СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание коррекционно-развивающей среды для воспитания неговорящих детей в домашних условиях. Рекомендации родителям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активное включение семьи ребенка в коррекционно-развивающий процесс является одним из основных принципов логопедической работы, обеспечивая ее эффективность.

Просмотр содержимого документа
«Создание коррекционно-развивающей среды для воспитания неговорящих детей в домашних условиях. Рекомендации родителям.»

Методическая разработка

«Создание коррекционно-развивающей среды

для воспитания неговорящих детей в домашних условиях»


Активное включение семьи ребенка в коррекционно-развивающий процесс является одним из основных принципов логопедической работы, обеспечивая ее эффективность.

Родители могут организовать в детской комнате (детском уголке) коррекционно-развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого развития ребенка. В детском уголке (комнате) необходимо создать комфортную для ребенка обстановку, вызывающую у него положительные эмоционально-двигательные реакции.

В коррекционно-развивающую среду комнаты должны входить:
- функциональные, грамотно подобранные игрушки;
- пособия для развития сенсомоторных функций;
- природный материал: пух, мох, засушенные растения, речные и морские камни, ракушки, веточки;
- звучащие предметы: «шумовые» коробочки и баночки, музыкальные - инструменты, звучащие шары, погремушки, свистульки, колокольчики, деревянные и металлические ложки, шуршащая оберточная бумага, баночки с разным количеством воды (при постукивании по ним – разный звук), большая морская ракушка;
- иллюстративный материал: фотографии, наборы картинок (разного размера) по лексическим темам, серии картинок;
- материалы для изобразительной деятельности: пластилин, пальчиковые краски, ватманы, глина, цветные карандаши и т.д.;
- сумка с «волшебными» вещами: маленькими зеркалами, брелками, баночками, губками, кистями для макияжа и другими интересными для ребенка вещами;
- мягкие модули, сухой бассейн, батут, аквалампы, светящиеся предметы и другое возможное оборудование для сенсорных комнат;
- большие картонные коробки для обустройства «домиков» для ребенка.

Не следует окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру.

Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр, зачастую они вызывают у детей больший интерес, чем «промышленные» игрушки. Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать резинки для волос. Когда ребенок чем-то расстроен, плачет, успокойте его, предложив ему старую сумку с «волшебными» вещами: детям, как правило, нравится разглядывать разные предметы, собранные в таких сумках; если предметы будут иметь простые названия, рано или поздно ребенок на эмоциональном подъеме захочет повторить их. Не оставляйте эту сумку в досягаемости ребенка, не используйте ее слишком часто, и тогда ребенок не потеряет к ней интерес.

Активно включайте в игры с ребенком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдет по ним босиком – гуляем по дну озера; разложите ракушки – по дну моря; одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоемов, можно закрепить у ребенка представление об их свойствах и различиях. Советуем также прогуливаться босиком по собранным листьям, траве (используя специальное ковровое покрытие), можно совершать прогулки по жарким странам (нагретой ткани). Такие упражнения стимулируют ощущения в стопах ног, подошвы стоп – скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами.

Для речевого развития ребенка родители могут использовать не только книги, предназначенные для детей. Например, читая «женский журнал» мама может обращать внимание ребенка на иллюстрации, называть их, совместно с ребенком вырезать и наклеивать в «логопедический альбом». Для закрепления лексических тем: «овощи», «фрукты», «продукты» целесообразно использовать иллюстрированные кулинарные энциклопедии, журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно рассматривать «мамины» журналы и книги. Иллюстрации в рекламных изданиях крупных магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды и т.п.

Включенный телевизор (часто в фоновом режиме), радио и т.п. мешают ребенку сосредоточиться, отрицательно сказываются на балансе нервных процессов. Во время занятий и игр с ребенком все посторонние источники шума должны быть исключены. Постоянный шум лишает ребенка важнейшей предпосылки для начала развития речи – возможности подражать речи взрослого, поскольку ребенок не может сконцентрироваться на ней.

Когда взрослый играет или разговаривает с ребенком, лицо взрослого должно быть хорошо освещено, взрослый не должен находиться спиной к окну или лампе. Комната, в которой проходят занятия, должна быть хорошо освещена.

Начиная игру или занятие с ребенком, очистите стол или специально отведенное место для занятий от ненужных игрушек и посторонних предметов. Закончив игру, вместе с ребенком уберите игрушки на место, это поможет проще переключить ребенка на новую игру.

Полезно читать детям сказки, доступные для их понимания и самостоятельного произнесения простых повторяющихся элементов. При этом не следует знакомить ребенка с более чем одной сказкой в неделю: целесообразно использовать многообразие книг (с наклейками, с сенсорными вставками, объемные, стилизованные и др.), но с одинаковым речевым материалом.

Полезно совмещать или заменять чтение сказок и стишков игрой в «домашний театр». Для этого подготовьте простейший реквизит: фигурки животных, комнатные цветы (для изображения деревьев), натуральные камушки, куклы и т.п., и разыграйте знакомую для ребенка сказку. Вы можете ее рассказывать, а ребенок будет совершать действия, может заканчивать ваши фразы.

Следуя советам специалистов (логопедов, психологов, неврологов), родители могут самостоятельно сформировать необходимые для речевой деятельности предпосылки, тем самым оптимизировав логопедическую помощь безречевым детям.


С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно прогова­ривая все обычные ситуации:

  • одевание и раздевание,

  • умывание и купание,

  • еда и прогулка,

  • подготовка ко сну,

  • раскладывание игрушек по местам,

  • приготовление еды,

  • уборка со стола и мытье посуды,

  • под­метание пола и др.

  • во время игр с игрушками и картинками,

  • при чтении книжек,

  • просмотра мультфильмов и прочее.


При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

Начиная работу с ребенком, логопед не только организует заня­тия с малышом, но и проводит работу с родителями. Основной за­дачей такой работы является объяснение того, как следует вести себя по отношению к ребенку, как создать для него насыщенную речевую среду в случае, когда имеет место нарушение речи.


Необходимо объяснить родителям или другим близким ребенка, что развитие речи малыша требует более внимательного от­ношения и специальной работы дома, не следует надеяться только на занятия с логопедом. Родители должны осознать, что в случае, если имеет место отставание в речевом развитии, следует приме­нить новый подход к воспитанию ребенка дома. Постепенно близ­кие, которые чаще всего проводят время с ребенком, научатся ис­пользовать любую ситуацию, чтобы поговорить с малышом.

Рассмотрим примеры проговаривания взрослым различных ситу­аций.

 

Умывание

«- Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку - вот так. А сейчас давай умоем лицо - вот так. Набери воды в ла­дошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек - вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.»


Сборы на прогулку


Все необходимые вещи разложены на стульчике.

« - Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штаниш­ки. Вот они. Давай наденем штаны - вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуго­вичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д.»

 

На прогулке


« - Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал - и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик, какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи как много листиков. И т.д.»

 

Приготовление обеда


Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторож­ность, страхуйте ребенка.

« - Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот кар­тошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я нарезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки кар­тошки в кастрюлю. Осторожно, плита горячая! А это что? Мор­ковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем бу­дешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, ло­патку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так.»


Построим дом


Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.

« - Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик - боль­шой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда..»


Таким обра­зом, ребенок постоянно слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопро­вождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.


Подобную работу проводит и логопед во время занятий:

  • Во-пер­вых, педагог проговаривает все происходящее на занятии.

  • Во-вторых, использует для речевого общения, спонтанно возни­кающие во время занятия ситуации, что дает возможность познакомить ребенка с новыми словами.

  • В-третьих, специально организует ситуации, в которых ребенок получает возможность использовать свои речевые навыки.

 

Единые требования к речевому общению

с ребенком для всех близких взрослых


Противоречивость требований со стороны значимых для него взрослых вредна любому ребенку. Если требования к воспитанию и обучению едины и постоянны (конечно, при условии их разумно­сти), это дает ребенку ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира. В противном случае, когда взрослые подходят к вопросам воспитания и обучения малыша с разных позиций, в сознании ребенка возникает хаос: все смешивается и уже не по­нятно, что же хорошо, а что плохо, и к чему все-таки следует стре­миться.


Такая противоречивость часто имеет место, когда в воспитании ребенка участвуют люди разных поколений (родители и бабушки с дедушками), «мужской» и «женский» подходы также различаются между собой. Кроме этого, различия в подходе к воспитанию детей часто обусловлены уникальностью, индивидуальностью каждого человека (родителей ребенка и других родственников), на которые оказывают влияние особенности воспитания, уровень образова­ния, социальная среда, а также темперамент, характер, внутрен­ний мир человека.


В семьях, где растут дети с проблемами в речевом развитии, зачастую можно наблюдать ситуацию, когда ребенка берегут, из­лишне опекают. Близкие из любви к малышу, видя его затруднения во время общения, наблюдая неудачные попытки высказаться, стараются предугадать его желания. Но при таком отношении ребенку нет необходимости трудиться, стараться выразить свои мысли по­средством речи, развитие активной речи вновь тормозится.


Следует понимать, что желания ребенка бывает легче понять в быту, в ситуациях, которые повторяются почти в неизменном виде изо дня в день. Понять ребенка часто помогает и материнская интуиция, любовь близких. Но когда возникают новые, незнакомые ранее, ситуации, такое взаимопонимание часто становится затруднительным.


Необходимость общения возникает не только дома, но и во вре­мя похода в магазин, в гостях, в транспорте и других подобных си­туациях. Тем не менее, ребенок ждет от взрослых такого же понима­ния, к которому он привык дома. Когда же этого не происходит, ре­бенок обычно сначала удивляется, затем огорчается. Поэтому такие ситуации могут повлечь взаимное раздражение и разочарование.

По мере взросления ребенка все чаще возникает необходимость общаться не только с близкими, но и с незнакомыми взрослыми и детьми. Такие ситуации потребуют нового уровня развития речево­го общения. А если до этого с ребенком «играли в поддавки», обще­ние с малознакомыми людьми в непривычных условиях станет для него весьма затруднительным, а в худшем случае остро дис­комфортным.


В случае, когда речь идет о речевом развитии ребенка 1,5-3 лет, который еще не пользуется активной (экспрессивной) речью, необ­ходимо приложить все усилия, чтобы к развитию речи ребенка в семье был единый подход.


Главным советчиком в данном направ­лении выступает логопед, который объясняет, как именно следует вести себя с ребенком, что и когда говорить, как задавать вопросы, какие требования предъявлять на разных этапах его речевого раз­вития.

Необходимо научить родителей правильно общаться со сво­им малышом: с одной стороны помогать, с другой — создавать си­туации, в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью.

Подразумевается, что:

  • разговаривать с ребенком должны все близкие, которые прово­дят с ним большую часть времени;

  • для организации речевого общения должна использоваться лю­бая возможная ситуация — в быту, во время игр и занятий, походов в магазин или в гости и пр.;

  • близкие вместе с логопедом следят за прогрессом в развитии речи и меняют требования в соответствии с новыми возможностя­ми ребенка.

 

Определенные требования к речи

окружающих ребенка взрослых


Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном.

Известно, что не только дети, но и подрост­ки, взрослые могут по подражанию менять звуковой состав слов (полотенец вместо полотенце, пинжак вместо пиджак, похудала вме­сто похудела и др.); неправильно ставить ударения в словах (поняла вместо поняла, созвонимся вместо созвонимся и др.); путать похожие по звучанию слова (например, генеалогия и гинекология, аутизм и атеизм и пр.); употреблять неправильные формы слова (ехай вместо поезжай, дожить вместо класть) и т.д.

Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов проис­ходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усво­ения неправильного варианта речи, который со временем закреп­ляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи — силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность — в целом манеру говорить. Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком.



Учитывая все вышесказанное, необходимо постараться, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отве­чала следующим требованиям:

  • правильность — речь взрослого должна быть чистой, без рече­вых нарушений;

  • четкость — слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрос­лого), с выделением ударного слога;

  • простота — взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;

  • повторяемость — одни и те же слова, словосочетания и предло­жения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;

  • богатство — взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.




Следуя советам специалистов (логопедов, психологов, неврологов), родители могут самостоятельно сформировать необходимые для речевой деятельности предпосылки, тем самым оптимизировав логопедическую помощь безречевым детям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!