СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Принципы общения с неговорящими детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет "Принципы общения с неговорящими детьми" содержит методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию игр и упражнений в  обучении детей, а также примеры игровых упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Принципы общения с неговорящими детьми"»

Основные принципы общения с неговорящими детьми


  1. Выражение лица – максимально доброжелательное, теплое, нераздраженное.

  2. Тон голоса в разговоре с ребенком – предельно (в любых ситуациях) доброжелательный,

приветливый; избегать употребления приказных фраз.

  1. Больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.

  2. Не делать постоянных замечаний, не кричать, всегда быть с ребенком вежливым.

  3. Не торопить и не подгонять ребенка.

  4. Не говорить ребенку, что вы его не любите или обиделись на него.

  5. Терпение, любовь к ребенку всегда.


Методические рекомендации для педагогов по использованию игр и упражнений в коррекционном обучении детей

  1. Игры не должны быть длительными во времени (от 5 до 15 мин).

  2. Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять

задание, осознать, исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом.

  1. Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент сравнения, красочное и забавное оформление.

  2. Игра может проводиться в комнате, на участке, на природе.

  3. В игре необходимо добиваться активного речевого участия ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность.

  4. В процессе игры педагоги принимают непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), в заключение обязательно поощрить ребенка.

  5. Педагог должен постоянно излучать спокойную уверенность в том, что все идет обычным, естественным путем.

  6. Во время игр необходимо деликатно, ненавязчиво активизировать поведение ребенка, его познавательную активность.

  7. Проявлять к ребенку терпение.



В системе развивающей работы

с детьми используют игровые упражнения с элементами логоритмики;

  • на развитие артикуляционной моторики;

  • на развитие тонких движение пальцев рук и общей моторики;

  • на развитие дыхания;

  • на развитие эмоциональной сферы ребенка.


Игровая форма наиболее соответствует психологическим возможностям детей раннего возраста.

Обучение детей с речевой патологией не должно сводиться к выработке механических, рефлекторных речевых навыков.

Использование элементов логоритмики способствуют развитию чувства ритма, внимания, слуховой и зрительной памяти

У детей вырабатывается ответная двигательная реакция на звуковой и зрительный раздражитель, идет развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умение переключатся с одной деятельности на другую).

Важное условие результативного использования игровых упражнений в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игровых упражнений.

Следует учитывать следующие дидактические принципы:

  • доступность;

  • повторяемость;

  • постепенность выполнения заданий.

Педагог, работая с детьми 3 года жизни, должен учитывать возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учит детей действовать по инструкции, выполняя многие действия по представлению в воображаемом плане.

Дети 3-го года жизни в силу возрастных особенностей их центральной нервной системы в 2-3 раза быстрее осваивают программный материал. Задания, упражнения должны представлять посильную трудность для ребят.


Только в этом случае обучение станет развивающим.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.

Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. В комплексе органично сочетаются игровые упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук, общих движений, дыхания, развитие эмоционально-волевой сферы.

С детьми можно проводить игровые упражнения:

  • стихи и потешки для развития тонких

движений пальцев,

  • общих движений в сочетание с речью;

  • мимические упражнения;

  • упражнения для жевательно - артикуляционных мышц;

  • упражнения для губ и языка;

  • упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и голоса;

Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность.

Сначала даются самые простые упражнения, постепенно усложняются. Работа над развитием артикуляционной моторики длительная и систематическая.


Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребенком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие.

Педагог в игровой ситуации показывает ребенку мимические и артикуляционные позы и движения, стимулируя ребенка повторять движения за педагогом.

  • Мышка пищит: «И-и-и…» или «Пи-и-и».

Губы растянуты в улыбке

  • Изобразить, что кукла плачет: «Уа-уа».

  • «Смешная песенка»

Перебирайте пальцем по губам, произнося при этом звук похожий на «Б-б-б» (Движения пальца - сверху вниз).



Очень важно, чтобы у малыша вовремя сформировалась речь, так как задержка, как правило, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человечка - специалисты называют ее «вторичной задержкой познавательной деятельности». В результате у неговорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии.

Очень важно не упустить драгоценное время – период готовности ребенка к формированию речи. После трех лет может быть уже поздно.


Желаем успехов!






















Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка –

«Детский сад №44 «Весёлые нотки»

принципы общения

с неговорящими детьми

составитель – учитель – логопед Штинникова Т.С.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!