- Начинаем с вами знакомство с понятием «Потребность» - Используя разные источники информации, я выбрала несколько определений понятия «потребность». Послушайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Объясните почему. Потребность – - форма активности живых существ; - это необходимые условия для существования; - это возможность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место; - это нужда в том, что необходимо для существования личности. - Давайте попробуем сейчас найти определения понятия в словаре в конце учебника и запишем в свои тетради. - Человеку постоянно чего-то не хватает, т.е. люди испытывают постоянно потребности в чем-то. - Как вы думаете, почему у человека появляются потребности? (предполагаемые ответы: дискомфорт, психологическая неудовлетворенность, хотим кушать, спать и т.д.). - Ребята, напишите ваши потребности за прошедший день. Давайте их проговорим. - Одинаковы ли ваши желания были? (дети отвечают- нет) - Этот небольшой опыт убедил нас всех в том, что потребностей у человека огромное количество. И обществоведы пришли к выводу, что их можно разделить по группам, т.е. классифицировать. - Работая с текстом на стр.34 познакомьтесь с видами потребностей. По мере прочтения заполняется таблица «Виды потребностей»: Биологические (материальные) Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, жилище, защите от неблагоприятных воздействий климата, отдыхе и сне и т.д. Социальные Свидетельствуют о том, что человек - существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Человек жаждет дружбы, привязанности и общения, любви и заботы, помощи близких, принадлежности к сообществу и т.д. Духовные Потребности в познании мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты. Это стремление выразить творческую активность. Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека - Что же вы выписали. Давайте проверим. А теперь сравним. Если у вас чего-то не хватает допишите в свою табличку. - Ребята, давайте вернёмся к списку ваших потребностей. Разделите ваши потребности по тем характеристикам, которые мы дали в таблице. - Проанализируйте результаты, которые у вас получились. Каких потребностей у вас больше? Какие потребности отсутствуют? - Что же у нас получилось? Каких потребностей больше? А как должно быть как вы думаете? - Мы можем говорить о том, что биологические потребности присущи всем людям в равной степени, а вот духовные – в неодинаковой. Самыми неподатливыми являются духовные потребности. Удовлетворить их – значит обрести смысл жизни, предпочесть добро злу, относится к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам. - Предлагаю поиграть. Эта игра поможет нам понять, насколько вы усвоили виды потребностей. Я зачитываю вам строчки из разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них. 1) “ Я лежу, болею Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) - социальные 2) “ В коридоре, в классе-ли Всюду стены красили, Терли краску, терли мел, Каждый делал, что умел” (В ремонте) – материальные 3) Вот уже стоит Егорка У доски с мелком в руке, Вот и первая пятерка У Егорки в дневнике… (потребность в образовании) - духовные 4) “ Муха, Муха- Цокотуха Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар” (потребность в покупке посуды) – материальные 5) Ест на завтрак яйца всмятку, Пять картофельных котлет, Два стакана простокваши И тарелку манной каши – Каша тоже не во вред! (Потребность в пище) – биологические - Как меняются человеческие потребности? С течением времени происходит смена потребностей. Телефон и телевизор, автомобиль, самолет. Когда-то было в диковинку. Человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники! Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем. - В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает? Потребности должны соответствовать возможностям. |