Запуск речи неговорящих детей. Рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей
Учитель-логопед МОУ «Увинская СОШ №4» Вахрушева Татьяна Николаевна
Неговорящие дети - дети со стойкой задержкой в развитии речи
Наблюдается у детей, имеющих:
- педагогическую запущенность;
- сложную речевую патологию (алалию, дизартрию и др.);
- ОНР (I ур.) с 3-х лет;
- ДЦП;
- ЗПР;
- умственную отсталость;
- расстройства аутистического спектра;
- нарушения слуха, зрения и др.
Рекомендации для родителей:
- проконсультироваться у узких специалистов (психоневролога, отоларинголога, офтальмолога, нейропсихолога); провести ряд медицинских исследований по показаниям (энцефалограмму и эхограмму головного мозга, аудиограмму и др.);
- обследовать ребёнка на ПМПК для получения ранней коррекционной помощи логопеда, психолога, дефектолога
Создание речевой среды:
- постоянное общение, разговор с ребенком (проговаривание каждого действия, называние окружающих предметов и явлений);
- соблюдение требований к речи окружающих взрослых (произнесение слов медленно, четко, следя за артикуляцией);
- ежедневное чтение книг;
- ограничение просмотра мультфильмов до 10 мин в день, обсуждение сюжета;
- развитие мелкой моторики;
- использование речевых игр и упражнений
Речевые игры и упражнения для запуска речи:
- игры для развития слухового восприятия неречевых и речевых звуков;
- игры для развития звукоподражания;
- упражнения на договаривание слов и строк;
- песенки, потешки;
- рифмованные загадки;
- логоритмические упражнения
I. Развитие слухового восприятия
- Узнавание неречевых звуков
Игры и упражнения:
«Что ты слышишь?»: побуждение ребёнка подражанию звукам, которые он слышит за окном, в группе, во время прогулки;
«Где звонит колокольчик?»: дети – в кругу, один из детей звонит в колокольчик, водящий с закрытыми глазами указывает направление звучащего предмета.
Игра «Угадай, что звучит»
Оборудование: звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.
Ребенок слушает звуки и угадывает, какой инструмент звучит.
Можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.
Игра «Животные и их детёныши» Ход игры: детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей. Педагог произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети одновременно поднимают картинку соответствующего животного, затем сами подражают животным.
2. Развитие речевого (фонематического) слуха
Игра «Правильно — неправильно?»
Оборудование: различные игрушки или предметы
Ход игры: педагог показывает на предмет или игрушку и называет ее. Если называет верно, то побуждает ответить детей: «Да» и назвать её самостоятельно, если неверно, то ответить: «Нет» и назвать игрушку.
Варианты игры: «съедобное – несъедобное»,
«летает – не летает»
«Будь внимательным!»
Цель: развитие умения внимательно слушать слова, выполнять инструкции
Ход игры: сначала педагог предлагает детям потопать, затем похлопать.
- Давайте потопаем ножками — вот так! А теперь похлопаем в ладоши! Топаем! Хлопаем! Топаем! Хлопаем!
Игра «Путаница»
- А теперь я вас запутаю: буду называть одни движения, а показывать другие. А вы слушайте внимательно и выполняйте то, что я говорю, а не то, что я показываю.
Игры для развития речевого дыхания
Запуск речи через пение и движение (логоритмические упражнения )
Способствуют:
- развитию слухового восприятия и внимания, речевого дыхания, силы, высоты и тембра голоса, чувства ритма и темпа речи, дикции;
- устранению ряда психомоторных функций (общей моторной неловкости, недостаточной подвижности и координированности движений пальцев рук);
- формированию положительных эмоций, развитию художественного вкуса, творческих и умственных способностей
Песенка «Колыбельная»
Это кто в кроватке, а-а-а, а-а-а,
Засыпает сладко, а-а-а, а-а-а,
Это Ляля засыпает сладко.
Глазки закрывай, баю-бай.
Песенки-попевки
Заблудилась Маша в тёмном лесу,
Не найдёт тропинку и кричит: «Ау!»
Слышен плач малыша: «Уа-уа!»
Его мама ушла – «Уа-уа!»
Песенки для вызывания звукоподражания :
Вот мычит корова:
Молока кому? Му-му-му»
Паровоз пыхтит,
Быстро едет и гудит: «Ту-ту-ту»
Песенка «Шумелка»
Шум, шум, что за шум
На лесной опушке?
Кто, кто там шумит
В маленькой избушке?
(дети прикладывают руку к уху)
Там шумят ежата: «Фух, фух фух»,
Ухают совята: «Ух, ух, ух»,
Ходят медвежата: «Топ-топ-топ»,
И шипят ужата: «ш-ш-ш»
Стихи, сопровождаемые движениями
На цыпочках
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я её не разбужу.
Звери
Мишка косолапый вразвалочку идет,
Заинька трусливый скачет и поёт: «Ой-ой-ой».
Серый волк сердитый важно выступает,
А лисичка рыжая мимо пробегает.
Речевая игра «Доскажи словечко»
Мы купили кошке к празднику...
(бантик, сапожки)
Я рубашку сшила мишке,
И сошью ему…
(курточку, штанишки)
Побывали мы в лесу,
Увидали там …
(медведя, зайца, лису )
У моей сестрички длинные…
(косички, хвостики)
Песенки для раннего развития ЖЕЛЕЗНОВЫХ «МУЗЫКА С МАМОЙ»
- короткие, веселые и простые для понимания даже для самых маленьких малышей песенки. Играя, малыш не только будет развивать мелкую моторику пальцев рук, но и соответственно, речь, музыкальный слух, воображение, настроение
Спасибо за внимание!
Причины нарушений речи
- воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде (гипоксия, асфиксия, инфекции матери, родовые травмы и др.);
- тяжёлые заболевания ребёнка в первые годы жизни, травмы;
- наследственные факторы;
- родительская депривация (психическое состояние ребёнка, которое возникает при отстраненности родителей и недостатка ласки, прикосновений, общения)
Направления работы по запуску речи неговорящих детей:
- развитие слухового восприятия;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики рук;
4. развитие речи:
- понимания речи;
- активной речи ребенка;
- использование ритма в развитии речи;
- развитие речи на основе знакомства с окружающим миром
Игра «Кто там?»
Цель: развитие умения определять на слух звукоподражания животных
Оборудование: игрушки животных
Ход игры : за дверью (ширмой) поочерёдно раздаются звукоподражания животных, педагог просит ребенка послушать и отгадать, кто там.
Ребенок может ответить любым доступным способом: показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием.
— Слышишь, кто-то там за дверью кричит. Послушай внимательно. Кто там? Собака? Давай посмотрим.
Педагог идет к двери, открывает ее и приносит игрушку.
— Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.
Игра продолжается с другими игрушками.
!!КАРТИНКУ
Развитие физиологического дыхания
!!ПОКАЗАТЬ
Развитие речевого дыхания
Этапы речевого развития детей в норме:
- в 1,5 – 2 мес. – гуление;
- в 6-7 мес. – лепет;
- в 1 год – от 2-х до 10 слов;
- в 2 года – фразы из 2-3 слов, словарный запас может достигать до 200 слов;
- в 3 года – фразы из 3-4 слов, словарный запас составляет от 300 до 800 слов;
- с 4-х л ет – ребёнок употребляет развёрнутые предложения
Развитие речи
Упражнения для формирования понимания речи, уточнение и расширение пассивного словаря
«Покажи, где мама…»
Оборудование: семейные фотографии.
Ход игры: взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников.
- Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу и др.
«Части тела»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица и их назначение.
Ход игры: взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.
- Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т.д.
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.
- Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
«Посидим, полежим!»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия предметов мебели и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.
— Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т.д.
Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение.
— Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т.д.
Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.
— Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф — там лежит одежда. И т.д.
«Весёлые загадки!»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию игрушек и предметов по описанию.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними несколько разных игрушек или предметов. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно давать инструкцию индивидуально для каждого ребенка.
— А я знаю еще интересные загадки. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, про что я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он беленький, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рису ют (карандаш). И т.д.
«Отгадай загадку — покажи отгадку!»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию предметов по их функциональному назначению; развитие мышления детей.
Оборудование: предметные картинки по разным темам.
Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно загадывать загадки каждому ребенку по очереди.
— А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка — «ложка»). Покажите, что катится (картинка— «мячик»). Покажите, чем можно рисовать (картинка — «карандаш»). Покажите, что надевают на голову (картинка — «шапка»). Найдите и покажите то , что можно есть (картинки — «яблоко», «конфетка», «сыр») и т.д.
Дом большой, дом маленький
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ; слов ДОМ, МИШКА, ЗАЙКА, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ; фраз ДОМ БОЛЬШОЙ, МИШКА ПОШЁЛ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в мишку и зайку.
— Давайте поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
у медведя дом большой:
ОЙ-ОЙ-ОЙ!
(говорим низким голосом, поднимаем руки вверх)
А у зайки маленький:
АЙ-АЙ-АЙ!
(говорим тонким голосом, приседаем на корточки)
Мишка наш пошел домой:
ОЙ-ОЙ-ОЙ!
(говорим низким голосом, идем вразвалку)
Да и крошка заинька:
АЙ-АЙ-АЙ!
(говорим тонким голосом, прижав ладошки к груди, прыгаем на
двух ногах)
После отработки в речи звукоподражательных слов (ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ), можно приступать к отработке слов и фраз. Например, педагог говорит: «У медведя дом...» и делает паузу. Дети договаривают: «большой!» Далее: «А у зайки...», а дети договаривают: «...маленький!» и т.д. Или педагог говорит: «Мишка наш...»и делает паузу, а дети договаривают уже фразу:«... пошел домой!».
Также можно отрабатывать воспроизведение слов и фраз в ходе беседы, задавая детям вопросы. Например, «Какой у мишки дом?» (большой), «Что делает мишка?» (мишка идет).
Развитие физиологического дыхания
!!ПОКАЗАТЬ
Развитие моторики рук
Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром