СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для родителей неговорящих детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рекомендациях представлен материал для родителей, имеющих неговорящих детей.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей неговорящих детей»

Рекомендации для родителей неговорящих детей

В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начали замечать, что сверстники ребенка начали говорить словами и  фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Что делать?  Не слушать советов, подождать, пока само собой наладится? Нужно посоветоваться со специалистом. Логопед расскажет вам,  что нужно делать, как заниматься.  А если в вашем населенном пункте нет специалиста, что делать тогда? Вот несколько советов от логопеда:

  • Не говорите при ребенке о его отставании.

  •  Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.

  • Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (одевание, кормление, прогулку), комментируя окружающее, повторяйте одни и те же слова, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

  •  Развивайте понимание речи. Используйте простые инструкции типа «Дай машинку!», «Где мяч?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

  •  Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (паровозик – «ту-ту», прятки – «ку-ку»). Можно вместе удивляться увиденному: «Ах!», «Ух!»

  • Почаще рассказывайте, читайте детские сказки. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. Изображайте стихи (пример : «Мишка косолапый…»,  ребенок показывает на мишку).

  • Не перегружайте ребенка телевизионной, видео, и аудиоинформацией.

  • Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму, количество.

  •  Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока»

  • Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «Повтори». Лучше применять такие инструкции- «Делай как я», «Как киса говорит?»

  •  Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.

  • Как можно чаще рассматривать сюжетные картинки,  при этом взрослый задает постепенно усложняющиеся вопросы (поощряя ребенка к любому ответу) и сам на них отвечает («Покажи где машинка» , «Вот машинка!», «У кого машинка?- У мальчика!»)

  • Приучайте малыша смотреть на лицо говорящего для того, чтобы ребенок следил за губами собеседника.

  •  Не забывайте  хвалить ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним.

Все эти нехитрые правила помогают стимулировать речевую активность ребенка.

Работа логопеда с неговорящим ребенком

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым "скажи". На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа "Делай, как я" (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.

Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:

  • развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);

  • побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;

  • побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);

  • работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);

  • развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);

  • стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

О важной роли речи в произвольной регуляции деятельности говорит Е.М. Мастюкова в своей книге "Лечебная педагогика": "При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения".

Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Например, Артем Н. (3 года) говорил коротко "Неа" и утыкался головой в сложенные на столе руки. А как только чувствовал, что речевая угроза миновала, опять веселел и был готов играть. В случае с Артемом С. (4 года) приходилось проявлять строгость и настойчивость: "Все равно не отпущу, пока не выполнишь задание. Выполняй, работай". А он при малейшей сложности сразу начинал плакать.

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная у Антона А. (3 года) фраза "дядя ити" (дядя починит) повторялась и в обычном, и в детском звучании, переносилась в другую ситуацию. Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.

Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово: у Максима Л. (3 года 3 мес.) — самолет, у Ильи П. (3 года 3 мес.) — машина, у Артема С. (4 года 4 мес.) — куры, у Артема Н. (3 года 4 мес.) — упал. Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.

Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.

Что же может делать родитель для запуска речи собственного ребенка?

  • Развивать свой эмоциональный интеллект, прорабатывать свои собственные эмоциональные состояния и ожидания, в том числе с психологом, если есть такая необходимость. Корректировать стиль воспитания. Учиться контейнировать эмоции собственного ребенка.

  • Давать себе отдых.

  • Проводить время с собственным ребенком. Обязательно так, чтобы это было в удовольствие всем. Не играть из-под палки, а делать то, что нравится самому родителю. Ребенок чувствует, настоящая эмоция или нет, и для его развития намного важнее получить опыт того, как значимый взрослый получает удовольствие от какого-то занятия, чем выучить по картинке, как выглядит коза или утка.

  • Приучать ребенка к самостоятельности в тех повседневных делах, которые малышу по силам (ходить на горшок, одеваться, раздеваться, есть, поливать цветы, подметать пол, убирать крошки со стола, кормить домашних животных и так далее). То есть формировать семейную роль, включать в семейное взаимодействие.

  • Стараться обеспечить разнообразный сенсорный опыт в реальной среде (без фанатизма). Например, утку лучше посмотреть в парке, чем на картинке. Обязательно играйте в игры с телесным контактом, обнимайте ребенка (здесь важно учитывать особенности ребенка, важно, чтобы не было сенсорной перегрузки). Телесный контакт важен для формирования чувства безопасности, принятия, насыщения проприоцептивного анализатора информацией. Действия и интересные объекты желательно ненавязчиво проговаривать. Информацией лучше насыщать ребенка во время совместного приятного времяпровождения. Так будет формироваться мотив к познанию и общению.

  • Если всё же делаете с ребенком упражнения – делайте вместе с ним, в качестве игры, забавы, в удовольствие, не выходя из роли близкого взрослого. Не превращайтесь в педагога или логопеда.

Источники

  • https://www.7ya.ru/article/Iz-opyta-raboty-s-negovoryawimi-detmi/

  • https://12art.tvoysadik.ru/site/pub?id=503

  • https://emberint.ru/articles/negovoryaschiy_rebenok/








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!