ГБОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1-2 вида»
«Утверждаю»
Директор школы ___________
Н. В. Норбоева.
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
Биология
7 класс II-го вида
Составитель программы:
учитель биологии: Балданова А. Л.
2021-2022 уч. год
г. Улан-Удэ
Результаты освоения учебного предмета «Биология»
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
-формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
-освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообщества, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметнымирезультатамиосвоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
-умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
-овладение методами биологической науки;
-наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
-формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
-освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
7 класс 2-го вида
Раздел 1. Наука о растениях – ботаника (7 часов)
Царство растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Ткани растений.
Раздел 2. Органы растений. (15 часов)
Строение семени. Условия прорастания семян. Корень. Рост корня. Побег и его строение.
Строение почек. Лист и его строение. Значение листа. Стебель и его строение. Цветок и его строение. Плод.
Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (15 часов)
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений – фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Рост и развитие растений.
Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира. (22 часа)
Систематика растений ее значение для ботаники. Водоросли, их разнообразие и значение в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные и значение. Семейства Класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение растительного мира. Дары Нового и Старого Света.
Раздел 5. Природные сообщества (9 часов)
Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины.
Лаб. работы: 8
Контрольные работы: 5
Экскурсии: 2
Календарно- тематическое планирование
7 класс II
Iчетверть(18 часов)
№ | Раздел\ тема | Кол-во часов | Дата | Коррекционная направленность |
I | Наука о растениях – ботаника | 7 | | |
1 | Царство растений | 1 | | Царство растений |
2 | Многообразие жизненных форм растений | 1 | | жизненные формы растений |
3 | Клеточное строение растений. | 1 | | клетка ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная стенка |
4 | Входная контрольная работа №1 Лаб. работа №1 Строение клетки | 1 | | клетка ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная стенка |
5 | Ткани растений | 1 | | образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая ткани |
6 | Ткани растений | 1 | | образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая ткани |
7 | Контрольная работа №2 | 1 | | |
II | Органы растений | 15 | | |
1 | Строение семени | 1 | | кожура, зародыш, эндосперма, семядоли |
2 | Лаб. работа № 2Изучение строения семени фасоли | 1 | | |
3 | Условия произрастания семян | 1 | | всхожесть |
4 | Корень. | 1 | | корень, корневая система |
5 | Лаб. работа № 3 Строение корня проростка. | 1 | | |
6 | Побег | 1 | | побег |
7 | Лаб. работа №4 Строение вегетативных и генеративных почек. | 1 | | почка, вегетативная, генеративная почка |
8 | Лист, строение листа | 1 | | лист, листовая пластинка, черешок |
9 | Стебель | 1 | | стебель |
10 | Лаб. работа № 5Внешнее строение корневища, клубня, луковицы | 1 | | узлы, междоузлия |
11 | Контрольная работа №3 | 1 | | |
Календарно-тематический план по биологии
7 класс II вида
2-ая четверть (14 часов)
№ | Раздел \ Тема | Кол-во часов | Дата | Коррекционная направленность по разделам |
12 | Лаб. работа № 6 Внешнее строение корневища, клубня, луковицы | 1 | | узлы, междоузлия |
13 | Цветок, его строение | 1 | | цветок |
14 | Плод | 1 | | плоды |
15 | Разнообразие и значение плодов | 1 | | |
III | Основные процессы жизнедеятельности растений | 15 часов | | |
1 | Минеральное питание растений | 1 | | Минеральное питание |
2 | Роль удобрений в жизни растений | 1 | | удобрения |
3 | Воздушное питание растений | 1 | | фотосинтез |
4 | Зеленые растения-автотрофы | 1 | | автотрофы |
5 | Дыхание растений | 1 | | дыхание |
6 | Обмен веществ у растений | 1 | | Обмен веществ |
7 | Размножение | 1 | | Бесполое размножение |
8 | Половое размножение | 1 | | Гамета, зигота |
9 | Вегетативное размножение | 1 | | Вегетативное размножение |
10 | Контрольная работа № 4 | 1 | | |
Календарно-тематический план по биологии
7 класс II вида
3-ья четверть(20 часов)
№ | Раздел \ Тема | Кол-во часов | Дата | Коррекционная направленность по разделам |
11 | Лаб. работа № 7 Черенкование комнатных растений | 1 | | черенкование |
12 | Рост растения | 1 | | |
13 | Развитие растения | 1 | | |
14 | Влияние экологических факторов на растения | 1 | | экология |
15 | Повторение | 1 | | |
IV | Многообразие и развитие растительного мира | 22 часа | | |
1 | Систематика растений | 1 | | Систематика |
2 | Классификация растений | 1 | | |
3 | Водоросли | 1 | | Водоросли |
4 | Многообразие водорослей | 1 | | |
5 | Отдел Моховидные | 1 | | Печеночники, листовидные мхи |
6 | Размножение и значение моховидных | 1 | | |
7 | Лаб. работа № 8 Изучение внешнего строения моховидных растений | 1 | | |
8 | Плауны | 1 | | Плауны |
9 | Папоротники | 1 | | Папоротники |
10 | Отдел Голосеменные | 1 | | Голосеменные |
11 | Голосеменные на территории России | 1 | | |
12 | Отдел Покрытосеменные | 1 | | Покрытосеменные |
13 | Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений | 1 | | |
14 | Контрольная работа № 5 | 1 | | |
15 | Экскурсия | 1 | | |
Календарно-тематический план по биологии
7 класс IIвида
4-ая четверть(18 часов)
№ | Раздел \ Тема | Кол-во часов | Дата | Коррекционная направленность по разделам |
1 | Семейство класса Двудольные | 1 | | Розоцветные. Мотыльковые |
2 | Семейство класса Двудольные | 1 | | Крестоцветные. Пасленовые |
3 | Семейство класса Однодольные. Общая характеристика. | 1 | | |
4 | Семейство класса Однодольные | 1 | | Лилейные, луковые, злаки |
5 | Историческое развитие растительного мира | 1 | | |
6 | Разнообразие и происхождение культурных растений | 1 | | |
7 | Дары Старого света | 1 | | |
V | Природные сообщества | 9 часов | | |
1 | Понятие о природном сообществе | 1 | | Биогеоценоз |
2 | Круговорот веществ | 1 | | Круговорот веществ |
3 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе | 1 | | ярус |
4 | Условия обитания в природном сообществе | 1 | | |
5 | Смена природных сообществ | 1 | | сукцессия |
6 | Разнообразие природных сообществ | 1 | | агроценоз |
7 | Повторение | 1 | | |
8 | Контрольная работа № 6 | 1 | | |
9 | Экскурсия | 1 | | |
Резерв 2 часа