СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по ИЗО во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

       Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии:

  • с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2019-2020 учебный год;
  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Учебный план АООП (вариант 2) на 2019-2020 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»
  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

      Основой для разработки рабочей программы является авторская   программа М. Ю. Рау «Изобразительное искусство», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

      Программа по изобразительному искусству составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует формированию личности и воспитанию положительных навыков и привычек.

Основная цель предмета – осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.

      Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:

1.Формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

2. Развитие интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира в процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного и народного искусства.

3.Развитие познавательной активности.

4.Формирование у обучающихся приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.

5.Формирование умения следовать инструкции при выполнении работ, а также умения работать самостоятельно.

6.Развитие навыков коллективной работы для получения результата общей деятельности.

7.Коррекция недостатков психической деятельности и развитие речи обучающихся.

8.Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, стремление к познанию, доброжелательность).

9.Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других.

      Предмет имеет коррекционную направленность.

     Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

  • умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
  • обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.
  • умение планировать деятельность;
  • умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;
  • умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

     Содержание программы отражено разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»; «Обучение восприятию произведений искусства» и распределено последовательно с постепенным усложнением.

    Программой предусмотрены следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
  • выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
  • проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

       Подбираемый материал для демонстрации доступен пониманию обучающихся по содержанию и отвечает их инте­ресам.

       В программе предложен ре­чевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз, который зак­репляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству.

       После изложения программного материала в конце каждого класса определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень),  и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).

      Программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

      Срок реализации рабочей программы по изобразительному искусству– 1 год.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

       Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.

       В подготовительном периоде обучения выделяются спе­циальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с худо­жественными материалами и др.

Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Обучающиеся учатся приемам обследования изображаемых предметов. Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета обучающиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места.

       При обучении рисованию с натуры используется метод сравнения. Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:

  • составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (напри­мер, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или ком­позиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бу­маги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: дви­жение объекта; рациональное размещение, планирование при состав­лении композиции (например, передвигать ноги у человечка, пока­зывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибоч­ное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изоб­разительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;
  • составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы апп­ликации готовятся или учителем, или учащимся).

        Наряду с формированием практических умений у обучающихся развивается цветовоcприятие, умение устанавливать связи между свойствами предметов и cенсорными эталонами и т.д. На уроках используются игровые формы, проблемные ситуации.

        В композиционной деятельности ведется работа над развитием умений устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой це­лью используются методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изобра­жениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, кото­рые заранее проставляются учителем в альбоме.

       Работа над декоративной композицией в полосе при составлении узора позволяет развить у детей чувство ритма при чередовании формы, цве­та, величины элементов.

      Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, чело­век.

      Обучающиеся рассматривают предмет, который они собираются нарисовать, выделяют главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в про­странстве; соотносят выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому. Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению – рисунку. Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь главную роль играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета.

      Во 2 классе рассматриваются 1-2 объекта произведений искусства. Сначала дети называют на картине предметы и их признаки, затем устанавливают временные, причинно – следственные связи, понимают содержание, сходство с реальностью, высказывают свое отношение к изображенному. Ведется работа над пониманием видов и жанров изобразительного искусства. Ра­бота над развитием речи обучающихся проводится 1 раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года. На уроке, для проверки накопленного лексического материала, отводится по 10-15 мин.

      Основной формой организации процесса обучения изобразительному искусству является урок.

     Во 2 классе уроки решают следующие задачи:

  1.  Обучение композиционной деятельности:
  • совершенствование   умения в размещении рисунка, аппликации на изобразительной плоскости;
  • научить способам построения рисунка;
  • развитие умения устанавливать смысловые связи в рисунке;
  • формирование умений планировать деятельность и выделять этапы очередности.
  1. развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию:
  • формирование умений проводить линии в разных направлениях;
  • научить приему изображения геометрических форм с использованием приема «дорисовывание изображения»;
  • развитие умения анализировать форму предметов;
  • формирование представлений и развитие умения изображать деревья, человека, жилые дома городского типа.
  1. развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи:
  • совершенствование умений в узнавании и назывании локального цвета предмета;
  • научить приемам составления зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов при работе с акварелью;
  • совершенствование умения работать цветными карандашами и краской;
  • закрепление приема работы «примакивание».
  1. обучение восприятию произведений искусства:
  • формирование умений высказывать свое отношение к изображенному с опорой на вопросы и план.

      Для достижения планируемых результатов предполагается использование разнообразных методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий.

     Методы и приемы обучения изобразительному искусству:

Общепедагогические:

  • практическая работа, упражнения, игры;
  • наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
  • беседа, объяснение, работа с учебником.

Приемы:

  • сравнение, нахождение сходства и различия, выявление существенных признаков;
  • классификация и дифференциация и др.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
  • урок контроля знаний и умений.
  • комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

  • интегрированный,
  • урок-игра,
  • урок - экскурсия,
  • урок – путешествие;
  • урок с элементами исследования.

Формы работы на уроке:

     Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Обязательным требованием к каждому уроку является практическая работа. Обучающиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всеми обучающимися класса, а самостоятельно выполняют более облегченные варианты практической работы, используют шаблоны.

Элементы образовательных технологий:

  • технология исследовательской направленности;
  • здоровьесберегающая технология ;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • технологии разноуровнего и дифференцированного подхода;
  • приёмы рефлексивных технологий.

 

 

 

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

         Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» рабочая программа во 2 классе рассчитана на 35 ч. в год (1ч. в неделю).

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

     В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении; 
  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни:умение пользоваться окружающими в быту вещами и предметами; умение ориентироваться в пространстве школы (расписание, кабинеты, места общего пользования); умение включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие;   
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 
  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации: а) умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей, используя вербальные и невербальные возможности;  б) умение осваивать места за пределами дома и школы,  накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в) умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и в школе; г) умение активно взаимодействовать с миром, накапливать опыт освоения нового при помощи экскурсий, путешествий;
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: умение выражать свои чувства соответственно ситуации социального контакта; знание правил поведения с учителями и учениками в школе. 

2.Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения во 2 классе:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют знаниями:

  • о работе художника и её особенностях;
  • композиции изображения на листе бумаги;
  • некоторых характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна);
  • значений новых слов.

Обучающиеся овладеют умениями:

  • рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях с помощью учителя, опорных точек;
  • рисовать предметы простой формы с помощью опорных точек, шаблона;
  • изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством учителя;
  • рисовать деревья сразу кистью с помощью учителя;
  • изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец, используя помощь учителя;
  • выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета с помощью учителя;
  • складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий с помощью учителя.

 

 

Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями:

  • о работе художника и её особенностях;
  • композиции изображения на листе бумаги;
  • характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна);
  • значений новых слов.

Обучающиеся получат возможность овладеть умениями:

  • рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях самостоятельно;
  • рисовать предметы простой формы самостоятельно от руки;
  • изображать фигуру человека в лепке и в рисунке самостоятельно;
  • рисовать деревья сразу кистью самостоятельно, передавая отличительные признаки и учитывая строение;
  • изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец самостоятельно;
  • самостоятельно выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета;
  • самостоятельно складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий.

 

3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
  • принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:  

Обучающиеся научатся:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • читать;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • сотрудничать            с          взрослыми     и          сверстниками           в разных социальных ситуациях;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • доброжелательно     относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

 

Содержание учебного предмета

 

Обучение композиционной деятельности (9ч).

Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: «Хоровод», из наклеенных на общий фон аппликаций: «Весёлые Петрушки», «Игрушки на полке».

Рисование на темы: «Утки на реке», «Осень в лесу», «Снеговик во дворе», «Деревья весной» (гуашью на соответствующем фоне).

Выполнение аппликаций: «Ваза с цветами» (цветы дорисовываются карандашом), «Узор в полосе из листьев цветов» («Красивый коврик»).

Выполнение барельефа «Ветка с вишнями» и его зарисовка.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (16ч).

Лепка, объёмное изображение человека в одежде: женщина в длинной юбке, в кофте, в фартуке, в головном уборе (после демонстрации дымковской игрушки «Барыня»); игрушки: «Котёнок», «Снеговик» (пластилин или глина, стека), «Птичка зарянка».

Аппликация: «Петрушка», «Сказочная птица» – для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих определённой форме части тела изображаемого объекта.)

Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных линий карандашом в заданиях: «Сломанный телевизор», «Волны на море», «Забор», «Лес вдали», «Динозaвp» (дорисовывание ломаными линиями спины, хвоста, зубов в изображении), изображение с натуры 2 сосудов, сходных по форме, но отличающихся пропорциями и размерами (различные кружки, бутылки) – работа простым карандашом или фломастером.

Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека: «Женщина» или «Мама»; зарисовка выполненной ранее аппликации: «Петрушка», «Сказочная птица» и др. (по выбору учителя).

Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) (по выбору учителя): «Берёза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой», «Дом в деревне», «Дом в городе» (по выбору учащихся).

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи (9ч).

Рисование сразу кистью: деревья: сосна, ель; «Волны на море», «Кораблик плывёт по воде».

Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): «Человек в одежде», «Мама в новом платье», «Птичка», «Котёнок» и др. (по выбору учителя).

Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов, листьев несложной формы (акации, клевера и т. п.) на тонированной бумаге.

Работа красками в сравнении: «Солнышко светит, белые облака» – «Серая туча, идёт дождь», сопоставление радостных и мрачных цветов «графический диктант» гуашью по тонированной бумаге голубым и серым цветом.

Обучение восприятию произведений искусства.

Беседа по плану:

1. Кто написал картину?

2. Что изображено на картине?

3. Нравится ли вам картина? Объясните почему.

4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?

Для демонстрации используются произведения живописи и книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).

Работа над развитием речи

Во 2 классе закрепляется речевой материал 1 класса новые слова, словосочетания:

  • гуашь, фон, акварель, берёза, ель, сосна; одежда; кончик кисти;
  • смешивать краски;
  • круглый, квадратный, треугольный.

Новые фразы:

  • Смешай краски. Примакивай кистью вот так.
  • Картину нарисовал художник. Что он нарисовал?
  • Какое время года? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

 

      Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

     В течение первого полугодия 2-го класса    используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме творческой работы. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.

      Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль

     Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

    Текущая проверка по предмету «Изобразительное искусство» проводится в следующих формах:

-фронтальный опрос;

-творческие и практические работы;

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме творческой работы.

    При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

    Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

     В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

      При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

      Знания и умения обучающихся по изобразительному искусству оцениваются     по результатам выполнения практических, творческих работ.

«5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, обучающийся умеет применить полученные знания в практической деятельности; верно передает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

 «4» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении работы, гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» - выставляется за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя; предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.

«2» - не выставляется.

     При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деяте<

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по ИЗО во 2 классе»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru





«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 2

Учебный год: 2019-2020

Учитель: Финаева Ольга Сергеевна

Квалификационная категория: первая













с.Новая Брянь

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии:

  • с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2019-2020 учебный год;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  • Учебный план АООП (вариант 2) на 2019-2020 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Основой для разработки рабочей программы является авторская программа М. Ю. Рау «Изобразительное искусство», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

Программа по изобразительному искусству составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует формированию личности и воспитанию положительных навыков и привычек.

Основная цель предмета – осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:

1.Формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

2. Развитие интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира в процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного и народного искусства.

3.Развитие познавательной активности.

4.Формирование у обучающихся приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.

5.Формирование умения следовать инструкции при выполнении работ, а также умения работать самостоятельно.

6.Развитие навыков коллективной работы для получения результата общей деятельности.

7.Коррекция недостатков психической деятельности и развитие речи обучающихся.

8.Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, стремление к познанию, доброжелательность).

9.Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других.

Предмет имеет коррекционную направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительной памяти и внимания;

  • развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

  • умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

  • обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.

  • умение планировать деятельность;

  • умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;

  • умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Содержание программы отражено разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»; «Обучение восприятию произведений искусства» и распределено последовательно с постепенным усложнением.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

  • выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

  • проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Подбираемый материал для демонстрации доступен пониманию обучающихся по содержанию и отвечает их инте­ресам.

В программе предложен ре­чевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз, который зак­репляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству.

После изложения программного материала в конце каждого класса определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).

Программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по изобразительному искусству– 1 год.


Общая характеристика учебного предмета


Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.

В подготовительном периоде обучения выделяются спе­циальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с худо­жественными материалами и др.

Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Обучающиеся учатся приемам обследования изображаемых предметов. Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета обучающиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места.

При обучении рисованию с натуры используется метод сравнения. Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:

  • составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (напри­мер, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или ком­позиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бу­маги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: дви­жение объекта; рациональное размещение, планирование при состав­лении композиции (например, передвигать ноги у человечка, пока­зывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибоч­ное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изоб­разительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;

  • составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы апп­ликации готовятся или учителем, или учащимся).

Наряду с формированием практических умений у обучающихся развивается цветовоcприятие, умение устанавливать связи между свойствами предметов и cенсорными эталонами и т.д. На уроках используются игровые формы, проблемные ситуации.

В композиционной деятельности ведется работа над развитием умений устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой це­лью используются методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изобра­жениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, кото­рые заранее проставляются учителем в альбоме.

Работа над декоративной композицией в полосе при составлении узора позволяет развить у детей чувство ритма при чередовании формы, цве­та, величины элементов.

Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, чело­век.

Обучающиеся рассматривают предмет, который они собираются нарисовать, выделяют главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в про­странстве; соотносят выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому. Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению – рисунку. Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь главную роль играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета.

Во 2 классе рассматриваются 1-2 объекта произведений искусства. Сначала дети называют на картине предметы и их признаки, затем устанавливают временные, причинно – следственные связи, понимают содержание, сходство с реальностью, высказывают свое отношение к изображенному. Ведется работа над пониманием видов и жанров изобразительного искусства. Ра­бота над развитием речи обучающихся проводится 1 раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года. На уроке, для проверки накопленного лексического материала, отводится по 10-15 мин.

Основной формой организации процесса обучения изобразительному искусству является урок.

Во 2 классе уроки решают следующие задачи:

  1. Обучение композиционной деятельности:

  • совершенствование умения в размещении рисунка, аппликации на изобразительной плоскости;

  • научить способам построения рисунка;

  • развитие умения устанавливать смысловые связи в рисунке;

  • формирование умений планировать деятельность и выделять этапы очередности.

  1. развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию:

  • формирование умений проводить линии в разных направлениях;

  • научить приему изображения геометрических форм с использованием приема «дорисовывание изображения»;

  • развитие умения анализировать форму предметов;

  • формирование представлений и развитие умения изображать деревья, человека, жилые дома городского типа.

  1. развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи:

  • совершенствование умений в узнавании и назывании локального цвета предмета;

  • научить приемам составления зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов при работе с акварелью;

  • совершенствование умения работать цветными карандашами и краской;

  • закрепление приема работы «примакивание».

  1. обучение восприятию произведений искусства:

  • формирование умений высказывать свое отношение к изображенному с опорой на вопросы и план.

Для достижения планируемых результатов предполагается использование разнообразных методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий.

Методы и приемы обучения изобразительному искусству:

Общепедагогические:

  • практическая работа, упражнения, игры;

  • наблюдение, иллюстрация, демонстрация;

  • беседа, объяснение, работа с учебником.

Приемы:

  • сравнение, нахождение сходства и различия, выявление существенных признаков;

  • классификация и дифференциация и др.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

  • комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

  • интегрированный,

  • урок-игра,

  • урок - экскурсия,

  • урок – путешествие;

  • урок с элементами исследования.

Формы работы на уроке:

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Обязательным требованием к каждому уроку является практическая работа. Обучающиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всеми обучающимися класса, а самостоятельно выполняют более облегченные варианты практической работы, используют шаблоны.

Элементы образовательных технологий:

  • технология исследовательской направленности;

  • здоровьесберегающая технология ;

  • игровые технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология проблемного обучения;

  • технологии разноуровнего и дифференцированного подхода;

  • приёмы рефлексивных технологий.





Описание места учебного предмета в учебном плане


Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» рабочая программа во 2 классе рассчитана на 35 ч. в год (1ч. в неделю).



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета



В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни:умение пользоваться окружающими в быту вещами и предметами; умение ориентироваться в пространстве школы (расписание, кабинеты, места общего пользования); умение включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации: а) умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей, используя вербальные и невербальные возможности; б) умение осваивать места за пределами дома и школы, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в) умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и в школе; г) умение активно взаимодействовать с миром, накапливать опыт освоения нового при помощи экскурсий, путешествий;

  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: умение выражать свои чувства соответственно ситуации социального контакта; знание правил поведения с учителями и учениками в школе.

2.Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения во 2 классе:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют знаниями:

  • о работе художника и её особенностях;

  • композиции изображения на листе бумаги;

  • некоторых характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна);

  • значений новых слов.

Обучающиеся овладеют умениями:

  • рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях с помощью учителя, опорных точек;

  • рисовать предметы простой формы с помощью опорных точек, шаблона;

  • изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством учителя;

  • рисовать деревья сразу кистью с помощью учителя;

  • изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец, используя помощь учителя;

  • выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета с помощью учителя;

  • складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий с помощью учителя.



Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями:

  • о работе художника и её особенностях;

  • композиции изображения на листе бумаги;

  • характерных признаков деревьев разных пород (береза, ель, сосна);

  • значений новых слов.

Обучающиеся получат возможность овладеть умениями:

  • рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях самостоятельно;

  • рисовать предметы простой формы самостоятельно от руки;

  • изображать фигуру человека в лепке и в рисунке самостоятельно;

  • рисовать деревья сразу кистью самостоятельно, передавая отличительные признаки и учитывая строение;

  • изображать дома городского и деревенского типа с опорой на образец самостоятельно;

  • самостоятельно выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета;

  • самостоятельно складывать аппликацию, лепить и рисовать в соответствии с предложенным порядком действий.


3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

  • принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • читать;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Содержание учебного предмета


Обучение композиционной деятельности (9ч).

Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: «Хоровод», из наклеенных на общий фон аппликаций: «Весёлые Петрушки», «Игрушки на полке».

Рисование на темы: «Утки на реке», «Осень в лесу», «Снеговик во дворе», «Деревья весной» (гуашью на соответствующем фоне).

Выполнение аппликаций: «Ваза с цветами» (цветы дорисовываются карандашом), «Узор в полосе из листьев цветов» («Красивый коврик»).

Выполнение барельефа «Ветка с вишнями» и его зарисовка.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (16ч).

Лепка, объёмное изображение человека в одежде: женщина в длинной юбке, в кофте, в фартуке, в головном уборе (после демонстрации дымковской игрушки «Барыня»); игрушки: «Котёнок», «Снеговик» (пластилин или глина, стека), «Птичка зарянка».

Аппликация: «Петрушка», «Сказочная птица» – для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих определённой форме части тела изображаемого объекта.)

Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных линий карандашом в заданиях: «Сломанный телевизор», «Волны на море», «Забор», «Лес вдали», «Динозaвp» (дорисовывание ломаными линиями спины, хвоста, зубов в изображении), изображение с натуры 2 сосудов, сходных по форме, но отличающихся пропорциями и размерами (различные кружки, бутылки) – работа простым карандашом или фломастером.

Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека: «Женщина» или «Мама»; зарисовка выполненной ранее аппликации: «Петрушка», «Сказочная птица» и др. (по выбору учителя).

Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) (по выбору учителя): «Берёза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой», «Дом в деревне», «Дом в городе» (по выбору учащихся).

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи (9ч).

Рисование сразу кистью: деревья: сосна, ель; «Волны на море», «Кораблик плывёт по воде».

Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): «Человек в одежде», «Мама в новом платье», «Птичка», «Котёнок» и др. (по выбору учителя).

Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов, листьев несложной формы (акации, клевера и т. п.) на тонированной бумаге.

Работа красками в сравнении: «Солнышко светит, белые облака» – «Серая туча, идёт дождь», сопоставление радостных и мрачных цветов «графический диктант» гуашью по тонированной бумаге голубым и серым цветом.

Обучение восприятию произведений искусства.

Беседа по плану:

1. Кто написал картину?

2. Что изображено на картине?

3. Нравится ли вам картина? Объясните почему.

4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?

Для демонстрации используются произведения живописи и книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).

Работа над развитием речи

Во 2 классе закрепляется речевой материал 1 класса новые слова, словосочетания:

  • гуашь, фон, акварель, берёза, ель, сосна; одежда; кончик кисти;

  • смешивать краски;

  • круглый, квадратный, треугольный.

Новые фразы:

  • Смешай краски. Примакивай кистью вот так.

  • Картину нарисовал художник. Что он нарисовал?

  • Какое время года? Почему?














Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.


Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В течение первого полугодия 2-го класса используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме творческой работы. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.

Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по предмету «Изобразительное искусство» проводится в следующих формах:

-фронтальный опрос;

-творческие и практические работы;

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме творческой работы.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Знания и умения обучающихся по изобразительному искусству оцениваются     по результатам выполнения практических, творческих работ.

«5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, обучающийся умеет применить полученные знания в практической деятельности; верно передает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении работы, гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» - выставляется за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя; предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.

«2» - не выставляется.

При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.




























Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.

Учебно-методический комплект:


  1. Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 2 класс.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2018.

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. (Программа по предмету «Изобразительное искусство», автор М.Ю. Рау).


Литература для учителя:

  1. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1975.

  2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 стр.

  3. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.

  4. Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа», 1995 г.

  5. Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 1988 г.

  6. Смирнова А.Н. «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы.» М. Просвещение, 1982 г.

  7. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.

  8. Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.

  9. И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

  10. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».

  11. Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.

  12. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 1995 год.

Цифровые образовательные ресурсы: Презентации:

  • Синь России. Гжель.

  • Городецкая роспись.

  • Роспись по дереву

  • Что это за листья?

  • Орнамент.

  • Геометрические узоры

  • Снежинки.



  • Хохломская роспись. Узор в полосе.

  • Рисуем листья, ветку, деревья

Демонстрационное оборудование:

  • Образцы рисунков к каждому уроку.

Картины художников:

  • И. Куинджи «Березовая роща»

  • А. Пластов «Сенокос»

  • И. Левитан «Март»

  • А. Саврасов «Грачи прилетели»

  • К. Юона «Конец зимы», «Полдень»

  • Левитан «Золотая осень»

  • И. Хруцкой «Цветы и плоды»



Интернет ресурсы:



http://www.solnet.ee/index.htmlе

journal.edusite.ru/p84aa1.html http://mirdetok.tomsk.ru/



tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур

http://www.uroki.net/docnach.htm

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...



planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2.. nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_...

planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov...

Литература для учащихся:

  1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 1984.Туберовская, О. М.

  2. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973.

  3. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 1983.

  4. Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download

  5. Фестиваль «Открытый урок» [email protected]


Литература для родителей:

  1. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 1995.

  2. Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.

  3. В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 1998.

  4. Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.

  5. Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001

  6. И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство»

  7. Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М.















Диагностика


В системе обучения и воспитания обучающихся специальной (коррекционной) образовательной школы  важное значение имеют уроки изобразительного искусства. Задача учителя состоит не в том, чтобы научить рисовать, сколько в том, чтобы в процессе занятий преодолеть или сгладить присущее обучающимся недостатки.

Особенность восприятия и передачи формы изображаемых предметов (определение формы предмета, величины, строение, цвета).

Отражение в рисунках пространственных отношений предметов (композиция- расположение, соединение частей в единое целое).

Цвет в рисунках обучающихся (использование цветов и оттенков, их сочетание)

Понимание различного вида инструкций (объяснения, указания, рекомендации).

Осуществление контроля за своей работы (восприятие, представление).

Самооценка результатов изодеятельности (установление и устранение допущенных ошибок).

 

Карта определения сформированности изобразительных умений и навыков обучающихся.

Расположение на листе;

Рисование с натуры;

Рисование по представлению;

Смешивание красок;

Смешивание цветов и оттенков;

Применение цвета (орнамент в полосе, квадрате, круге и т.д);

Копирование элементов, дорисовывание.


п\п

Фамилия, имя

Расположение на листе

Рисование с натуры

Рисование по представлению

Смешивание красок

Смешивание цветов и оттенков

Копирование элементов, дорисовывание

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 















Примечание:

«В» - высокий уровень развития

«С» - средний уровень развития

«Н» - низкий уровень развития












Уровни освоения программы по изобразительной деятельности.


Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Ниже высокого

Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них. Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Выше или ниже среднего.

Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные] окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Выше низкого.

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии

а) характер линии:

слитная;

линия прерывистая;

дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

средний;

сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

не всегда регулирует силу нажима и размах;

не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности

а) отношение к оценке взрослого:

адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

адекватна;

неадекватна (завышенная, заниженная);

отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

к предложенному заданию;

к процессу деятельности;

к продукту собственной деятельности.



3.Уровень самостоятельности:

выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

 

Заключение

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный

образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью.

Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на  краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую

действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.

 








































































Карта определения сформированности изобразительных умений и навыков обучающихся 2 класса 2018-2018 учебного года.


п\п

Фамилия, имя

Расположение на листе

Рисование с натуры

Рисование по представлению

Смешивание красок

Смешивание цветов и оттенков

Копирование элементов, дорисовывание

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4














5














6














7














8














9














10














11














12















Примечание:

«В» - высокий уровень развития

«С» - средний уровень развития

«Н» - низкий уровень развития






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!