Основные принципы общения с неговорящими детьми
Выражение лица – максимально доброжелательное, теплое, нераздраженное.
Тон голоса в разговоре с ребенком – предельно (в любых ситуациях) доброжелательный,
приветливый; избегать употребления приказных фраз.
Больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
Не делать постоянных замечаний, не кричать, всегда быть с ребенком вежливым.
Не торопить и не подгонять ребенка.
Не говорить ребенку, что вы его не любите или обиделись на него.
Терпение, любовь к ребенку всегда.
Методические рекомендации для педагогов по использованию игр и упражнений в коррекционном обучении детей
Игры не должны быть длительными во времени (от 5 до 15 мин).
Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять
задание, осознать, исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом.
Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент сравнения, красочное и забавное оформление.
Игра может проводиться в комнате, на участке, на природе.
В игре необходимо добиваться активного речевого участия ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность.
В процессе игры педагоги принимают непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), в заключение обязательно поощрить ребенка.
Педагог должен постоянно излучать спокойную уверенность в том, что все идет обычным, естественным путем.
Во время игр необходимо деликатно, ненавязчиво активизировать поведение ребенка, его познавательную активность.
Проявлять к ребенку терпение.
В системе развивающей работы
с детьми используют игровые упражнения с элементами логоритмики;
на развитие артикуляционной моторики;
на развитие тонких движение пальцев рук и общей моторики;
на развитие дыхания;
на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Игровая форма наиболее соответствует психологическим возможностям детей раннего возраста.
Обучение детей с речевой патологией не должно сводиться к выработке механических, рефлекторных речевых навыков.
Использование элементов логоритмики способствуют развитию чувства ритма, внимания, слуховой и зрительной памяти
У детей вырабатывается ответная двигательная реакция на звуковой и зрительный раздражитель, идет развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умение переключатся с одной деятельности на другую).
Важное условие результативного использования игровых упражнений в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игровых упражнений.
Следует учитывать следующие дидактические принципы:
Педагог, работая с детьми 3 года жизни, должен учитывать возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учит детей действовать по инструкции, выполняя многие действия по представлению в воображаемом плане.
Дети 3-го года жизни в силу возрастных особенностей их центральной нервной системы в 2-3 раза быстрее осваивают программный материал. Задания, упражнения должны представлять посильную трудность для ребят.
Только в этом случае обучение станет развивающим.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.
Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. В комплексе органично сочетаются игровые упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук, общих движений, дыхания, развитие эмоционально-волевой сферы.
С детьми можно проводить игровые упражнения:
движений пальцев,
общих движений в сочетание с речью;
мимические упражнения;
упражнения для жевательно - артикуляционных мышц;
упражнения для губ и языка;
упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и голоса;
Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность.
Сначала даются самые простые упражнения, постепенно усложняются. Работа над развитием артикуляционной моторики длительная и систематическая.
Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребенком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие.
Педагог в игровой ситуации показывает ребенку мимические и артикуляционные позы и движения, стимулируя ребенка повторять движения за педагогом.
Губы растянуты в улыбке
Перебирайте пальцем по губам, произнося при этом звук похожий на «Б-б-б» (Движения пальца - сверху вниз).
Очень важно, чтобы у малыша вовремя сформировалась речь, так как задержка, как правило, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человечка - специалисты называют ее «вторичной задержкой познавательной деятельности». В результате у неговорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии.
Очень важно не упустить драгоценное время – период готовности ребенка к формированию речи. После трех лет может быть уже поздно.
Желаем успехов!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка –
«Детский сад №44 «Весёлые нотки»
принципы общения
с неговорящими детьми
составитель – учитель – логопед Штинникова Т.С.