Обществознание 6 класс
Тема: «Потребности человека»
Цель урока: развитие познавательных способностей учащихся через включение их в различные виды деятельности.
Задачи:
Формировать представление о потребностях человека как об источнике его активности, самовыражения, стремления к разумным потребностям.
Познакомить учащихся с понятием «потребности», «эмоции», «чувства».
Воспитывать уважительное отношение к чувствам других людей.
Тип урока: изучение нового
Оборудование: компьютер, учебник: Обществознание. 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, М., 2009.
План:
Потребности, основные виды потребностей.
Особенности потребностей.
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Рефлексия активизация учащихся.
- Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.
- Здравствуйте те, кто сегодня грустит.
- Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении.
- Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с людьми.
Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? Ответим на этот вопрос в конце урока.
II этап Изучение нового.
Потребности, основные виды потребностей.
Сл.1
Прочтите текст рубрики «Обсудим вместе» к §6 на странице 55.
«Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремиться. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?
Обобщение ответов ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.
Вопрос: какие у вас (нас) есть потребности? Назовите пожалуйста потребности, я записываю на доске.
Что мы видим? Потребностей у человека много, я могу продолжить (посещение театров, храма, чтение книг и т.д).
Вопрос: как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны узнать.
Учитель обобщает цель и тему урока, названную детьми (что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать.
План:
Потребности, основные виды потребностей.
Особенности потребностей.
Сл. 2
1 вопрос нашего урока – что же такое – потребности человека? Как вы это понимаете (по вашим примерам)?
Ответы учеников.
Работа с словарем. Учебник с. 222 Определение потребность
Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (записи в тетрадь)
Вопрос? Как появляются и проявляются потребности.
Схема.
Ощущение нехватки чего-то---------дискомфорт неудобства---------активная деятельность человека----------удовлетворение потребностей.
Пример.
Хочу есть-----болит желудок-------добываю пищу ------ем
Задание приведите свои примеры появления и проявления потребностей.
Учитель. Теперь нужно классифицировать потребности, используя учебник (стр.56)
Самостоятельная работа (составление схемы «Потребности человека»)
Задание. Свою схему начертит на доске (ученик). Сверяем свою работу с его (ее) работой.
Все перечисленные вами потребности можно разделить на три основные группы
биологические социальные духовные (записываем)
Необходимы человеку как биосоциальному существу, помогающие найти свое место в мире
Уважение, любовь, признание, труд общение
Необходимы для поддержания жизнедеятельности организма
Еда, одежда, жилище, сон, вода
Необходимы для формирования и развития личности человека, познания окружающего мира
Знания, образование, красота, творчество
Сл.3
На экране вы видите разнообразные потребности человека. Распределите их по трем группам: биологические, социальные, духовные потребности.
А сейчас поиграем в игру, где вы должны будете узнать потребности и поместить их в соответствующие группы: биологические, социальные, духовные потребности.
Учитель. Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются?
Например: вы идете по дороге и захотели пить.
?Какая это группа потребностей? (биологические). Но не будете же вы пить воду из лужи или канавы. Вас учили, что так воспитанные люди не поступают, и это даже опасно для здоровья. Вы доберетесь до колодца, колонки, магазина и там утолите жажду, и удовлетворите свою потребность.
Вывод: отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей, организуя деятельность (занимается земледелием, готовит пищу, шьет одежду, работает, получает заработную плату, чтобы иметь возможность приобретать необходимое и т.д.)
Вопрос. Как вы думаете потребности человека меняются.
Вывод. Телефон и телевизор, автомобиль, самолет. Когда-то было в диковинку. Человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!
Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.
Вопрос. Можем ли мы раз и навсегда удовлетворить все свои потребности? (нет)
Потребности до конца удовлетворить нельзя.
Потребности бывают реальные и мнимые.
Реальные потребности – это потребности, удовлетворение которых необходимо для жизни и развития.
Мнимые потребности на самом деле не являют для нас жизненно необходимыми и являются в большей мере нашими желаниями.
Сл. 5
На доске вы видите изображения различных предметов, укажите, что из них является реальными потребностями, а что мнимыми.
В жизни мы нередко сталкиваемся с необходимостью выбора одного из нескольких решений. Нам приходится выбирать, что нам действительно необходимо и чего мы просто хотим.
Упражнение «Космический корабль»
1.Сообщаете учащимся: «Представьте, год 2100. занятия в школе закончились. Вы пришли домой, прошли в свою комнату, ложитесь на кровать, включаете радио. Играет ваша любимая группа, вы закрываете глаза и мечтаете. Вдруг музыка стихает. Голос по радио передает срочное сообщение о том, что через 15 минут начнется ужасный смерч, настолько сильный, что уничтожит все на земле. Все должны срочно покинуть Землю и улететь на Луну.
В комнату вбегает ваш отец. Он очень нервничает, потому что хочет спасти вас и семью. Он говорит, что вы лично можете взять с собой только 5 вещей. Неважно будут эти вещи большие или маленькие, только 5, а все остальное будет уничтожено. Какие 5 вещей вы возьмете с собой на корабль.»
2. Когда учащиеся выберут 5 вещей, скажите им: «В комнату вбегает ваш отец и говорит, что ракета меньше чем он думал. Вы можете взять с собой только какую - то 1 вещь».
3. учащиеся должны просмотреть список и решить, какая из 5 вещей для них наиболее важна. Соответствующее слово обвести.
4. Учащиеся по очереди называют выбранные ими вещи и объясняют почему, они выбрали именно ее.
Вопросы для обсуждения:
Как вы определяли, какие 5 вещей взять с собой?
Что вы почувствовали, когда услышали, что можно взять с собой только 1 вещь?
Чем вы руководствовались, выбирая эту вещь из 5 выбранных ранее?
Мы с вами подошли ко второй части нашего урока, которая называется «Мир чувств».
Все люди испытывают какие-либо эмоции и чувства.
А что такое эмоции?
Откроем словарь на странице 224 и прочтем определение
Сл.6
Эмоции - внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент. (записываем)
Какие эмоции может испытывать человек?
Стр 6
удивленный счастливый
спокойный застенчивый
Печальный сердитый
расстроенный
Эмоции на одно и то же событие у разных людей может быть разными. Одному человеку будет радостно от того, что его новый костюм заметили и похвалили, а другой застесняется этого.
Все мы с вами испытываем чувства: любовь, радость, гнев, страх, горе, восхищение. Эти чувства проявляются по отношению к каким – либо людям, событиям, предметам.
Сл.7
Чувства - внутреннее состояние человека, выражающее его отношение к кому-либо, чему-либо, связанное с тем, что он чувствует. (записываем)
На прошлом уроке вы получили задание выполнить рисунок на тему «Мои чувства». Сейчас мы обратимся к доске, на которой расположены ваши рисунки и вы расскажите о том, какие чувства вы там изобразили и почему.
Итак, закончен наш урок Сегодня мы поговорили о наших потребностях, эмоциях, чувствах, желаниях. И в конце урока я хочу выяснить что вы чувствуете по окончании урока, какие эмоции испытываете сейчас в данный момент. У вас на столе лежат 3 карточки: красная, зеленая, синяя. Поднимите в верх карточку того цвета кого у вас сейчас самочувствие и настроение.
Сл. 8
Зеленая карточка - мне понравилось и я спокоен
Синяя карточка - мне не понравилось и мне грустно
Красная карточка - мне все нравится и я счастлив
Сл. 9
Домашнее задание §6, в классе и дома 1-5 или практикум 1-5