Обществознание, 6 класс
Урок № 8-9
Потребности
человека
Д.З.: § 4, ?? (с.39), задания (с.39-40)
© А.И. Колмаков
Цели урока
1. Содействовать формированию представления учащихся о потребностях человека, его чувствах.
2. Раскрыть связь между потребностями и возможностями.
3. Совершенствовать умения описывать изучаемые понятия с опорой на личный опыт.
4. Воспитывать осознанную мотивацию потребностей .
Знать и уметь
- Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер.
- Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.
- Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств
Понятия, термины
- потребности (биологические, социальные, материальные, духовные);
- духовный мир ;
- понятие ; суждение ; умозаключение ;
- эмоции ;
- высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные)
Что усвоили из прошлой темы?
А1. Что получает человек, сравнивая себя с другими людьми?
а) результат; б)самооценку;
в) способность; г)деятельность.
А2. Какой вид деятельности является основным для школьного учителя?
а) общение; б) учёба; в)игра; г) труд.
А3. На достижение чего направлена деятельность?
а) действие; в) инстинкт;
б) игру; г) цель.
А4. Чем деятельность человека отличается от поведения животных?
а) осознанностью; б) достижением цели;
в) подчинением инстинктам;
г) всем вышеперечисленным.
Что усвоили из прошлой темы?
В1. Процесс преобразования человеком окружающего мира называется ____
В2. Деятельность человека направлена на достижение поставленной ____
В3. В ходе осуществления деятельности происходит формирование ____
В4. Важными видами деятельности являются _____
Что усвоили из прошлой темы?
- А1- Б А2- Г А3- Г А4- А (по 1 баллу) В1 – деятельность (2 б.) В2 - цели (2 б.) В3 – личности (2 б.) В4 – игра, учёба, труд, общение (по 1 баллу за каждое слово)
- 14-12 баллов – «5» 11-9 баллов – «4» 8-7 баллов – «3» 6 и меньше баллов – «2»
Изучение нового материала
- Потребности человека – биологические, социальные, духовные.
- Индивидуальный характер потребностей.
- Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
- Духовный мир человека.
- Мысли и чувства.
Актуализация проблемы
- Вспомни! Что такое деятельность? Каковы отличительные черты деятельности человека?
Обсудим вместе!
Живёт на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живёт и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?
Потребности человека – биологические, социальные, духовные
Пирамида потребностей
потребность – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности.
- Какие бывают потребности?
- Как возникают потребности?
- Бывает ли много потребностей?
- Что это значит: расширение и возвышение потребностей?
Потребности человека – биологические, социальные, духовные
потребности
Биоло-
гиче-
ские
пример
Потребность в
воздухе, воде,
пище, сне, тепле,
отдыхе и движении,
защите
соци-
аль-
ные
значение
Обеспечивают существование жизни (имеются и у животных)
Потребности в общении, труде
духовные
Обеспечивают процесс социализации (чтобы стать личностью)
Потребность в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты
Способствуют самосовершенству, становлению развитой личности
Индивидуальный характер потребностей
Разумные потребности
Неразумные потребности
Какой выбор сделал ты? Почему?
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями
Они такие же как и мы!
Духовный мир человека
- это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.
Он формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей.
свобода
красота
справедливость
справедливость
долг
Духовный
мир
человека
самовыражение
культура
самоутверждение
образование
творчество
знание
религия
гуманизм
этика
Мысли и чувства
Высшие
чувства
нравственные
(долг,
справедливость,
неравнодушие,
любовь к труду)
Эстетические
(чувство
наслаждения,
прекрасного)
интеллектуальные
(переживания,
связанные
с познанием
окружающего
мира)
Эмоции – отражение чувств человека
Жил на свете человек (с.35)
великий французский историк ориенталист и лингвист, признанный основатель египтологии
?
Картинная галерея ( учебник, с.38)
Ф.П. Решетников
(1906-1988).
Опять двойка.
1952 г. ГТГ
?
Рассмотрите репродукцию картины, представьте, что её герои заговорили. Что бы сказал каждый из них? Почему вы так решили?
Путешествие в прошлое , с. 39
?
Проверь себя
- Что такое потребности?
- Какие потребности есть у человека?
- Как проявляется индивидуальный характер потребностей?
- Что составляет духовный мир человека?
- Что такое мышление?
- Чем чувства человека отличаются от эмоций?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
3
Примени знания!
1.
Рисуночный тест. Подбери к изображениям название потребностей.
1
3
2
А ) социальные;
Б ) духовные;
В ) биологические
2
Рисуночный тест. Подбери к изображениям название потребностей.
1
3
2
Примени знания!
А ) социальные;
Б ) духовные;
В ) биологические
3.
Рисуночный тест. Подбери к изображениям название потребностей.
2
3
1
4.
Рисуночный тест. Подбери к изображениям название потребностей.
3
1
2
Примени знания!
5.
Определи потребность, в чём она состоит!
5.1 “ Я лежу, болею Сам себя жалею!”
5.2 Вот уже стоит Егорка У доски с мелком в руке, Вот и первая пятерка У Егорки в дневнике…
5.3 Ест на завтрак яйца всмятку, Пять картофельных котлет, Два стакана простокваши И тарелку манной каши – Каша тоже не во вред!
5.4 В коридоре, в классе -ли Всюду стены красили, Терли краску, терли мел, Каждый делал, что умел
Примени знания!
6
6.1 Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержки организма и развития личности:
1) инстинкт 3) деятельность
2) потребность 4) результат
6.2 К каким потребностям относится необходимость человека в общении, труде?
1) социальные потребности
2) биологические потребности
3) духовные потребности
4) физиологические потребности
6.3 Общение с друзьями является для человека:
1) биологической потребностью
2) духовной потребностью
3) интеллектуальной потребностью
4) социальной потребностью
6.4 Вывод из нескольких логически связанных суждений:
1) умозаключение 3) высказывание
2) мысль 4) наблюдение
6.5 Высказывание, содержащее определённую мысль:
1) суждение 3) умозаключение
2) вывод 4) потребность
Сверим ответы!
5.1 – биологические /в медицине/
5.2 – духовные /в образовании/
5.3 – биологические /в пище/
5.4 – социальные /в труде/
6.1. 2
6.2. 1
6.3. 4
6.4. 1
6.5. 1
1. 1 2 3
В А Б
2. 1 2 3
А Б А
3. 1 2 3
В Б В
4. 1 2 3
Б В А
Примени знания!
- Какие изменения в твоих знаниях, умениях, навыках произошли после работы с § 4?
- Чему научился?
- Что помогло достичь результата?
- Что, по-твоему, из изученного следует помнить всегда?
- Какие трудности встретились? Что помогло их преодолеть?
- Рабочие программы «Обществознание. Предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы». М: «Просвещение», 2011 г.
- Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
- Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В.
- Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.
- Молчанова Олеся Александровна, учитель истории и обществознания http://journal-bipt.info/load/121-1-0-1355
- http :// prezentacii.com / obschestvoznanie /13355-potrebnosti-cheloveka-6-klass.html
- Вы можете использовать шаблон (макет) презентации, но при создании работы вы должны указать источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов сайт: http :// pedsovet.su /