СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Потребности человека (мир мыслей и чувств)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Тема «Потребности человека (мир мыслей и чувств)» (6 класс)

Цель урока:способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике активности человека.

    Планируемые результаты обучения:

    • предметные: научатся характеризовать иерархию потребностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия, владеть принципами работы с учебником, анализировать таблицы; решать логические задачи; применять полученные знания и умения;
    • личностные:оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом;
    • метапредметные:

познавательные:осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям.

регулятивные:формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно;

коммуникативные:планировать учебное сотрудничество, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позиции в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем.

Основные понятия:потребности (материальные, социальные, духовные).

Оборудование: Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 111 с. (учебник для общеобразовательных учреждений); рабочая тетрадь.

Форма организации учебной работы: фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос), индивидуальная, работа в парах

Метод: объяснительно - иллюстративный с элементами частично- поискового.

Тип урока: продолжение изучения материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Потребности человека (мир мыслей и чувств)"»

Конспект урока

Тема «Потребности человека (мир мыслей и чувств)» (6 класс)

Цель урока: способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике активности человека.

Планируемые результаты обучения:

    • предметные: научатся характеризовать иерархию потребностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия, владеть принципами работы с учебником, анализировать таблицы; решать логические задачи; применять полученные знания и умения;

    • личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом;

    • метапредметные:

познавательные: осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям.

регулятивные: формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позиции в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем.

Основные понятия: потребности (материальные, социальные, духовные).

Оборудование: Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 111 с. (учебник для общеобразовательных учреждений); рабочая тетрадь.

Форма организации учебной работы: фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос), индивидуальная, работа в парах

Метод: объяснительно - иллюстративный с элементами частично- поискового.

Тип урока: продолжение изучения материала.

Ход урока

Этапы и смысловые блоки урока


Деятельность учителя


Деятельность учеников

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания.

Приветствие:

- Добрый день, ребята! Посмотрите, пожалуйста, все ли необходимое есть у вас на столе: ручка, карандаш, тетрадь, учебник.

- Начинаем урок!

Приветствуют учителя, подготавливают необходимое оборудование к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Спасибо!

Внимательно слушают учителя

3. Проверка домашнего задания

Тест «Потребности человека»

1 вариант

1. Что такое потребности?

А) Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

Б) Желания человека.

В) Нужда в чем-либо, необходимом для его жизни.

2. Какие виды потребностей существуют?

А) Социальные, биологические.

Б) Материальные, социальные, духовные.

В) Материальные, духовные.

3. Перед вами четыре окончания предложения. Один вариант -неправильный. Найдите его.
«Потребности человека…»

А) Индивидуальны.
Б) Не зависят от жизни общества.
В) Изменяются на протяжении жизни.
Г) Делятся на биологические, социальные, духовные.

4. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже.
«Потребности, связанные с выживанием человека, называ­ются биологическими, физиологическими или…»

А) Духовными.
Б) Социальными.
В) Индивидуальными.
Г) Материальными.

5. Какая ситуация иллюстрирует социальные потребности че­ловека?

А) У Натальи много друзей.
Б) Михаил занимается спортом.
В) В свободное время Анна занимается рисованием.
Г) Игорь любит лимонад.

6. Найдите в приведенном ниже списке потребности человека, подтверждающие его родство с другими представителями природного мира. Запишите буквы, под которыми они ука­заны.

А) В познании.
Б) В пище.
В) В продолжении рода.
Г) В знаниях.
Д) В сне.

7. К духовным потребностям относится:

А) Потребность в труде.

Б) Потребность в получении знаний.

В) Потребность в еде.

8. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в…

А) Трудовой деятельности.

Б) Нормальном теплообмене.

В) Сохранении здоровья.

Г) Физической активности.

9. Посещение музея или театра относится к _____________ потребностям.

А) Материальным.

Б) Духовным.

В) Социальным.

10. Как Вы думаете, верно ли утверждение о том, что общество порождает определенные потребности человека, которые, в свою очередь, оказывают влияние на человека? Запишите ответ в 1-2 предложения.


2 вариант

1. Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже.
«Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для его жизни, — это…»

А) Желание.
Б) Самосознание.
В) Потребность.
2. Какие виды потребностей существуют?

А) Социальные, биологические.

Б) Материальные, социальные, духовные.

В) Биологические, духовные.

3. Продолжи высказывание: "Потребности людей ..."

А) Одинаковые у всех.

Б) Индивидуальны.

В) Не зависят от жизни общества.

4. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже.
«Потребности, связанные с выживанием человека, называ­ются материальными, физиологическими или…»

А) Духовными.
Б) Социальными.
В) Индивидуальными.
Г) Биологическими.

5. Какая ситуация иллюстрирует социальные потребности че­ловека?

А) В свободное время Галина любит поболтать с подруж­ками.
Б) Сергей любит шоколадное мороженое.
В) Врач рекомендовал Николаю упражнения для улучше­ния осанки.
Г) Всеволод любит читать.

6. Найдите в приведённом ниже списке потребности человека, подтверждающие его родство с другими представителями природного мира. Запишите буквы, под которыми они ука­заны.

А) В самопознании.
Б) В труде.
В) В воде.
Г) В отдыхе.
Д) в одобрении окружающих.

7. К духовным потребностям относится.

А) Потребность в общении.

Б) Потребность в получении знаний.

В) Потребность в сне.

8. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в….

А) Трудовой деятельности.

Б) Нормальном теплообмене.

В) Сохранении здоровья.

Г) Физической активности.

9. Посещение картинной галереи или выставки относится к _____________ потребностям.

А) Материальным.

Б) Духовным.

В) Социальным.

10. Как Вы думаете, верно ли утверждение о том, что общество порождает определенные потребности человека, которые, в свою очередь, оказывают влияние на человека? Запишите ответ в 1-2 предложения.

Письменно выполняю тестовые задания

4. Продолжение изучения материала

4.1. Духовный мир

- Ребята, на прошлом уроке мы свами отмечали, что наивысшими потребностями человека являются духовные потребности. Они формируют в нас личность, обогащают наш духовный мир.

- Как вы понимаете, что такое духовный мир?

- Откройте стр. 35 и зачитайте определение (записывают его в тетради).

- Из чего состоит наш духовный мир?

- Исходя из всего вышесказанного, давайте определим тему нашего урока.

- Тема нашего урока «Мир мыслей и чувств».

Слушают и отвечают на вопросы. Анализируют информацию, высказывают своё мнение. Работают с текстом учебника. Знакомятся с понятием «духовный мир» и записывают его в тетради.

4.2. Мир мыслей

- Ребята, сейчас я зачитаю вам миф «Об Эдипе и Сфинксе».

Около города Фивы поселилась Сфинкс – чудовище с головой женщины и туловищем льва. Она не пропускала людей, пока они не отгадают загадку. Если они не могли дать правильный ответ, Сфинкс их съедала. Никто не мог пройти мимо, и никто не осмеливался ее уничтожить. Один человек, по имени Эдип, видя горе горожан, решил избавить их от беды. Сфинкс предложила ему следующую загадку: «Кто имеет четыре ноги утром, две – днем, три – вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип догадался, что это человек: в младенчестве он ползает, в зрелом возрасте ходит, в старости опирается на палку. Сфинкс пришла в отчаяние, что ее загадку разгадали, и бросилась со скалы.

- Ребята, как вы думайте, что помогло Эдипу справиться с заданием?

- Умение мыслить, т.е. рассуждать, размышлять, искать ответы на вопросы (записывают в тетрадь).

- Найдите в учебнике на стр. 36 определение понятия «мысли» (записывают его в тетрадь).

- В русском языке этим словом обозначают как сам процесс рассуждения, мышления, так и его результат. Мысли — это важная составляющая духовного мира человека; способность мыслить — отличительная черта человека.

- Когда у человека возникает какая-нибудь мысль, он выражает ее суждением. Суждение — высказывание, содержащее определенную мысль. Например, суждениями будут являться всеми известные пословицы и поговорки: «Корень ученья горек, да плод его сладок», «Семь раз отмерь — один раз отрежь» (записывают определение в тетрадь).

- Если из нескольких логически связанных суждений можно вывести новое знание, то это — умозаключение. Например, «Азбука—к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным».

- Давайте попробуем выполнить следующее задание. Необходимо сделать вывод к каждой паре суждений, написанных на доске (взяты из книги Льюиса Кэрролла «Логическая игра»).

А. Ни один ребенок не обладает терпением. Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно.

Б. Все свиньи жирные. Все скелеты тощие.

В. Ни одна из моих кузин несправедлива. Все судьи справедливы.

Г.  Сахар сладкий. Соль несладкая.

Ответы:

А. Ни один ребенок не может сидеть спокойно.

Б. Все свиньи — не скелеты.

В. Ни одна из моих кузин не судья.

Г. Сахар — не соль. Соль — не сахар.

Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы, анализируют информацию, высказывают своё мнение. Знакомятся с понятиями «мысли», «суждение», «умозаключение».

4.3. Мир чувств

- Ребята, что, по-вашему, такое чувства? 

- Чувства – отношение человека к чему-либо, кому-либо (записывают в тетрадь).

- Так или иначе, различные события собственной жизни, поступки других людей, окружающий мир в целом заставляют человека не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, свое отношение к чему-либо.

- Ребята, приведите примеры, какие чувства может испытывать человек?

- Любовь и радость, уважение и восхищение, горе, гнев, страх и т.д.

- Чувства людей разнообразны и индивидуальны. Они всегда направлены на какой-то предмет. Не существует просто уважения или просто любви. Чувства проявляются по отношению к кому-то (родителям, друзьям, учителям) или чему-то (родине, любимому занятию).

- Ребята, как вы думайте, одно и то же событие вызывает у всех людей одни и те же чувства? Например, просмотр нового фильма.

- Одно и то же событие вызывает у разных людей разные чувства. Все зависит от того, насколько происходящее важно именно для этого человека.

- Среди чувств особую группу составляют высшие чувства. К ним относятся нравственные (чувство долга, справедливости, возмущения бесчестным поступком), эстетические (чувство наслаждения, радости от общения с прекрасными людьми) и интеллектуальные чувства (переживания, связанные с познанием окружающего мира).

- Как вы думайте, что же такое эмоции?

- Эмоции – переживания человека, его настроение в тот или иной момент (записывают в тетрадь).

- Ребята, а от чего зависят эмоции?

-Эмоции могут быть вызваны различными причинами: полученной отметкой, размолвкой с другом и т.д.

- Как вы думайте, настроение влияет на наше поведение?

-Хорошее или плохое настроение влияет на поведение человека, на его отношение к происходящим событиям. Одно и то же событие человек может воспринимать по-разному в зависимости от настроения. Например, плохие отметки в школе, вызовет у родителей разные эмоции в зависимости от того, как прошел их рабочий день.

Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы, анализируют информацию, высказывают своё мнение. Знакомятся с понятиями «чувства», «эмоции».

5. Закрепление

Итак, подведём итоги урока:

1. Что такое потребности? Какие они бывают?

2. Что такое духовный мир? В результате чего он формируется?

3. Что такое мышление и мысли? С помощью чего человек выражает мысли? Что такое умозаключение?

4. Что такое чувства и эмоции? Какие чувства относятся к высшим?

Отвечают на поставленные вопросы.

6. Итоги урока

- Давайте вернёмся к цели нашего урока. Цель нашего урока мы выполнили.

Благодарит детей за урок. Оценивает работу учащихся.


7. Домашнее задание

Параграф 4 (стр.36-40), рабочая тетрадь (задания 6,7,8), вопросы «В классе и дома» с.40 – задания 5,6 письменно в тетради


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!