Государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма»
РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
Презентация по дисциплине: Физическая культура
Подготовила:
студентка 1 курса гр. СТ-19
Гребенькова Елизавета Евгеньевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Определение выносливости и ее отдельных видов
2. Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости
3. Возрастные особенности проявления выносливости
4. Критерии и методы оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом
5. Задачи, решаемые в процессе развития выносливости
6. Средства развития выносливости
7. Методы и методики, применяемые для развития выносливости
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Выносливость это физическая способность (качество) человека, выражающееся в способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, в спортивной деятельности служит предпосылкой развития других физических качеств.
От того, насколько успешно будет развиваться это качество у конкретного человека в процессе занятий физической культурой и спортом во многом зависит насколько будет успешна его физкультурно-спортивная деятельность в целом. Этим обстоятельством обусловлена актуальность данной темы.
Выносливость это физическая способность (качество) человека, выражающееся в способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, в спортивной деятельности служит предпосылкой развития других физических качеств.
От того
Определение выносливости и ее отдельных видов
Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.
В любой деятельности человека участвует организм в целом. Однако в зависимости от ее разновидности какое либо звено или система организма выполняет большую часть работы. В процессе решения двигательной задачи спортсмену предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер.
Можно выделить несколько аспектов самого понятия «выносливость»:
-устойчивость индивида к воздействию нарастающего утомления,
-способность индивида длительно работать с предельной интенсивностью способность к мобилизации психофизических резервов,
-способность эффективно выполнять соревновательную деятельность,
-продолжительность двигательной активности на фоне устойчивого равновесия функций и систем организма,
-способность к узкоспецифичной или интегральной деятельности .
Определение выносливости и ее отдельных видов
Существуют другая, более полная классификация разнообразных форм проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам.
Например:
-выносливость к работе циклического, ациклического или смешанного характера;
-выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной);
-выносливость статическая или динамическая;
-выносливость локальная, региональная или глобальная;
-выносливость аэробная или анаэробная;
-выносливость скоростная, силовая или координационная;
-выносливость общая или специальная;
-выносливость дистанционная, игровая или многоборная и др .
Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости
Реализация способности человека к проявлению различных видов выносливости обусловлена многими факторами. К ним можно отнести не только социальные и личностные особенности индивида, но и особенности его морфофункционального развития, состояния здоровья, спортивно-технического мастерства, устойчивости к воздействию стресс-фактора.
Уровень развития и проявления выносливости зависит:
-От наличия энергетических ресурсов в организме человека,
-От уровня функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, ЦНС, нервно-мышечной и др.),
-От быстроты активизации и степени согласованности в работе этих систем,
-От устойчивости физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма,
-От экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма,
-От подготовленности опорно-двигательного аппарата,
-От совершенства технико-тактического мастерства,
-От личностно-психологических особенностей.
Возрастные особенности проявления выносливости
Увеличение функциональных возможностей организма, лимитирующих выносливость, происходит особенно значительными темпами в периоды, предшествующие зрелому возрасту. Уже в конце подросткового периода определяются наибольшие величины относительного МПК и показатели активности кислородного обмена. Следовательно, в этом возрасте созревает часть предпосылок к проявлению значительной аэробной выносливости.
Наибольшие величины МПК, предельные параметры кислородного долга и ряда других показателей функциональных возможностей, определяющих выносливость разного типа, наблюдаются у людей зрелого возраста. После 40 лет постепенно все заметнее выявляется возрастной регресс выносливости.
Возрастные особенности проявления выносливости
Возрастные различия в работе тех или иных органов и систем организма определяют в значительной мере и различную методику развития выносливости. К примеру, для развития скоростной выносливости в работе максимальной мощности будет развиваться при использовании легкоатлетического бега на дистанции - 30-60 м - у младших, 100 м - у старших школьников, 100-200 м - у квалифицированных бегунов.
Далее рассмотрим основные критерии и методы выносливости у занимающихся физической культурой и спортом.
Критерии и методы оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом
О состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных показателей. Естественно, что выбор их зависит от особенностей той деятельности, по отношению к которой определяется выносливость, одним из обязательно учитываемых параметров является время, в пределах которого совершается деятельность.
При этом в одних условиях учитывается время, в течение которого удается совершать без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемой по количественным и качественным критериям, в других - предельно возможное время выполнения работы «до отказа». В практике физического воспитания интегральными внешними показателями выносливости чаще всего служат:
в упражнениях циклического характера, направленных на преодоление расстояния, - минимальное время преодоления заданной и достаточно протяженной дистанции (например, 1-2 км) либо (значитёльно реже) общая протяженность дистанции, которую удается преодолеть в заданное время (например, в 12-минутном тесте Купера» или в «часовом беге»);
Критерии и методы оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом
В совокупности со всеми этими показателями обычно учитываются и другие. В числе их одним из общих является стабильность технически правильного выполнения действий - отсутствие или минимальное число нарушений техники в указанных условиях.
Если при прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости), а сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания, то, важно отметить, что на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию. В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800 м; средних классов - 1000-1500 м; старших классов - 2000-3000 м.
Задачи, решаемые в процессе развития выносливости
Задачи развития общей выносливости состоят в первую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной выносливости. Главное здесь не избирательное воздействие на какие либо отдельные факторы выносливости, а создание условий для повышения общего уровня работоспособности по отношению к все большему кругу видов деятельности, связанных с проявлением выносливости.
Достигаемый на данной основе базовый уровень развития общей выносливости предусматривается в программах физического воспитания. В случае спортивной специализации дальнейшее развитие общей выносливости обеспечивается в той мере, в какой это диктуется закономерностями совершенствования в избранном виде спорта.
Задачи, решаемые в процессе развития выносливости
Задачи развития специфической выносливости заключаются в том, чтобы обеспечить направленное развитие специфической выносливости каждого типа в той мере, в какой это необходимо для всестороннего совершенствования двигательных способностей и специальной подготовки к избранной деятельности.
Важно отметить, что задачи по воспитанию специфической выносливости в норме решаются преимущественно после того, как достигнут некоторый базовый уровень общей выносливости.
Средства развития выносливости
В качестве основных средств развития выносливости используются, как правило, физические упражнения и их комплексы, характерными признаками которых являются:
Активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-двигательной системы человека,
Сравнительно значительная суммарная продолжительность работы
Умеренная, большая, но не максимальная интенсивность.
В качестве средств развития выносливости могут быть использованы самые разнообразные по форме физические упражнения, если они организованы методически таким образом, что приобретают (в комплексе или в отдельности) всю совокупность перечисленных признаков. Широко применяются, в частности ациклические и смешанные гимнастические и игровые упражнения, которым придается необходимая действенность путем многократных слитных повторений, суммации эффекта отдельных упражнений, увеличения моторной плотности занятий и другими методически оправданными путями. Значительную ценность в этом отношении приобрела в последние десятилетия такая организационно- методическая форма занятий, как «круговая тренировка.
Средства развития выносливости
Если речь идет о развитии специфической выносливости, то в качестве средств используются, так называемые «целевые упражнения»- т.е. упражнения, применительно к которому обеспечивается уровень развития специальной выносливости. Используются также «специально-подготовительные упражнения», в которых моделируются определенные модели целевых упражнений.
К числу дополнительных средств развития выносливости, особенно аэробной, относятся, в частности, так называемые дыхательные упражнения, постановка рационального дыхания во время выполнения основных упражнений и дозированное использование некоторых факторов внешней среды: насыщения кислородом вдыхаемого воздуха, барометрического давления, температурных факторов и др.
Дыхательные упражнения представляют собой целесообразно регулируемые циклы дыхательных актов, выполняемых в определенных режимах, различными способами, в сочетании с двигательными действиями. В числе их есть упражнения, включающие направленное изменение частоты, глубины и ритма дыханий, легочную вентиляцию и временную задержку дыхания.
Методы и методики, применяемые для развития выносливости
В процессе развития выносливости обычно применяются большинство разновидностей методов строго регламентированного упражнения, дополняемых игровым и соревновательным методом. Конкретные особенности их применения зависят от специфики двигательных действий.
Говоря о методиках развития выносливости (совокупностях различных методов и форм организации занятий), можно выделить следующие:
методика для скоростной выносливости (отдельно для выносливости в работе разной мощности);
методика для силовой выносливости (динамической и статической), подчеркивая,
Эти методики являются вариантами применения переменного, повторного и интервального методов.
Методики основаны на двух методических подходах к развитию выносливости:
. Основан на использовании эффекта переноса и избирательного воздействия на факторы специфической выносливости. (это либо методы, основанные на использовании переноса общего тренировочного эффекта подготовительных упражнений.
Методы и методики, применяемые для развития выносливости
Основные методы:
методы целостно-приближенного моделирования соревновательной деятельности (важно для различных видов спорта):
минимизация пауз отдыха,
повторное преодоление соревновательной дистанции с превышением соревновательной скорости с постепенным увеличением отрезков (может применяться, как в физической культуре, так и в спорте).
Для совершенствования выносливости к работе максимальной мощности упражнения выполняются с большой скоростью; для умеренной мощности- с относительно меньшей скоростью.
Например, для совершенствования скоростной выносливости к работе умеренной мощности (длинные и сверхдлинные дистанции) используются следующие средства: бег, гребля, плавание, езда на велосипеде и др. циклические упражнения. При использовании равномерного метода упражнения выполняются с относительно равномерной скоростью, составляющей 75-80% от максимально возможной в течение 20 и более минут.
При применении интервального метода используются короткие отрезки, короткие паузы отдыха с большим числом повторений.
Заключение
Рассмотрение, вопросов связанных с развитием выносливости, позволило установить, что выносливость- это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.
Для развития выносливости может быть применен широкий круг средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки.
При этом следует помнить, что различают разные виды выносливости - общую (к любым видам физкультурно-спортивной деятельности) и специальную (к определенному виду физкультурно-спортивной деятельности).
Сначала развивают общую выносливость, потом, на ее основе - специальную.
Методика развития общей, а затем и специальной выносливости предусматривает применение так называемых циклических видов физических упражнений (бег, гребля, плавание) с постепенным увеличением интенсивности и длины дистанции, а также спортивные игр.
Одна из основных черт методики - постоянство и регулярность применения этих упражнений. Для развития таких видов выносливости, как скоростная, силовая, координационная применяют общеразвивающие, гимнастические и другие упражнения, которые также должны применяться регулярно и с достаточной длительностью. При развитии специальной выносливости (характерной для определенного вида спорта) может применяться выполнение упражнений, максимально приближенных к соревновательным (например для баскетбола длительное ведение мяча с бросками, для бокса - длительная работа на боксерском мешке и т.д.)
Список использованной литературы
1.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов М. Физкультура и спорт, 1988.
2.Гужаловский А.А., Попов В.П. Воспитание выносливости. Основы воспитания физических способностей. /В кн. Основы теории и методики физической культуры. / Под ред. А.А. Гужаловского. - М. 3.Физкультура и спорт, 1986.Зимкин Н.В.
4.Физиологическая характеристика мышечной силы, скорости движений, выносливости и ловкости. /В кн.
5.Физиология человека М.,1976.
6.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М. 7.Физкультура и спорт, 1991.
8.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта М. «Академия», 2001.
Спасибо за внимание!