Рекомендации для родителей неговорящих детей
В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начали замечать, что сверстники ребенка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Что делать? Не слушать советов, подождать, пока само собой наладится? Нужно посоветоваться со специалистом. Логопед расскажет вам, что нужно делать, как заниматься. А если в вашем населенном пункте нет специалиста, что делать тогда? Вот несколько советов от логопеда:
Не говорите при ребенке о его отставании.
Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.
Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (одевание, кормление, прогулку), комментируя окружающее, повторяйте одни и те же слова, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
Развивайте понимание речи. Используйте простые инструкции типа «Дай машинку!», «Где мяч?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (паровозик – «ту-ту», прятки – «ку-ку»). Можно вместе удивляться увиденному: «Ах!», «Ух!»
Почаще рассказывайте, читайте детские сказки. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. Изображайте стихи (пример : «Мишка косолапый…», ребенок показывает на мишку).
Не перегружайте ребенка телевизионной, видео, и аудиоинформацией.
Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму, количество.
Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока»
Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «Повтори». Лучше применять такие инструкции- «Делай как я», «Как киса говорит?»
Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.
Как можно чаще рассматривать сюжетные картинки, при этом взрослый задает постепенно усложняющиеся вопросы (поощряя ребенка к любому ответу) и сам на них отвечает («Покажи где машинка» , «Вот машинка!», «У кого машинка?- У мальчика!»)
Приучайте малыша смотреть на лицо говорящего для того, чтобы ребенок следил за губами собеседника.
Не забывайте хвалить ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним.
Все эти нехитрые правила помогают стимулировать речевую активность ребенка.
Работа логопеда с неговорящим ребенком
Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым "скажи". На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа "Делай, как я" (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.
Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:
развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);
работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);
развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
О важной роли речи в произвольной регуляции деятельности говорит Е.М. Мастюкова в своей книге "Лечебная педагогика": "При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения".
Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Например, Артем Н. (3 года) говорил коротко "Неа" и утыкался головой в сложенные на столе руки. А как только чувствовал, что речевая угроза миновала, опять веселел и был готов играть. В случае с Артемом С. (4 года) приходилось проявлять строгость и настойчивость: "Все равно не отпущу, пока не выполнишь задание. Выполняй, работай". А он при малейшей сложности сразу начинал плакать.
Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная у Антона А. (3 года) фраза "дядя ити" (дядя починит) повторялась и в обычном, и в детском звучании, переносилась в другую ситуацию. Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.
Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово: у Максима Л. (3 года 3 мес.) — самолет, у Ильи П. (3 года 3 мес.) — машина, у Артема С. (4 года 4 мес.) — куры, у Артема Н. (3 года 4 мес.) — упал. Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.
Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.
Что же может делать родитель для запуска речи собственного ребенка?
Развивать свой эмоциональный интеллект, прорабатывать свои собственные эмоциональные состояния и ожидания, в том числе с психологом, если есть такая необходимость. Корректировать стиль воспитания. Учиться контейнировать эмоции собственного ребенка.
Давать себе отдых.
Проводить время с собственным ребенком. Обязательно так, чтобы это было в удовольствие всем. Не играть из-под палки, а делать то, что нравится самому родителю. Ребенок чувствует, настоящая эмоция или нет, и для его развития намного важнее получить опыт того, как значимый взрослый получает удовольствие от какого-то занятия, чем выучить по картинке, как выглядит коза или утка.
Приучать ребенка к самостоятельности в тех повседневных делах, которые малышу по силам (ходить на горшок, одеваться, раздеваться, есть, поливать цветы, подметать пол, убирать крошки со стола, кормить домашних животных и так далее). То есть формировать семейную роль, включать в семейное взаимодействие.
Стараться обеспечить разнообразный сенсорный опыт в реальной среде (без фанатизма). Например, утку лучше посмотреть в парке, чем на картинке. Обязательно играйте в игры с телесным контактом, обнимайте ребенка (здесь важно учитывать особенности ребенка, важно, чтобы не было сенсорной перегрузки). Телесный контакт важен для формирования чувства безопасности, принятия, насыщения проприоцептивного анализатора информацией. Действия и интересные объекты желательно ненавязчиво проговаривать. Информацией лучше насыщать ребенка во время совместного приятного времяпровождения. Так будет формироваться мотив к познанию и общению.
Если всё же делаете с ребенком упражнения – делайте вместе с ним, в качестве игры, забавы, в удовольствие, не выходя из роли близкого взрослого. Не превращайтесь в педагога или логопеда.
Источники
https://www.7ya.ru/article/Iz-opyta-raboty-s-negovoryawimi-detmi/
https://12art.tvoysadik.ru/site/pub?id=503
https://emberint.ru/articles/negovoryaschiy_rebenok/