Рекомендации для родителей
неговорящих детей:
В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начали замечать, что сверстники ребенка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Что делать? Не слушать советов, подождать, пока само собой наладится? Нужно посоветоваться со специалистом. Логопед расскажет вам, что нужно делать, как заниматься.
Вот несколько советов от логопеда:
Не говорите при ребенке о его отставании.
Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.
Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
Почаще рассказывайте, читайте детские сказки, стихи (читайте эмоционально, подражая голосом героям).
Уважаемые родители!
Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией.
Приучайте ребенка смотреть на лицо говорящего для того, чтобы ребенок следил за губами собеседника.
Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
Выполняйте гимнастику для язычка.
Соблюдайте режим дня.
Не забывайте хвалить ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним.
Желаю Вам успеха!
«Советы логопеда»
МБОУ «Рыльская средняя
общеобразовательная школа №1
им. Г.И. Шелехова»
Рекомендации родителям
неговорящих детей
Учитель-логопед
Барановская
Елена Сергеевна
Что же может делать родитель
для запуска речи собственного ребенка?
Развивать свой эмоциональный интеллект, прорабатывать свои собственные эмоциональные состояния и ожидания. Корректировать стиль воспитания.
Давать себе отдых.
Проводить больше времени с ребенком, чтобы это было в удовольствие всем.
Приучать ребенка к самостоятельности в тех повседневных делах, которые ему по силам (одеваться, раздеваться, поливать цветы, кормить домашних животных и так далее). То есть формировать семейную роль, включать в семейное взаимодействие.
Стараться обеспечить разнообразный сенсорный опыт в реальной среде. Например, утку лучше посмотреть в парке, чем на картинке. Обязательно играйте в игры с телесным контактом, обнимайте ребенка (здесь важно учитывать особенности ребенка, важно, чтобы не было сенсорной перегрузки). Действия и интересные объекты желательно ненавязчиво проговаривать. Информацией лучше насыщать ребенка во время совместного приятного времяпровождения. Так будет формироваться мотив к познанию и общению.
Если всё же делаете с ребенком упражнения – делайте вместе с ним, в качестве игры, забавы, в удовольствие, не выходя из роли близкого взрослого. Не превращайтесь в педагога или логопеда.
Игры для стимуляции речевой активности (тренируют речевой выдох и стимулируют произнесение речевых звуков):
- Сдувать с ладошки легкие предметы, например, кусочки ваты, бумаги
- Сдуваем легкие предметы, сдувая произносим: «П-П-П», «Б-Б-Б»,
произносим: «Ф-Ф-Ф»
- Греем ручки - дуем на ладошки - «Х-Х-Х»
-Покачаем лялю – «А-А-А».
- Собачка плачет – «У-у-у»
- Лошадка кричит – «И-И-И».
- зуб болит у ляли -«О-О-О»
Можно произносить звуки тихо, громко. Добиваться повторения звуков,
НЕ ИСПОЛЬЗУЯ при этом слова «скажи», «повтори», пытаться завлечь ребенка эмоционально.
Игры на подражание и вызывание звуков – мама читает стишки и показывает действия - ребенок повторяет:
«Зайка»
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
-Вот, вот, вот! (руки за спиной, добиваемся, повторения ребенком данной строки).
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
-Вот, вот, вот! (показать нос, добиваться повторения слов).
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
- Вот, вот, вот! (показать руки, добиваться повторения слов).
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
- Вот, вот, вот! (показать руки, добиваться повторения слов).
«Жучка»
Жучка в будке сидела
Толи выла, то ли пела:
-У-У-У (добиваться повторения звука).
«Машина»
Заведу мою машину («Мотор» - воспроизводим звук губами)
- Би-би-би – налью бензину (3 хлопка, топать)
- Би-би-би –(добиваться повторения) и т. д.