучение личности человека, который умел бы творчески решать научные, производственные, общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения. Проблема развития исследовательских способностей и познавательного интереса связана с ростом потока научной информации, поэтому возникает необходимость развивать у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Актуальность опыта определяется решением задач образовательной области «Технологии» согласно новым Государственным образовательным стандартом это – овладение методами учебно – исследовательской и проектной деятельности, решение творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий [1].

Развитие исследовательских способностей и познавательного интереса личности осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. Актуальным является переход к системно - деятельностному, компетентностно - ориентированному и личностно-ориентированному подходов в обучении, внедрению новых эффективных педагогических технологий, интерактивных методов обучения. Основное место среди таких технологий, выявленных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов (приложение 2). В основе проектной деятельности лежит сотрудничество и продуктивное общение учителя и обучающихся, направленное на совместное решение проблем, формирование способности выделять главное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции, ответственность, критически рассуждать, достигать результатов.

Практическая значимость опыта заключается в разработке учебно-методического обеспечения процесса усвоения навыков проектно-технологической деятельности обучающихся, которая ориентирована на успешность в условиях реального общества. Результатом обучения является не только усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Аналитическая часть

Основная идея опыта, его инновационная значимость

Основная идея опыта - развитие познавательно - исследовательской деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе с помощью метода проектов.

Инновационная значимость опыта заключается в том, что использование средств проектной деятельности (методы творческого и критического мышления, учебные, творческие и коллективные проекты, творческие задания) на уроках трудового обучения способствуют развитию исследовательских способностей и познавательного интереса обучающихся, позволяет ученику гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Теоретические основы опыта

Перечень научных и практических исследований, на которых основывается работа

Ученые считают, что проектный метод - это инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития ключевых компетенций обучающихся (социальных, поликультурных, информационных, коммуникативных и т.д.), а так же их самостоятельности в постижении нового, стимулируя его исследовательские способности и познавательный интерес. Одним из методов этой технологии является поисково-исследовательская работа на основе теории М.И. Махмудова: «необходимость в мышлении возникает в тех случаях, когда человек стакивается с новыми условиями, новыми ситуациями, когда он должен найти новый способ действия». А новая ситуация - это проектная деятельность.

Исследовательские методы в обучении дают возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Познание невозможно без активной мысли, поэтому наиболее значительным для интереса к познанию являются процессы мышления. С помощью него ребенок познает предметы глубже, всестороннее, чем при их непосредственном восприятии. Учащиеся подвергают ранее увиденное, услышанное осмысливанию обдумыванию и тем самым находят то, что ранее не видели, не слышали, ученик открывает связи, которые раньше не замечал.[9]

Ключом модернизации образования является системно – деятельностный (А.В. Хуторской), личностно – ориентированный ( И. С. Якиманская), компетентностный подходы (В. Кремень); использование проектной технологии (О.Коберник). Современная педагогическая наука обращает внимание на средства развития исследовательских способностей, которые описаны в статьях Дж. Брунера, Г. С. Альтшуллера, Б. Е. Райкова, познавательного интереса обучающихся на уроках трудового обучения: Н. И. Знамеровский применяет на занятиях трудового обучения художественно-конструкторские задачи; А. Зайцева предпочитает интерактивные и проблемные методы обучения. По мнению А.Терещука наиболее эффективными и известными в современной литературе по вопросам исследовательских (проектных) способностей являются: метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов, основы теории решения изобретательских задач и тому подобное. Т.А. Волошина предлагает использовать нетрадиционные методы обучения для развития исследовательских способностей и познавательного интереса обучающихся.

Раскрытие технологии реализации ведущей педагогической идеи

и ее составляющих

Я рассматриваю развитие проектных способностей и познавательного интереса как деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в области науки, искусства, техники, производства и организации. Метод проектов и познавательно - исследовательская деятельность обучающихся актуальны и востребованы в практике моей преподавательской деятельности, т.к. позволяют обучающимся стать более приспособленными к жизни, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, подготовиться к выбору профессиональной деятельности. Для реализации идеи опыта в процессе обучения важны такие компоненты: мотивационно-творческая активность, интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, самоорганизации и коммуникативные способности (приложение 3). При выборе методов работы я учитываю уровень развития познавательного интереса обучающихся и имеющийся у них опыт предыдущей творческой работы.

Для этого использую шкалу, отражающую уровни познавательного интереса и поисковой активности обучающихся (приложение 4) и использую их для учета возможностей творческого продвижения каждого ребенка.

Технология реализации ведущей идеи моего опыта работы представлены в виде схемы, в которой отражены общая характеристика опыта и методы организации учебной деятельности, которые способствуют развитию исследовательских (проектных) способностей, познавательного интереса и формированию компетентностей (приложение 1). Среди наиболее результативных методов и форм обучения выделяю метод проектов, который аккумулирует в себе современные педагогические подходы и интерактивные приемы обучения:

  1. Создание учебных и творческих проектов;

  2. Использование интерактивных средств обучения;

  3. Использование видео - и аудиоматериалов;

  4. Информационный поиск как форма познавательной деятельности учащихся;

  5. Развитие навыков коллективного труда;

  6. Развитие навыков самооценки и публичного выступления.

Технология моего опыта реализуется через создание таких условий, при которых обучающийся может проявить свое воображение, фантазию, способность к импровизации, умение адаптироваться в нестандартной ситуации.

Чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и добровольно приобретают новые знания, учатся творчеству, я использую различные методы организации учебного процесса для каждого этапа проектной деятельности.

Я считаю, что развитию исследовательских (проектных) способностей и познавательного интереса обучающихся способствуют правильно выбранные формы и методы работы в проектной деятельности, поэтому выбираю такие формы обучения, в основу которых положены коммуникативное взаимодействие между учителем и обучающимся, а также между обучающимися. Обмен информацией является наиболее важной составляющей всех интерактивных методов обучения, именно в таком взаимодействии рождается познавательный интерес и развиваются исследовательские (проектные) способности. Стараюсь каждый свой урок сделать средством развития познавательного интереса обучающихся, их талантов, интересов, самовыражения и самореализации, развивать постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию. Применение творческих задач в учебных проектах позволяет создавать такую учебную среду, где процесс приобретения теоретических знаний тесно связан с освоением соответствующих видов деятельности, а групповые формы организации обучения используются как основной механизм развития личности.

Участие в проектной деятельности позволяет детям заниматься творчеством, формирует универсальность знаний, предполагает самостоятельную постановку проблемы, отбор источников и литературы, интерпретацию и оценку событий. Идеи, продуцируемых с помощью методов творческого и критического мышления, помогают находить лучшие варианты разработки и совершенствования изделий проектирования. Учебные проекты, направленные на овладение обучающимися новыми знаниями и умениями по проектной деятельности и прикладному творчеству, дают возможность научиться новой технологической деятельности и проявить исследовательские способности, познавательную активность по совершенствованию или оформлению предложенного изделия.

Результатом творчества обучающихся на уроках являются творческие проекты (приложение 7).

Использование мультимедийной наглядности на моих уроках делает обучение проектной деятельности более ярким и разнообразным, способствует заинтересованности обучающихся к работе, побуждает к самостоятельной проектной деятельности, которая может быть как индивидуальной, так и групповой под руководством учителя.

В 5-х классах на начальной стадии обучения проектной деятельности, обращаю внимание на понимание обучающимися сути создания проекта. Для этого нужно спланировать все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.

На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана.

В 10 классе созданы творческие проекты по «Технологии изготовления аппликаций в технике квиллинг». Творческие работы детей занимали призовые места в конкурсах и выставках. Картинами украшены школьные коридоры.

Большое внимание уделяю защите проектов и презентации результатов проектной деятельности обучающихся. К защите проекта ребята должны завершить изготовление изделия и оформить материалы портфолио. С помощью методов демонстрации, конкурсов творческих проектов, ролевых и имитационных игр обучающиеся учатся презентовать свои изделия, анализировать, давать оценку своему продукту деятельности и оценивать работу других. «Реклама» изделий в произвольной интерпретации позволяет проявить литературные способности, творческий подход к демонстрации своих знаний по изученной теме.

Наиболее качественному усвоению образовательных стандартов, развитию проектных способностей и познавательной активности способствует внеклассная образовательная деятельность. В школе она представлена ​​предметными неделями. На городском и республиканском уровнях - участием в конкурсах и выставках, МАН. С целью развития исследовательских (проектных) способностей и познавательного интереса обучающихся разработана программа кружковой работы «Технология изготовления изделий в технике квиллинг», которая основана на выполнении проектной деятельности. К программе прилагается информационный сборник «Бумажная филигрань», в котором представлены теоретические и практические материалы по технологии изготовления изделий в технике «квиллинг».

Выводы и рекомендации

Анализ результатов профессиональной деятельности.

Результатом моей педагогической деятельности является высокий уровень знаний учащихся, который подтверждается положительной динамикой результатов обучения за последние пять лет работы. Мониторинг качества знаний учащихся достигает 75-80%, мои ученики являются активными участниками и призерами конкурсов: «Сохраним первоцветы» и «Сохраним елочку» 2-е место на Республиканском уровне (2014г), «Мир оригами» - диплом 3 степени на Республике (2016г), «Природа и творчество» - 1 место. Участие в Малой Академии Наук: ученица 11 класса Васильева Анна заняла 2 место (2013г) по теме «Свадебные обряды» (приложения 5, 6).

Опыт моей работы обобщенный городским отделом образования Харцызского городского совета Донецкой Народной Республики и распространяется среди учителей города.

Внедряя систему работы по развитию исследовательски (проектных) способностей и познавательного интереса обучающихся средствами проектно - технологической деятельности, имею следующие результаты:

  • Разработан цикл уроков по разделу «Декоративно – прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект. Изготовление изделий в технике аппликации» для 5 класса;

  • Подготовлен ​​ информационный сборник «Бумажная филигрань»;

  • Разработана программа кружковой работы «Технология изготовления изделий в технике квиллинг»;

  • Разработаны внеклассные мероприятия: «Поле чуде» (5 класс), конкурс «Молодцы – удальцы» (6 класс), викторина «Эрудит» (7 класс), конкурс «Знания и труд рядом идут» (8 класс).

Проблемы и трудности, раскрытие путей их преодоления

Однако существуют и трудности в реализации моего педагогического опыта. Это недостаточная материально-техническая обеспеченность школьной мастерской. Но готовность к сотрудничеству моих детей, родителей и коллег позволяет создать безопасную и уютную атмосферу, обеспечить рабочие места всем необходимым (швейные машины, принадлежности для рукоделия), наглядными пособиями, раздаточным материалом, а также материалом для творчества.



Изложения собственной точки зрения на содержание, формы,

методы, приемы, средства обучения

Мой опыт постоянно пополняется новыми проектами, а моя методическая система активно развивается. Ближайшие перспективы - создать банк ученических проектов в электронном виде, разработать учебные проекты по всем темам учебной программы по трудовому обучению.

Я уверена, что проектная деятельность учащихся является средством развития исследовательских (проектных) способностей и познавательной активности обучающихся, стимулирует творческий поиск и повышает качество обучения.

технологической деятельности"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей