ОБЩИЙ анализ результатов ВПР по русскому языку в 5-х классах в 2023г.
Учителя: Селиверстова В.В., Сидорова Л.А., Иванова О.Л.,Шарниева Н.М.
Дата проведения: 16 марта 2023 год.
5А-в классе – 25 чел., выполняли работу – 21 чел. (84%).
5Б- в классе – 25 чел., выполняли работу – 21 чел. (100%).
5В – в классе 12 чел., выполняли работу 11 человек (91%)
5Г- в классе – 28 человека, выполняли работу – 25 чел. (84%)
Всего: 90 чел. ,выполняли работу: 78 чел
Цель:оценить уровеньобщеобразовательной подготовки обучающихся 5 класса в соответствии стребованиями ФГОС, позволяют осуществить диагностику достиженияпредметных и метапредметныхрезультатов, в том числе уровнясформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладениямежпредметными понятиями.
Общий анализ
Определение доли успешных результатов по предмету по итогам ВПР 2023г.
Кол-во участников/доля участников | Доля участников, выполнивших работу | Проблемы, выявленные в освоении предмета | План предупреждающих действий в виде рекомендаций на 2023/2024 уч. Год. |
Низкий уровень («3») | Средний уровень («4») | Высокий уровень («5») |
78 чел. (86%) | 23 чел (29 %) | 28 чел (37 %) | 18чел (22 %) | 1. Орфографическая грамотность на среднем уровне, а также пунктуационная грамотность (1К1, К2); 2. Ошибки при выполнении фонетического разбора слова и синтаксического разбора предложения. 3. Не владеют навыками чтения, неумение справляться с большим объемом работы и воспринимать инструкцию к заданиям. 4. Затруднения в определении типа речи. 5. Трудности в опознавании предложения с прямой речью и соблюдение пунктуационных норм во время письма. 6. Затруднения в грамотном формулировании основной мысли текста. | 1. Отрабатывать умения грамматических разборов в соответствии с критериями ВПР; 2. Работать над формированием орфографической и пунктуационной зоркости, используя разные виды заданий; 3. Продолжить отрабатывать навыки смыслового чтения текста. 4. Продолжить работать с объемной информацией. 5. Работать над обогащением словарного запаса. 6. Работать над распознаванием предложений с прямой речью, с обращением, с однородными членами и умением преобразовывать предложения в графическую схему. |
класс | Количество обучающихся, выполнявших работу | Количество обучающихся,не справившихся с работой(ФИ учеников) | % обучающихся,не справившихся с работой |
5-а,б,в,г | 78 (90%) | 9 чел: 5а – Зайцева Л. 5б- 1 5в – Верзакова Н Верзакова В. Зуев М. Садовников Д. 5г – Жерлыгин М. Федоров С. Филиппова Д. | 12% |
Уровневый анализ результатов ВПР (уровни из демоверсий), соответствующий пятибалльной шкале:
уровни | Количество обучающихся, выполнявших работу | Количество обучающихся, освоивших уровень | Доля участников, освоивших уровень(%) |
отличный | 78 | 18 чел. | 22% |
хороший | 28 чел. | 37% |
удовлетворительный | 23 чел. | 29 % |
неудовлетворительный | 9 чел. | 12% |
Уровни из демоверсий, соответствующие пятибалльной шкале:
«2» - неудовлетворительный уровень,
«3» - удовлетворительный уровень,
«4» - хороший уровень,
«5» - отличный уровень.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметки по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | | 18-28 | 29-38 | 39-45 |
Общая гистограмма отметок за выполнение ВПР
2. Анализ решаемости заданий ВПР в соответствии с планом КИМ (из общего анализа ВПР)
Характеристика КИМ.
Вариант проверочной работы содержит 12 заданий, в том числе5 заданий к приведенному тексту для чтения.
Задания 1–9 предполагают запись развернутого ответа, задания 10-12 – краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Задание 1проверяет традиционное правописное умение обучающихсяправильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограммтекст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационныеправила.
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
− фонетический разбор направлен на проверку предметного учебно- языкового аналитического умения обучающихся проводитьфонетический анализ слова;
- морфемный разбор – на проверку предметного учебно-языковогоаналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на
основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализаслова;
- морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно- языкового аналитического умения анализировать слово с точки зренияего принадлежности к той или иной части речи, умения определятьморфологические признаки и синтаксическую роль данного слова вкачестве части речи;
- синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно- языкового аналитического умения анализировать различные виды
предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Задание 3нацелено на проверку умения распознавать правильнуюорфоэпическую норму современного русского литературного языка, вместе стем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебногодействия (владеть устной речью).
В задании4проверяется предметное учебно-языковое умениеопознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в
указанном предложении, определять отсутствующие в указанномпредложении изученные части речи; познавательные (осуществлять
классификацию) универсальные учебные действия.
Задания 5, 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковоеопознавательное умение обучающихся (опознавать прямую речь и словаавтора, обращение, сложное предложение); умение применятьсинтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умениесоблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выборнаписания (6, 7 задания), в том числе − с помощью графической схемы(задание 5); а также универсальные учебные действия: регулятивные(осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему).
В задании 8на основании адекватного понимания обучающимисяписьменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в
содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные икоммуникативные универсальные учебные действия), проверяютсяпредметные коммуникативные умения распознавать и адекватноформулировать основную мысль текста в письменной форме (правописныеумения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 9предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой
информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательныеуниверсальные учебные действия), на основе которых выявляется
способность обучающихся строить речевое высказывание в письменнойформе (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения исловоупотребления.
Задание 10также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой
информации (познавательные универсальные учебные действия), проверку предметного коммуникативного умения опознавать функционально- смысловые типы речи, представленные в тексте.
Задание 11выявляет уровень предметного учебно-языковогоопознавательного умения обучающихся распознавать конкретное слово по его
лексическому значению с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в
контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебныедействия).
В задании 12проверяются предметное учебно-языковое умениенаходить к слову антоним с опорой на указанный в задании контекст;
предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение вконтексте требуемой информации (познавательные универсальные учебныедействия).
Все задания относятся к базовому уровню сложности.
№ | | Блоки ПООП ООО выпускник научится / получит возможность научиться | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах) |
1. | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разнымиучебными предметами; овладение основными нормамилитературного языка (орфографическими, пунктуационными); стремление к речевомусамосовершенствованию | Соблюдать основные языковыенормы в письменной речи; редактировать письменные тексты разных стилей и жанров ссоблюдением норм современного русского литературного языка | 9 | 5-7 |
2. | Расширение исистематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи егоуровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения раз- личных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения | Проводить фонетический анализ слова; проводить морфемный анализ слов; проводить морфологический анализ слова; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения | 12 | 8-10 |
3. | Совершенствование видов речевой дея- тельности (чтения, говорения), обеспечи- вающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими) | Проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога | 2 | 2-3 |
4. | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия | 5 | 2-3 |
5. | Совершенствование видов речевой дея- тельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными) | Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно- смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | 4 | 3-5 |
6. | Совершенствование видов речевой дея- тельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи егоуровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными) | Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно- смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико - интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | 3 | 3-5 |
7. | Совершенствование видов речевой дея- тельности (чтения, письма), обеспечи- вающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными) | Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно - смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико- интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | 3 | 3-5 |
8. | Совершенствование видов речевой дея- тельности (чтения), обеспечивающих эф- фективное овладение разными учебными предметами; формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации | 2 | 7-10 |
9. | Совершенствование видов речевой дея- тельности (чтения), обеспечивающих эф- фективное овладение разными учебными предметами; формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации | 2 | 2-3 |
10. | Совершенствование видов речевой дея- тельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учеб- ными предметами; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения мно- гоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного язы- ка; приобретение опыта их использова- ния в речевой практике при создании письменных высказываний | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей | 1 | 2-3 |
11. | Совершенствование видов речевой дея- тельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях фор- мального и неформального межличностного и межкультурного общения; использование коммуникативно- эстетических возможностей русского языка; расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения раз- личных видов анализа слова (лексиче- ского), а также многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного язы- ка | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности | 1 | 2-3 |
12. | Совершенствование видов речевой дея- тельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях фор- мального и неформального межличностного и межкультурного общения; использование коммуникативно- эстетических возможностей русского языка; расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения раз- личных видов анализа слова (лексиче- ского), а также многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально- смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности | 1 | 2-3 |
Всего – 12 заданий.
Максимальный балл – 45.
Время выполнения проверочной работы – 60 минут.
3. Анализ выполнения заданий обучающимися
Кол-во уч-ся | Повысили отметку (в сравнении с четвертной) | Понизили отметку (в сравнении с четвертной) | Подтвердили отметку (в сравнении с четвертной) |
78 чел. | 12 чел. (15%) | 18 чел. (23%) | 48 чел. (62%) |
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу за 3 четверть
Класс 5-е классы | Отметки | Количество обучающихся, получивших отметки по итогам 3 четверти | Количество обучающихся, получивших отметки по результатам ВПР |
«2» | 3 чел. | 9 чел. |
«3» | 23 чел. | 23 чел. |
«4» | 43 чел. | 28 чел. |
«5» | 9 чел. | 18 чел. |
4. Сопоставительный анализ результатов ВПР 2022г. и четвертных отметок по предмету
Сравнение результатов четвертных отметок и отметок ВПР по предмету
Расхождение отметок за ВПР и отметок за 3 четверть 2023 г значительное: «4» получили за ВПР на 15 человек меньше, чем за 3 четверть, «2» - на 6 чел больше, чем за 3 четверть . Следовательно, 38 % обучающихся не подтвердили отметки (из них 23%- понизили на 1 балл)
4.Анализ выполнения заданий обучающимися
| сумма всех баллов | 204 | 152 | 148 | 123 | 197 | 123 | 142 | 99 | 193 | 116 | 100 | 93 | 96 | 46 | 96 | 44 | 104 | 73 | 36 | 43 | 57 |
| процент выполнения | 66,23 | 65,80 | 96,10 | 53,25 | 85,28 | 53,25 | 61,47 | 64,29 | 83,55 | 75,32 | 64,94 | 60,39 | 62,34 | 59,74 | 62,34 | 57,14 | 67,53 | 47,40 | 46,75 | 55,84 | 74,03 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 1К1 (4б) | 1К2 (3б) | 1К3 (2б) | 2К1 (3б) | 2К2 (3б) | 2К3 (3б) | 2К4 (3б) | 3 (2б) | 4.1 (3б) | 4.2 (2б) | 5.1 (2б) | 5.2 (2б) | 6.1 (2б) | 6.2 (1б) | 7.1 (2б) | 7.2 (1б) | 8 (2б) | 9 (2б) | 10 (1б) | 11 (1б) | 12 (1б) |
Слабо (менее 50%) обучающиеся справились с заданиями:
- умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. .
- умение опознавать функционально – смысловые типы речи.
Вывод: Из 78 человека (88 %) обучающихся справились с ВПР (получили положительные отметки) 46 человек (59 %) выполнили работу на «4» и «5». Не справились с работой 9 человек (12%). 23% обучающихся понизили отметку (за ВПР), если сравнивать с отметками, выставленными им за 3 четверть.
Саморекомендации:
1.Продолжать работу по формированию орфографической зоркости через систему упражнений, различных видов диктантов.
2.Продолжать работу по следующим орфографическим правилам:
-безударная гласная в корне слова;
-непроизносимая согласная;
-НЕ с глаголами;
- раздельное написание предлогов с частями речи;
-падежное окончание имен существительных.
3.Продолжать работу по следующим пунктуационным правилам:
- предложения с однородными членами;
- знаки препинания в предложениях с прямой речью;
- знаки препинания в предложениях с обращением;
-сложные предложения.
4. Усилить работу по языковым разборам (морфологический, морфемный, словообразовательный, фонетический разборы)
5. Продолжить работу с текстом, используя различные виды чтения. Научить находить в тексте требуемую информацию, адекватно понимать тексты различных функционально смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности.
6. Усилить работу по развитию речи (фразеологизмы, антонимы и синонимы).
Рук. ШМО : Селиверстова В.В.